Трудные дети. Условия социализации
статья (1 класс) по теме

В статье проводится анализ проблем, с которыми сталкивается учитель, работающий в школе, где обучаются дети цыган.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_v_derzhavinskiy.docx21.79 КБ

Предварительный просмотр:

ТРУДНЫЕ ДЕТИ. УСЛОВИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Терехина Н.Б.,
учитель начальных классов Филиала МБОУ «Цнинская СОШ №1»
в пос. Калинин

Я работаю учителем начальных классов в филиале МБОУ «Цнинская СОШ №1» в пос. Калинин Тамбовского района. В этой школе обучаются дети цыган. Цыганами называли представителей религиозной общины, известной в Византии в эпоху раннего Средневековья. Современная наука считает цыган выходцами из Индии. Скорее всего, это представители касты «дом», в которую входят кузнецы и уличные артисты, торговцы. Также в сферу их деятельности входит попрошайничество. Попрошайничество у цыган связано с индийской философией: чтобы улучшить карму, надо давать подаяние. Значит, должен быть кто-то, кто это подаяние принимал бы.

        Для успешной социализации наших учеников необходимо преодолеть ряд трудностей. О них мы и расскажем.

  1. Подготовка к школе.

Как такового полного совершенного дошкольного воспитания не получает ни один ребёнок ни в какой идеальной семье. Цыганская семья в этом отношении находится в более трудном положении. Это одна из сложнейших ячеек современного общества. Как правило, родители не могут выделить должное время, необходимое для всестороннего развития ребёнка. В основном воспитанием детей в цыганских семьях занимается женщина. Но кроме этого она имеет и множество других обязанностей: зарабатывание денег (ездят собирать металл, в Кузьмино-Гать на сбор и обработку овощей), готовка на большую семью, стирка, уборка и много других мелочей. Следовательно, на воспитание ребёнка времени не остаётся. Другой причиной является неграмотность самих родителей.

Эти обстоятельства порождают огромные трудности в работе. Чтобы их хоть как-то уменьшить, необходимо создать классы дошкольной подготовки, которых пока нет.

2.Языковой барьер.

Цыгане –мигранты из Индии. Это некоренное население, проживающее в русскоязычной среде. В таких условиях они, как правило, не теряют свой родной язык. В связи с этим развитие речи детей происходит в условиях билингвизма. Двуязычным или билингвом считается человек, более или менее постоянно пользующийся в жизни двумя языками.

Для детей, которым приходится обучаться в русскоязычной школе, проблема овладения языковыми нормами и речевыми правилами становится довольно острой. Материал, преподаваемый на малознакомом языке, усваивается с затруднением, слабость в знаниях накапливается, вследствие чего ученик не достигает высоких результатов. Дома, в быту, в общении с родственниками дети употребляют родной язык с оправданной целью его сохранения. Зачастую родители знают русский язык хуже, чем дети. Помочь не могут. Вот и приходится значение непонятных слов объяснять в зависимости от контекста, по ситуации. В ряде случаев прибегаем к помощи детей, хорошо разговаривающих на русском. Они переводят на цыганский то, что сказал учитель.

3.Учебные пособия для русских детей.

Наша школа работает по традиционной программе. Учебники, по которым учатся дети цыган – это учебники для русской школы. Методика работы по русскому как родному языку совсем другая, чем по русскому языку, как неродному. В этом ещё одна трудность. Необходимо создавать другие учебные пособия, либо специальные корректировочные курсы.

        4.Особенности характера.

Цыганские дети особенные. Они замкнутые, стеснительные. Многие могут не поверить, что дети цыган – такие активные, подвижные- испытывают проблемы в общении с другими детьми. Зачастую они не знают даже своих соседей. Сидеть за одной партой они могут не с кем угодно, а выборочно. Девочка- с девочкой. Мальчик- с мальчиком. И только с детьми тех родителей, с кем семья общается, не враждует. Дети, которые всё время находятся дома, не общаются со сверстниками, боятся общества, не знают, как себя вести. Часто они стесняются учителя: например, они знают ответ на вопрос, который задал учитель, но не могут даже рта открыть из- за страха.

       5. Посещаемость занятий в школе. 

    Одна из основных проблем – проблема посещаемости занятий в школе. Многие  цыганские семьи не адаптированы к современному миру и обществу, они придерживаются своих вековых традиций. Издавна повелось, что старшие дети должны присматривать за своими младшими братьями и сёстрами в то время как родители зарабатывают деньги. И эта традиция мешает учиться. Какая уж там учёба, если нужно маленького братика спать уложить, полы подмести и посуду помыть? А братик вырастет – уже и замуж пора.

Цыганские девочки рано выходят замуж. Уже в 4 классе многие просватаны, скоро  намечается свадьба, в результате этого даже присутствуя на уроках в школе, девочка думает совсем о другом. Свадьбу цыгане обычно играют в среду.  На неё приходит веселиться вместе со взрослыми вся знакомая ребятня, а так как многие семьи в таборе приходятся друг другу родственниками, из процесса обучения этих детей выпадает целая неделя.

 Дома многих цыган не имеют замка, поэтому, если родители планируют поездку в город за покупками, дети уходят с последних уроков для того, чтобы охранять дом.

Цыганские дети очень доверчивые, прямолинейные, искренние. Все хотят быть хорошими учениками. Но с ними учителю невозможно случайно сорваться, поругаться за что-либо. Сразу же последует цепная реакция – в ближайшее время этот ребёнок в школу не придёт. Следует приложить огромные усилия со стороны и родителей, и учителя, чтобы эта обида прошла и он пришёл в школу. А если родители этих усилий не прикладывают, то, как ни старайся учитель,  класс этого ученика возможно в школе больше не увидит.

В таборе очень чтут религиозные  и семейные обычаи. Пасху празднуют очень широко. Поэтому за неделю до праздника девочки вместо школы помогают матери убирать в доме, ездить на рынок за продуктами. В понедельник после Пасхи все дети ходят поздравлять своих крёстных, в этот день в школу приходят одни курды (которых 2 из 73 учеников). Все дети собираются в школу только к концу недели.

Если у кого – то из наших учеников близкий родственник находится в плохом состоянии или лежит в больнице, вся семья, включая детей, круглосуточно сидит около него, пока не наступит улучшение. В случае смерти некоторые родители не пускают ребёнка в школу до 40 дня. Следует заметить, что в таком случае ребёнку не разрешается петь на уроке музыки и участвовать в различных  мероприятиях до 1 года.

           6. Детей трудно призвать к порядку.

Следующая, не менее важная проблема – детей трудно призвать к порядку. По своим национальным особенностям цыгане  - шумные, эмоциональные люди, их трудно призвать к порядку. В результате этого дети часто, не поднимая руку и не дожидаясь, когда спросит учитель, просто выкрикивают ответ на уроке. На грубое слово своего товарища сразу отвечают кулаками, да так, что учителю приходится приложить большие усилия, чтобы разнять их. После выхода учителя из класса во время урока даже на 1 минуту, детей потом приходится долго успокаивать. В течение всего 1 класса учитель приучает детей соблюдать нормы поведения в школе. Ребята, постоянно посещающие школу, постепенно привыкают к порядку и ведут себя вполне достойно. Однако, не находя своей поддержки дома, данные правила поведения многими детьми за каникулы почти забываются, и при выходе на занятия их приходится вспоминать снова.

          7. Бедность.

 Следующая проблема – проблема бедности. Среди цыганских семей есть бедные и богатые. В отличие от нас у цыган эти границы выделены более чётко. Неблагополучных семей у цыган нет. Во всех семьях – бедных и богатых одинаково любят детей. Дети из богатых семей немного подготовлены к школе, знают несколько букв, умеют обращаться с ручкой и цветными карандашами, в результате стараний родителей понимают русскую речь, чисто одеты, причёсаны. При поступлении в 1 класс родители покупают им учебники, тетради, все необходимые принадлежности, портфель, вторую обувь.  У детей из бедных семей ничего нет. Им часто приходится выпрашивать у родителей ручку или тетрадку, уже не говоря об учебниках, пластилине и цветной бумаге. Им этого родители никогда не купят. Ребёнок идёт в школу с пустыми руками. Он завидует тем детям, у которых всё есть. Ребёнок не имеет возможности выполнять домашнее задание, отсутствует помощь в учении со стороны родителей, он всё больше отстаёт в учении, у него пропадает желание ходить в школу. Ещё одной причиной неявки в школу в холодное время года ребёнка из бедной семьи является отсутствие тёплой одежды и обуви.

       8. Проблема с документацией.

Ещё одна проблема  - проблема с документацией. Иногда родители приводят детей в школу без свидетельства о рождении. Объясняют это отсутствием паспортов у родителей. В таких случаях приходится все сведения приходится записывать со слов родителей. Не взять в школу такого ребёнка мы не имеем права.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические условия социализации детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.

Сегодня главной целью и стратегическим направлением специального образования является обеспечение условий, способствующих реализации особых образовательных потребностей, и успешной социализации ...

Метод социального проектирования как условие социализации детей старшего школьного возраста с нарушением интеллекта

Процесс социализации детей с нарушением интеллекта будет проходить успешно, если в образовательный процесс будет введен метод социального проектирования, который дает  возможность детям с н...

Районные педагогические Макаренковские чтения «Наследие А. С. Макаренко в современном образовательном процессе» По теме: «Методические особенности урока, обеспечивающие условия социализации обучающихся»

Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми.  Профессиональный педагог – это единственный человек, который большую часть времени отводит на обучение и социализац...

Статья "Игра как условие социализации"

Жизноьь человека начинается с детства, а детство немыслимо без игры. Играя почти бессознательно, ребенок осваивает формы и величины вещей и предметов, их расположение в пространстве, различаает цвета ...

"Трудные дети - это дети с трудностями в обучении?" Выступление на педагогическом совете школы

В выступлении содержится анализ трудностей в обучении, возникающих у  детей с ограниченными возможностями обучения русскому языку и чтению. В выступлении рассмотрен один из аспектов этой проблемы...

Статья "Трудные дети в трудных семьях"

Материал будет полезен педагогам, психологам. родителям для работы с трудными детьми используя при этом разумные методы и приемы педагогического воздействия....