Использование алгоритмов в начальной школе (Выступление)
учебно-методический материал (1 класс) на тему

Бородулина Наталия Васильевна

Применение алгоритмов способствуют умственному развитию и формированию логического мышления младших школьников. Обучение алгоритмам можно производить по-разному. Можно, например, давать учащимся алгоритмы в готовом виде, чтобы они могли их просто заучивать, а затем закреплять во время упражнений. Но можно и так организовать учебный процесс, чтобы алгоритмы «открывались» самими учащимися. Этот способ, наиболее ценный в дидактическом отношении, требует, однако, больших затрат времени. Высказывается опасение, что обучение алгоритмам может привести к стандартизации мышления, к подавлению творческих сил детей. Но, отвечают сторонники алгоритмизации, надо воспитывать не только творческое мышление. Огромное место в обучении занимает выработка различных автоматизированных действий -- навыков. Эти навыки -- необходимый компонент творческого процесса, без них он просто невозможен. Далее, обучение алгоритмам не сводится к заучиванию их

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_algoritmovsposobo_v_nachalnoy_shkole.docx19.72 КБ

Предварительный просмотр:

Использование алгоритмов (способов) в  начальной школе.

Система работы по выведению способа предполагает, прежде всего овладение   алгоритмами поиска. 

Важно, чтобы в составлении алгоритма участвовал весь класс, чтобы дети запомнили построенную модель применения правила.

Я  пытаюсь  показать, насколько эффективно  и целесообразно применение алгоритмических предписаний в начальных классах.   

Важнейшей задачей в педагогической науке является совершенствование планирования, процесса обучения в целом и повышение эффективности управления  познавательной деятельностью учащихся.

Поиски оптимальных путей управления обучением вылились в создании новой системы учебной работы, названной программированным обучением, одной из составляющих которого является алгоритмизация.

В настоящее время в начальных классах возможно использовать только элементы программированного и алгоритмизированного обучения, так как большинство правил можно разложить в алгоритмическое предписание.

Работу на уроках, по  использованию    алгоритмов, я провожу в  3 этапа:

 

1.Подготовительный   этап   

 

Подготовка   базы   для   работы   с   новым  материалом, 

актуализация навыков, на которых основано применение алгоритма.   

Учащиеся   должны  быть  подготовлены к выполнению всех элементарных операций алгоритма.  Время,  отведенное на эту работу, зависит от уровня подготовленности  учащихся.

2. Основной этап:

 

а) Класс должен  активно участвовать в составлении и записи алгоритма. Я провожу беседу, в  результате которой на доске появляется запись алгоритма. Она облегчает  понимание и усвоение материала.

б) Далее по схеме  с классом разбираю 2-3 примера у доски.

в) Записываем способ в тетради – незабудки.

г) Развернутое комментирование (карточки закрываются)

д) Дети стараются не использовать карточки и комментарии (но при необходимости пользуются).

Тренировочный материал на этом этапе; упражнения учебника,  специально подобранные слова и тексты, запись под диктовку и  самостоятельно    из    учебника   (словосочетания, предложения    или выборочные слова).

 

3.Этап сокращения операций.

 

На этом этапе происходит процесс автоматизации навыка: некоторые  операции совершаются параллельно, некоторые - интуитивным  путем,     без  напряжения памяти.  Процесс  свертывания происходит не  одновременно и разными путями у разных учащихся.

Своевременному свертыванию    алгоритма способствуют сокращенные ; комментарии   и   образцы.      Комментарии   эффективны     тогда,      когда скрывают в себе стройную логическую систему, когда они связаны  между      собой      общими      признаками      и      имеют      определенную последовательность.

Проблемы работы с обобщающими алгоритмами примерно те же.

Ступени свертывания алгоритма:

1  ступень - полное рассуждение;

2  ступень - частичное сжатие:

3  ступень - максимальное сжатие.

Практически на любом школьном предмете можно применить выведение способа. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным.

Итак, мы видим, что с применением алгоритмизации на уроках, учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску; активизирована мыслительная деятельность каждого. Процесс становится не скучным, однообразным, а творческим.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, алгоритмизация формируют ещё и  универсальные действия. А это значит, что ребёнок может их применить в другом виде деятельности, что отвечает компетенции «научить учиться».

Если известен алгоритм решения некой задачи, то ее в состоянии решить ЛЮБОЙ, точно следуя этому алгоритму.

Нет двух одинаковых людей, как и двух одинаковых ситуаций. Поэтому общих ответов, пригодных на все случаи жизни, быть просто не может. Однако можно предложить общий МЕТОД, способный помочь находить или конструировать такие ответы для каждой конкретной Ситуации.

Этот метод - АЛГОРИТМИЧЕСКИЙ ПОДХОД ко всем Проблемам, с которыми мы сталкиваемся в жизни.

Кто хочет — ищет способ, кто не хочет — ищет причину.

Сократ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка в начальной школе": выступление на МО учителей начальной школы

"Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка в начальной школе": выступление на МО учителей начальной школы...

Выступление на ШМО Доклад на тему: Использование сказкотерапии в начальной школе.

Выступление на ШМОДокладна тему:Использование сказкотерапии в начальной школе....

Выступление на педсовете "Использование ИКТ в начальной школе".

В мире, который становится всё более зависимым от информационных технологий, школьники и учителя должны быть знакомы с ними. И учитель, если он заботится о своих учениках, их будущем, должен помочь им...