Социализирующий потенциал внеурочной деятельности
статья по теме

Чарнецкая Жанна Николаевна

Статья подготовлена для сборника Современная российская школа: социально-ориентированная модель управления: Сборник статей Шестых Всероссийских Шамовских педагогических чтений научной школы Управления образовательными системами (24 января 2014 г.). – М., 2014. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социализирующий потенциал внеурочной деятельности

Чарнецкая Жанна Николаевна, заместитель директора по УВР школы I ступени образования, учитель окружающего мира ГОУ СОШ с углубленным изучением английского языка № 1234, г. Москва, email: mongoosepro@mail.ru

Введение Федерального закона от 29.12.2012  №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО)– важнейшие события, определившие развитие образования в Российской Федерации на ближайшие годы.

Приоритетным направлением ФГОС второго поколения является развитие потенциала личности, ее позитивная социализация.

 В статье 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» применяются следующие основные понятия:

1) образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения…;

2) воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства [1, с. 3-4].

В современных концепциях воспитания встречаются несколько определений сути воспитания. А.В.Мудрик и Д.И. Фельдштейн рассматривают воспитание как управление процессом социализации личности [7, с. 36-37].

«Существует особый тип результатов образования, связанный с социализацией учащихся. Однако задачу социализации можно трактовать по-разному. Наиболее принципиальное различие связано с пониманием социализации либо как адаптации к существующим социальным условиям, либо как обеспечения возможности эффективной преобразующей деятельности в условиях меняющегося социума. Основным содержанием второго понимания социализации является перевод ребенка, подростка в позицию активного члена гражданского общества, способного самоопределяться на основе ценностей. Вырабатывать собственное понимание цели, разрабатывать проекты преобразования общества и отдельных его институтов, реализовывать данные проекты» [6, с. 41].

Социализация – непрерывный процесс, не прекращающийся на протяжении всей жизни, начиная с рождения ребенка. Первые элементарные сведения человек получает в семье, затем к процессу социализации личности подключается школа.

Сущность социализации состоит в том, что человек формируется как член общества, включается в социальную среду и деятельность, формируется как продукт, и как субъект общественных отношений. Социализацию можно рассматривать как адаптацию к определенным социальным условиям, пассивное приспособление к социальной среде. Но явления действительности, политическая, социальная, культурная сфера, меняющиеся условия, которые мы не можем не учитывать, способствуют рассмотрению процесса социализации не как адаптации к среде, а как к интеграции в определенную среду. Две разные формы социализации адаптация и интеграция, по мнению А.В. Мудрика, зависят от характера взаимодействия индивида с социальной средой. Пока среда стабильная, человек чувствует себя в ней комфортно, но как только происходят изменения, появляется нестабильность, человек испытывает дискомфорт, стресс, неудовлетворенность, жизненную трагедию. Поэтому можно конкретизировать цель образования как развитие личности, готовой к социализации в форме интеграции.

Очень важно осуществлять данную работу не на интуитивном уровне, а продуманно, системно, используя технологию педагогического управления социализацией. Бессистемная, непродуманная, недостаточно контролируемая, не учитывающая индивидуальные особенности обучающегося, социализация может привести к отрицательному результату, к негативным и необратимым последствиям.

Социализированность, как результат социализации, представляет собой сформированность личностных и социальных качеств, установок, способов социального взаимодействия, которые позволяют эффективно действовать в нестандартных, постоянно изменяющихся обстоятельствах и является необходимым условием для активного самосознания, самосовершенствования, достижения желаемого уровня развития.

Социализация личности осуществляется в результате целенаправленного воздействия, создания психолого-педагогических условий, через содержание учебных предметов и  внеурочную деятельность.

Внеурочная деятельность (в соответствии с ФГОС НОО) организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в том числе через такие формы, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики [2, с. 16].

Внеурочная деятельность имеет серьезнейший социализирующий потенциал, создает условия для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур, способствует раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда проявляются в рамках урока.

В нашей образовательной организации в настоящее время внеурочная деятельность осуществляется системно по следующим курсам: «Спортивные игры», «Нравственные посевы», «Встретимся в музее», «Тропинка к своему «Я», «LEGO-мир», «Путешествие в мир логики», «Мир деятельности», «Город, в котором я живу», «Мир профессий», «Проектная деятельность».

При планировании работы и составлении рабочих программ данных курсов серьезное внимание уделялось вопросу социализации обучающихся.

В таблице представлен конкретизированный социализирующий потенциал каждого курса внеурочной деятельности:

п/п

Название курса

Социализирующий потенциал

«Путешествие в мир логики»

 Овладение навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи с соблюдением этических норм, умение объяснять свое несогласие и пытаться договориться; в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества.

«Проектная деятельность»

Воспитание целеустремленности и настойчивости; позитивное отношение к самообразованию, формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве, приобретение учащимися социально-значимых знаний, развитие коммуникативности, самостоятельности и предприимчивости.

«Встретимся в музее»

Развитие  высоких моральных принципов, нравственных чувств и этического сознания, формирование гражданственности, патриотизма,    формирование способности сознательно выстраивать на основе  моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, природе, миру в целом.

 «Город, в котором я живу»

Приобщение обучающихся к культурным ценностям прошлого и настоящего, воспитание ценностного отношения к культуре, в том числе и экологической, к истории родного города;    бережное отношение к природе, памятникам архитектуры.

«Нравственные посевы»

Формирование экологического системного мышления, способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию личности гражданина России, формирование представления об этических нормах.

«Спортивные игры»

Формирование культуры совместно выполняемых двигательных упражнений, чувства коллективизма, высоконравственных и волевых качеств личности ученика начальной школы.

«Тропинка к своему «Я»

Развитие  умения соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм, социальная адаптация ребенка в межличностном взаимодействии.

«LEGO-мир»

Саморазвитие и развитие личности каждого обучающегося в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность; развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности.

  «Мир деятельности»

Первое представление о качествах личности, которые помогают успешно учиться; формирование первичного положительного опыта управления своим эмоциональным состоянием.

«Мир профессий»

Знакомство с их социальной значимостью мира профессий, формирование ценностного отношения к труду в целом, ответственность, дисциплинированность, целеустремлённость, самостоятельность в труде, выполнение различных ролей в группе.

Критериями эффективности социализации мы считаем высокий уровень достижения системы базовых ценностей общества, способность самостоятельно действовать в нестандартных условиях, образованность, широта знаний, высокий уровень общей культуры, нравственность, непримиримость к собственным недостаткам, самоконтроль, самодисциплина, сдержанность, которые позволят стать полноправными членами общества, активно воспроизводить систему социальных связей, реализовать себя как личность.

Конечно, рано делать выводы об эффективной социализации обучающихся в связи с ведением курсов внеурочной деятельности, так как прошло всего два с половиной года с начала введения внеурочной деятельности в нашей школе, но уже сейчас есть практические результаты, которые свидетельствуют о том, что внеурочная деятельность имеет большой социализирующий потенциал.

        Доказательством этого служат творческие работы обучающихся, где они высказывают свое мнение по поводу различных событий и явлений, поступков героев. В своих работах обучающиеся также высказывают много практических предложений по улучшению экологической обстановки в городе, предлагают варианты собственного участия в решении проблем.

Такие выводы можно сделать также по результатам включенного наблюдения, которые свидетельствуют о серьезных изменениях, произошедших в поведении, а соответственно, и в сознании обучающихся. Множество конкретных ситуаций служат доказательством личностного роста, социализированности обучающихся: это и совместная работа в группах в урочной и внеурочной деятельности, общение на переменах с одноклассниками, обучающимися других классов, с учителями, родителями; это поведение во время посещения театров, музеев, библиотек и других общественных мест; это и предложение обучающихся оказать помощь ветеранам Великой Отечественной войны и воспитанникам детского дома; это и инициатива обучающихся в организации сбора макулатуры, акции «Пакеты, сдавайтесь!»; это и развешивание на дачных участках, во дворах домов скворечников, кормушек и экологических плакатов-призывов к соседям беречь природу.

Таким образом, налаженная система работы по реализации основной образовательной программы через внеурочную деятельность в рамках одной образовательной организации наглядно доказывает, насколько велик ее социализирующий потенциал.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступающими в силу с 05.12.2013), 2013 – 240 с.
  2. Федеральный государственный стандарт начального общего образования.- М.: Просвещение, 2011 – 32 с.
  3. Федеральный государственный стандарт основного общего образования.- М.: Просвещение, 2011 – 50 с.
  4. Горский, В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др./ под ред. В.А. Горского. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011 –111 с.
  5. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010 – 223 с.
  6. Григорьев, Д.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов. – М.: Просвещение, 2011 – 80 с.
  7. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений / А.В. Мудрик. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 224 с.
  8. Фельдштейн, Д.И. Психология развития человека как личности: Избранные труды: В 2 т. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», Т.1, 2005 – 454 с.
  9. Педагогический энциклопедический словарь. / Гл. ред. Б.М.Бим-Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. – 480 с.
  10. Психология личности. Хрестоматия. В 2 т. /Под ред. Д. Я. Райгородского – Самара: Бахрах-М, 2013 г. – 1056 с.
  11. Социальная педагогика: Учеб. пособие для вузов /Под ред. В.А. Никитина. – М.: ВЛАДОС, 2000. - 272 с.
  12. Лещинский, В.М., Кульневич С.В. Учимся управлять собой и детьми: Педагогический практикум./ В.М. Лещинский, С.В. Кульневич – М.: Просвещение: Владос, 1995. - 240 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интеллектуально - творческого потенциала младших школьников на занятиях во внеурочной деятельности в рамках внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

В настоящее время появилась прекрасная возможность для развития творческих способностей учащихся. Это введение Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Часы, отводимы...

«Воспитательный потенциал внеурочной деятельности в начальной школе в условиях ФГОС НОО» Занятие по общекультурному направлению в 1 классе "Правила вежливости"

Тема: Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках.Цель:         Дать представление о вежливом общении, формировать привычк...

Презентация по внеурочной деятельности "Уроки ОРИГАМИ как средство активизации творческого потенциала учащихся"

•         Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированно...

Теоретические основы развития социализирующего потенциала внеурочной деятельности учащихся в условиях ФГОС начального общего образования.

Материал поможет педагогам в организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС и заставит взглянуть на внеурочную деятельностьучащихся как на социально-пе...

« Развитие творческого потенциала младших школьников на занятиях кружка «Природа и творчество» в рамках реализации ФГОС НОО во внеурочной деятельности»

« Развитие творческого потенциала младших школьниковна занятиях кружка «Природа и творчество» в рамкахреализации ФГОС НОО во внеурочной деятельности»...

Воспитательный потенциал ОРКСЭ во внеурочной деятельности

Воспитательный потенциал через уроки ОРКСЭ....

Стендовый доклад "Воспитательный и образовательный потенциал внеурочной деятельности"

Организация кружка "Волшебный мир оригами" в условиях реализации ФГОС....