Внеклассное мероприятие. «В царстве устной и письменной речи.»
план-конспект занятия (2 класс) по теме

Внеклассное мероприятие. "В царстве устной и письменной речи.»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon i_carstve_ustnoy_i_pismennoy_rechi.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

   МБОУ СОШ  № 16  г. Ногинск

         Внеклассное мероприятие.

       «В царстве устной и письменной речи.»

                       

Учитель начальных классов              Камышникова С.А.

2010 г.

В царстве устной и письменной речи.

В устном журнале принимает участие 6 классов начальной школы.

Оборудование: плакаты с надписями «Гласные и согласные», «Царство ОРФОГРАФИИ», «Звуки и буквы»,красочные иллюстрации с изображением «Дома поэтов»,Избушки»,»Живое русское слово»,»33  родных сестрицы; карточки с сочетаниями «жи-ши», «ча-ща», «чу-щу»,гласными и парными согласными; карточки с напечатанными загадками и пословицами для каждого класса; костюмы «Мышки», «Ежа», «Феи письма», свиток с законами.

Ход занятия.

Здравствуйте  ребята! Сегодня мы с вами собрались для проведения внеклассного занятия «В царстве устной и письменной речи». Этот устный журнал положит начало проведению предметной недели по русскому языку. В ваших классах пройдут конкурсы, викторины, олимпиады и КВНы по этому предмету; учителя дадут открытые уроки для ваших родителей; пройдет конкурс газет  на тему : «Занимательная Грамматика», игра «Путешествие по станциям русского языка».

И всё это делается для того, чтобы помочь вам в изучении этого предмета, заинтересовать вас, расширить ваш кругозор и развить вашу речь. Русский язык – это предмет трудный, но и очень интересный. В этом вы сегодня еще раз убедитесь.

  1. Представьте себе, что вы утром проснулись, молча  встали, умылись, оделись, позавтракали, молча посидели в школе и молча вернулись домой. А на улице шумел ветер, шелестели листья деревьев, пели птицы и звенел ручей. И вам стало грустно. Отчего? Чего вам не хватало в этот день?

Правильно, вам не хватало человеческой речи и обычного общения. Человеку становиться хорошо и интересно, когда он разговаривает, общается и узнает что-то новое?

Что такое речь?

Из чего она состоит?

Из чего состоят предложения?

Из чего состоят слова?

На какие группы делятся звуки речи?

Открываем первую страницу журнала и попадаем в город «33 родных сестрицы»

Скажите что это?  

 33 родных сестрицы

 Писаных красавицы

 На одной живут странице,

 А повсюду славятся.

 Правильно, это буквы.

 Буквы- значки, как бойцы на парад.

 В строгом порядке построены в ряд.

 Каждый в условленном месте стоит,

 И называется всё ….(алфавит)

Сколько букв в русском алфавите(33)

Самые маленькие участники устного журнала сейчас расскажут нам о буквах и звуках.

  1. Ежедневно по утрам

Заниматься нужно нам

Мы с доски не сводим глаз,

А учитель учит вас.

  1. Ель , топор, лопата, руки.

 В каждом слове слышим звуки!

Звуки эти разные: гласные, согласные.

  1. Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

В тёмном лесу звать и аукать

И в колыбельке ребёнка баюкать,

Но не желают свистеть и ворчать.

  1. А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

  1. Дружат гласная с согласной,

Составляют вместе слог:

«Ма» и «Ша», а вместе «Маша»

К нам явились на урок.

  1. Если слоги встанут рядом - получаются слова:

«Ты» и «ква», а вместе «тыква»,

«Со» и «ва», всего –«сова».

Ведущий:

Если хочешь много знать,

Многого добиться,

Обязательно читать

Должен научиться.

Много с буквами хлопот,

Уж такой они народ,

Но когда с умом, толково

Их построишь в чёткий ряд-

Превратятся буквы в слово

И с тобой заговорят.

1 задание.

 Расставьте буквы в нужном порядке, чтобы получились слова.

  1.  мел(лем) 1 кл.(1-4)
  2. Урок( орук) 1 кл.(1-3)
  3. Книга (гакни) 2 кл.
  4. Точилка (токачил) 3 кл
  5. Тетрадь (радьтет) 3 кл
  6. Карандаш (рандакаш) 4 кл

Завяжи узелки на память.

  1. Каждая буква долна стоять на своем месте.
  2. Если буква пропущена или заменена другой,

слово теряет свое значение или перестает быть словом.

2 страница.

Следующая страница нашего журнала посвящена слову.

Сколько слов в русском языке?

В 17-ти томном академическом словаре современного русского литературного языка более 120 тысяч слов. Но это только часть слов, употребляемых в разных областях речи. Чем больше слов знает человек, тем точнее и ярче он выражает свою мысль. Есть пословица: «Хромое слово-кривая речь». Слова бывают вежливые и грубые, добрые и злые, самые дорогие.

 Важно знать значение слов, а ведь у 1 слова может быть несколько значений.

2 задание.

Отгадайте, что это за слово:

  1. Я в дверях, я в замке

Я и в нотной строке,

Я и гайку отвинчу

И могу, если хочу

Телеграмму передать

И загадку разгадать. (ключ)

  1. Они обычно для шитья,

И у ежа их видел я. ( иголки)

  1. Их много в играх набирают

И даже на нос одевают. (очки)

В русском языке много слов иностранного происхождения. Интересно, откуда пришли к нам эти слова и что они означают.(вопросы для учителей. Дети подсказывают)

3 задание.

  1. Слово «акробатика» в переводе с  греческого означает : ( цирковая гимнастика)
  1. Повороты в воздухе
  2. Хожу на цыпочках, лезу вверх
  3. Кувыркаюсь, прыгаю, и скачу.

  1. В переводе с итальянского «батут» означает(сетка для прыжков)
  1. Гамак
  2. Удар
  3. Прыжок

  1. «Биатлон» в переводе с греческого означает (лыжная гонка и стрельба из винтовки-вид спорта)
  1. Лыжи и стрельба
  2. Двойной удар
  3. Двойное состязание

  1. Судью в боксе называют
  1. Рефери
  2. Рингеры
  3. Бойскауты

  1. «Карате» в переводе с японского:
  1. Кровная месть
  2. Сильная нога
  3. Пустая рука

  1. Ковёр для каратэ
  1. Матрац
  2. Татами
  3. Карани

Завяжи узелок на память.

Очень важно знать точное значение слова, чтобы не допустить ошибок в речи. Если слово непонятно, надо посмотреть в словарь или попросить о помощи у взрослых.

3 страница.

        Слова нужно грамотно писать. Не все звуки пишутся так, как слышатся.

Об этом следующая страница нашего журнала «Царство Орфографии».

Сценки в исполнении учащихся о некоторых правилах орфографии. Посмотрите 3 сказки.

3 кл.       1. Безударные гласные.

Не далеко, не близко, не высоко, не низко на Словарной поляне жили гласные буквята. Любили они в прятки играть. Выбегут на поляну и кричат: « Мы безударные! Пишите нас  так  как слышите!»

Стороной обходят эту поляну. Узнала про шалунов Фея Письма и решила приструнить проказников. Нашла на них управу – ударение-молоточки. А чтобы не было путаницы, зачитала Фея Закон Орфографического царства

          «Я,Фея Письма, отныне и навсегда повелеваю: усмирить и прояснить безударную гласную может ударение.Нужно только найти такое слово где безударный гласный будет стоять под ударением.»

  1. Безударный хитрый гласный,

Слышим мы его прекрасно,

А в письме какая буква?

Здесь поможет нам наука:

Гласный ставь под ударенье,

Чтоб развеять все сомненья!

  1. Мы под удареньем пишем

Без сомненья то, что слышим.

Если ж звук без ударенья-

Вызывает он сомненья!

3 кл. 2. Парные звонкие и глухие согласные.

В  Грамматическом царстве, Орфографическом государстве жили были парные звонкие и глухие согласные буквята. А звали их парными потому, что они имели одинаковую преграду при произношении.

Б-П –губы; В-Ф-зубы,губы; Г-К- нёбо,язык; Д-Т- кончик языка,зубы; З-С – зубы;Ж-I – зубы.

Слышатся звуки звонко и глухо.

Играют с Феей Письма в прятки. А вот буквы пишутся одни и те же. Задумалась Фея Письма и решила, что усмирить и пряснить  парные согласные могут гласные и сонорные согласные.

Вот 2 закон Орфографического царства.

Сценка Вед. Там где, в поле зрела рожь,

Повстречал  полевку еж.

Ёж- Это кто?-подумал  ёж,

Еле сдерживая дрожь.

Ёж-Мама!Мама!- закричал, я злодея повстречал.

Глаза – пёстрые, зубы острые, хвост- длинный, вымазан глиной.

Вед. Вышла мама , в тот же миг

Серый ком под кочку шмыг.

Мама Эх, глупышка, это же мышка!

  1. Если слышишь парный звук,

Будь внимательным мой друг,

Парный сразу проверяй, слово смело изменяй!

Зуб – на зубы, лёд на льды,-

Будешь грамотным и ты.

  1. Звук согласный проверяй-

Рядом гласный подставляй.

1 кл. 3. Гласные после шипящих

Не далеко, не близко, не высоко, не низко, в Орфографической пустыне жил-был умный и добрый Змей Горыныч о четырех головах.

Ж-ж-ж- зашипела одна голова

Ш-ш-ш- зашипела вторая

Ч-ч-ч- зашипела третья

Щ-щ-щ- зашипела четвёртая

Вдруг 2-е головы заговорили:

Жи-Ши не дружили с Ы. Они с твердым характером, им нужна мягкость.

Что то запыхтело, заворочалось и заговорила 3-я голова:

 Ча-Ща не дружат с Я!

Они с мягким характером, им нужна твёрдость.

Снова что-то запыхтело и заворочалось. Заговорила 4-я голова: чу-щу пишу с у.

Подсказал Змей Горыныч новые законы Орфографического царства:

  1. Лыжи, мыши, камыши-

             Букву И всегда пиши.           Жи-ши

  1. Туча, роща, час, крича-

Напишу я букву А.                  Ча-Ща

  1. Чуть, молчу, тащу, ищу-

Только с буквой У пишу.       Чу-Щу.

Сценка «Шёпот и шорох»

В тишине лесной глуши Шёпот к Шороху спешит, Шёпот по лесу шуршит

Шорох- Ты куда?

Шёпот-   К тебе лечу.

               Дай на ушко пошепчу.

               Шу-шу-шу, да Ши-ши-ши.

               Тише Шорох не шурши,

               навостри  ка уши,

               тишину послушай. Слышишь?

Шорох- Слышу

Шёпот- Что ты слышишь?

Шорох-  Шебуршатся где-то мыши,

               под кореньями шуршат,

               дружно шишку шелушат.

Запомните ещё три закона Орфографического царства и завяжите узелки на память

4 страница.

Следующая страница «Дом художника»расскажет о том, что наша речь имеет свои художественные особенности. Красочной, выразительной, яркой делают нашу речь пословицы, поговорки, крылатые слова.

Проверим , хорошо ли вы знаете пословицы. Собери пословицу

4 задание.

  1. Слово не воробей, вылетит не поймаешь
  2. Чтение – вот лучшее учение
  3. Азбука – к мудрости ступенька
  4. Красна речь пословицей
  5. От доброго слова язык не отсохнет
  6. Пустые речи- что орехи без ядра.

5 задание.

       Загадки – шутки.

Догадайтесь по описанию, о чём идет речь.

1кл. 1. Его вешают, когда унывают,

              его задирают, когда зазнаются,

              его суют не в своё дело.(нос)

1кл. 2. Не цветы, а вянут,

            не ладони, а ими хлопают, прослушивают

            их развешивают слишком доверчивые люди.(уши)

2кл. 3. Он в голове у легкомысленного человека, его советуют искать в поле,

             на него бросают слова и деньги, кто их не ценит.(ветер)

3кл. 4. Её заваривают, затевая что-то неприятное,

               а потом расхлёбывают, её не сваришь с тем ,

               с  кем трудно договориться, её просит рваная обувь, она в голове у путаника.(каша)

3кл. 5. Её толкут в ступе и носят в решете те , кто занимается бесполезным делом;

её набирают в рот, когда молчат; ею нельзя разлить настоящих друзей; в неё прячут концы нечестные люди; из неё выходят сухими.(вода)

4кл. 6. Его проглатывают не желая говорить и держат за зубами, боясь сказать лишнего; он хорошо подвешен у человека, который легко и бойко говорит.(язык)

А теперь отправимся в «Дом поэтов»

5 страница.

   Это следующая страница журнала. Попробуем выступить в роли поэтов.

6 задание.

Доскажи словечко.

  1. Дружнее этих двух ребят на свете не найдешь

О них обычно говорят… водой не разольешь.

  1. Фальшивят, путают слова,

Поют кто в лес ,кто … по дрова.

  1. Товарищ твой просит украдкой

Ответы списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу

Окажешь…  медвежью услугу.

  1. Мы исходили городок

Буквально вдоль и … поперек.

И так устали мы в дороге,

Что… еле волочили ноги.

7 задание.

Сочини стихи

Рифма                   Щенка - пока

                              помогите-найдите

6 страница.

Заключительная страница устного журнала.

Наш язык – это история народа

                                                    А.И.Куприн

Давайте же изучать его, бороться за его чистоту и остроту языка.

                                                                А.М.Горький

Обращаться с языком кое-как- значит и мыслить кое-как: неточно, неверно.

                                                                        А.Н.Толстой

2кл.     Грамматика, грамматика-

            Наука очень строгая

            Учебник по грамматике

            Всегда беру с тревогой я.

           Она трудна, но без неё

           Плохое было бы житьё!

           Не составить телеграмму

           И открытку не отправить,

           Даже собственную маму

           С Днём рожденья не поздравить!

          Люблю тебя, грамматика!

          Ты умная и строгая.

          Тебя моя грамматика,

          Осилю понемногу я!

Ведущий.

     Вот настал момент прощанья,

     Будет краткой моя речь.

     Говорю всем до свидания,

     До счастливых новых встреч.

Наша встреча состоится на подведении итогов предметной недели русского языка.

Список используемой литературы.

  1. Е.М.  Минскин  «От игры к знаниям»

  1. Н.Н. Ушаков  «Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах»
  2. В.Волина  «Этимологический словарь»
  3. А.Т. Арсирий  «Материалы по занимательной грамматике русского языка»
  4. Е.Н. Новикова и А.Э. Лебедева «200 пословиц, поговорок, потешек и скороговорок»
  5. К.Резников «Грамматика русского языка в стихах»
  6.  «КВН по русскому языку» З.Н. Королева

«Праздник первой оценки» Н.И. Кудрявцева.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение грамоте 1 класс тема: Устная и письменная речь. Предложение.Речь устная и письменная. Предложение. Выявление уровня развития лексики.

Способность формированию начальных представлений о понятиях «речь письменная и устная», развитию внимания, фонематического слуха; создавать условия для выявления уровня развития лексики....

Рабочая программа по курсу: "Коррекция устной и письменной речи обучающихся с тяжелыми нарушениями речи", вариант 5.2. 1 класс

Рабочая программа коррекционного курса «Коррекция устной и письменной речи обучающихся с задержкой психического развития» 1 класса разработана в соответствии с требованиями федерального го...

Рабочая программа "Предупреждение и коррекция нарушений устной и письменной речи у учащихся 1-го класса с фонетико-фонематическим недоразвитием речи"

Реализация идей нового проекта современной модели образования невозможна без устранения причин затруднений, возникающих у определенной части детей в процессе усвоения школьной программы, поэтому в усл...

Конспект урока по родному языку 1 класс Тема урока: «Язык как средство общения. Для чего нужна речь. Устная и письменная речь. Говорим и пишем».

Цель: закреплять условия для формирования первоначальныхпредставлений об устной и письменной речи, о языке как средстве речевогообщения.I. Определение темы и цели урока-Вспомните, какие значения имеет...

Русский язык 1 класс. Карточки. Звук и слово. Звуки и буквы. Деление на слоги. Ударение. Речь. Устная и письменная речь. Предложения

Русский язык 1 класс. Карточки. Звук и слово. Звуки и буквы. Деление на слоги. Ударение. Речь. Устная и письменная речь. Предложения...

Виды речи. Устная и письменная речь.Виды речи (общее представление). Речь устная и речь письменная (общее представление) Тема Виды речи (общее представление). Речь устная и речь письменная (общее представление) Педагогические цели сформировать способности

Виды речи (общее представление).Речь устная и речь письменная (общее представление)ТемаВиды речи (общее представление).Речь устная и речь письменная (общее представление)Педагогические целисформироват...

Коррекция устной и письменной речи учащихся с тяжелыми нарушениями речи.

В статье раскрывается система работы по предупреждению и исправлению нарушений устной и письменной речи учащихся начальных классов....