Ведущая технология деятельностного метода
статья (1 класс) по теме

Гречкина Алла Борисовна

Особенностью  cтандарта нового поколения является внедрение деятельностного подхода в обучении как методологии ФГОС. В данной статье  содержатся главные идеи  данной технологии,  реализованные в практической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vedushchaya_tekhnologiya_deyatelnostnogo_metoda.docx22.53 КБ

Предварительный просмотр:

Ведущая технология  деятельностного  метода

Особенностью  cтандарта нового поколения является внедрение деятельностного подхода в обучении как методологии ФГОС. Учителя сегодня волнуют вопросы:

- Как организовать современный урок с точки зрения деятельностного подхода?

- Как сформулировать цели урока с позиций планируемых результатов образования?
-Какой учебный материал отобрать и как его структурировать?
- Какие методы и средства обучения выбрать?

- Как обеспечить рациональное сочетание форм и методов обучения и др.

Одной из ведущих технологий в  образовательной системе «Школа 2100»   является технология  деятельностного  метода.

 Основная идея её состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде:  «…не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны и мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать – вот основания нетрадиционной педагогики, основанной на психологической теории учебной деятельности…»   Г. А. Цукерман,  доктор психологических  наук.    

         В основе деятельностного  подхода – создание учителем условий для проявления познавательной активности учеников.   Дети «открывают» знания  сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие и новые для себя знания. Задача учителя   при введении нового материала заключается в  организации  исследовательской  работы  детей,  в процессе которой  они сами додумываются до решения проблемы урока и сами объясняют, как надо действовать в новых условиях.

При организации процесса обучения в этой технологии  на первый план выходит проблема самоопределения обучающегося в учебном процессе. Целью  является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности,  это значит ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.

Считаю, что важно развивать рефлексию,  анализ,  планирование, так как  они нацелены на самостоятельность человека, его самоопределение,  активное  действие. В рамках такого  подхода  обучающийся овладевает приёмами учебной деятельности.   Иначе, как показывает практика,  в среднем звене ребёнок  чаще всего переходит в разряд  неуспевающих  детей.  

Реализация технологии деятельностного метода в практике преподавания обеспечивается следующей системой дидактических принципов:  принцип деятельности,  принцип целостности, принцип непрерывности,  принцип минимакса, принцип психологической комфортности,  принцип вариативности, принцип творчества (креативности).  

Сформулированные выше дидактические принципы задают систему необходимых и достаточных условий организации непрерывного процесса обучения деятельностной  парадигме образования. Одновременно она является саморегулирующимся механизмом  разноуровневого  обучения,  с помощью которого  обеспечивается  возможность выбора каждым ребенком индивидуальной образовательной траектории,  при условии гарантированного достижения им социально безопасного минимума. А включение ребенка в учебную деятельность на основе метода рефлексии создает условия не только для формирования у него готовности к саморазвитию, но и для формирования устойчивой системы знаний и системы ценностей (самовоспитания).

Типология уроков в технологии деятельностного метода

         Уроки деятельностной  направленности по целеполаганию можно распределить в четыре группы:  

  • уроки «открытия» нового знания
  • уроки рефлексии;
  • уроки общеметодологической направленности;
  • уроки развивающего контроля.

Так, структура уроков «открытия»  нового знания  имеет следующий вид:

1. Орг. момент.        

  • включение детей в деятельность;
  • выделение содержательной области.
  1. Постановка учебной задачи.
  • актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи);
  • создание проблемной ситуации;
  • выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение;
  • темы и цели урока.
  1. «Открытие» детьми нового.
  • организация самостоятельной исследовательской деятельности;
  • выведение алгоритма.
  1. Первичное закрепление
  • выполнение заданий с проговариванием в громкой речи
  1. Самоанализ и самоконтроль.
  2.  Итог урока. Рефлексия.

         Весь учебно-методический комплекс построен на этой технологии, будь то русский язык, математика, литературное чтение или окружающий мир. Все уроки укладываются в ранее обозначенную модель.  Технологиия   деятельностного метода  осуществляется на уроках путём создания проблемных ситуаций, а, значит, создания проблемного диалога. 

        Проблемное обучение-это один из наиболее эффективных способов развития познавательной активности учащихся.  Дети активно вовлечены в процесс обучения.   Эта технология дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения.

  • Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования.
  • Поиск решения – этап формулирования нового знания.

Слово «диалог» означает, что постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий. Из всех методов технологии проблемно-диалогического обучения на уроках открытия  нового знания  я чаще отдаю предпочтение этим диалогам. Побуждающий и подводящий диалоги по-разному устроены, обеспечивают разную учебную деятельность и развивают разные стороны психики учащихся. Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику осуществить творческую деятельность и поэтому развивают творческие способности и речь учащихся. Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и соответственно развивает логическое мышление и речь учеников.  ( Урок  «Уравнение. Проверка решения уравнений»)

  Таким образом, проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающее творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога.  Сначала в побуждающем или подводящем диалоге помогаю ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования, тем самым вызывая у школьников интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию. Затем посредством побуждающего или подводящего диалога организую поиск решения, или «открытие» нового знания. При этом достигается подлинное понимание учениками материала, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался сам.  

Проблемный урок обеспечивает тройной эффект:

-более качественное усвоение знаний;

-мощное развитие интеллекта, творческих способностей;

-воспитание активной личности.

Технология проблемно-диалогического обучения содержит три главных компонента:

  • потребность учащегося в новом знании или способе действия («хочу узнать… научиться…»)
  • неизвестное знание, которое учащийся должен усвоить по проекту педагогических целей урока;
  • известные знания и сформированные умения (могу сам, без педагога), усвоенные в ходе предшествующей учёбы.  

Список использованной литературы

  1. Никулина В. И., Екимова Н.В. «Программа воспитания и социализации обучающихся начальной школы», Белгород. БелРИПКПС,2010.
  2. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. ФГОС. Публикации. 2010.
  3. ФГОС: Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. М.: Просвещение, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и анализ урока окружающего мира в технологии деятельностного метода с учетом формирования универсальных учебных действий по теме «Природные зоны. Тундра ».

Конспект урока окружающего мира посвящен природной зоне тундра. Урок разработан на основе ТДМ. Также представлен анализ урока с учетом формирования УУД....

Конспект урока в технологии деятельностного метода

Стандарты второго поколения предполагают переход с объяснительного на деятельностный метод обучения, в основе которого лежит «рефлексия самоорганизации» - возникло затруднение, значит надо прекр...

Использование групповой формы работы при организации уроков в соответствии с технологией деятельностного метода

Использование групповой формы работы при организации уроков в соответствии с технологией деятельностного метода...

Программа опытно-экспериментальной деятельности МОУ «СОШ № 16» г. Сыктывкара в статусе муниципальной экспериментальной площадки по теме «Реализация системно-деятельностного подхода в технологии деятельностного метода Л.Г.Петерсон»

Методические рекомендации по формированию УУД на основе образовательной системы деятельностного метода Л.Г. Петерсон на уроках, реализации надпредметного курса «Мир деятельности»эффективному взаимодей...

Самоанализ освоения и внедрения в практику работы современных образовательных технологий (технологии деятельностного метода, ИКТ уровневой дифференциации) учителя начальных классов Нестеровой Т.В.

Новая система образования предполагает постоянное его обновление, индивидуализацию спроса на обучение и возможности его удовлетворения. Качественная характеристика такого образования заключается в том...

Деятельностный метод в школе. Технология деятельностного метода обучения.

Деятельностный метод в школе. Технология деятельностного метода обучения....