Проектная деятельность младших школьников
статья по теме

Вовнянко Ирина Борисовна

 

В соответствии с требованиями стандартов второго поколения ученик в начальной школе за четыре года должен не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться – стать «профессиональным учеником».

Поэтому в настоящее время все более актуальным становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы и умозаключения, принимать самостоятельные решения. И достичь этого можно через организацию проектной деятельности на уроке и вне урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaja_dejatelnost.docx21.1 КБ

Предварительный просмотр:

           

И.Б.Вовнянко

 

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

            В соответствии с требованиями стандартов второго поколения ученик в начальной школе за четыре года должен не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться – стать «профессиональным учеником».

Поэтому в настоящее время все более актуальным становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы и умозаключения, принимать самостоятельные решения. И достичь этого можно через организацию проектной деятельности на уроке и вне урока.

Главная идея проектно-исследовательской деятельности - направленность учебно-познавательной деятельности на результат, который получается при решении практической, теоретической, но обязательно личностно и социально - значимой проблемы. Этот результат называется проект.

Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий по решению субъективно значимой проблемы ученика, завершающийся созданием продукта и его представлением в рамках устной или письменной презентации.

Проектно-исследовательская деятельность - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата, которая способствует развитию всех групп УУД (личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных).

        В чём заключается педагогическая значимость проектной деятельности?

      -   Позволяет вовлекать учащихся в творческую деятельность;

- Пробуждает человека к самопознанию и одновременно создаёт условия внутренней активности личности ребёнка

-  Снимает интеллектуальное напряжение, вызванное нагрузкой на нервную систему активным обучением;

      -  Является фактором общения, выводит учащихся на подлинное сотрудничество;

              Процесс работы над проектом – это всегда пространство для самореализации её участников, для применения и проверки накопленного опыта. Успех детского проекта во многом будет зависеть от организации деятельности ребёнка. Работая над проектом, я стараюсь  постепенно увеличивать самостоятельность обучающихся. Учитель должен знать основы проектной деятельности и её структуру, виды проектов и методику работы по его созданию.

         В начальной школе можно выделить следующие виды учебных исследований:

           По доминирующей в проекте деятельности: исследовательские, информационные, практико-ориентированные, ролево-игровые, творческие;

Практико–ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, города.

Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов.

Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор.

Все эти проекты условно можно разделить на фантастические, эмперические, теоретические.

-        По количеству учащихся: индивидуальные, парные, групповые, коллективные;

-    По предметно – содержательной области: монопроекты (в рамках одного учебного предмета), межпредметные (знания из нескольких областей).

-        По продолжительности: минипроекты (1 урок или менее), краткосрочные (4 - 6 уроков), недельные, годичные.

Длительность выполнения учебного проекта или исследования в 1-2 классе целесообразно ограничить 1-2 неделями. Важно, чтобы проекты не были долгосрочными, так как сложно длительное время удержать интерес к проекту. В 3- 4 классе их продолжительность можно увеличить от 1 до 2 месяцев

Правила выбора темы проекта

Правило 1. Тема должна быть интересна ребенку. Мы должны преподнести её детям так, чтобы вызвать их интерес. 

Правило 2. Тема должна быть доступной. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей. Должна быть выполнима, а решение ее должно быть полезно участникам исследования.

Правило 3. Учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь, в которой чувствуете себя сильным. Я считаю, что увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам.

Структура проекта.

Дети не способны к длительной самостоятельной работе без участия взрослых, их поддержки, помощи, анализа и нацеливания на следующий этап работы.

Любая исследовательская работа (проект) состоит из нескольких этапов.

Проект - это пять П:

  • Постановка проблемы.
  • Проектирование (планирование).
  • Поиск информации.
  • Продукт.
  • Презентация. 

Пропуск даже одного из этих этапов снижает эффективность работы над проектом.

Роль учителя.

Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь детей, вселить уверенность в своих силах.

В учебном проекте степень активности и самостоятельности учеников и учителя на разных этапах можно представить в следующей схеме:

1-й этап - УЧИТЕЛЬ - ученик,

2-й и 3-й этапы - учитель - УЧЕНИК,

Последний этап - УЧИТЕЛЬ - ученик.

          Роль учителя велика на первом и последнем этапах. И от того, как учитель сыграет свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, зависит судьба проекта в целом. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти к умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.

        На 3 – 4 этапе он выступает как помощник. Учитель только обеспечивает деятельность школьников, т.е.: консультирует, мотивирует, наблюдает.

         Результаты выполненных проектов должны быть "осязаемыми". Если это теоретическая проблема, то конкретное её решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию на уроке, в школе, во внеклассной работе, дома. Необходимо, чтобы этот результат можно было увидеть, осмыслить, применить в практической деятельности.

Презентация

            Особое внимание в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита проекта), где учащиеся докладывают о проделанной ими работе. То, что готовят дети для наглядной демонстрации своих результатов, продукт работы над проектом, определяет форму проведения презентации. Целью проведения презентации является выработка или развитие следующих умений и навыков: демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения, анализировать ход поиска решения, аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта, самоанализ успешности и результативности решения проблемы.

Оценка выполненных проектов

Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться так, чтобы каждый проект «победил» в «какой-либо» номинации. Например, могут быть следующие номинации: «Познавательный проект», «Нужный проект», «Красочный проект» и т.д.

Проект «Моя малая Родина - Выборгский район»

         В этом информационном проекте, который продлился 2 недели, принимали участие все 30 человек 3 класса. На уроках окружающего мира мы изучали ……и начали работу над проектом.

         Начиная работать над проектом, мы вспомнили достопримечательности нашего района, великих и знаменитых людей, в честь которых названы улицы и проспекты района. Конечно, я не могла не вспомнить имя академика Лихачёва, который  был жителем нашего Выборгского района. Когда я  рассказывала об этом замечательном учёном и незаурядном человеке, возникла новая тема для презентации - «Знаменитости нашего района». Обязательно займемся этой темой!

     В рамках вышеупомянутого проекта хочется сказать ещё об одной презентации. Это проект «Площадь Мужества». Получился исторический экскурс, прогулка в прошлое. Ведь это так интересно ребятам. Мы оказались в середине VIII века на даче офицера императорского двора И.И Кушелева. Ребята сразу же вспомнили о существующей сейчас железнодорожной станции «Кушелевка». Потом мы оказались у кинотеатра «Миниатюр», где собирались беспризорники, чьи родители погибли в Гражданскую войну. И закончили путешествие на нынешней площади Мужества, получившей это название только 1965 году! Очень интересный исследовательский проект!

     Презентации несомненно полезны и необходимы. Происходит формирование презентационных умений и навыков:

-   навыки монологической речи;

-   уверенно держать себя во время выступления

-   артистические умения

-   умение использовать различные средства наглядности

-   умение отвечать на незапланированные вопросы

     На уроках я ставила следующие задачи: формирование умения составлять план работы, выделять главное и второстепенное, анализировать мнение другого человека, высказывать свои суждения; развивать интерес к самопознанию, развивать мышление, творческое воображение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность младших школьников

Проектная деятельность младших школьников...

«Исследовательская и проектная деятельность младших школьников как путь развития самостоятельности в овладении знаниями и поддержки индивидуальности ребёнка»

Сущность, новизну и практическую значимость ИПО я вижу в том, что на уроке проектно- исследовательская деятельность создает стихии заинтересованности, поиска, творчества, а также стихию доброжелательн...

Доклад "Проектная деятельность младших школьников в реализации программы «Духовно – нравственное воспитание и развитие школьников»

Вопрос духовно-нравственного воспитания и развития детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.В связи с введением ФГОС  одним из ра...

Формирование навыков проектной деятельности младших школьников во внеурочной деятельности.

Формирование навыков проектной деятельности младших школьников во внеурочной деятельности....

Мастер-класс по повышению качества образования во внеурочной деятельности по направлению народное декоративное искусство в проектной деятельности младших школьников.

Народное декоративное искусство - одно из важнейших средств художественного воспитания детей, оно обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях не стандартность мышления...

Формирование навыков проектной деятельности младших школьников во внеурочной деятельности.

Формирование проектных навыков во внеурочной деятельности младших школьников...