Формирование универсальных учебных действий на уроках математики.
материал (1 класс) по теме

Шембакова Наталья Сергеевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shembakova_natalya_sergeevna.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Шембакова Наталья Сергеевна

учитель начальных классов

МОУ СОШ № 289

ЗАТО г. Заозерска

Мурманской области

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики.

        Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность. Схема работы над формированием УУД указана в программе формирования УУД и в тематическом планировании.

В начальной школе, изучаемые предметы, ученик в силу своего возраста должен освоить  познавательную, творческую деятельность, овладеть коммуникативными и информационными умениями. Это все необходимо для продолжения образования.

Учебный предмет «Математика» имеет большие возможности для формирования всех видов УУД. Их реализация зависит от способов организации учебной деятельности, которые позволяют не только обучать, но и воспитывать математикой, не только учить мыслям, но и учить мыслить.

Цель начального курса математики – обеспечить предметную подготовку для продолжения математического образования в основной школе, и создать дидактические условия для овладения УУД в процессе усвоения предметного содержания.

И поэтому успешное обучение в начальной школе не возможно без формирования универсальных учебных действий, они то и дают большой вклад в развитие познавательной деятельности ученика.

Уже на первых уроках перед учеником ставлю учебные задачи и вместе с детьми, а потом они  самостоятельно объясняют последовательность учебных действий., которые используют для их решения. Любое задание предназначено для развития или оценки уровня сформированности УУД развивает следующие навыки: ознакомление - понимание – применение – анализ – синтез – оценка. Главным результатом обучения становится то, что учащиеся освоившие построение плана выполнения учебной задачи, уже не будут работать по -  другому.

Основным средством в математике является вариативность по формулировке учебных заданий: объясни, проверь, оцени, выбери, сравни, найди закономерность, догадайся, верны ли утверждения, сделай вывод. Вариативные задания представленные в учебнике формируют у детей весь комплекс УУД и рассматриваются как целостная система. Логическое содержание курса построено по тематическому принципу, каждая следующая тема связана с предыдущими. Это позволяет повторять раннее изученные понятия и способы действий в контексте с новой темой.

Например, формирование моделирования как УУД осуществляю поэтапно, учитывая возрастные особенности своих учеников. Первые представления о взаимодействии предметной, вербальной и символической модели формируются при изучении темы «Число и цифра». Дети учатся устанавливать соответствие между моделями или выбирают ту, которая соответствует данной модели.

В изучении темы «Числовой луч», «Отрезок» использую не только предметные, но и графические модели сравнения чисел, а так же моделирую отношения чисел и величин с помощью схем, обозначая данные чисел и величин отрезками. Пользуюсь комплектами карточек разрядных чисел. В комплект входят карточки единиц, десятков, сотен. Схемы являются эффективным средством овладения умением решать текстовые задачи, которые включены в раздел «Познавательные универсальные учебные действия».

На практике я убедилась, что формирование всех видов УУД является включение заданий, содержащих диалоги, рассуждения и пояснения, их можно использовать для самоконтроля; для коррекции ответов, для получения информации; для овладения  умения вести диалог, для разъяснения способа решения задач.

С первых уроков ребенка включаю в конструктивное, предметное общение. Формирую умение отвечать на вопросы, задавать вопросы, формулировать главную мысль, вести диалог и т.п. В учебниках есть задания для работы в парах и это позволяет использовать полученные знания на практике. Игровые ситуации, иллюстративный материал, вопросы и задания, задачи направленные на развитие коммуникативных УУД.

Для детей важно, чтобы полученные результаты самостоятельной работы, как верные, так и неверные обсуждались коллективно не только с учителем, но и друг с другом – умение слушать, слышать, понимать, планировать, распределять роли, контролировать действия других и договариваться.

В процессе изучения математики знакомлю детей с математическим языком, формирую речевые умения. Ребята на уроках учатся высказывать свое мнение с использованием математических терминов и понятий, формулируют вопросы  и ответы в ходе выполнения заданий, доказывают верность и неверность выполненного действия, обосновывают этапы решения учебной задачи.

1. Коммуникативные УУД формируются, когда:

- ученик учится отвечать на вопросы;

- ученик учится задавать вопросы;

- ученик учится вести диалог;

- ученик учится пересказывать сюжет;

- ученик учится слушать.

2. Личностные УУД формируются, когда:

- учитель задает вопросы, способствующие созданию мотивации. Например «Что бы вы сделали…», «Как поступили…»

- учитель способствует личностному, эмоциональному отношению к изучаемой теме. Например «Как вы относитесь…»

Формирование регулятивных действий – постановка учебной задачи, как правило, показывает детям недостаточность знаний, побуждает к поиску новых знаний и способов действий, которые они открывают в результате применения и использовании уже имеющихся знаний. Эта система построения материала постепенно формирует умения сначала понимать и принимать познавательную цель, сохранять ее при выполнении учебных действий, а в последствии самостоятельно формулировать учебную задачу, выстраивать план действий для ее решения.

Например учащимся предлагаю тексты для проверки, содержащие разные виды ошибок. Совместно с детьми составляем план или правила проверки, определяющий алгоритм действий.

Дети учатся сами определять цель своей деятельности, планировать, самостоятельно двигаться по алгоритму, оценивать и корректировать результат. При проверке полезно обсудить последовательность действий.

- С чего начали выполнение задания?

- Как действовали дальше?

После этого на доске появляется план выполнения задания.

При всем многообразии подходов можно выделить общие компоненты способствующие формированию УУД:

1. Анализ текста задачи является главным компонентом приема решения задач.

2. Перевод текста на язык математики с помощью вербальных и невербальных средств. Для этого осуществляю перевод текста на язык графических моделей – невербальных средств: чертеж, схема, график, таблица, символический рисунок и т.п.

3. Установление отношений между данными и вопросом.

4. Составление плана решения задачи. Особое значение составление плана имеет для сложных и составных задач.

5. Осуществление плана решения

6. Проверка и оценка решения задачи.

Таким образом, целеполагание, планирование, освоения способов действия, освоение алгоритма, оценивание собственной деятельности являются основными составляющими регулятивных УУД, которые становятся базой для учебной деятельности.

Осмысление текстов, заданий; умение выделять главное, сравнивать, различать и обобщать, классифицировать, моделировать, проводить элементарный анализ, синтез относится к познавательным УУД. Я уже говорила об УУД моделирования.

Логические УУД так же развиваются на уроках математики в процессе вычислений, измерений, поиска решения задач. При этом сохраняется линия начального курса математики для продолжения математического образования в среднем звене.

Познавательные УУД формируются, когда учитель говорит: «Проанализируй…», «Подумай…», «Сделай вывод…», «Выполни задание…»

По формированию и развитию УУД учителю необходимо помнить:

  • Любые действия должны быть осмысленными.
  • Развитие внутренней мотивации – это движение вверх.
  • Задачи, которые ставим перед ребенком, должны быть не только понятны, но и внутренне приятны т.е. значимы для него.

А для первоклассника необходимо :

  • Создать атмосферу успеха.
  • Помогать ребенку учиться легко.
  • Не скупиться на поощрения и похвалу.

И в заключении своего доклада хочется выделить главный момент: при изучении всех тем можно формировать все виды УУД одновременно. В развитии УУД принимают участие базовые образовательные технологии: уровневая дифференциация, проблемное обучение, ИКТ и проектная деятельность. А в 1 классе – игровая.

Успех формирования УУД будет ориентация младшего школьника на выполнение действий, выраженных в категориях: ЗНАЮ/МОГУ/ХОЧУ/ДЕЛАЮ.

Список используемой литературы:

1. Максимова Т.Н. поурочные разработки по математике: 1 класс. – 2-е изд. – М.: ВАКО, 2012.

2. Математика «Учусь учиться». 1 класс. В 3 ч. Л.Г.Петерсон. – М.,: Ювента, 2012.

3. Сборник рабочих программ «Перспектива». М.: ВАКО, 2012

4. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х томах. -  М.. НИИ школьных технологий. – 2010.

5. Примерные программы начального общего образования; М., 2011.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М., 2011.

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики средствами УМК «Гармония»

В статье рассказывается о возможностях формирования УУД на уроках математики в 1 классе в УМК "Гармония"...

Система деятельности учителя по формированию универсальных учебных действий на уроках математики в 1 классе

Материал содержит теоретические основы формирования УУД в контексте ФГОС НОО. Предложена модель деятельности учителя по формированию УУД на уроках математики в 1 классе....

«Формирование универсальных учебных действий на уроке математики по теме «Умножение» (УМК «Перспективная начальная школа», 2 класс)

Урок математики по теме "Умножение" (УМК «Перспективная начальная школа», 2 класс) с использованием  элементов системно-деятельностного подхода....

Методическая работа «Формирование универсальных учебных действий на уроках математики»

Приоритетной целью школьного образования становится формирование учиться. Учащийся сам должен стать и «архитектором» и «строителем» образовательного процесса. Достижение данной цели становится возможн...

СКАЗКА КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ (из опыта работы)

Для создания успешных условий формирования УУД, у каждого учителя имеется в работе немало различных способов и приемов ведения урока. Большой воспитательный эффект на уроках математики имеют математич...

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе

Формирование УУД на каждом этапе урока, фрагмент урока....

Итоговая работа вариативного учебного блока по проблеме « Формирование универсальных учебных действий» Конспект урока математики на тему: « Сложение и вычитание десятков»

Конспект  урока математики  Тема урока: Сложение и вычитание десятковЦель. Формирование умений выполнять сложение и вычитание десятков (20 + 30, 50 – 20)Задачи:Предметные:- формировать вычис...