Применение технологии РКМ в начальной школе
статья по теме

Благодер Виктория Гариевна

Технология РКМ представляет собой педагогическую систему, нацеленную на формирование у школьников аналитического мышления. У истоков этого направления стоят такие имена как Л. Выготский, Д. Дьюи и др.

Цель технологии - научить такому чтению, в процессе которого информация, имеющаяся в тексте, понималась, осмыслялась, сопрягалась с собственным опытом - и, в конце концов, на ее основе формировалось бы собственное аналитическое суждение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

           

Применение приёмов технологии развития

критического мышления на уроках  в начальной школе

Технология РКМ представляет собой педагогическую систему, нацеленную на формирование у школьников аналитического мышления. У истоков этого направления стоят такие имена как Л. Выготский, Д. Дьюи и др.

Цель технологии - научить такому чтению, в процессе которого информация, имеющаяся в тексте, понималась, осмыслялась, сопрягалась с собственным опытом - и, в конце концов, на ее основе формировалось бы собственное аналитическое суждение.

Технология имеет приемы, с помощью которых можно интенсифицировать процесс чтения научных текстов.

В процессе работы по этой технологии, все приемы работы с информацией постепенно «переходят в руки» самому учащемуся: он начинает все активнее использовать их в самостоятельной работе: начинает реально обучать себя сам.

         Под критическим мышлением  подразумевается  следующее: думать критически означает проявлять и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов.
     Критическое мышление работает на многих уровнях, не довольствуясь фактами, а вскрывая причины и последствия этих фактов. Критическое мышление предполагает вежливый скептицизм, сомнение в общепринятых истинах. Критическое мышление означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами. Критическое мышление предусматривает внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление.
    Базовая модель технологии критического мышления учитывает психологию человека, особенности его познания.
Познавательный процесс должен пройти три этапа: вызов, осмысление и размышление.

Остановлюсь на некоторых приёмах,  которые использую на своих уроках.

Напомню, базовая модель технологии вписывается в урок и состоит из трёх этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.

      Первая стадия – «вызов», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.

     Вторая стадия – «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.

Третья стадия – «рефлексия» - размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.

Организация урока. Тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют.

Учащемуся надо освоить свой текст, выработать собственное мнение, выразить себя ясно, доказательно, уверенно. Чрезвычайно важно умение слушать и слышать другую точку зрения, понимать, что и она имеет право на существование.

Роль учителя – в основном координирующая.

Популярным методом демонстрации процесса мышления является графическая организация материала. Модели, рисунки, схемы и т.п. отражают взаимоотношения между идеями, показывают учащимся ход мыслей. Процесс мышления, скрытый от глаз, становится наглядным, обретает видимое воплощение.

     Некоторые приёмы стадии «Вызова»:

Приём № 1. Надо отметить, что такой приём, как «Кластер» универсальный, используется на всех стадиях.

Суть приема заключается в том, что информация, касающаяся какого – либо понятия, явления,  события, описанного в тексте, систематизируется в  виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием.

В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме.

Ученики легко используют этот прием. Достаточно 2 - 3 раза провести подобную работу, чтобы этот прием стал технологичным. Ученики с

удовольствием используют кластеры.

Урок окружающего мира по теме «Здоровый образ жизни».

 - Прочитай тему урока.
- Запиши несколько фраз по теме. Всё, что пришло в голову. Потом дети зачитывают свои фразы, которые фиксируются на доске. Получаем кластер, который к концу урока может значительно разветвиться. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Приём № 2. Очень нравится моим ученикам приём «Верите ли вы, что…». Учащимся в начале урока на листочках даются факты, работая в группах, дети знакомятся с ними. Если они согласны с данными фактами,  то ставят в таблице «+», а если нет, то  «-». В конце урока снова возвращаемся к утверждениям. Ребята видят, в чём они заблуждались, а в чём оказались правы.

        Урок окружающего мира по теме «Вселенная. Солнце».

       Поиграем в игру «Верите ли вы, что…» У каждого на парте таблица, как на доске. Я буду читать вопросы, а вы ставьте в первой строке плюс, если согласны с утверждением, и минус, если не согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой.

+/-

Утверждение

Земля – это одна из планет солнечной системы.

Солнце – ближайшая к нам звезда, раскалённый шар.

Масса Земли в 330 тысяч раз больше массы Солнца.

Специалистов, изучающих астрономию, называют астронавтами.

Земля движется вокруг Солнца.

Наблюдать за Солнцем можно, глядя в бинокль, подзорную трубу.

Сегодня в течение урока вы будете обращаться к таблице и видеть, насколько были правы. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

               Приём № 3.    Дерево предсказаний. 

Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии рассказа или повествования.  Правила работы с данным приемом таковы: возможные

предположения учащихся моделируют дальнейший финал данного рассказа

или повествования. Ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые

ведутся по двум основным направлениям – «возможно» и «вероятно»

количество «ветвей» не ограничено), и, наконец, «листья» - обоснование этих

предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.  «Дерево

предсказаний» целесообразно использовать на стадии закрепления лексики с

целью анализа какой – либо проблемы, обсуждения текста, прогнозирования

событий. Поскольку данный прием строится именно на предположении и

прогнозировании, то в речи учащихся активно используются конструкции будущего времени и сослагательного наклонения. (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

        Некоторые приёмы стадии «Осмысление»:

схема «Фишбоун»-«Рыбий скелет», Дневники и бортовые журналы.

Приём № 4.      Фишбоун (Рыбий скелет), где голова – вопрос темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий, хвост – ответ на вопрос.

Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть. (ПРИЛОЖЕНИЕ 4)

 Урок литературного чтения. Тема урока: А.П. Чехов. «Белолобый»

   

     

        Приём № 5.   Дневники и бортовые журналы

      Способы визуализации материала могут стать ведущим приемом на смысловой стадии, например, дневники и «бортовые журналы»

Бортовые журналы - обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. Когда бортовой журнал применяется в самом простейшем варианте, перед чтением или иной формой изучения материала, учащиеся записывают ответы на следующие вопросы

Интересным приемом является «Двухчастный дневник». Этот прием дает возможность читателю увязать содержание текста со своим личным опытом. Двойные дневники могут использоваться при чтении текста на уроке, но особенно продуктивна работа с этим приемом, когда учащиеся получают задание прочитать текст большого объема дома

Цитата

Комментарии

В левой части дневника учащиеся записывают те моменты из текста, которые произвели на них наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания, ассоциации с эпизодами из их собственной жизни, озадачили их, вызвали протест или, наоборот, восторг, удивление, такие цитаты, на которых они «споткнулись». Справа они должны дать комментарий: что заставило записать именно эту цитату. На стадии рефлексии учащиеся возвращаются к работе с двойными дневниками, с их помощью текст последовательно разбирается, учащиеся делятся замечаниями, которые они сделали к каждой странице. Учитель знакомит учащихся с собственными комментариями, если хочет привлечь внимание учащихся к тем эпизодам в тексте, которые не прозвучали в ходе обсуждения.

«Трехчастные дневники» имеют третью графу – «письма к учителю». Этот прием позволяет работать не только с текстом, но и проводить диалог с учителем по поводу прочитанного.

Цитата

Комментарии. Почему эта цитата привлекла ваше внимание?

Вопросы к учителю

Трехчастный дневник может быть оформлен иначе:

Цитата

Комментарии. Почему эта цитата привлекла ваше внимание?

Комментарии по прошествии некоторого времени (ответы)

Соответственно изменится и функция приема, он будет служить для более вдумчивого «длительного» чтения. Здесь учащиеся сами отвечают на свои вопросы по прошествии некоторого времени. Содержание граф «дневников» может быть изменено. (ПРИЛОЖЕНИЕ 5)

    Приём стадии «Рефлексия»: 

Приём № 6 «Диаманта» 

Диаманта – это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением.

строчка 1: тема (существительное)

строчка 2: определение (2 прилагательных)

строчка 3: действие (3 причастия)

строчка 4: ассоциации (4 существительных)

строчка 5: действие (3 причастия)

строчка 6: определение (2 прилагательных)

строчка7:тема (существительное, противоположное по смыслу существительному из первой строки)

А.Чехов «Ванька»

А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

НЕСЧАСТЬЕ

грязный, голодный,

измученный, загнанный, уставший

горе, неудача, нужда, безысходность

ожидающий, мечтающий, надеющийся

сытый, удовлетворённый

СЧАСТЬЕ

СТАРУХА

злая, жадная

сидит, прогнала, бранится

пряжа, сеть, рыба, желание

закинул, отпустил, отвечает

добрый, послушный

СТАРИК

Заключение    

Итак, в данной технологии, в отличие от традиционной, меняются роли педагогов и обучающихся. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Роль учителя в основном координирующая.

      В заключении хочется сказать, что свою педагогическую задачу вижу  в том, чтобы помочь каждому ребёнку осознать собственную уникальную сущность и создать условия для саморазвития. И в этом мне помогают приёмы технологии РКМ.

    Применение технологии Развития критического мышления через чтение и письмо даёт детям чёткий алгоритм работы с любым научно-познавательным текстом, повышает социальную ответственность, способствует развитию мышления и творчества. Создает условия для мотивации, формирования чувства времени, активности познающего. Дает право на риск, на ошибку. Разрешает размышления. Воспитывает уважение к окружающим. Подчёркивает ценность опыта каждого. По-новому учит работать с информацией, формируя информационную компетентность учащихся.

 Используя некоторые методы и приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо, я смогла добиться следующих результатов:

  1. Изменила отношение детей к учёбе.
  2. Изменила у учащихся отношения к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе работы над художественным текстом.
  3. Мотивирую учащихся к дальнейшей деятельности.
  4. Создаю атмосферу доверия, сотрудничества в системе «учитель – ученик – класс».
  5. Вырабатываю осознанное отношение к индивидуальной, групповой и коллективной деятельности.

                                                                                                         

                                                                                                           

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Благодер Виктория Гариевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 5

Слайд 2

Формирование нового стиля мышления; Развитие умения извлекать актуальную информацию; Развитие умения систематизации своего и чужого опыта по изучаемым вопросам, анализа его ценности для развития собственного понимания; Формирование способности к самостоятельной постановке цели обучения; Формирование базовых качеств личности; Формирование культуры чтения;

Слайд 3

1-я стадия ВЫЗОВ 2-я стадия ОСМЫСЛЕНИЕ 3-я стадия РЕФЛЕКСИЯ Актуализация знаний; Побуждение интереса к получению новой информации; Постановка учеником собственных целей обучения; Получение новой информации; Корректировка поставленных учеником целей обучения; Рождение нового знания; Постановка учеником новых целей обучения;

Слайд 4

выделение смысловых единиц текста и их графическое оформление в определенном порядке в виде грозди Важно в тексте, с которым работаешь: Выделить главную смысловую единицу в виде ключевого слова или словосочетания (тема). Выделить связанные с ключевым словом смысловые единицы (категорий информации). Конкретизировать категории мнениями и фактами, которые содержаться в осваиваемой информации.

Слайд 5

Ключевое слово Категория 1 Категория 4 Категория 3 Категория 2

Слайд 8

Проблема : Причина: Причина : Вывод : Факты : Факты :

Слайд 9

строчка 1: тема (существительное) строчка 2: определение (2 прилагательных) строчка 3: действие (3 причастия) строчка 4: ассоциации (4 существительных) строчка 5: действие (3 причастия) строчка 6: определение (2 прилагательных) строчка 7: тема

Слайд 10

СТАРУХА злая, жадная, сидит, прогнала, бранится, пряжа, сеть, рыбка, желание закинул, отпустил, отвечает, добрый, послушный СТАРИК


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение технологии портфолио в начальной школе как эффективное средство воспитания.

Современная школа должна воспитывать ученика, востребованного обществом. Для выполнения этой цели необходимо решить такую проблему, как повышение эффективности воспитательного процесса. Одним из средс...

Применение технологии портфолио в начальной школе

Применение технологии портфолио в начальной школе...

Пропаганда здорового образа жизни и применение здоровьесберегающих технологий в современной начальной школе.

В данной статье раскрываются понятия здорового образа жизни, здоровьесберегающих технологий, представлена их классификация.  А также в статье дается обоснование необходимости их применения в нача...

«Применение технологии «коучинг» в начальной школе как инструмент развития универсальных учебных действий»- образовательный проект

laquo;Применение технологии «коучинг» в начальной школе как инструмент развития универсальных учебных действий»- образовательный проект...

Статья "Применение технологии Портфолио в начальной школе"

В статье описывается применение технологии портфолио в начальных классах. Данная технология – основа для индивидуального маршрута обучения. В современной школе  становятся востребованным та...

Применение технологии АМО в начальной школе.

Материал содержит тезисы, раскрывающие некоторые приемы технологии АМО, использованные автором на уроках....

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов "Применение технологии сотрудничества в начальной школе (из опыта работы)"

Актуальность, плюсы и минусы технологии сотрудничества, особенности использования, советы учителям....