Статья "Интегрированные уроки как условие метапредметных достижений"
статья на тему

Харина Галина Николаевна

Технология диалогового взаимодействия в моей практике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Интегрированные уроки как условие метапредметных достижений

Многие учителя задают вопросы: как усовершенствовать обучение в начальной школе, чтобы максимально подойти к развитию индивидуальных и творческих способностей каждого ребенка? Как добиться образовательных результатов, прописанных в Федеральных государственных стандартах?

Давно сложившиеся методы и формы, используемые учителями в учебно-воспитательном процессе, не дают ожидаемых результатов. Восполнить этот дефицит помогают инновационные технологии диалогового взаимодействия, применяемые на уроках. В результате ребята активнее включаются в учебный процесс, работают более увлеченно, учатся общению, диалогу. У них вырабатываются навыки совместной работы.

Настоящим праздником стал для ребят урок, посвященный весенним народным традициям.

Наши предки ощущали свое единство с окружающей природой. Народ с давних времен считал, что своими добрыми делами, таинствами, игрищами, обрядами помогают весеннему пробуждению Солнца, появлению цветов и злаков, прилету птиц. Народность праздника в том, что он, развлекая, поучает, вызывает положительные эмоции, потребность побыть вместе, забыть о временных трудностях и невзгодах. Приобретаемый ребятами опыт формирует и развивает те умения и навыки, которые им необходимы на протяжении всей их сознательной жизни [1].

Подготовка к любому празднику предполагает творчество и изобретательность взрослых и детей, что помогает сохранять и передавать традиции народа из поколения в поколение.

Тема урока «Взаимосвязь устного народного творчества, музыки и изобразительного искусства в инновационных технологиях» помогла соединить такие учебные предметы, как чтение, ИЗО, музыка, труд, показать историческое значение русской культуры, ее глубину и высокую духовность, прелесть игрового и танцевального действия.

Урок начинается с того, что ведущие в национальных костюмах под русскую народную мелодию приглашают детей в класс. Ребята рассаживаются в 4 группы по цветам карточек, взятых на столе при входе. На карточках написаны слова - части пословиц. Составляя пословицы, дети обсуждают ее смысл, учатся формулировать свои мысли, свое понимание.

«Весною оглобля за ночь травою обрастает». 

Ученик: Весной так сильны силы природы, что даже оглобля может прорасти.

«Весна красна цветами, а осень - пирогами».

Ученик: Весной расцветает много цветов, а осенью после сбора урожая можно испечь пироги с разной начинкой.

«Даром, что соловей птица малая, а знает, когда май». 

Ученик: Соловей, хоть и маленькая птичка, а прилетает именно в мае, как будто зная календарь.

«Белая зима прошла, а зеленая еще впереди». 

Ученик: Холодная снежная зима закончилась, скоро распустятся листья на деревьях, зазеленеет трава и наступит зеленая «зима», т.е. весна.

В результате ребята делают вывод, что все пословицы о весне. На доске появляется красочная иллюстрация весны.

Ведущий предлагает записать на листочках слова, которые возникают в воображении детей, когда они слышат слово «ВЕСНА». Звучит музыка, она помогает создать то эмоциональное настроение, которое навевает весенняя природа. Каждый ребенок самостоятельно записывает слова, выражая свое собственное отношение к этому времени года. Затем он выбирает наиболее понравившееся слово, выходит к доске и записывает его цветным мелом. Разноцветные мелки как бы олицетворяют красоту весенней расцветающей природы, а разнообразие слов помогает увидеть насколько много оттенков весеннего настроения у детей. Эта совместная работа вызывает тоже положительные эмоции, чувство удовлетворения.

Некоторые из слов, написанные на доске:

красота

любовь  

радость

 праздник    

веселье

теплота

солнце

зелень                        

цветы

бодрость

капель

ручьи

Приходит весна и дарит всему живому радость, красоту. Наступает праздник в природе. Народ возлагал большие надежды на весну, призывая на помощь силы природы: солнце, птиц, дождь.

Что же такое праздник?

Дети читают об этом в тетрадочке и обсуждают в парах, записывая на листочках главные слова. Им не навязываются готовые рецепты, они сами выделяют то, что считают необходимым. Затем высказывают то, как они это поняли, перечисляют весенние христианские праздники.

Ведущий рассказывает детям о весеннем празднике, о Пасхе.

Чтобы познакомиться с обычаями и обрядами весенних праздников дети по группам выполняют различные задания: рисуют, делают аппликации, придумывают сказку. Выполняя работу, ребята учатся общаться в творческом коллективе, распределять задания, доброжелательно высказывать свое мнение [3]. Готовые работы группы показывают всем присутствующим.

Одна из групп рассказывает, как готовились к празднику в крестьянских семьях, показывает убранство избы, национальные костюмы. Затем выходят ребята из другой группы и рассказывают сказку о весенних игрищах и хороводах, исполняя весенние заклички, угощая гостей и всех ребят испеченными птичками. К ним присоединяется третья группа, которая украшала солнышко. С вешним солнышком народ издавна связывал воскрешение природы.

Выступление всех групп заканчивается хороводом под русскую мелодию. Дети поют и танцуют.

Следующий этап занятия - вручение подарков - пасхальных яиц, которые украшали ребята из четвертой группы. Каждый, кто берет пасхальное яйцо, высказывает добрые пожелания всем присутствующим.

Заканчивается урок рефлексией. Ребята встают в круг и, передовая друг другу светящуюся звезду, делятся со всеми тем, что переживали во время урока, какие делали для себя открытия, в чем испытывали трудности и отсутствие комфорта, что вызывало удивление и положительные эмоции.

Игры являются неотъемлемым элементом народного праздника. В них выражаются культура, быт, представления о нормах поведения нашего народа. Они привлекают детей простотой, доступностью, занимательностью. Хочется верить, что это занятие послужит обогащением знаний детей о традициях русского народа.

Работая в группах, ребята развивают свои коммуникативные способности, образное мышление, взаимопонимание и уважение друг к другу. Это помогает им поверить в свои силы и возможности, повышает их личную ответственность за выполненное задание. А учитель из большого количества современных образовательных технологий учится выбирать такие, которые решают задачи интегрированного урока, осуществляя деятельностный подход [2].

Таким образом, используя технологии диалогового взаимодействия, включая детей в свободный диалог в процессе интегрированного урока, учитель учит учащихся в нетрадиционной для них ситуации использовать разнообразные знания, приобретенные ими, и выстраивать новые на осознанном, осмысленном, востребованном уровне, развивая при этом различные умения, в том числе и метапредметные.

Литература

  1. Метапредметная направленность образовательного процесса. / Учебно-методическое пособие. / Под редакцией Т.Б. Казачковой. – Санкт-Петербург,  2012. –  148 с.
  2. Перминова Л.М. Самоидентификация учителя: опыт дидактической рефлексии. _ СПб.,2006. - 387 с.
  3. Хуторской А.В. Современная дидактика. – М.: Высшая школа, 2007. – 639 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект. Тема: Конструирование сценариев уроков музыки, направленных на достижение предметных и метапредметных результатов. Исследовательский проект Тема: Конструирован

Универсальные учебные действия (УУД) широко представлены в музыкальном образовании и воспитании.В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способнос...

Использование учебно-лабораторного оборудования на уроках окружающего мира для достижения метапредметных результатов.

Важнейшей задачей образования является формирование метапредметных и предметных способов действий, формирующих умение учиться. Учебно - лабораторное оборудование поможет достижению этой цели....

Использование учебно-лабораторного оборудования на уроках окружающего мира для достижения метапредметных результатов

Перед школьным образованием ставятся новые задачи, на решение которых направлены ФГОС нового поколения. Особое внимание уделяется достижению метапредметных результатов. Под метапредметными резул...

статья "Использование учебно-лабораторного оборудования на уроках окружающего мира для достижения метапредметных результатов."

Современный ученик сегодня должен овладеть  не только суммой знаний, умений и навыков, но и сформировать готовность и способность к саморазвитию, личностному самоопределению, что заложено в новых...

Особенности формирования метапредметных умений учащихся на уроках в условиях ФГОС

В данной статье раскрываются особенности урока по ФГОС и способы формирования метапредметных умений школьников....

Современный урок в условиях внедрения ФГОС. Использование метапредметных технологий на современном уроке.

С введением ФГОС принципиально меняются ориентиры современной школы, основная задача которой сегодня - перевести учащегося в режим саморазвития.Принципиальным отличием  современного  подхода...

"Целеполагание на уроке в условиях метапредметной деятельности учащихся"

Часто формулировка целей вызывает серьезные затруднения у педагогов, и, тем более, у учеников. Причина этого, возможно в том, что цель рассматривается как какое – то отвлеченное понятие, этап, к...