Урок окружающего мира в 1-м классе по теме «Этикет для меня»
план-конспект урока по окружающему миру на тему

Качалова Светлана Владимировна

Знакомство ребят на этом уроке с основными понятиями: этика, этикет; вежливые слова; этические нормы поведения в обществе. Учащиеся узнают о том, что этика – одна из древнейших отраслей философии, наука о морали (нравственности), которая помогает выработать свою жизненную ориентацию и даёт возможность оценить поступки свои и окружающих людей, а этикет – соглашение между людьми о том, что принято и что не принято в обществе, что является правильным и неправильным, рассматривает главным образом поведение людей в повседневной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etiket.docx32.55 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 1-м классе

по теме «Этикет для меня»

Качалова Светлана Владимировна,

учитель начальных классов

БОУ СОШ № 35 МО Динской район

Цели:

- ознакомить с основными понятиями: этика, этикет;

- воспитывать в детях потребность употреблять в своей речи вежливые слова;

- закрепить представления об этических нормах поведения в обществе.

Оборудование:

Эпиграф, написанный на плакате, музыка, зонтик для Мэри Поппинс, волшебная коробочка, цветные карточки, плащ и корона для девочки Улыбки, звёзды жёлтого цвета.

Основные понятия:

Этика – одна из древнейших отраслей философии, наука о морали (нравственности), которая помогает выработать свою жизненную ориентацию и даёт возможность оценить поступки свои и окружающих людей.

Этикет – соглашение между людьми о том, что принято и что не принято в обществе, что является правильным и неправильным, рассматривает главным образом поведение людей в повседневной жизни.

Ход урока:

I.      Организационный момент:

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас урок окружающего мира.

II.   Работа по теме урока:

Учитель: эпиграфом сегодняшней встречи будут слова народной пословицы:

«Посеешь Поступок – пожнёшь Привычку, посеешь Привычку – пожнёшь Характер, посеешь Характер – пожнёшь Судьбу.» Как вы думаете, почему так происходит?

 

(Пусть больше детей выскажут своё мнение. Оно может быть таким:

- Думаю, что то, как поступает  человек, какие привычки он имеет, многое значит в его жизни. И т.д.)

 

Воспитанный человек всегда вежлив, доброжелателен по отношению к окружающим людям и тактичен.

    

Неожиданный стук в дверь. Появляется красивая девушка, со вкусом одетая, в  платье гувернантки, с зонтиком.

 

- Добрый день, дорогие дети! Вы заметили, какой сегодня замечательный день? Разрешите поприсутствовать на вашей беседе? Вы, конечно, меня узнали? Да, я ваша любимая Мэри Поппинс, которая решила непременно встретиться со своими любимыми детьми и помочь им овладеть хорошими манерами. Итак, улыбнитесь мне и друг другу, начнём первое занятие.

 

(Мэри Поппинс открывает свой волшебный зонтик, звучит музыка… и в её руках оказывается волшебная коробочка.)

 

- Посмотрите сюда, дети. Открыв крышку этой волшебной коробочки, вы станете свидетелями удивительных превращений, которые иногда бывают на Вашей Земле благодаря нам, волшебникам. Знаю, что вы любите игры. Поэтому хочу поиграть с вами на нашем первом занятии логическую игру «Закончи фразу» и узнать, кто же мой достойный ученик. Итак, я начну предложение, а вы должны его продолжить:

 

(Мэри Поппинс достаёт из коробочки звёзды ярко- жёлтого цвета, на которых написаны фразы)

 

- иметь опрятный, чистый внешний вид нужно потому, что…

(правильно ответившему вручается право повесить звезду на доске)

- нельзя ходить злым и раздражительным, так как…

- говоря бабушке, что она ничего не понимает, это свидетельствует о …

- если во время завтрака и обеда ты набрасываешься на еду, выбирая самые большие и лучшие куски, тебя сочтут…

- будет неплохо, если ты позаботишься о своих сестрёнке или братишке, потому что…

- здороваться первым, значит…

- если ты хочешь что- то спросить, значит…

- предложить старшему тебя место, значит…

Какими качествами должен обладать человек?

 

(На обратной стороне звёзд написаны понятия: культура поведения, вежливость, порядочность, благодарность, …)

 

Зарезервировано: вежливость

Зарезервировано: Культура поведения

 

 


                                                                                                            

 

Вот видите, мои дорогие дети, благодаря вашим правильным ответам мои волшебные звёзды высвечивают важные понятия, которые должны стать вашими верными спутниками в жизни.

(Мэри Поппинс вновь открывает свой зонтик, вновь звучит музыка…)

http://novotitarovka35.narod.ru/metod_files/Itiket.docx.files/image003.gifА теперь наше второе занятие. Часто мы спрашиваем друг у друга: какое у тебя настроение? И это не случайно. Наверное, вы и сами замечали, что когда настроение хорошее, то многие вещи нам нравятся, дела все ладятся, всё получается, а когда плохое – то всё окрашено как бы в чёрный цвет, и люди почему- то кругом какие- то злые, а хорошего мы просто не замечаем. Постарайтесь вовремя оценить своё настроение. Это совсем нетрудно. Сначала приучите себя наблюдать за собой  и ставить в блокноте соответствующие значки, узнаваемые только вами. Например, ваше настроение сегодня грустное – пометьте это синей тучкой, вот такой, а если настроение спокойное , то это снежинка; а если радостное – нарисуйте солнышко.

http://novotitarovka35.narod.ru/metod_files/Itiket.docx.files/image004.gif

http://novotitarovka35.narod.ru/metod_files/Itiket.docx.files/image005.gif

 

 

 

 


Конечно, вы можете придумать свои символы настроения, главное, чтобы вы хотели этим заниматься. Вы увидите сами, что когда вы находитесь в хорошем настроении, всё вам хочется выполнять лучше, быть вежливее. Вы станете чутче не только к себе, но и к другим, окружающим. Это повлияет на ваши отношения с друзьями, родными и просто знакомыми. Каждую неделю просматривайте свои рисунки символы. Каких окажется больше? Как вы думаете, если будет хмурыхбольше, легко ли иметь дело с человеком, который скисает от любой неприятности, не умеет противостоять трудностям, огорчается по пустякам? Что же делать, спросите вы. Простой рецепт на все случаи жизни, конечно, дать трудно. Но …я знаю, что вы ждёте от меня превращений, которые я обещала…Секундочку…

(Мэри Поппинс подходит к девочке, с которой заранее была оговорена роль помощницы. 

Произносятся слова волшебного заклинания, девочка забегает за зонтиком Мэри Поппинс и быстро надевает плащ и корону, на которой написано «Улыбка».)

 

А вот моя помощница- Волшебная Улыбка. Это она помогает «растопить» сердца и совершать благородные поступки.

 

Девочка Улыбка: у меня много чудесных свойств, это доказывают многие учёные. Во - первых, я поднимаю настроение, даже если бываю искусственной. Во - вторых, располагаю к себе окружающих, вызываю ответные положительные эмоции. В - третьих, подтягиваются все мышцы лица, а это позволяет выглядеть мило. Я творю настроение!

Советую вам следовать моим упражнениям. По мнению психологов, они очень эффективны.

Упражнение № 1. Когда вы одни в комнате, поставьте перед собой зеркало и внимательно посмотрите на своё изображение. Приветливо ли вы смотрите? Улыбнитесь! Какая у вас улыбка? Приветливая? Натянутая? Смущённая? Неуверенная? Неискренняя? (дети смотрят на себя в зеркало) Повторите упражнение несколько раз и выберите для себя ту, которая вам поможет в общении с людьми.

 

Упражнение№2. Сильно наморщите лоб, представьте себе, как кожа собирается в гармошку, как будто вы очень сильно чем- то не довольны, потом резко расслабьте мышцы лица так, чтобы лоб абсолютно разгладился. (Дети смотрят на себя в зеркало) Повторите упражнение несколько раз. Главное - запомните то ощущение расслабления и покоя, которое при этом возникает.

 

Мои советы помогут вам успокоиться и создать настроение! А ведь настроение- вещь тонкая и деликатная.

А теперь наше третье занятие « Мелочи жизни».

Мэри Поппинс: существуют ли на самом деле мелочи жизни? Как вы считаете? Сейчас моя Волшебная Улыбка раздаст каждому из вас сигнальные карточки, на мои вопросы вы будете отвечать поднятием одной из них. Если вы считаете поступок, о котором я вам скажу, мелочью жизни, то поднимите красную карточку, а если так не считаете - зелёную. Приготовились?

    Входит в комнату человек, со всеми здоровается - это…

    Ученик опаздывает в школу, при входе всех расталкивает - это…

    Говорить спокойным, ровным голосом - это…

    Плакать по пустякам это…

    Сидеть за столом, чавкать и болтать ногами - это…

    Сердиться, если не попал на просмотр фильма - это…

    Глотать наспех завтрак в столовой - это…

    Вы обещали позвонить по телефону и забыли - это…

    Вы опоздали на запланированную встречу с другом - это…

Каких же карточек вы поднимали больше? Получается, что вы, мои благородные воспитанники, правильно понимаете: с детства надо заставлять себя делать не только то, что хочется, но и то, что надо. Не нужно, чтобы небрежность в человеческих отношениях вошла в привычку.

А делать комплименты и искренне радоваться успехам товарищей- это мелочи жизни? Давайте потренируемся, как надо говорить добрые слова друг другу. В моей волшебной коробочке есть задания, выполняя которые вы станете любезными и галантными. Вот и будет ещё одно превращение.

Приглашаются двое детей, они достают карточку и читают задание. Один читает - другой отвечает, и так несколько пар.

1.     Я тебя сегодня нечаянно толкнул. (Извини, пожалуйста. Я постараюсь в следующий раз быть повнимательнее.)

2.     Твой друг стал победителем спортивных соревнований. Что ты ему скажешь?

3.     Твоя подруга достала для тебя книгу, которую ты очень хотела почитать. Какие слова благодарности ты найдёшь?

4.     Тебе подарили вещь, о приобретении которой ты давно мечтал. Как ты проявишь чувство удовольствия?

5.     Тебя пропустили вперёд при входе в помещение. Как ты поблагодаришь?

6.     Ты забыл на урок принести чистую тетрадь, а тебя выручил одноклассник. Твои действия?

7.     Тебя в ссоре обидели, но тыне хочешь портить отношения. Что ты скажешь?

8.     Тебе не ответили на письмо, ответ на которое ты ждёшь. Что ты напишешь снова?

Мэри Поппинс: ребята, постарайтесь быть терпимыми к недостаткам других людей. Всё ещё можно изменить с помощью Улыбки, и Такта, и Настроения.

Мои благовоспитанные дети! Мне, к сожалению, пора улетать … Вот и настала пора прощаться. Но вам обо мне будут напоминать мои волшебные Звёзды- понятия. Мне немного грустно от расставания, но знаю, что обязательно ещё прилечу к вам. До встречи! Всего хорошего! Будьте счастливы и удачливы!

III.             Закрепление урока:

Ребята! Что вам запомнилось из нашего урока, что вам было знакомо, а что нет? (дискуссия) .

Учитель: в основе хорошего поведения всегда лежит умение правильно владеть собой. А советы, хоть и очень хорошие, не должны применяться всегда одинаково. В одних случаях их придерживаются строго, в других - менее точно. Во всякой обстановке следует найти правильную меру, чтобы не походить на безжизненных истуканов или кукол. Будьте всегда искренними в своих поступках. Следуйте правилам хорошего тона не только при исключительных обстоятельствах, но и в повседневной жизни.

IV.            Домашнее задание:

Расскажите о сегодняшней нашей беседе мамам и папам, поделитесь с ними своими впечатлениями, они обязательно порадуются вашим наблюдениям и размышлениям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 1 - ом классе по теме "Золотая осень. Путешествие в неживую природу".

Данный урок является одним из уроков при изучении в первом классе темы «Осень». Выбрана нетрадиционная форма проведения урока. На уроке осуществляется дифференцированный подход к обучению, используютс...

Урок окружающего мира в 1 - ом классе по теме "Жизнь растений осенью".

Данный урок является одним из уроков при изучении в первом классе темы «Осень». Выбрана нетрадиционная форма проведения урока. На уроке осуществляется дифференцированный подход к обучению, используютс...

Урок окружающего мира в 1 - ом классе по теме "Золотая осень. Путешествие в мир насекомых и птиц".

Данный урок является одним из уроков при изучении в первом классе темы «Осень». Выбрана нетрадиционная форма проведения урока. На уроке осуществляется дифференцированный подход к обучению, используютс...

Урок окружающего мира в 1 - ом классе по теме "Золотая осень. Путешествие в мир животных".

Данный урок является одним из уроков при изучении в первом классе темы «Осень». Выбрана нетрадиционная форма проведения урока. На уроке осуществляется дифференцированный подход к обучению, используютс...

Урок окружающего мира в 1 - ом классе по теме "Труд людей летом и осенью".

Данный урок является одним из уроков при изучении в первом классе темы «Осень». Выбрана нетрадиционная форма проведения урока. На уроке осуществляется дифференцированный подход к обучению, используютс...

Конспект урока Окружающего мира в 4-м классе по теме "Природные зоны. Растительный и животный мир тайги" (по программе А.А. Плешакова, школа России), Лебеденко Олеся Григорьевна, учитель начальных классов.

Цели: познакомить с растительным и животным миром тайги;развивать познавательную активность детей, умение работать с картой, атласом;воспитывать любовь к природе, бережное отношение к окружающему миру...

Урок окружающего мира в 1-м классе по теме "Режим дня (урок - игра)"

Цели: • познакомить учащихся с режимом дня школьника, • формировать навыки личной гигиены, • воспитывать аккуратность, организованность, трудолюбие, • учить делать выводы, • расширять кругозор, ...