Творческий проект "Моя родословная". Опыт работы.
статья (2 класс) по теме

Панкратова Ольга Вячеславовна

В статье описаны этапы работы над проектом и результаты проекта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Творческий проект 
«Моя родословная. Генеалогическое дерево» 

2-Б класс, МБОУСОШ № 68,

учитель: Панкратова О.В.

         Актуальность темы: каждый человек должен знать свою родословную. 
         Проблема: изучение истории своей семьи в современной ситуации очень значима для каждого человека и его поколения. Это вполне может повлиять на дальнейшую жизнь детей. Ведь определения понятий «семья», «род», «предок» в детском понятии сложилось не до конца. С учётом этого мною и была выбрана тема проекта «Моя родословная». 

Цель проекта: 

создание генеалогического дерева каждого ученика 2-Б класса (форма дерева любая). 

Задачи проекта:

  • развитие интереса к истории своей семьи
  • создание генеалогического древа каждого ученика
  • воспитание чувства любви и уважительного отношения к родителям и предкам, гордости за свою семью
  • формирование и развитие личности каждого ученика
  • развитие партнёрских отношений  с семьёй



Работа над творческим проектом  включала в себя три этапа:


1 этап. (Подготовительный). 

           Перед началом работы над проектом мною было проведено собрание родителей и детей на тему «О родных и близких людях с любовью». С помощью вступительной беседы нами была обозначена актуальность темы проекта.

          После беседы были поставлены цели и задачи будущего проекта, вместе с детьми и родителями выяснили значение терминов «родословная», «семья», «род», «генеалогия». «семейная реликвия» и др. На конкретных примерах я показала родителям и учащимся виды генеалогического древа (восходящее и нисходящее).

           Вступительная беседа для детей и их родителей: 
           Каждый человек должен знать свою историю и историю своих предков. У каждого народа особое отношение к знанию родословной. «Кто не знает предков до седьмого колена, тот невежда» - говорят в народе. Если человек знает своих предков, это говорит о том, что он хорошо воспитан. Предков до седьмого колена называют «династия, потомки». 
          Кто составляет потомков до седьмого поколения? Если например взять отсчёт до меня, то седьмой – прапрапрапрадед, шестой – прапрапрадед, пятый – прапрадед, четвёртый – прадед, третий – дед, второй – отец, первый – я. И наоборот, если отсчёт взять от меня, то первый это – я, второй - это мой сын, третий – это мой внук, четвёртый – это правнук, пятый – это праправнук шестой – это мой прапраправнук, седьмой – это мой прапрапраправнук. Каждый из них, в отдельности, представляет поколение. В каждом из поколений есть своё значение. 
          По сложившемуся в народе понятию, время, в котором живёт одно поколение составляет не 60-70 лет, а всего 25-30 лет. Это объясняется тем, что человек в среднем в 25-30 лет женится, в среднем в 25 лет становиться отцом. Это второе поколение, в следующие 25 лет появляется следующее поколение, таким образом , семь поколений человека живут, примерно, 175-210 лет. 
            В России тоже считалось правилом хорошего тона знать свою родословную до седьмого колена. Генеалогическое дерево рода, художественно оформленное в красивую рамку, всегда висело на самом видном месте в домах знатных людей и являлось предметом особой гордости за свой род. Практически каждый знатный род имел свой родовой герб. 
           Если вы будете знать свою родословную, то будете знать и своих родственников, родных и близких: кем они были раньше, кем стали сегодня. Разве ты не будешь гордиться, если твои предки были известные люди. Разве ты не будешь стараться быть похожим на них? Для каждого человека его предки дороги и почитаемы. 

            Возможность восстановить своё родословие есть у каждого. Всё определяется лишь интересом к затрагиваемой теме. Важно понимание влияния истории семьи на жизнь отдельного человека. Важна преемственность поколений и связь времён. Каждый может сохранить и приумножить память, которая сохранится для истории в будущих поколениях.

          Это родительское собрание – особенное в работе с детским и родительским коллективами. Ни для кого не секрет, что очень часто в последнее время наблюдается достаточно рациональное и потребительское отношение детей к семье. На этом собрании было предложено родителям помочь детям в работе над проектом. Тема проекта вызвала интерес у детей и их родителей. Параллельно с этим детям было предложено написать сочинение на тему: «Моя семья».

2 этап. (Сбор информации). 
            Учащиеся совместно с родителями собирали материал о своих предках. Материал получали из разных источников: из беседы с родственниками, из оставшихся старых документов и фотографий. После того, как материал был собран, далее с помощью родителей учащиеся оформили генеалогическое дерево своей семьи в виде творческих работ, после чего была проведена выставка работ на тему «Генеалогическое древо». 

3 этап. (Результаты проекта):

 Проведение классного часа на тему «Моя родословная».

            Это было завершающим этапом работы над проектом, подведение итогов. Мероприятие прошло интересно. В его проведении принимали активное участие дети и их родители, вся работа была построена с упором на родословные детей. Для проведения классного часа «Моя родословная» ребята совместно с родителями подготовили сообщения по родословным своей семьи. Дети читали стихи, пели песни о семье. Так же были проведены игры для всех членов семьи. 
              Надо отметить, что прекрасным результатом работы над проектом была родословная Чибисовой Анастасии. Настя участвовала в областном заочном конкурсе творческих работ «Семейные реликвии», где представила свой проект «Моя родословная» в виде «Родословной книги» и «Генеалогического древа».        

              Чибисова Анастасия стала победителем в этом конкурсе!

(Конкурс проводился ГОУДОД «Областным центром детско-юношеского туризма» Тульской области в апреле 2013 года).

По завершению работы над проектом «Моя родословная» хочу сделать выводы:

           Работа над проектом способствовала активному сотрудничеству с семьёй, установлению партнерских отношений, сплочению классного коллектива, учащихся и родителей, сплочению семьи. 
           Родители и учащиеся получили много советов и рецептов по составлению родословных (генеалогического дерева), по составлению рассказов по родословным, осознали значимость этой работы. У них появилась гордость за своих предков, желание быть не хуже. 
          Дети расширили свой кругозор. У них развился интерес к истории семьи, к семейным традициям. Проект способствовал воспитанию чувства гордости за свою семью, любви и уважения к родителям. Кроме того эта работа сделала коллектив класса более сплочённым, дружным. Научила быть ответственным за начатое дело и доводить его до конца с максимальной отдачей. 

           Проведённый в итоге работы над проектом классный час «Моя родословная», методика работы над этим проектом, имеют практическую ценность при решении различных проблем между родителями и детьми, при становлении духовно-нравственной личности. 

                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчёт "Опыт работы по реализации программы "Разговор о правильном питании"

Творческий отчёт содержит важный материал из опыта моей работы по программе "Разговор о правильном питании" за последние 5 лет....

Опыт работы творческой группы

В статье дается описание опыта работы городской творческой группы "Школа молодого классного руководителя"...

ОПЫТ РАБОТЫ «Пластическое интонирование через музыкальные образы способствует развитию творческого воображения детей дошкольного возраста »

Выявляет индивидуальные возможности и задатки ребенка на основе диагностических исследований. Создает благоприятные условия детям  для развития музыкально-творческих способностей, для самостоятел...

Опыт работы «Развитие интелектуального-творческого потенциала младших школьников посредством организации учебно-исследовательской деятельности на уроках, а также во внеурочное время»

Опыт работы над темой самообразования «Развитие интелектуального-творческого потенциала младших школьников посредством организации  учебно-исследовательской деятельности  на уроках, а т...

Опыт работы учителя начальных классов "Развитие творческих способностей младших школьников на классных часах и внеклассных мероприятиях в рамках ФГОС".

Развитие творческих способностей младших школьников на классных часахи внеклассных мероприятиях в рамках ФГОС...

Сохранение, использование и популяризация творческого наследия Ю. К. Вэллы – опыт работы творческого объединения «Проба пера»

Слайд 1. Ю. К. Вэлла.Слайд 2. Воспитывать в детях любовь к родному краю, уважение к своим корням, интерес к истории нашей земли, к искусству и к культуре народов, её населяющих, - это задачи бессменны...