Занятие"Город противоречий"
план-конспект занятия по теме

Данное занятие разработано в технологии ТРИЗ. Направлено на развитие творческого воображения, логического мышления, на формирования умения решать задачи исследовательского и изобретальского характера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gorod_protivorechii.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по развитию творческого воображения.

Тема: «Город противоречий».

Цель: Познакомить детей с понятием «противоречие».

Задачи:

  • Развивать творческое воображение;
  • Способствовать развитию логического мышления;
  • Формировать умение находить противоречия в окружающей жизни;
  • Учить решать творческие задачи исследовательского и изобретательского характера;
  • Способствовать формированию коллектива.

Оборудование: плакат «Страна Загадок»; карта путешествия «Город противоречий;, карточки с противоречивыми предметами; схемы опоры для сочинения загадок; 2 лимона; чаша с водой; 4 пустых стаканчика из-под йогурта; 4 х/б салфетки; 4 резинки; подсолнечное масло; кисточка; клей ПВА;  воск;  ложечка; пустая коробочка; игрушка-помощник;  портфель.

Ход занятия.

  1. Введение в тему занятия. Постановка цели.
  • Отгадайте, что у меня в мешочке. (Учитель проводит с детьми игру «да-нет-ка»).
  • Это объект природы? Это вещь?
  • Это живая природа? Это неживая природа?
  • Это растение? Это животное?
  • Этот объект круглой формы? Овальной?
  • Он зелёного цвета? Он красный? Он жёлтый?
  • Он сладкий по вкусу? Он кислый?
  • Это лимон?)
  • Да, это лимон. Мне нужен помощник, чтобы проделать опыт.

(Для опыта: 2 лимона: в кожуре и очищенный; миска с водой).

  1. Положите целый лимон в воду. Что наблюдаете?

        - Сделайте вывод, почему лимон не тонет?

  1. Очистим лимон и положим его в воду. Что теперь наблюдаете?
  • Почему лимон утонул?
  • Возникает интересный вопрос: почему лимон в кожуре лёгкий, а без кожуры тяжелее? (Предполагаемый ответ: в кожуре есть поры с воздухом, которые и поддерживают лимон на плаву, не дают ему утонуть. Отсутствие воздушной подушки приводит к тому, что лимон тонет.)

- Так значит один и тот же предмет может быть одно время тяжёлым, а другое время лёгким. Когда нужно тяжёлым, а когда нужно лёгким.

- Догадайтесь, где в жизни используется подобное свойство у предметов? (Подводная лодка закачивает воздух, чтобы всплыть. Рыба надувает пузырь воздухом, чтобы всплыть, и выпускает воздух, чтобы погрузиться на дно).

- Удивлены? Вот какие противоречия окружают нас в жизни. Очень важно замечать, видеть их. (Противоречие – положение при котором одно высказывание или мысль, или поступок исключает другое, несовместимое с ним. Например, острый – тупой; твёрдый – мягкий).

- Приглашаю вас в путешествие по городу Противоречий. А помогать мне будет … Он говорящий и живёт в этом городе. У … потерялся сладкий сюрприз, поможем ему его найти.

  1. Основная часть.

1) – Откуда начнём путешествие? От главных ворот города).

- В город смогут войти те ребята, которые найдут противоречивые свойства, качества, действия на рисунках и докажут свой ответ.

- Поработаем в парах. (У детей карточки с рисунками:

  • Змея – червяк  (длинная – короткий);
  • Жираф – ослик (высокий – низкий0;
  • Лук – абрикос (горький – сладкий);
  • Свинья – медведь (гладкая – мохнатый);
  • Слон – муравей (большой – маленький);
  • Дом – палатка (высокий – низкая);
  • Воробей – петух (тихий – громкий);
  • Тигр – заяц (смелый – трусливый);
  • Рыба – попугай (молчаливая – говорливый);
  • Черепаха – белка (быстрая – медленная).

- Молодцы. Попробуйте поднять руки выше головы, но ниже парты.

- Пойдём дальше. … говорит мне, что мы попали на улицу Спорщиков. На этой улице стоит какое-то мрачное здание, серое, даже двери скрипят.

- Суд – государственный или общественный орган, рассматривающий проступки членов коллектива.

- В этом здании виновных наказывают, а невиновных защищают? Какое противоречие заметили? (Защищают – наказывают).

- … говорит, что в суде проблема с кадрами (работниками). Нужны прокуроры и адвокаты.

Прокуроры – обвинители.            Противоречие.

        Адвокаты – защитники.

- Ребята 1 ряда будут прокурорами. 2 ряда – адвокатами. Все дела в суде ужасно важные. Вот, например, бедный портфель. Хозяин заявил на него в суд, за то, что портфель промочил очень важные бумаги. Прокуроры должны предъявить портфелю обвинение, обвинив его в самых тяжких грехах. Попытайтесь найти самые «плохие» стороны в портфеле. Адвокаты, напротив, выстраивают защиту портфелю, находят  его самые «хорошие» стороны. Минута на размышление.

Адвокаты – «хорошо»

Прокуроры – «плохо»

- у портфеля много карманов, всё лежит на своём месте;

- в нём можно незаметно пронести оружие;

- можно быстро всё найти;

- очень много вещей, можно не сразу найти вещь;

- много замков и они крепкие, значит ничего не потеряется;

- сделан не из очень прочного материала;

- есть удобные ремни, можно носить на спине и не испортить осанку, не трудить руки;

- если молния сломается, то в портфель может проникнуть вода или может потеряться какая-либо вещь;

- сам маленький, а вещей вмещает много;

-от портфеля болят и руки, и спина, тяжёлый.

- красивый, яркий;

- не маркий, практичный

- Как много хорошего вы назвали, но много и плохого. Например, портфель сделан не из прочного материала и пропускает воду, это как раз то, в чём его обвиняют. Как же помочь портфелю стать лучше, как укрепить материал? (Учитель демонстрирует опыт с тканью и дети видят, как обычная ткань пропускает воду.)

2) Решение изобретательской задачи.

  • Представьте, что вы сотрудники секретной лаборатории и вам необходимо изобрести непромокаемую ткань. Попробуйте это сделать из тех предметов, которые есть у вас на столах и продемонстрировать новое свойство ткани. (Дети работают в группах :
  •  у I группы: ткань, масло, кисточка, стаканчик, резинка;
  • у II группы: ткань, клей ПВА, стаканчик, резинка
  • у III группы: ткань, воск, стаканчик, резинка.

Дети демонстрируют и рассказывают, как им удалось сделать открытие: смазали ткань маслом, клеем, воском, накрыли тканью стакан, перетянули резинкой. Осторожно налили на лоскутик воды. Вода не впитывается, остаётся на поверхности ткани.

Вывод: благодаря маслу, клею, воску ткань отталкивает воду).

- Где нашли применение непромокающие ткани? (Спецодежда, сумки, обувь, туристические палатки и т.д.)

- Какое противоречие открыли?

Физкультпауза.

- Хлопните в ладоши одной рукой. Как это сделать?

3) Сочинительство загадок.

- … подсказывает мне, что в следующем домике живёт загадка: местами колючее, местами гладкое, то колючее, то гладкое, для кого-то колючее, для кого-то гладкое, по отдельности – колючее, вместе – гладкое.

  • Что это? (ёжик). Докажите.
  • а) Попробуйте догадаться, что это. Ответ докажите. (Дети работают в группах по карточке №1).
  1. местами мягкое, местами твёрдое (куртка с клёпками);
  2. то твёрдое, то мягкое (пластилин);
  3. * для кого-то мягкое, для кого-то твёрдое(для пловца вода мягкая, а для прыгуна с вышки – твёрдая);
  4. по отдельности – твёрдое, вместе – мягкое (песок).
  • б) Впишите в схему-опору свойства, противоположные свойству. Сочините загадку. Загадайте классу. Найдите отгадку.

1. Вчера мягкое, сегодня …

        Вчера …, сегодня тёмное. (Тесто)

2.Для одежды …,

        Для … холодное. (Утюг)

3. В … погоду …

        В сухую погоду маленький. (Зонт)

4. Для руки …

        Для … острый. (Нож)

  1. Решение изобретательской задачи.

- … прав, по городу Противоречий не так-то легко идти, даже у … не всегда получается. Вот попробуйте сами. Нужно идти быстро и в тоже время медленно Как так? (1 шаг вперёд, 2 шага назад; бег по тренажёру; прыжки на батуте и бег в воздухе).

  • Ой, куда это мы забрели? … подсказывает, что это сад противоречий. Садоводы вместо того, чтобы радоваться богатым урожаям мандаринов, в печали. Стада диких обезьян уничтожили весь урожай мандаринов. Не помогли ни сторожа, ни собаки… Как быть садоводам? Возникает противоречие: Обезьяны должны есть мандарины (почему?), потому что они сладкие и не должны их есть, так как они нужны людям.

- А как сделать так, чтобы обезьяны сами не трогали мандарины?

- Как это может произойти само собой? Подсказка: Почему обезьяны любят мандарины? (Они сладкие).

-А как же заставить обезьян разлюбить мандарины? Сделать их …(противоречивое свойство), а как? Ответ: Садоводы стали высаживать среди мандариновых деревьев лимонные. Любители сладких плодов приходили в бешенство, когда раскусывали кислый фрукт. Приблизительно через погода проблема была решена и обезьяны полностью разочаровались в противоречивом саду.

- Какое новое противоречие открыли? (Сладкие – кислые).

-Умницы, погладьте себя по головке не касаясь рукой. Как это сделать?

5) Творческое задание.

- … что у нас там впереди? Школа. Вы любите школу? (И да и нет. Да – интересно узнавать новое, нет – двойки ставят) подсказывает…

-А как сделать так, чтобы все дети учились без двоек? (Ответы детей).

- А у меня предложение: давайте создадим школу будущего. А помогут нам в этом ещё 3 совершенно посторонних предмета: глаза, лестница и баба-Яга. Назовите их свойства и перенесите на объект-школу. Какая …?

I Лестница:                                                         Глаза:III

  • Раздвижная;                                                   - бездонные;
  • Кривая;                                                           - стреляющие;
  • …Движущаяся.                                              -  …зелёные.

ШКОЛА

II Баба-Яга:

        - лохматая;

        - хитрая;

                                              -  …сказочная.

  • Школа будущего может быть раздвижная, когда много детей или гостей, чтобы все поместились.
  • Школа лохматая: девиз учеников: «Причёскам бой», или школа в форме лохматого медведя.
  • Школа бездонная: с подземными классами, залами, бассейнами.
  • А теперь создайте свои проекты (Дети работают в группах).

I группа: Зелёная школа: все уроки на природе, в лесу, в парке, в зимнем саду, в зоопарке

II группа: Сказочная школа: школа, исполняющая все желания учеников; невиданно прекрасная.

III группа: Движущаяся школа – как поезд и изучают все предметы в движении, наблюдая за животными и растениями разных  тепловых поясов, природных зон.

  1. Поведение итогов.

- Незаметно мы добрались до почты. Почтальон вручил … посылку.

- Ну-ка, … посмотри, сто внутри. А внутри … пусто, ничего. Куда же делся сладкий сюрприз? Почтальон говорит, что не брал, посылку никто не открывал. … говорит, что было сладкое пресладкое, не слишком большое, но и не очень маленькое, то твёрдое, то мягкое.

- Что же это могло быть?

- Каким должен быть сюрприз, чтобы исчезнуть? (Сначала твёрдым, потом жидким, а потом газообразным – это мороженое).

- С чем познакомились на занятии?

  • Что такое противоречие? Где живут противоречия?

КАРТОЧКА №1.

Местами мягкое, местами твёрдое.

(…………………)

КАРТОЧКА №1.

То твёрдое, то мягкое.

(……………….)

КАРТОЧКА №1.

Для кого-то мягкое, для кого-то твёрдое.

(………………)

КАРТОЧКА №1.

По отдельности – твёрдое, вместе – мягкое.

(……………….)

КАРТОЧКА №2.

Схема-опора

Когда?

Свойство

Когда?

Противоположное свойство

вчера

вчера

мягкое

сегодня

сегодня


тёмное

        (       ?      )

КАРТОЧКА №3.

Движущаяся школа - ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

КАРТОЧКА №2.

Схема-опора

Для кого?

Свойство

Для кого?

Противоположное свойство

для одежды

для …

холодное

        (       ?      )

КАРТОЧКА №2.

Схема-опора

Когда?

Свойство

Когда?

Противоположное свойство

в … погоду

В сухую погоду

маленький

        (       ?      )

КАРТОЧКА №2.

Схема-опора

Для кого?

Свойство

Для кого?

Противоположное свойство

для руки

для …

острый

        (       ?      )

КАРТОЧКА №3.

Зелёная школа - ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

КАРТОЧКА №3.

Сказочная школа - ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие "Город и горожане"

Занятие "Город и горожане" направлено на воспитание любви к своей малой Родине,бережного отношения к истории и облику своего города. На занятии учащиеся вспоминают ключевые моменты истории города Пушк...

внеклассное занятие "Город, в котором я живу".

Открытое внеклассное занятие на тему "Город, в котором я живу". История города Валуйки. Достопримечательности города Валуйки....

Внеурочное занятие "Город мастеров"

Конспект занятия в рамках "Формирования основ духовно-нравственного воспитания через внеурочную деятельность"...

Занятие "Город Мастеров"

Занятие разработано для учащихся 1-4 классов коррекционной школы по закреплению знаний о мире профессий...

Конспект занятия " Город на Неве"

Познавательное занятие о красивейшем и интересном городе Санкт-Петербурге....

Итоговое занятие "Город мастеров"

Конспект итогового занятия по завершению курса программы "Игрушки"...

Коррекционно-развивающие занятия «Город чудес» для детей 6-7 лет

Сохранение и укрепление психического состояния детей; формирование межличностных отношений дошкольников со сверстниками; развитие чувства сопереживания, понимания себя и других, умение быть в мире с с...