выступление по теме "Проведение уроков с использованием ИКТ в начальной школе"
материал на тему

выступление

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_sem.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

       В каждом ребенке с детства горит огонек любопытства и любознательности, он готов впитывать в себя все ему еще неизвестное, радуется всем своим новым знаниям и навыкам. Часто нашим урокам не хватает той яркости повествования, чтобы не охладить, а наоборот, разжечь это стремление. Урок должен быть ярким, эффектным, эмоциональным, а главное - продуктивным. Только тогда знания, переданные детям, надолго запомнятся, станут прочной основой того фундамента, на который будет опираться все его дальнейшее образование. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий. Учитель, идущий в ногу со временем, сегодня психологически и  технически готов использовать инновационные технологии в преподавании. Любой этап урока можно оживить внедрением новых технических средств. Учитель – профессия творческая. Включение ИКТ в учебный процесс позволяет учителю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках.

      Одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения учителем начальных классов информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе.

   Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет:

  1. повысить мотивацию обучения;
  2. повысить эффективность процесса обучения;
  3. овладевать практическими способами работы с информацией;
  4. развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;
  5. активизировать познавательную деятельность учащихся;
  6. проводить уроки на высоком эстетическом уровне;
  7. индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.

Таким образом, внедрение новых информационных технологий в учебный процесс начальной школы позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности учащихся для познавательных процессов и развития индивидуальных качеств.

Внедрение ИКТ осуществляется по направлениям:

  1. создание презентаций к урокам;
  2. использование интерактивного оборудования, такого как интерактивная доска;
  3. использование аудиовизуальных технологий обучения

Современный мультимедийный урок строится по той же структуре, что и традиционный: актуализация знаний, объяснение нового, закрепление, контроль. Используются те же методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый и другие.

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций.  “Презентация” - переводится с английского как “представление”.

     При разработке презентации учитывается, что она:

  1. быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами;
  2. вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации;
  3. усиливает воздействие выступления.

 Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта (английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил»). По данным различных исследований, человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.

Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ученика легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причем на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие.  Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя их особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.

Презентация позволяет учителю:

  1. наглядно представлять материал;
  2.  скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета;
  1. повышать познавательную активность обучающихся;

Использовать презентации можно на всех этапах урока. Это и во время актуализации знаний, и при объяснении нового материала, и при закреплении. Более эффективное применение мультимедиа на каждом уроке будет тогда, когда используем не весь урок, а фрагменты более сложных вопросов.

Использование программ-презентаций помогает психологически комфортно чувствовать себя учащимся на уроках. Можно неоднократно возвращаться к любому слайду презентации, вникая во все тонкости изучаемого урока.

Программное обеспечение MS Power Point позволяет к каждому слайду презентации добавлять звуковые файлы.

Использование богатых графических, звуковых и интерак тивных возможностей компьютера создаёт благоприятный эмо циональный фон на занятиях, способствуя развитию учащегося как бы незаметно для него, играючи.

Предлагаю вашему вниманию пример презентации по изобразительному искусству и художественному труду для 3 класса по теме: «Театр на ладошке. Конструирование пальчиковых  кукол на основе туловища-трубочки», окружающий мир 3 класс тема: «Три кита экономики»

Использование интерактивных технологий становится привычным явлением в российском образовании. Ведь классические символы школьной жизни – доска и мел устаревают. На смену им приходят высокотехнологические интерактивные доски. Использование интерактивной доски на уроке – это не только возможность увлечь школьников интересным материалом, но и самому учителю по-новому взглянуть на свой предмет. Интерактивные доски представляют учителю и учащимся уникальную возможность сочетания компьютерных и традиционных методов организации учебного процесса. Спроецировав на доску изображение «рабочего стола» компьютера, учитель и ученики получают возможность управлять компьютером легким касанием поверхности доски, а с помощью маркеров, можно делать соответствующие исправления, пометки, записи и сохранять их. Так же на уроках возможен выход в Интернет, где учащиеся могут самостоятельно получить новую информацию. Во время работы на интерактивных досках, улучшается концентрация внимания учащихся, быстрее усваивается учебный материал, и в результате повышается успеваемость каждого из учеников, что качественно повышает уровень современного образования.

Предлагаю вашему вниманию один из примеров использования интерактивной доски на уроках в начальной школе:

1) фрагмент урока математики в 1 классе (устный счет)

2) фрагмент урока мир вокруг нас в 3 классе (закрепление изученного материала по теме: «Размножение животных»)

Последнее время в учебном процессе начальной школы стали интенсивно использоваться так называемые аудиовизуальные технологии обучения, которые позволяют сместить акцент с деятельности преподавания на деятельность учения. Следует отметить, что эта разновидность технологий направлена на реализацию средств предъявления информации, а их универсальность заключается в том, что они могут быть включены в учебный процесс и как самостоятельный фрагмент, и как отдельный эпизод. Аудио – видео технологии представлены средствами динамической проекции, учебной звукозаписью мультимедийными средствами. Все они обеспечивают ускорение освоения знаний, поскольку снятые моменты как бы проектируют максимальный контакт обучаемых с действительностью; расширяют границы класса обучаемых, обеспечивают независимость выбора места и времени использования фильмов, а также дают учащимся быстрый доступ к необходимой в данный момент информации; позволяют произвольно варьировать темп изучения учебного материала, возвращаться к ранее просмотренному материалу, осуществлять беглый просмотр важной с дидактической точки зрения учебной информации; в определенной мере удовлетворить дидактические и личностные интересы учащихся и в целом повысить роль наглядности в процессе приобретения знаний.

Использование видеозаписи на занятиях реализуется в нескольких функциях: мотивационной, информационной, корректирующей, тренировочной, воспитывающей.

        В усвоении учебного материала выделяем три этапа – до, во время и после просмотра видеофрагментов.

  1. До просмотра видеофрагментов необходимо продумать систему использования видео в структуре учебного занятия. Для этого:
  1. Содержание видеоматериала должно быть связано с предстоящей темой урока;
  2. Продумать способы активизации интереса учащихся к сюжету видеоряда;
  3. Обратить внимание учащихся на основные элементы видеоряда;
  4. Пояснить трудные места, как в процессе восприятия отдельных фрагментов, так и в содержании информации: выделить отдельные моменты, которые могут ускользнуть из поля зрения учащихся, прояснить те моменты, которые могут быть понятны неправильно;
  5. Огласить учащимся вопросы и задания, на которые следует ответить после просмотра. Например, вопросы могут быть такими: «Чему посвящен видеоряд?», « Какие моменты видеоряда оказались непонятны?».
  1. Во время просмотра учителю следует выяснить степень восприятия содержания видеоряда. Он может осуществлять синхронное комментирование «немого» видеоряда, задать ряд проблемных вопросов.
  2. После просмотра учитель выявляет уровень усвоения просмотренной информации учащимися через разнообразные задания.

Спектр использования возможностей ИКТ в образовательном процессе достаточно широк. Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, мы должны помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ!»

 «В 1999 году были опубликованы результаты научных исследований  психологов. Их выводы достаточно категоричны: до 10 лет ребенку у компьютера делать нечего. Пристрастие детей до 9-10 лет пусть даже к развивающим и обучающим играм может замедлить их развитие, подавить интерес к обычным детским играм и контактам со сверстниками, не способствует повышению концентрации внимания и развитию воображения. Ученые советуют воспитывать детей, ориентируясь на традиционные методы. До 10-11 лет для ребенка гораздо полезнее, как для психического, так и для физического здоровья, читать вместе с родителями книги, рисовать и играть на воздухе в подвижные игры»

Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребенку разобраться в потоке информации, воспринять ее, запомнить, а не в коем случае не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогающий элемент учебного процесса, а не основной. Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть четко продумана и дозирована. Таким образом, применение ИКТ на уроках должно носить щадящий характер.

И конечно, учителя не должны забывать о том, что причиной головных болей у детей часто является переутомление или непривычная нагрузка на глаза. Поэтому необходимо регулярно выполнять простейшие упражнения для глаз.

1. Широко открыть глаза. Посмотреть до предела вверх, задержать взгляд на одну секунду. Затем перевести глаза до предела вправо, зафиксировав это положение на одну секунду. Далее – глаза до упора вниз, зафиксировав это положение на одну секунду. Глаза держать широко открытыми. Выполнив упражнение 10 раз в направлении часовой стрелки и столько же раз против часовой стрелки.

2. Закрыть глаза. Посмотреть вправо, влево, вверх, вниз. Нарисовать глазками овал, восьмерку, треугольник. Написать свое имя.

3. Работа в уголках здоровья (офтальмотренажор)

Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя. Это способствует значительному повышению качества образования, что ведет к решению главной задачи образовательной политики.

Преимущества использования ИКТ:

  1. Делают обучение более эффективным;
  2. Способствуют индивидуализации обучения;
  3. Повышается мотивация обучения;
  4. Активизируется познавательная деятельность учащихся;
  5. Обеспечивается оперативность и объективность контроля;
  6. Дают педагогу возможность для построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся;
  7.  Облегчает деятельность педагога, и создают эффективную обратную связь;
  8.  Способствуют развитию у учащихся продуктивных функций и психических процессов;
  9.  Повышается интерес к  изучаемому предмету;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование алгоритмов в начальной школе (Выступление)

Применение алгоритмов способствуют умственному развитию и формированию логического мышления младших школьников. Обучение алгоритмам можно производить по-разному. Можно, например, давать учащимся алгор...

Выступление на ШМО Доклад на тему: Использование сказкотерапии в начальной школе.

Выступление на ШМОДокладна тему:Использование сказкотерапии в начальной школе....

Выступление на педсовете "Использование ИКТ в начальной школе".

В мире, который становится всё более зависимым от информационных технологий, школьники и учителя должны быть знакомы с ними. И учитель, если он заботится о своих учениках, их будущем, должен помочь им...

Статья. Санитарно - гигиенические требования к организации урока с использованием компьютера в начальной школе.

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — одна из главнейших задач, обозначенных в нормах ФГОС. Если раньше, говоря о здоровьесберегающих технологиях, делали упор именно на фи...

Использование ЭОР в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО» «Разработка технологической карты урока английского языка с использованием ЭОР»

В настоящее время происходит пересмотр социальных требований к образованию, обусловленный как современным этапом развития России, определяемым масштабными социально-экономическими преобразованиями вну...