современные педагогические технологии
статья по теме

Гришина Светлана Борисовна

Презентация с несколькими гиперссылками и статья, где рассмотрены современные педагогические технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grishina_s._b.rar1.86 МБ

Предварительный просмотр:

           Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный областной гуманитарный институт

                                    Факультет повышения квалификации

                  Мастер-класс на тему

«Современные образовательные технологии в работе учителя начальных классов»

Гришина Светлана Борисовна

учитель начальных классов

МОУ «Детский дом-школа»

 г. о. Орехово- Зуево

Орехово-Зуево

2014 год

Государственные образовательные стандарты общего образования второго поколения

рассматривается как общественный договор в отношении

  1.  ожидаемых результатов образования;
  2.  принципов формирования и сущности взаимных обязательств и прав;
  3.  общих принципов организации образовательного процесса и важнейших условий его реализации.

Согласование потребностей и интересов является важнейшим шагом успешности политики вообще и политики в образовании в особенности. Следует признать, что разрыв между образованием и потребностями государства, общества и личности не сокращается, а увеличивается. Причины нарастающей рассогласованности в том, что в сложном дифференцированном обществе не может быть полного единообразия интересов в отношении образования.

        Это означает, что в основе стандарта должен лежать новый тип взаимоотношений между личностью, обществом и государством, который в наиболее полной мере реализует права человека и гражданина. Этот тип взаимоотношений покоится на принципе взаимного согласия личности, общества и государства в формировании и реализации политики в области образования, что с необходимостью подразумевает принятие сторонами взаимных обязательств (договоренностей), в рамках которых только и возможен прогресс в области образования. Таким образом, стандарт – общественный договор, включающий баланс взаимообязательств и баланс требований.

        Государственные стандарты общего образования второго поколения предлагается рассматривать как три компонента – «Требования к структуре основных общеобразовательных программ», «Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ» и «Требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ »

        Требования к структуре основных общеобразовательных программ представляют собой рамочное описание базовых компонентов образовательных программ начального общего, основного общего и полного среднего образования.

        Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ представляют собой операциональное описание целевых установок общего образования.

        Требования к условиям получения общего образования представляют собой интегральное описание совокупности условий, необходимых и рекомендуемых для обеспечения реализации соответствующих образовательных программ.

Основные результаты  начального образования

  • формирование опорной системы знаний, предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
  • воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;
  • индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции.
  • развитие личности учащегося, формирование «компетентности к обновлению компетенций»

Механизмы воздействия стандарта на учебный процесс

  • Базисный учебный (образовательный) план
  • Программа формирования универсальных учебных действий
  • Планируемые результаты
  • Примерные учебные программы
  • Оценочная деятельность
  • Базовые образовательные технологии

Для того, чтобы понять, как должен измениться процесс образования, необходимо чётко представлять, чем традиционное обучение отличается от современных уроков.

ТРАДИЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ 
*классно – урочная организация обучения
*учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки
*класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписания

 * основной единицей занятия является урок
* урок посвящен одному учебному предмету, теме
*работой учащихся на уроке руководит учитель- оценивает уровень обученности учащихся, в конце учебного года принимает решение  о переводе в следующий класс
Методы усвоения знаний основываются
- на сообщении готовых знаний
- обучении по образцу
-механической памяти

 -вербальном изложении
- репродуктивном воспроизведении

ИЗМЕНЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНЯ УЧИТЕЛЯ О СОВРЕМЕННОМ УРОКЕ

Ученик - субъект учебной деятельности

Разнообразие источников знаний: слово учителя; самостоятельное наблюдение; учебные пособия; игрушки; приборы и приспособления

Структура урока  динамична, присутствуют целый набор разнообразных действий и операций, объединенных в целесообразную деятельность

Учитель поддерживает инициативу ученика в нужном направлении и обеспечивает

приоритет его деятельности по отношению к собственной

Вместо цели урока на передний план выходит цель индивидуальной или коллективной деятельности обучающихся

Критерии, по которым учитель  оценивает ученика определены заранее и разделяются  обучающимися.

Для того, чтобы такие изменения произошли, необходимо овладевать современными образовательными технологиями.

Понятие «технология»

Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь)

Педагогическая технология- это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько)

Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев)

Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов)

Педагогическая технология- 
это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО)

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         Виды педагогических технологий:

1. Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса 
Педагогика сотрудничества.
Гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили
Система Е.Н.Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека  
2. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся.
Игровые технологии 

Проблемное обучение
Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И.Пассов)
Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов)

3. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса

 Технология С.Н.Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении
Технологии уровневой дифференциации
Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (В.В.Фирсов). .  

 Культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей (И.Н.Закатова).

Технология индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С.Границкая, В.Д.Шадриков)
Технология программированного обучения
Коллективный способ обучения КСО (А.Г.Ривин, В.К.Дьяченко)
Групповые технологии
Компьютерные (новые информационные) технологии обучения.

4. Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала.
«Экология и диалектика» (Л.В.Тарасов).
«Диалог культур» (В.С.Библер, С.Ю.Курганов).
Укрупнение дидактических единиц - УДЕ (П.М.Эрдниев)
Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (М.Б.Волович).

5. Частнопредметные педагогические технологии.
Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А.Зайцев).
Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе (В.Н.Зайцев)
Технология обучения математике на основе решения задач (Р.Г.Хазанкин).
Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков (А.А.Окунев)
Система поэтапного обучения физике (Н.Н.Палтышев)

6. Альтернативные технологии.
Вальдорфская педагогика (Р.Штейнер).
Технология свободного труда (С.Френе)
Технология вероятностного образования (А.М.Лобок).
Технология мастерских.

7. Природосообразные технологии.
Природосообразное воспитание грамотности (А.М.Кушнир).
Технология саморазвития (М. Монтессори)

8. Технологии развивающего обучения.
Общие основы технологий развивающего обучения.
Система развивающего обучения Л.В.Занкова.
Технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.
Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П.Волков, Г.С.Альтшуллер, И.П.Иванов).
Личностно-ориентированное развивающее обучение (И.С.Якиманская).
Технология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко)

9. Педагогические технологии авторских школ.
Школа адаптирующей педагогики (Е.А.Ямбург, Б.А.Бройде).
Модель «Русская школа».
Технология авторской Школы самоопределения (А.Н.Тубельский).
Школа-парк (М.А.Балабан).
Агрошкола А.А.Католикова.
Школа Завтрашнего Дня (Д.Ховард).

Я расскажу вам лишь о некоторых педагогических технологиях, которые использую в своей работе.

ПЕДАГОГИКА  СОТРУДНИЧЕСТВА

Педагогическая технология на основе личностной ориентации педагогического процесса

Особенности методики:
- гуманно-личностный подход к ребёнку-
-новый взгляд на личность как цель образования,
-гуманизация и демократизация педагогических отношений,
-отказ от прямого принуждения как метода не дающего результатов в современных условиях,
-формирование  положительной   Я-концепции

  -содержание обучения рассматривается как средство развития личности
-обучение ведётся прежде всего обобщённым  знаниям, умениям и навыкам, способам мышления
-вариативность и дифференциация обучения
-создание ситуации успеха для каждого ребенка

Концепция воспитания:

-превращение школы Знания в школу Воспитания
- постановка личности школьника в центр всей учебно- воспитательной системы
-гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей
-развитие творческих  способностей ребёнка

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ОСНОВЕ АКТИВИЗАЦИИ И ИНТЕНСИФИКАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

ИГРОВЫЕ    ТЕХНОЛОГИИ

* Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи
*учебная деятельность подчиняется правилам игры
*учебный материал используется в качестве средства игры

 * в учебную деятельность включается элемент соревнования
* успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом

Педагогические игры по характеру педагогического процесса  подразделяются на группы:
а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие,
б) познавательные, воспитательные, развивающие,
в) репродуктивные, продуктивные, творческие,
г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические.

По игровой методике:
предметные, сюжетные ,ролевые, деловые, имитационные, драматизации.

Для детей младшего школьного возраста нужны игры и упражнения, формирующие умение выделять  основные, характерные признаки предметов,сравнивать, сопоставлять их. Поэтому можно говорить о разделении на

*группы игр на обобщение предметов по определённым признакам,
*группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонетический слух, смекалку и т.д.
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ

  • Это организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.

Результат  проблемного обучения:

-  Творческое овладение  знаниями, навыками, умениями  и  развитие мыслительных способностей.

Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса

ТЕХНОЛОГИЯ УРОВНЕВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ

-форма организации учебного  процесса, при которой учитель работает  с группой учащихся, составленной с учётом  наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих  качеств(гомогенная группа)

Индивидуально- психологические особенности детей, составляющие основу

формирования  гомогенных групп:
*по возрастному составу (школьные классы, возрастные параллели, разновозрастные группы)
* по полу (мужские, женские,
 смешанные классы, команды)

*по области  интересов (гуманитарные, физико- математические, биолого-химические и др. группы)

*по уровню умственного развития (уровню достижений)
*по уровню здоровья (физкультурные группы, группы ослабленного зрения и т. д. )

ГРУППОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Цели:

*обеспечение активности учебного процесса

*достижение высокого уровня усвоения содержания

Особенности организации:
-класс на уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач
- каждая группа получает определённое задание и выполняет его сообща под руководством лидера группы или учителя

-задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы
-состав группы непостоянный, он подбирается с учётом того чтобы могли реализовываться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы

Технологический процесс групповой работы:
1.Подготовка к выполнению группового задания:
*постановка познавательной задачи (проблемной ситуации),
*инструктаж о последовательности работы
*раздача дидактического материала по группам
2.Групповая работа:
*знакомство с материалом, планирование работы в группе
*распределение заданий внутри группы
*индивидуальное выполнение задания
*обсуждение индивидуальных результатов работы в группе
*обсуждение общего задания группы(замечания, дополнения, уточнения, обобщения)
*подведение итогов группового задания

3.Заключительная часть:
*сообщение о результатах работы в группах
*анализ познавательной задачи
*общий вывод о групповой  работе и достижении поставленной задачи

Разновидности групповых  технологий:
*групповой опрос
*нетрадиционные уроки-урок-конференция, урок-суд, урок- путешествие, урок-игра,
интегрированный урок и др.

  • ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
  • Новый, активно-деятельностный способ обучения, идущий на смену объяснительно- иллюстративному
  • Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума

*педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности
*ребёнок является полноценным субъектом деятельности
*направлено на развитие  всей целостной совокупности качеств личности
* происходит в зоне ближайшего развития ребёнка

*Система развивающего обучения Л.В. Занкова
*технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова
*системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П.Волков, Г.С.Альтшуллер, И.П.Иванов)
*личностно- ориентированное развивающее обучение (И.С. Якиманская)

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ

Организация проектно- исследовательской деятельности учащихся

*позволяет повышать мотивацию изучения предметов школьной программы
*способствует  восприятию учебных предметов в комплексе, во взаимосвязи друг с другом
*даёт опыт принятия решений, заставляет самостоятельно делать выбор

 Этапы  проектно- исследовательской деятельности:
* определение темы, проблемы и актуальности исследования
*изучение научной  литературы
*определение гипотезы
*определение целей и задач исследования
*определение методов исследования
*проведение научного исследования
*оформление научно- исследовательской работы
*защита результатов исследования

  • Проектно- исследовательская деятельность   учащихся-
    мощное средство  педагогической технологии создать творческую атмосферу в деятельности ученика и учителя.

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ  

Цели:

  • формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей
  • подготовка личности «информационного общества»
  • дать ребёнку так много учебного материала, как только он может усвоить
  • формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения

Компьютер используется на всех этапах  процесса обучения-
* при объяснении нового материала
*при закреплении знаний
*при повторении
*при контроле ЗУН

Компьютер  является:
* источником учебной информации
* наглядным пособием (качественно нового уровня  с возможностями мультимедиа и телекоммуникации)
*индивидуальным информационным пространством
* тренажёром
* средством диагностики и контроля

Общепользовательские инструменты

  • текстовый редактор,
  • редактор презентаций,
  • динамические таблицы, базы данных
  • Мультимедийные информационные источники
  • Инструменты коммуникации
  • электронная почта,
  • Интернет
  • ИКТ-средства
  • системы управления учебным процессом
  • интерактивная доска,
  • цифровое и мультимедийное учебное оборудование

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Основаны на:

  • возрастных особенностях познавательной деятельности детей
  • обучении на оптимальном уровне трудности (сложности)
  • вариативности методов и форм обучения
  • оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок
  • обучении в малых группах
  • использовании наглядности и сочетании различных форм предоставлении информации
  • создании эмоционально благоприятной атмосферы
  • формировании положительной мотивации к учебе
  • на культивировании у учащихся знаний по вопросам здоровья

 

Итак, для выбора технологии

  • Необходима внутренняя мотивация педагога к освоению технологий, диктуемая пониманием собственных профессиональных дефицитов и осознанием проблем, возникающих в ходе учебного процесса.
  • Необходимо определить ожидаемый уровень освоения технологий.
  • Необходим мониторинг процесса внедрения технологий в образовательный процесс.
  • Ресурсное обеспечение образовательных технологий.

                                             

Использованные ресурсы

1. Виноградова Н.Ф. Дидактическая игра как метод обучения.        Методические рекомендации. М. Вентана – Граф. 2002

2. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. Ростов-на-Дону, 2004.

3. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения.

4.  Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии». Школьные технологии. № 2, 1998.

5. Попова В.И.  Игра помогает учиться. //Начальная школа №2, 1987.    

6. Прищепа Т. А. Педагогическая технология "Альтернатива" в проблемном обучении.

7. Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе». М. 2006.

8. Юсупова З.К. «Создание проблемных ситуаций на уроках математики». http://festival.1september.ru/articles


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ о результатах педагогической деятельности по проблеме: «Применение современных педагогических технологий в обучении младших школьников»

Самоанализ о результатах педагогической деятельности по проблеме:«Применение современных педагогических технологий в обучении младших школьников»...

Современные педагогические технологии как средство развития педагогической компетентности.

Значение применения современных педагогических технологий для результативности учебного процесса....

Выступление на педагогическом совете. Тема: "Современные педагогические технологии как эффективное средство совершенствования образовательного процесса в условиях реализации ФГОС".

Данный материал представляет собой отчет работы кафедры начального образования с 2013 по 2015 гг. В нем даны современные  технологии обучения, разработанные учителями задания и проекты с сылками,...

Проект мастер-класса по теме: "Современный урок, современные педагогические технологии как инструмент обеспечения нового качества учебного процесса и образовательного результата"

Кто хочет достичь цели должен знать её.«Не мыслям, а мыслить учить надо». (Э.Кант)Скажи мне, я забуду,Покажи мне, я могу запомнить,Позволь мне сделать это,И это станет моим навсегда.(Китай...

Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.

Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке  "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...