Развите сотрудничества в совместной деятельности в системе РО
учебно-методический материал на тему

Как организовывать совместное сотрудничество.Основные направления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Сотрудничество.62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие сотрудничества в совместной деятельности

в системе РО

Учебная деятельность, по меткому определению Д. Б. Эльконина – это деятельность по самоизменению. В этой формуле зафиксирована мечта о такой школе, где дети являются не почвой для посева « разумного, доброго, вечного», а добровольными соучастниками образовательного процесса (вос)производства культуры. И если мы хотим сделать ученика субъектом собственного научения (изменения собственных возможностей), необходимо насытить учебную деятельность средствами и формами СД, способствующими такому саморазвитию.

          Характер учебного материала в системе развивающего обучения предполагает использование различных форм и принципов организации коллективно-распределенной деятельности (КРД).

          Основные формы сотрудничества:

- дискуссия: в сообществе учитель- класс (содружество детей);

- групповая работа;

- парная работа.

Формы сотрудничества осваиваются постепенно, начиная с 1-го класса.

1 класс:

1. Организация работы в парах согласно позитивным образцам действий.

2.Организация работы в группе на предметно-содержательной основе.

3. Управление процессом выработки и осознания различных способов различных способов работы в микрогруппе (одновременное выполнение каждым задания и обмен результатами; деление задания между членами группы по операциям: начало- продолжение- завершение; деление задания между членами группы по составным задачам или частям).

4. Обучение групповой дискуссии на основе позитивных образцов взаимодействия.

2 класс:

1.Управление процессом работы в микрогруппе на основе соорганизации межгрупповой работы.

2.Обучение процессу выбора способа работы в группе на основе предъявленных заданий.

3. Использование конструктивного конфликта на основе обучения детей анализу способа работы.

4. Обучение внутригрупповой дискуссии.

3 класс:

1. Управление процессом групповой работы на основе самоорганизации межгруппового взаимодействия.

2. Включение микрогрупп в планирование и организацию урока.

3. Обучение анализу результатов и способов работы в микрогруппе.

4. Обучение взаимоанализу результатов и способов работы микрогрупп.

             Первоклассник, который впервые переступает порог школы, не владеет учебными формами сотрудничества. Поэтому детей надо целенаправленно учить учебному взаимодействию до того, как перед ними будет поставлена первая учебная задача на материале математики, русского языка и других предметов.

            Этому способствует курс «Введение в школьную жизнь» (авторы - К. Н. Поливанова, Г. А. Цукерман), который является обязательным в классах развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова.

             В течение двух недель мы обучаем детей способам учебного сотрудничества со взрослым, сверстником и собой. Задачи данного курса – сосредоточить все усилия первоклассников:

А) на освоении умений:

- договориться;

- обмениваться мнениями;

- просить о помощи;

- оценивать друг друга;

- благодарить за помощь;

Б) на создание у детей правильного образа учительских ожиданий (дать им возможность поверить в выполнимость этих ожиданий).

           В течение 10 дней дети учатся, как необходимо взаимодействовать в различных учебных ситуациях, из которых будет складываться их дальнейшая школьная жизнь.

Работа в этот период идет в двух направлениях.

          Первое: способы поведения в разных ситуациях связаны со сменой партнеров взаимодействия:

- ситуация «Я» - индивидуальное действие (поднимать руку и молчать);

- ситуация «ВСЕ ВМЕСТЕ» - хоровое действие всего класса, не требующее предварительного согласования точек зрения (отвечать сразу);

- ситуация «МЫ» - действие в малой группе из 2-6 человек, требующее выяснения точек зрения всех участников и их согласования (поворачиваться к соседу и шепотом сообщать ему свое мнение и/или спрашивать, что он думает).

        Второе: способы поведения в разных ситуациях связаны с типами учебных зданий:

- ситуация «ЗНАЮ, МОГУ ДЕЙСТВОВАТЬ»;

- ситуация «НЕ ЗНАЮ, ХОЧУ СПРОСИТЬ» (введение значка «?»);

- ситуация «ЗНАЮ, ЧТО В ДАННЫХ УСЛОВИЯХ ДЕЙСТВОВАТЬ НЕВОЗМОЖНО, ХОЧУ ИЗМЕНИТЬ УСЛОВИЯ» (введение значка  «ловушка»).

Для обучения способам поведения в различных учебных ситуациях учитель вводит в детскую среду определенные нормы, правила взаимодействия по следующим принципам:

  1. Норма строится как договор, в котором участвуют обе стороны – и учитель, и дети. Например, договор «хочешь что-то сказать, подними руку» вводится не в готовом виде как требование учителя, а как решение проблемы: «Как быть услышанным в классе?».
  2. Вводя новую норму учебных взаимоотношений, учитель предлагает ситуацию выбора между школьным и дошкольным поведением и предоставляет каждому возможность попробовать и то, и другое.
  3. Норма – это всегда разнообразие равнодостойных индивидуальных вариантов, когда ребенку необходимо «подогнать» общую школьную норму к своей индивидуальности. Например, норма согласования действий нескольких учеников, когда группа должна функционировать как единый организм, иначе с поставленной задачей она не справиться.
  4. Для соблюдения нормы необходимо ввести средства для регуляции и саморегуляции нормативного поведения – специальные знаки и жесты:

- «согласен» (+);

- «не согласен» (-);

- «не знаю, не уверен» (?);

- «восхищен» (аплодисменты).

       5. Нормы школьных взаимоотношений должны носить общий характер и регулировать не только отношения «ребенок – взрослый», но и отношения «ребенок – ребенок». При этом усвоение норм поведения эффективнее складывается в малых группах, являющихся для ребенка одновременно и группами эмоциональной поддержки.

                             Из всего сказанного можно сделать вывод, что первый этап обучения детей сотрудничеств направлен на создание атмосферы доверия и на выработку общекультурных норм дискуссии, так как равноправная дискуссия возможна лишь в обстановке доброжелательности.

                           Первоначальные представления об учебном сотрудничестве, полученные в период «Введения в школьную жизнь», учащиеся должны «перенести» на учебный материал математики, русского языка и других предметов. Чтобы этот процесс проходил более эффективно, мы организуем специальное обучение учащихся процедуре группового взаимодействия. На этих занятиях больший акцент делается не на содержательную сторону предлагаемого для группового решения материала (т. е. мы используем Непредметный материал), а на правильно организованную коммуникацию.

         Для достижения этих целей необходимы следующие важные организационные условия:

  1. Создание благоприятной, психологически комфортной обстановки в классе.

Этому способствуют:

         - соответствующая расстановка парт, чтобы лица всех участников были обращены друг к другу;

         - принципы формирования групп.

Существует несколько способов формирования групп:

- стихийный (по алфавиту, по жребию и т. д.);

- сознательный, которым пользуемся мы в учебной деятельности. При таком формировании учитываются психологические особенности детей, их симпатии друг к другу, организаторские способности детей, уровень знаний (на начальном этапе работы). Такие группы формирует сам учитель с помощью психолога (если он есть).  Такая группа имеет сменный состав и работает вместе в течение месяца. Смена состава необходима, чтобы ученики учились работать с разными детьми и попробовали себя в разных ролях.

- учитель назначает (более способного) организатора, который набирает себе группу.

- учитель выбирает ученика (слабого), а он набирает себе помощников.

- группа создается по свободному выбору с учетом типа работы (распределяются задания или этапы задания).

   2. Особое внимание уделяется:

  -  Цели, которую педагог ставит перед детьми. Группа должна получить четкие указания- какого рода результат ожидается от обсуждения.

   - Времени, отведенному на работу. Лучше выбрать более сжатые временные рамки, нежели растянутые, т. к. при необходимости время можно продлить. Ограничение времени работы в группе приучает детей не отвлекаться от задачи, ценить время, выбирать главное.

   - Итогам,  Процедура подведения итогов должна быть заранее известна учащимся.

По итогам работы групп учитель обычно организует межгрупповую дискуссию, которая имеет большое значение в обучении детей сотрудничеству. Поэтому большое значение имеют способы представления результатов работы групп. Результаты работы предоставляются на больших листах, выполняются темным фломастером или маркером.

Обсуждение должно показать, действительно ли участники группы размышляли, поэтому акцент следует делать на способах работы, а не на ответе на вопрос задачи, даже если он правильный («Каким способом получен такой результат?»).

                         Для групповой работы следует предлагать не любые задания, а только те, где возможен конструктивный конфликт. Конструктивный конфликт развертывается вокруг противоречия, разрешение которого в групповой дискуссии способствует и обнаружению лучших способов решения задач, и отношению к точкам зрения других детей как достойным уважения и понимания.

Эффективным средством запуска дискуссии являются задания-ловушки.

В практике развивающего обучения накопилось несколько типов «ловушек»:

- позволяющих различать ориентацию ребенка на задачу и ориентацию на действия учителя;

- позволяющих различать понятийную и житейскую логику;

- ловушки – задачи, не имеющие решения.

                          Задания, которые предлагаются в группу, должны соответствовать исключительно групповому поиску решения (направленные на нахождение общего способа решения определенного класса задач).

                          Задания на уже открытый способ действия, когда ученику  требуется «утвердиться» в своем знании, «проговорить» вслух способ действия, чтобы участники  совместной работы могли оценить степень его усвоения. (экономия времени и отработка способа для всех).

                          Задания, требующие оценить чье-либо решение, т. е. когда учащимся необходимо «примерить» открытый способ действия к готовому решению, сделать вывод о правильности его выполнения.

                   В условиях групповой работы учитель выступает для детей не как носитель единственно верной точки зрения, а как опытный помощник, коллега по общей работе. Поэтому учебное сотрудничество в малых группах должно строиться так, чтобы провоцировать интеллектуальный конфликт.

                   В пределах начальной школы работа в группе не должна продолжаться более 10 минут. Через каждые 7-10 минут необходимо переключаться на другие формы организации работы.

Учебное сотрудничество в группе дает огромные возможности:

  1. Совместная деятельность влияет на характер межличностных отношений в классе, что положительно отражается на сплоченности коллектива учащихся.
  2. В процессе СД  происходит индивидуальное развитие каждого ребенка:

- дети готовы действовать даже в самых рискованных условиях, требующих поиска нового способа действия, т. к., находясь в группе (в классе), где им комфортно, уютно, они чувствуют себя защищенными, уверенными в успехе. Не боятся трудностей;

- растет познавательная активность и творческая самостоятельность каждого ученика, т. к. возникает необходимость постоянного обмена мнениями;

- снимаются многие дисциплинарные трудности, потому что у детей, вовлеченных в совместную деятельность, заинтересованных в достижении действие успеха, не остается времени на дисциплинарные нарушения;

- ученики приобретают важнейшие социальные навыки: они учатся выслушивать мнения одноклассников, учатся быть тактичными, ответственными. Приобретают коммуникативные навыки, особенно важные во взрослой жизни.

Учебная форма сотрудничества – это такой способ распределения действий между участниками, при котором возможности действия одного партнера проверяются через действия другого партнера. (Г. А. Цукерман)

Одна из форм сотрудничества – работа в парах.

В парах возможно выполнять задания различного характера и содержания:

-  взаимная проверка знания отдельных терминов, понятий, выражений;

-  чтение и пересказ отрывка текста (в том числе и демонстрация устного изложения);

-  чтение текста одним учеником, формулировка и представление вопросов по данному тексту другим учеником с целью проверки глубины понимания, уточнения конкретных фактов, событий, описаний;

-  проверка знаний наизусть стихов;

-  взаимная проверка правильности выполнения учащимися письменных работ;

-  проведение взаимных диктантов с последующей взаимопроверкой их (тексты диктантов могут быть написаны на карточках, с которыми сравнивается правильность выполнения или составляются самими учащимися друг для друга);

-  взаимообмен заданиями (если задания определенного содержания и типа более успешно выполняются одним учеником, другому предоставляется возможность получения «консультации», объяснение друг другу).

При работе в парах формируется:

- самооценка;

- взаимооценка;

- самоконтроль;

- взаимоконтроль.

Обучение работе в парах начинается в первом классе буквально на первых уроках самостоятельной работы («Запись слов с большой буквы. Имена людей»). На этих уроках мы учим детей взаимоконтролю и самоконтролю. Чтобы ученики могли сравнивать свои результаты с результатами проверки партнера, мы в письменных работах используем ручки другого цвета (чаще зеленого). Учитель так же может отследить по разному цвету, кто из детей подходит к проверке работ партнера формально или не видит ошибок, а кто принимает на себя роль «учителя» и видит все. Это особенно важно знать, чтобы правильно формировать у детей адекватную самооценку и самоконтроль.

Именно в парной работе начинается формирование у детей прогностической оценки.

Положительные качества взаимообучения достаточно разнообразны:

Для ребенка-«учителя» они выражаются в том, что обеспечивают:

-  академический прогресс: из позиции учителя ребенок часто усваивает те знания и умения, которые не мог или не стал осваивать из позиции ученика;

-  усвоение знания после того, как они были преподаны другим, становятся значительно более глубоко понятными и систематизированными;

-  освоение социальных навыков помощи, поддержки, положительного оценивания;

-  изменение поведения благодаря социальной фиксации доверия взрослых;

-  рост самоуважения и самодисциплины за счет освоения позиции лидера, влияющего на реальное благополучие других людей;

-  более уважительное и сострадательное отношение к взрослым учителям.

Для ребенка-«ученика» взаимообучение ценно тем, что:

-  ребенок получает больше индивидуального внимания и эмоциональной поддержки;

-  растет мотивация учения;

-  школа доставляет ребенку большее удовольствие;

-  улучшается качество усвоения материала и появляется возможность получить объяснение из уст сверстника, может быть более доступным языком;

-  обогащается репертуар навыков общения с другими детьми.

Взаимообучение представляет собой эффективный способ разрешения проблем саморазвития, самообучения, а также иных форм детской самостоятельности, что является крайне актуальным в плане формирования УД в системе РО.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Организация совместной деятельности учителя с ребенком в системе развивающего обучения"

Сотрудничество не является самоцелью, а налаживается для того, чтобы ученик приобретал знания и способы деятельности, опыт общения и социальной активности. Личностно-ориентированная направленность и г...

"Сотрудничество школы и семьи в системе нравственного воспитания подрастающего поколения" Выступление

VIII Рождественские педагогические чтения. Выступление   "Сотрудничество школы и семьи в системе  нравственного воспитания подрастающего поколения"...

Совместная деятельность учителя и ученика в рамках проектной деятельности

Презентация профессиональной педагогической деятельности учителя по организации проектной деятельности школьников в начальных классах на Десятой научно-практической гимназической конференции педагогов...

Сотрудничество с МБУ "Централизованная библиотечная система". Дополнительная образовательная программа организации воспитательной и социально-направленной деятельности "В мире добра" .

Сотрудничество с МБУ "Централизованная библиотечная система". Дополнительная образовательная программа организации воспитательной и социально-направленной деятельности с классом и родительск...

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ, УЧЕНИКОВ И РОДИТЕЛЕЙ

В статье рассматриваются  роли  учителя, учеников и родителей в процессе проектно-исследовательской деятельности....

Инновационный проект «Совместная деятельность учителя и родителей по личностному развитию младших школьников через исследовательскую и проектную деятельность»

настоящее время вызывает огромный интерес исследовательская и проектная деятельность с учащимися начальной школы, которая предполагает совместную работу учителя и родителей, направленную на личностно...

Доклад на тему: «Основные формы сотрудничества педагогов и родителей в системе дополнительного образования. "

к педсовету на тему:«Взаимодействие педагога дополнительного образования с родителями»...