Приемы организации исследовательской деятельности учащихся на уроке
статья на тему

Кузьминская Наталия Евгеньевна

Учебная деятельность сложна для ребенка, но и увлекательна одновременно – наша задача – поддержать, направить и развить стремление детей к знаниям.

В статье рассматриваются приемы организации исследовательской деятельности детей на уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priyomy_organizatsii_issledovatelskoy_deyatelnosti.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Наталия Евгеньевна Кузьминская,

 учитель начальных классов

МБОУ «Уемская средняя общеобразовательная школа», п. Уемский

Приморского района Архангельской области

Приёмы организации исследовательской деятельности учащихся на уроке: миф или реальность?

Действительность, нас окружающая, педагогический опыт подсказывают нам, современный человек должен обладать способностью учиться всю свою жизнь, следовательно, школа должна вооружить ребенка умениями самостоятельно приобретать знания, структурировать их, обучаться приемам самообразования. Достичь этого мы сможем, организуя деятельность ребенка, как на уроке, так и вне урока. Каждый из нас знает, что дошкольники обладают высокой познавательной активностью, имеют, как правило, уже сформировавшуюся мотивацию к учебной работе. Задача школы – организовать процесс обучения таким образом, чтобы этот огонек интереса в них не угас. Учебная деятельность сложна для ребенка, но и увлекательна одновременно – наша задача – поддержать, направить и развить стремление детей к знаниям.

Согласно стандартам второго поколения выпускник школы должен обладать практико–ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём. Для решения этой задачи необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к идеологии развития, на основе личностно – ориентированной модели образования. Ведущую роль здесь играют творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская деятельность.

Исследовательский подход в обучении младших школьников - это путь знакомства учащихся с методами научного познания, важное средство формирования у них научного мировоззрения, развития мышления и познавательной самостоятельности. Исследовательский подход в обучении помогает школьнику увидеть гармонические связи между разрозненными явлениями и фактами, картину природы как связного целого.

Возможно ли применение приёмов исследовательской деятельности на уроках в начальной школе?

Как правило, учебно-исследовательская деятельность проходит в ряд этапов:

1) выделение или осознание проблемы исследования;

2) сбор данных и их организация;

3) выдвижение гипотезы;

4) проверка и обоснование гипотезы;

5) формулирование выводов (результатов) [1] .

На каждом из этих этапов применяются различные методы, ситуации, упражнения и задания, направленные на формирование у ребёнка умения самостоятельно добывать знания.

Работая по программе «Начальная школа XXI века», я пришла к выводу, что каждый из этих этапов может найти применение при изучении любой учебной дисциплины.

Все мы знаем, что мыследеятельность начинается с вопроса. Наша задача – создать на уроке такие ситуации, когда у детей возникнут вопросы: Как? Почему? Это проблемная ситуация. Для разрешения проблемной ситуации необходимы исследовательские методы работы. Они необходимы уже на самом первом этапе – этапе создания проблемности. Задание: посмотрите на мир чужими глазами. Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем – способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Естественно, если смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими. Для этого на уроках мы выполняем следующие упражнения:

  • продолжи неоконченный рассказ;
  • составь рассказ от имени другого персонажа (представьте, что вы на какое-то время стали дневником в портфеле Маши, камешком на дороге);
  • опишите один день вашей используя данную концовку (…прозвенел звонок с урока, а Дима продолжал стоять у доски; …и зайчонок мирно заснул на руках у Оли);
  • определи, сколько значений у предмета (найди как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования, например, кирпича, газеты, кусочка мела);
  • назови, как можно больше признаков предмета (например, стола, дома, самолёта, книги и т. д.) [2,3].

Организация поиска решения проблемы – увлекательнейший процесс. Мозг ребенка активно генерирует идеи, выстраиваются гипотезы, которые требуют подтверждения. На этом этапе можно достичь, как правило, высочайшего градуса познавательной активности. Дети высказывают свои предположения – гипотезы, а мы направляем их мысль в нужное русло, никого не перебивая, не давая оценки правильности суждений. Выдвижение и построение гипотез - основа исследовательского, творческого мышления.

Этап поиска решения проблемы чрезвычайно важен и для формирования коммуникативных умений и навыков: слушать и слышать друг друга. Дискуссию можно организовать по-разному. Это может быть и фронтальная работа, а может быть и работа в группах – все зависит от целей и задач, которые мы решаем в процессе урока и конкретно на данном его этапе. Умение сотрудничать в группе – важнейший навык, который необходим современному человеку в его трудовой деятельности, но формируем и развиваем его мы, моделируя различные учебные ситуации [1, 4].

Важным умением для исследования является умение задавать вопросы. Ведь любое познание начинается с вопроса. Для этого использую следующие упражнения: показываю картинки с изображением людей, животных и предлагаю задать им вопросы. Можно использовать игру «Найди загаданное слово» (дети задают разные вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся со слов «что», «как», «почему», «зачем»).

Как доказать правильность или ложность выдвинутых предложений? Только практикой! Поэтому необходимо выстраивать доказательную базу выдвинутых суждений-гипотез. Доказательства строятся на веских аргументах, либо мы идем от противного. Все эти действия направлены, главным образом на развитие мыслительных операций и, в конечном счете, формируют метакомпоненты мышления, которые, как образования более высокого порядка, выступают в качестве регуляции и управления самой мыслительной деятельностью. Поэтому на уроках применяю различные задания и упражнения, направленные на развитие мыслительных операций: анализ, обобщение, классификация, сравнение и др.

Обобщение – это логическая операция перехода от видового понятия к родовому путём отбрасывания от содержания видового понятия его видообразующего признака (признаков). Для этого использую следующее задание – из приведённых понятий надо построить такие ряды, в которых каждое последующее понятие было бы родовым по отношению к предыдущему. Именно творческий характер учебного познания при исследовательском подходе требует от учеников обобщения известных им фактов, явлений и построения на этой основе цепи индуктивно-дедуктивных или дедуктивно-индуктивных рассуждений, позволяющих сформулировать правильный вывод

Большую роль играет сопоставление (в процессе усвоения новых понятий, фактов, явлений). Использование данного приема изучаемого понятия, факта, явления, предмета с уже известными дает возможность построить самостоятельное мини-исследование изучаемого факта, явления, понятия.

Также с детьми мы учимся классифицировать. Исследование и познание мира не сводится к восприятию предметов и явлений, их чувственному отражению. Оно предполагает выделение в предметах и явлениях общих существенных признаков. С помощью классификации люди не только упорядочивают опыт в значимые для них блоки, но и преобразовывают конкретные наблюдения в абстрактные категории. Классификацией называют операцию определения понятий по определённому основанию на непересекающиеся классы. Например, я предлагаю детям популярное задание «четвёртый лишний». Предметы классифицируем по основному признаку, по цвету, по форме и т. д. Чем больше деления, больше продуктивность мышления. А это качество очень важно в творческой деятельности. Для формирования последних умений использую задачи на классификацию с явными ошибками. Такие задачи позволяют развивать и критическое мышление, что очень важно в исследовательской деятельности.

Эти и другие приёмы работы позволяют мне сформировать необходимые умения для выполнения исследовательской деятельности на уроках.

Но только развитием мыслительных операций мы не решим проблем обучения. Они шире. Мы живем в огромном информационном пространстве, поэтому работе с информационными потоками мы уделяем огромное внимание. Восприятие информации, ее отбор и структурирование, воспроизведение, а так же технология пользования информацией важнейшие составляющие технологии исследовательской работы. Для поиска необходимых аргументов в поддержку своей доказательной базы можно организовать работу с дополнительными источниками информации: справочниками, словарями, энциклопедиями, и Интернетом. Конечно, на начальных этапах я показываю алгоритм работы с дополнительными источниками. Кроме того, здесь можно широко использовать межпредметные связи – знание процесса алгоритмизации – умения строить алгоритмы дети применяют на уроках русского языка, литературы, окружающего мира.

Формулирование закономерности, которую дети выводят в результате решения проблемной задачи, это основание для построения правила, которое, по сути, является свернутой формой алгоритма, позволяющего его применять на практике. Следующим этапом работы и будет развертывание этого алгоритма и проверка границ его применения, так как в любом правиле есть исключения. Это индуктивный способ организации мини исследования на уроке, когда от наблюдения частных явлений выстраивается цепочка, приводящая к обобщающему умозаключению. Но также используется и дедуктивный способ – от общего к частному [1].

Суть выше изложенного заключается в том, что практически на каждом уроке можно организовать мини-исследование или использовать различные приёмы  исследовательской работы, которые в конечном результате будут содействовать решению наших педагогических задач.

Реализации перечисленных приемов исследовательского подхода в обучении способствуют различные педагогические ситуации. В процессе обучения с применением исследовательского подхода использую такие ситуации, в которых школьник защищает свое мнение, приводит в его защиту аргументы, доказательства, использую ситуации, которые вызывают у учеников желание задавать вопросы, выяснять неясное, углубляться в осмысление знаний. Ситуациями такого рода могут быть и рецензирование ответов товарищей и других работ, что связано с  экспертизой, советом, коррективами, с активным поиском главного[5].

Часто создаю в обучении ситуации, когда от детей требуется оказание помощи товарищу, объяснение ему непонятного. Максимальной активизации познавательной деятельности и практической реализации исследовательского подхода способствуют ситуации, которые предполагают выполнение заданий максимума, что требует от школьника чтения дополнительной литературы, научных источников и проведения мини-исследования.

При практической реализации исследовательского подхода в обучении применяю разнообразные формы учебной работы: индивидуальную, групповую, коллективную, фронтальную, работу в парах.

Таким образом, практически на каждом уроке мы можем использовать различные приемы организации исследовательской деятельности учащихся. Применение методов исследовательской  деятельности в процессе учебного познания ставит ученика на доступном для него уровне в положение, требующее не только усвоения готовых знаний, но и самостоятельного исследования, что создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, стимулирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Именно исследовательский подход в обучении делает учащихся творческими участниками процесса познания, а не пассивными потребителями готовой информации.

Список литературы:

  1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2006.
  2. Савенков А.И. Маленький исследователь: коллективное творчество младших школьников. – Ярославль: Академия развития 2004.
  3. Савенков А.И.  Я исследователь: Рабочая тетрадь для младших школьников. 2-еизд., исправл. – Самара: Издательство «Учебная литература»,2005.
  4. Семёнова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся / «Начальная школа», 2006, №2.
  5. Смолкина Е.В. Исследовательская деятельность учащихся как средство реализации личности. Начальная школа, 2007, №2.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ ПРИРОДОВЕДЕНИЯ.

Современные подходы к обучению младших школьников в курсе "окружающий мир" А. А. Плешакова, в котором значимой целью становится не только формирование у младшего школьника целостной картины мира, но и...

«Современный урок: поиски, проблемы, решения. Приемы организации рефлексивной деятельности учащихся»

Материал на тему: Рефлексия на уроках в начальной школе. Примеры упражнений направленных на развитие рефлексии...

Мастер-класс: "Организация исследовательской деятельности учащихся младшего школьного возраста на уроках русского языка и литературного чтения"

В современной школе развитие исследовательской познавательной активности является приоритетным направлением учебной и воспитательной работы с младшими школьниками.Исследование как метод обучения может...

Современные педагогические технологии как фактор повышения качества образования. Проектно-исследовательская технология. Практические аспекты организации исследовательской деятельности учащихся.

Данная презентация подготовлена на ГМО учителей начальных классов. Ее задачи: выявить преимущества уроков, проектируемых с опорой на современные педтехнологии; определить особенности проектно-исследов...

Статья «Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС начального общего образования: структура, содержание, технологии, методы, приемы, организации учебной деятельности учащихся, оценочная деятельность учителя».

laquo;Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС начального общего образования: структура, содержание, технологии, методы, приемы, организации учебной деятельности учащихся, оцено...