Методические рекомендации
методическая разработка на тему

 В данной работе оисан опыт работы за 5 лет.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ СОШ с.Успенка Тандинского района Формирование познавательных УУД средствами интеллектуальных форм учебных заданий в начальной школе Из опыта работы: Сат А.С. 2015 год

Слайд 2

УУД « универсальные учебные действия» Умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта Совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Слайд 3

Учебные мотивы Учебная цель Учебная задача Учебные действия и операции

Слайд 4

Общеучебные Логические Действия постановки и решения проблем

Слайд 5

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; Поиск и выделение необходимой информации; Структурирование знаний; Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Определение основной и второстепенной информации; Понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности.

Слайд 6

Анализ Синтез Выбор оснований и критериев для сравнения Подведение под понятие, выведение следствий Установление причинно- следственных связей Построение логической цепочки рассуждений Доказательство Выдвижение гипотез и их обоснование

Слайд 7

Формулирование проблемы Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Слайд 8

Учебный диалог « на знание» Учебный диалог « на понимание» Учебный диалог « на прогноз»

Слайд 9

3 класс( система ЛИТО) Тема: Взаимосвязи и сохранение живых организмов в природном сообществе лес Уч.д. « на знание»: 1)Напиши группы живых организмов, обитающих в лесу. 2)Выбери из предложенных основные группы живых организмов, обитающих в лесу: растения, верблюды, животные, грибы, кактусы, камыши. 3) Выберите еще раз из предложенных основные группы живых организмов ,обитающих в лесу: растения, животные, кактусы, грибы. \растения, верблюды, животные, грибы. (-Могут ли одновременно обитать в природном сообществе леса растения, животные, грибы. Дай однозначный ответ ( да или нет ).- раздаточный материал).

Слайд 10

3 класс( система ЛИТО) Тема: Взаимосвязи и сохранение живых организмов в природном сообществе лес Уч.д. « на понимание»: 1)Укажите причину, по которой нельзя разрушать взаимосвязи в природном сообществе лес. 2)Выберите из нижеперечисленных причину, по которой нельзя разрушать взаимосвязи в природном сообществе лес: -гибель сообщества лес; -гибель растений; -гибель животных. 3) Попробуйте еще раз выбрать причину, по которой нельзя разрушать взаимосвязи в природном сообществе лес: --гибель сообщества лес; -гибель растений; \ --гибель сообщества лес; -гибель животных. (3)Верно ли, что нельзя разрушать взаимосвязи в природном сообществе лес по причине его гибели. Дайте однозначный ответ: да или нет .- раздаточный материал.)

Слайд 11

3 класс( система ЛИТО) Тема: Взаимосвязи и сохранение живых организмов в природном сообществе лес Уч.д. « на прогноз»: 1)Предскажите влияние человека на взаимосвязи в природном сообществе лес. 2)Выберите правильный вариант ответа: -бережное отношение к живым организмам; -разведение костров; -охота на животных леса. 3) Попробуйте еще раз выбрать правильный вариант: - бережное отношение к живым организмам; -разведение костров ; \ -охота на животных леса. - бережное отношение к живым организмам; (3)Верно ли, что бережное отношение человека к живым организмам влияет на взаимосвязи в природном сообществе лес. Дайте однозначный ответ: да или нет - раздаточный материал)

Слайд 12

4 класс, русский язык Тема: Прямая речь. Постановка знаков препинания при написании прямой речи в тексте. Уч.д. « на знание»: 1.Расставь недостающие знаки препинания. Сказал Барбосу озорник Пойди сюда, кис-кис! 2.Выбери правильный вариант: 1) Сказал Барбосу озорник « Пойди сюда, кис-кис»! 2) Сказал Барбосу озорник: « Пойди сюда, кис-кис»! 3) Сказал Барбосу озорник: Пойди сюда, кис-кис! 3. Выберите из двух вариантов правильный ответ: 1) Сказал Барбосу озорник « Пойди сюда, кис-кис»! 2) Сказал Барбосу озорник: « Пойди сюда, кис-кис»!\ 1) Сказал Барбосу озорник: « Пойди сюда, кис-кис»! 2) Сказал Барбосу озорник: Пойди сюда, кис-кис! (3. Верно ли расставлены знаки препинания. Дай однозначный ответ: да или нет. Сказал Барбосу озорник: « Пойди сюда , кис-кис»!- раздаточный материал)

Слайд 13

2 класс, математика Тема: Табличное умножение и деление. Компоненты умножения. Уч.д. «на знание»: 1)Назовите компоненты умножения. 2)Выберите из перечисленных названия компонентов умножения: -делимое, делитель, частное -слагаемое, слагаемое, сумма - множитель, множитель, произведение 3) Выберите из двух вариантов названия компонентов умножения: --делимое, делитель, частное -- множитель, множитель, произведение \ - множитель, множитель, произведение -слагаемое, слагаемое, сумма ( 3) Верно ли, что компонентами умножения являются множитель, множитель, произведение.- раздаточный материал )


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Профессиональный ученик

Слайд 2

РОЛЬ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ интеграция обобщение осмысление новых знаний умение связать новые знания с жизненным опытом

Слайд 3

ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ УЧИТЬСЯ

Слайд 4

ПРИОРИТЕТНАЯ ЦЕЛЬ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.

Слайд 5

КАК ДОСТИЧЬ ЭТУ ЦЕЛЬ? Благодаря системе формирования универсальных учебных действий

Слайд 6

МЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕМА ШКОЛЫ: «ПРОЕКТИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ – ОСНОВА УСПЕШНОГО ВНЕДРЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ» ЦЕЛЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ: обновление и совершенствование образовательного процесса через проектирование универсальных учебных действий

Слайд 7

РАССКАЖИ МНЕ, И Я ЗАБУДУ. ПОКАЖИ МНЕ, И Я ЗАПОМНЮ. ВОВЛЕКИ МЕНЯ И Я НАУЧУСЬ. Китайская мудрость

Слайд 8

2.ПОЧЕМУ ОНИ НОСЯТ НАЗВАНИЕ «УНИВЕРСАЛЬНЫЕ»? Способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т.е. умение учиться , обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают учащимся возможности широкой ориентации как в различных предметных областях, таки в строение самой учебной деятельности, включая осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операционных характеристик.

Слайд 11

прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция – внесение необходимых дополнений в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. целеполагание как постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще не известно; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечных результатов; составление плана и последовательности действий; РЕГУЛЯТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ:

Слайд 12

общеучебные универсальные действия: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; структурирование знаний; осознание и построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективного способа решения задач; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности; знаково-символические действия: моделирование; преобразование модели с целью выявления общих законов; логические универсальные учебные действия: анализ объектов с целью выявления признаков; синтез; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство: выдвижение гипотез и их обоснование постановка и решение проблемы ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ:

Слайд 13

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; разрешение конфликтов; управление поведением партнеров; умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации КОММУНИКАТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ:

Слайд 14

В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ИХ МЕТАПРЕДМЕТНОСТЬ? Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности. Обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежат в основе организации любой деятельности учащегося, независимо от ее специально-предметного содержания.

Слайд 15

Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов

Слайд 16

РУССКИЙ ЯЗЫК

Слайд 17

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Слайд 18

МАТЕМАТИКА

Слайд 19

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Слайд 20

МУЗЫКА

Слайд 21

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Слайд 22

ТЕХНОЛОГИЯ

Слайд 23

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Слайд 24

ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УУД СИСТЕМА ТРЕБОВАНИЙ К РЕЗУЛЬТАТАМ ФОРМИРОВАНИЯ УУД Класс Личностные УУД Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД Начальные классы 1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья». 2. Уважать и любить свою семью, своих родственников. 3. Освоить роли ученика; формирование и развитие интереса (мотивации) к учению. 4. Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. 1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. 2. Определять тему урока и ставить цель урока, внеурочной деятельности, под руководством учителя. 3. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. 4. Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д. 1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела. 2. Отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. 3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. 4. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков. 5. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему. 1. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. 2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу. 2. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. 3. Слушать и понимать речь других. 4. Участвовать в паре.

Слайд 25

СИСТЕМА ТРЕБОВАНИЙ К РЕЗУЛЬТАТАМ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД 1 КЛАСС 2 КЛАСС 3 КЛАСС 4 КЛАСС 1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. 2. Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя. 3. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. 4. Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д. 1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место. 2. Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности. 3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. 4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. 5. Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем. 6. Использовать в работе простейшие инструменты и более сложные приборы (циркуль). 6. Корректировать выполнение задания в дальнейшем. 7. Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. 1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий. 2. Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе и жизненных ситуациях. 3 . Определять цель учебной деятельности самостоятельно. 4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. 5. Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов. 6. Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе. 7. Использовать в работе литературу, инструменты, приборы. 8. Оценка своего задания по параметрам, заранее представленным. 1. Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать. 2. Использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы. 3. Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.

Слайд 26

КАК ОЦЕНИТЬ УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ УУД ? соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям соответствие заранее заданным требованиям

Слайд 27

КАРТА УРОКА КАРТА УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ «МАТЕМАТИКА» КЛАСС 1 ТЕМА «ЗАДАЧИ НА УВЕЛИЧЕНИЕ ЧИСЛА НА НЕСКОЛЬКО ЕДИНИЦ С ДВУМЯ МНОЖЕСТВАМИ ПРЕДМЕТОВ» Этап урока, учебные задания 1) Организационный момент Планируемые УУД Регулятивные: - выполнять учебные задания в соответствии с целью; - оценивать правильность выполнения задания; - осуществлять пошаговый контроль при составлении и записи решения задачи; - адекватно воспринимать оценку учителя; - вносить необходимые коррективы в действия после его завершения на основе оценки; - осуществлять итоговый контроль (только п.6). Познавательные: - выделять познавательные цели; - овладевать основами решения задач нового типа; … 2 )Актуализация знаний - Устная работа по закреплению изученного материала. 3) Открытие новых знаний - Знакомство с задачами на увеличение числа на несколько единиц с двумя множествами предметов. - Работа над составлением схем к этим задачам. - Работа над проблемой выбора действий при решении задачи на увеличение числа на несколько единиц с двумя множествами предметов. 4) Первичное закрепление нового материала - Работа по учебнику и в тетрадях над изучаемыми задачами.

Слайд 28

ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УУД Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность. Заданные стандартом УУД определяют акценты в отборе содержания, планировании и организации образовательного процесса с учетом возрастно-психологических особенностей обучающихся. Схема работы над формированием конкретных УУД каждого вида указывается в тематическом планировании, технологических картах. Уровень сформированности УУД оценивается в соответствии в выполнением требований к результатам освоения учебного процесса по каждому предмету. Педагогическое сопровождение этого процесса осуществляется с помощью Универсального интегрированного Портфолио, который является процессуальным способом оценки достижений учащихся в развитии универсальных учебных действий. Результаты усвоения УУД формулируются для каждого класса и являются ориентиром при организации мониторинга их достижения.

Слайд 29

1 класс УМК «Школа России» Окружающий мир Технологическая карта Тема Правила поведения (1 час) Цели Сформировать представление о правилах культуры общения. Сформировать эмоционально-ценностное отношение к правилам поведения; Ввести понятие «культура общения» Научить использовать приобретенные знания и умения при создании правил культуры общения, правил «Дружных ребят» Основное содержание темы Правила культуры общения. Правила дружбы Термины и понятия Культура общения, правила поведения, общество, дружба Планируемый результат Личностные умения Проявлять: - интерес к изучению темы; - желание помочь Космику научиться себя вести в обществе; помочь Космику найти друзей - проявлять позитивное отношение к процессу создания правил , правил культуры общения, правил «Дружных ребят» - осознание собственной успешности при изучении темы; -эмоционально-ценностное отношение к правилам поведения; Метапредметные умения Познавательные - объяснять правила культуры общения, обосновывать своё мнение; - сравнивать правильное и неправильное поведение и обосновывать свое мнение; - строить речевое высказывание и обосновывать своё суждение; - использовать приобретенные знания при создании правил «Дружных ребят» Регулятивные - выполнять учебные задания в соответствии с целью; - оценивать результат учебной деятельности; - соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. Коммуникативные - формулировать высказывание, мнение - согласовывать позиции с партнером и находить общее решение; - оформлять речевое высказывание, представляя свою позицию; - адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности. Предметные умения - рассказывать правила культуры общения; - давать характеристику друзьям; - составлять правила Дружных ребят; Личностные умения Проявлять: - интерес к изучению темы; - желание помочь Космику научиться себя вести в обществе; помочь Космику найти друзей - проявлять позитивное отношение к процессу создания правил , правил культуры общения, правил «Дружных ребят» - осознание собственной успешности при изучении темы; -эмоционально-ценностное отношение к правилам поведения;

Слайд 30

Тема урока Характеристика деятельности учащихся Числа 10,20,30,...,100. Моделирование ситуаций арифметическими средствами, выполнение арифметических вычислений. Счет предметов десятками. Использование математической терминологии при записи и выполнении арифметического действия. Числа 10,20,30,...,100. Числа 10,20,30,…,100. Решение задач. Двузначные числа и их запись. Моделирование ситуаций арифметическими средствами, выполнение арифметических вычислений. Счет предметов десятками. Использование математической терминологии при записи и выполнении арифметического действия. Двузначные числа и их запись. Двузначные числа и их запись. Вводная контрольная работа №1 «Повторение»

Слайд 31

ПОРТФОЛИО ПОРТФОЛИО — ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ДЛЯ ПЛОДОТВОРНОЙ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ УЧЕНИКОВ, РОДИТЕЛЕЙ И УЧИТЕЛЕЙ НАД ФОРМИРОВАНИЕМ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ХАРАКТЕРА РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ ЛИЧНОСТИ. ОСОБЕННО АКТУАЛЬНО ЭТО ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ, КОГДА РЕБЕНОК ТОЛЬКО НАЧИНАЕТ ПОНИМАТЬ, ЧТО ТАКОЕ КОЛЛЕКТИВ, И КАКОЕ МЕСТО ЗАНИМАЕТ ОН В КОЛЛЕКТИВЕ, КОГДА ОН ТОЛЬКО НАЧИНАЕТ УЧИТЬСЯ ОЦЕНИВАТЬ СЕБЯ .

Слайд 32

ДОСТУПНОСТЬ И ПРОСТОТА ПОСТРОЕНИЯ В увлекательной форме детям рассказывается, что такое портфолио, из каких частей он состоит, как правильно собирать и хранить материалы. Работа с книгой позволит накопить и систематизировать полезную информацию об учебных и внеучебных достижениях ребенка, урочных и внеурочных результатах деятельности, развить навыки простого самоконтроля, самооценки и самоанализа. Книга имеет понятную структуру, необходимые пояснения к заданиям и может использоваться родителями самостоятельно.

Слайд 33

ПЕРВЫЙ ДЕНЬ В ШКОЛЕ

Слайд 34

МОИ ДОСТИЖЕНИЯ

Слайд 35

СПИДОМЕТР УСПЕХОВ

Слайд 36

РЕФЛЕКСИЯ

Слайд 37

ЭТА КНИГА ПОМОЖЕТ УЧАЩЕМУСЯ узнать, что такое портфолио и для чего его собирают отобрать работы для портфолио и красиво их оформить хорошо учиться оценить свои работы и достижения научиться интересно общаться

Слайд 38

РАЗДЕЛЫ ПОРТФОЛИО Знакомьтесь – это Я Моя школа. Моя семья Презентация Моих увлечений и размышлений Презентация Моих учебных достижений по предметам Мои первые проектные работы Презентация моих творческих работ

Слайд 39

В ПАПКАХ МОГУТ ХРАНИТЬСЯ: документы, подтверждающие участие в конкурсах, проектах, предметных олимпиадах; подборка детских работ (рисунки, фото, письменные работы), демонстрирующих успешность, объем и глубину знаний, личностный рост, достижение более высоких уровней в рассуждениях, творчестве, рефлексии; систематизированные материалы текущей оценки ученика: оценочные листы и материалы выполнения отдельных видов работ, выборочные материалы самоанализа и самооценки; материалы итогового тестирования и/или результаты выполнения итоговых комплексных работ по предметам школьной программы.

Слайд 40

ОЦЕНИВАНИЕ ПОРТФОЛИО УЧАЩИХСЯ Формы оценки определяются учителем совместно с учащимися и родителями Презентации в конце четверти, года( они могу проходить на классном часу, родительском собрании, празднике). Выставки лучших портфолио( по желанию учащихся).

Слайд 41

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ Раздел Индикатор Баллы Знакомьтесь- это Я. Моя школа. Мой класс. Презентации моих увлечений и размышлений. Мои первые проектные работы. Презентация моих творческих работ. - красочность оформления, правильность заполнения, эстетичность, старание ученика, наличие фото 5- баллов – индикатор полностью соответствует требованиям. Презентация моих учебных достижений - динамика роста предметной обученности 5- баллов

Слайд 42

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методическая разработка по коррекции сложной дисграфии. Методические рекомендации. Конспект открытого занятия по коррекции сложной дисграфии на тему: Слоговой анализ и синтез слов различной звуко - слоговой структуры. Презентация.

В настоящее время к учителю - логопеду в логопедический пункт на занятия приходят дети, имеющие ошибки на письме, характерные не для одного вида дисграфии, а для 3 - 4 видов  дисграфии сразу. Реб...

Учебно-методическое пособие “Методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе”

В данном материале представлены упражнения по сохранению и укреплению здоровья учеников младших классов на уроках....

Методические рекомендации по проведению основных видов орфографических упражнений в начальных классах. Рекомендации № 3. Изложение и сочинение.

В материале  представлены методические рекомендации по проведению  изложений и сочинений  в начальной школе....

Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс

      Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...

Методические рекомендации по подготовке и проведению природоохранных акций с детьми младшего и среднего школьного возраста (методические рекомендации для педагогов дополнительного образования)

Методические рекомендации по подготовке и проведению природоохранных акций с детьми младшего и среднего школьного возраста (методические рекомендации для педагогов дополнительного образования)...