Современный урок систематизации и обобщения знаний учащихся.
статья на тему

Чивилёва Галина Фёдоровна

В данной статье представлены отличительные особенности традиционного типа  урока  повторения-обощения  от современного урока обобщения и систематизации знаний по некоторым признакам. Необходимо отметить, что урок систематизации и обобщения знания является сравнительно молодым типом урока, и зачастую учителя проводят его, используя традиционные методы обучения. В настоящее время необходимо осуществлять переход от информационно – объяснительных методов обучения к деятельностным, развивающим методам.  Статья предназначена для учителей  осуществляющих работу  по ФГОС.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovremennyy_urok.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Современный урок систематизации и обобщения знаний учащихся.

Чивилёва Галина Фёдоровна, учитель начальных классов

ГБОУ СОШ № 145 г. Санкт-Петербурга  27.03

         Важным и необходимым условием для глубокого и осознанного усвоения учебного материала в процессе обучения   является систематизация и обобщение знаний учащихся. Систематизация и обобщение способствуют формированию прочных и систематичных знаний, а также таких приёмов мышления, как: анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, аналогия, обобщение, конкретизация.

Необходимо отметить, что урок систематизации и обобщения знания является сравнительно молодым типом урока, и зачастую учителя проводят его, используя традиционные методы обучения. В настоящее время необходимо осуществлять переход от информационно – объяснительных методов обучения к деятельностным, развивающим методам. Формирование и развитие личности в процессе обучения должно происходить через организацию его деятельности, а в центре обучения должен находиться сам обучающийся – его мотивы, цели и способности. Современные методы обучения должны предполагать переход от типичной для традиционного обучения схемы «услышал – запомнил - пересказал» к схеме «познал путем поиска вместе с учителем и товарищами – осмыслил – запомнил – оформил свою мысль – применил полученные знания в жизни».

Сравним традиционный тип урока повторения-обобщения с современным уроком обобщения и систематизации знаний по некоторым признакам.

 

 

п.п.

Сравниваемые признаки

Традиционный урок повторения-обобщения

Современный урок обобщения и систематизации знаний

1

Учебные цели урока

1) повторить и закрепить пройденный материал;

2) обобщить учебный материал в том или ином систематизированном виде.

1) актуализировать знания учащихся;

2) углубить полученные знания;

3) обобщить знания;

4) систематизировать прикладные и фундаментальные знания.

2

Развивающие цели урока

Развить умения:

1) группировать объекты;

2) выделять сходства и различия между ними;

3) приводить знания в систему.

1) устанавливать связи внутри  понятий,  законов, общей картины мира;

2) выделять существенные признаки изучаемых явлений, понятий;

3) устанавливать причинно-следственные связи между ними.

3

В основе систематизации

Изучение учебного материала с последующим заполнением таблиц и составлением схем.

Решение вопросов  и анализ полученных результатов, выраженный в виде выводов.( РАССКАЗА,.)

4

Способ представления знаний

Знание представляется в рядоположенном перечне элементов изучаемого материала.

Знание представляется в соответствии с его познавательным значением.

 5

Форма обучения

Информационно-объяснительное обучение.

Деятельностное, развивающее обучение.

 6

Время организации урока

В конце изучения темы,  раздела курса ИЛИ УРОКА.

На любом этапе изучения темы, раздела, урока

 

Данная таблица демонстрирует преимущества современного урока и свидетельствует о необходимости пересмотра традиционных методов обучения.

Организация современного урока систематизации и обобщения требует тщательной и трудоёмкой подготовки учителя. Для того чтобы на уроке систематизации и обобщения знаний  достичь высоких результатов и повысить эффективность работы учащихся, урок необходимо построить технологично. Чёткое планирование ожидаемого результата деятельности учащихся может привести к высокой результативности учебно-воспитательного процесса. Применение современных образовательных методов и технологий позволяет осуществить контроль достижения задач и целей урока. Разрабатывая урок систематизации и обобщения знаний учащихся необходимо решить проблему отбора и структурирования содержания учебного материала, определить методы и приёмы, которые будут применяться на данном уроке.

Технология проведения уроков систематизации и обобщения знаний учащихся.

На этапе подготовки к урокам систематизации и обобщения знаний учителю необходимо:

1. Распределить учащихся по разнородным группам, в составе от 3 до 5 человек;

2. Организовать расстановку учебной мебели в классе, таким образом, чтобы члены группы сидели лицом к лицу;

3. Заранее подготовить карточки с разными вариантами вопросов и заданий

Данный урок состоит из трех этапов.

                   I. Этап решения вопросов.

Учитель читает вопросы, а ученики отвечают на них по следующему принципу: сначала отвечает ученик из первой группы, который раньше всех поднял руку. При правильном ответе балл идёт в счёт данного ученика и в копилку команды. Если же ответ неправильный, то право отвечать переходит к следующей команде, участник которой первый поднимет руку.

Итогом первого этапа является заполнение учащимися карточек основными понятиями , изученными при прохождении данной темы.

                      II. Этап решения теоретических заданий.

Каждая из команд получает по заданию и выполняет его в течение некоторого времени. Затем каждая группа по очереди у доски представляет ответ  своего всему классу, причём каждый член группы должен отвечать за какой-то конкретный этап решения задания. Например, если в группе 4 человека, то первый ученик анализирует условие задания, второй – представляет рисунок, иллюстрацию или текст  к заданию, третий –  решение задания, четвёртый – анализирует полученный ответ. После того, как группа представила выполненное задание, группы-соперники задают вопросы.

 В конце второго этапа ученики перечисляют методы (способы) выполнения задания ( работа с текстами различного вида- поиск информации, анализ информации, применение информации в выполнении задания, дискуссия по применению полученных данных и т. д.)

                   III. Этап выполнения  экспериментальных заданий.

Каждая команда получает по экспериментальному заданию и карточку с элементом кроссворда для вписывания результата. Через некоторое время группы вновь представляют  выполнение заданий  всему классу. Так же, как и на этапе II каждый несёт личную ответственность за успех своей группы. Например, первый ученик представляет решение задания, второй – выполняет подборку текстов, иллюстраций,  третий – отмечает неточности или несовпадения, а четвёртый – анализ результатов. Затем группы-соперники задают вопросы.

В конце третьего этапа ученики делают выводы, обобщая полученные в ходе работы результаты..

Итог урока: учитель и ученики выводят итоговые оценки по результатам деятельности на уроке. Отметим, что ученики после каждого этапа урока на специальных бланках должны  оценить свою деятельность, деятельность членов своей группы, а также поставить отметки за работу другим группам.

Особенности разработанной технологии.

1.      Использование на уроках систематизации и обобщения знаний решения экспериментальных заданий. Решение данного типа заданий позволяет не только актуализировать знания учеников и развивать у них исследовательские навыки, но и организовать своеобразный поиск, добычу новых знаний самими учащимися, что вызывает у них огромный познавательный интерес и положительные эмоции.

2.      Второй отличительной особенностью является то, что данный метод даёт возможность включить всех учащихся в активную работу, целенаправленно вовлечь их в учебный процесс, а по окончании урока оценить деятельность каждого из них.

3.     Работа в группах. Отметим принципы, отличающие работу в группах в рамках разработанной технологии от традиционной организации взаимодействия учащихся в группах:

- положительная взаимозависимость обучаемых;

- развивающее взаимодействие учащихся «лицом к лицу»;

- индивидуальная отчётность;

- личная ответственность;

- социальные навыки (навыки работы в команде);

- рефлексия или обсуждение работы (внутригрупповая оценка и самооценка деятельности школьников).

Следует отметить, что выполнение такого типа заданий является удобным и эффективным  способом проверки и систематизации знаний, умений и навыков учащихся. Позволяет в наиболее рациональной форме проводить повторение, систематизацию и обобщение ранее изученного материала, а также способствует актуализации и  углублению полученных знаний и что самое главное – положительных эмоций после урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок систематизации и обобщения знаний. 2 класс. Английский язык

конспект  урока  по  обобщению и  систематизации знаний  за  первое полугодие. прилагается  презентация...

Урок по русскому языку 2 класс Тема урока: Систематизация и обобщение знаний по теме «Имена существительные»

Урок по русскому языку    2 классТема урока:  Систематизация и обобщение знаний по теме «Имена существительные»Цель: 1. Повторить постоянные и непостоянные мор...

Открытый урок систематизации и обобщения знаний и умений по теме "Части речи" (3 класс, «Перспектива»)

Курс: Русский язык (3класс Перспектива)Учебно-методическое обеспечение: Л.Ф.Климанова  «Русский язык» учебник 3 класс, Просвещение,  2013 г...

Доклад на тему: структура урока систематизации и обобщения знаний и умений (тип урока- совершенствование).

Адаптированные наукоёмкие понятия структуры урока систематизации и обобщения знаний и умений (т.е. совершенствование) по ФГОС....

Урок систематизации и обобщения знаний по математике в 3 классе для глухих обучающихся.

Урок систематизации и обобщения знаний по математике в 3 классе для глухих обучающихся. Углубление, обобщение и систематизация знаний  табличного умножения и деления чисел за счёт реализации...