Технология критического мышления
статья на тему

Иванова Елена Валерьевна

Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ivanova_e.v._2.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема работы: Технология критического мышления

Автор –  Иванова Елена Валерьевна

Полное наименование образовательного учреждения – Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 11»,

г. Прокопьевска, Кемеровской области

Зачастую ребенку в школе отводится роль не учащегося, а обучаемого, т. е. пассивная роль незнайки и неумейки, которого знающие и умеющие взрослые всему научат – только прилежно выполняй все указания учителя. И неудивительно, что очень скоро у части детей интерес к учению пропадет, и за ним прочно укрепится репутация «троечника»  или «двоечника». Наблюдая за этими детьми, можно увидеть такую картину: изнывающий за партой, невнятно бормочущий у доски и смотрящий пустыми глазами,  он буквально преображается, как только прозвенит звонок с урока. Здесь тебе и решительность, и смекалка, и звонкий командный голос, и такая изобретательность, что просто диву даешься. «Неужели это Кирилл?… »- восклицаем мы.

А разгадка проста: ребенок из объекта деятельности превращается в субъект, которому дозволено творить, порождать новое. А ведь это именно то, без чего просто не может в полной мере развиваться его личность. Как вовлечь учеников в образовательный процесс? Как научить учиться? Эти вопросы я задавала себе ежедневно. Понятно, что решить данные проблемы, опираясь только на традиционную классно-урочную систему нельзя. Пришло время изменить подход к обучению, в центре которого должен стоять не учитель, а сам ученик. Только грамотное использование различных способов обучения позволит создать условия, которые будут побуждать самих школьников к получению знаний.

Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления. Я пришла к выводу, что именно технология  критического мышления, ее применение позволяет с одной стороны оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным, а с другой стороны содержательным, практическим и доступным.

Цель данной технологии - развивать мыслительные навыки учащихся, необходимые не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).

На мой взгляд, если использовать методы и приёмы технологии развития критического мышления, то можно активизировать мыслительную деятельность учащихся:

 умение ставить вопросы;  умение выделить главное; умение делать сравнение;  умение устанавливать причинно – следственные связи и делать   умозаключения; умение видеть смысл в информации, понимать проблему в целом;  способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации

Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащиеся в процессе обучения сами конструируют этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сами отслеживают направления своего развития, сами определяют конечный результат.

«Скажи мне – я забуду; Покажи мне – я запомню; Вовлеки меня – я пойму».

Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.

Первая стадия – «ВЫЗОВ», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.

Вторая стадия – «ОСМЫСЛЕНИЕ» - поиск стратегии решения поставленной проблемы и составления плана конкретной деятельности; получение новой информации; ее осмысление, соотнесение новой информации с собственными знаниями.

 Третья стадия – «РЕФЛЕКСИЯ» - целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем, анализ всего процесса изучения материала, выработка собственного отношения к изучаемому материалу.

В данной технологии, в отличие от традиционной, меняется роли педагогов и обучающихся. Ученики не сидят пассивно, слушая меня, а становятся главными действующими лицами урока. Моя роль в основном координирующая.

 На каждой стадии урока используются свои методические приемы. Их достаточно много: «Кластер», «Корзина идей», «Денотатный граф», «Дерево предсказаний», «Верные и неверные утверждения», «Инсерт», «Чтение с остановками», схема «Фишбоун», «Рыбий скелет», таблица « Плюс – минус - интересно», таблица «ЗХУ», «Таблица – синтез», «Сводная таблица», «Концептуальная таблица», таблица «Что? Где? Когда? Почему?»  Каждый прием и стратегия в критическом мышлении имеет своей целью раскрыть творческий потенциал учащихся. Рефлексия является наиболее значимым этапом, т.к. именно здесь происходит творческое развитие, осознание вновь приобретенной информации.

На фазе вызова это: рассказ - предположение по ключевым словам, по заголовку; графическая систематизация материала (кластеры и таблицы), верные и неверные утверждения, словарная работа, рассматривание иллюстраций. Информация, полученная в ходе совместной работы, выслушивается, записывается, обсуждается.
Стадия
осмысления направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому». Этому способствуют стратегия «Чтение с остановками», прием «Дерево предсказаний», поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы. «Работа в группах» - прием, когда ученик усваивает быстро и качественно лишь то, что тут же после получения новой информации применяет на деле или передает другим, «Мозговой штурм» позволяет не только активизировать младших школьников и помогает разрешить проблему, но также и формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов. Мои ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации. Прием «Инсерт»- прочитать текст и сделать пометки значками. «- уже знал, «+» -. Эти значки дети ставят по ходу чтения на полях ( « новое для меня, «-» - думал по другому, «?» - не понял, есть вопросы).
На этапе проверки первичного восприятия я проверяю уяснение эмоциональной реакции детей на произведение и их понимания общего смысла произведения. Самый удобный способ, на мой взгляд, это беседа.
На уроках придаю большое значение этапу рефлексии и домашнему заданию. На стадии
рефлексии представляются важными не только логические умозаключения, но и эмоциональные переживания. Использую как устные, так и письменные приемы проведения рефлексии. Это такие задания как:
• упражнение «От обратного» - детям предлагается выполнить следующее задание: Что было бы, если……
• упражнение «Синквейн»
• исследование по отдельным вопросам.

Использование таких заданий позволяет детям четче формулировать свои мысли, лучше запоминать изученное. На всех стадиях работы использую как индивидуальные, так и групповые формы работы. В течение урока обязательно поощряю работу каждого ребенка, выслушиваю всех, никогда не критикую личные мнения детей.

Эффективность использования технологии развития критического мышления была исследована в учебном процессе в конце 2 четверти. Проведена диагностика интеллектуальных способностей учащихся. Для этого использовалась методика Э.Ф. Замбицявичене

Изучалось:  умение исключать лишнее, словесно – логическое мышление, умение обобщать,  умение анализировать.

Уровни развития

Начало года

Конец I полугодия

Высокий (90 и более баллов)

6,7

9,4

Норма (70-89 баллов)

44,3

56,1

близкий к норме (50-69 баллов)

28,5

20,3

Низкий (30-49 баллов)

20,5

14,2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из современных образовательных технологий в условиях введения ФГОС НОО.

Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из   современных   образовательных технологий в условиях введения ФГОС НОО....

Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из современных образовательных технологий в условиях введения ФГОС НОО.

Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из   современных   образовательных технологий в условиях введения ФГОС НОО....

Развитие речи учащихся начальной школы при помощи использования современных образовательных технологий (технологии критического мышления, технологии продуктивного чтения, метода проектов)

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками... Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоя...

Технология критического мышления. Возможности применения элементов технологии критического мышления в начальной школе.

Презентация на тему: Образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма на уроках литературного чтения и окружающего мира в начальной школе....

Игра-путешествие «По страницам любимых сказок» (игровое занятие в группе продлённого дня с использованием элементов технологии «Критическое мышление» и компьютерных технологий

«Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок»(А.С.Пушкин)Методическая разработка : Игра-путешествие «По страницам любимых сказок»     Цель:обобщить и систематизиров...

Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из современных образовательных технологий в условиях введения ФГОС НОО.

Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления....

Игра-путешествие «По страницам любимых сказок» (игровое занятие в группе продлённого дня с использованием элементов технологии «Критическое мышление» и компьютерных технологий).

Заинтересовать учащихся в группе продленного дня к знаниям по теме «Сказки», вызвать у детей положительные эмоции, привить интерес к сказкам. Научить их анализировать и интерпритировать....