Проектные технологии в ходе реализации ФГОС.
статья на тему

Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе в ходе реализации ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_proektnyh_tehnologiy_pri_realizatsii_fgos.docx21.94 КБ

Предварительный просмотр:

Использование проектных технологий в ходе реализации ФГОС.

При разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.
             Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, – одна из основных практических задач современного образования. Проблема исследования заключается в том, что технология проектной деятельности не была проработана в методике начального обучения. В то время как существует необходимость использовать эту технологию для осуществления связи теории с практикой в начальной школе.
           В своём докладе я постараюсь  определить особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе.
Исходя из данной цели, мной были определены следующие задачи:
– Раскрыть сущность и историю технологии проектного обучения.
– Дать классификацию учебных проектов, используемых в начальной школе.
– Определить специфику организации проектной деятельности учащихся начальных классов.
          Метод проектов зародился во второй половине XIX века в сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических концепциях “прагматической педагогики”, основоположником которой был американский философ-идеалист Джон Дьюи. Согласно его воззрениям, истинным и ценным является только то, что полезно людям, что дает практический результат и направлено на благо всего общества. Он считал, что вслед за человечеством ребенок должен повторить путь познания окружающего мира. Идеи Джона Дьюи достаточно широко реализовались в 1884–1916 гг. в различных учебных заведениях его учениками и последователями – американскими педагогами Е. Паркхерст и В. Килпатриком. Одним из путей внедрения идей Дьюи стало обучение по “методу проектов”. Дети выполняли “проекты” – конкретные задания, связанные с учебным материалом, но фактически объем теоретических знаний при этом был сужен. Основная идея – организация деятельности ребенка в социальной среде с целью расширения и обогащения жизненного опыта учащихся.
         В России метод проектов получил широкое распространение в Трудовой школе 20-х г.г. Основоположником отечественной школы метода проектов следует считать П.П.Блонского. Теоретические идеи, высказанные П.П.Блонским, попытался реализовать на практике другой русский ученый– педагог С.Т.Шацкий. Он исходил из того, что школа должна готовить учащихся к жизни, а не только учить грамоте, С.Т.Шацкий считал, что воспитание человека должно быть воспитанием его самостоятельности в процессе самостоятельной творческой деятельности.
Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить, – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.
         Проект – замысел переустройства того или иного участка действительности согласно определённым правилам. В переводе с латинского “проект” означает “брошенный вперед”.
        Проектность – определяющая черта современного мышления.
        Проектное мышление, проектная деятельность – процесс обобщённого и опосредованного познания действительности, в ходе которого человек использует технологические, технические, экономические и другие знания для выполнения проектов по созданию культурных ценностей
        Проектное обучение отличается от проблемного тем, что деятельность учащихся имеет характер проектирования, подразумевающего получение конкретного (практического) результата и его публичного предъявления.
Технология проектного обучения представляет собой развитие идей проблемного обучения, когда оно основывается на разработке и создании учащимся под контролем учителя новых продуктов, обладающих субъективной или объективной новизной, имеющих практическую значимость.
        Среди учебных проектов можно выделить следующие
типы:
Исследовательские – по структуре приближены к подлинному научному исследованию; доказательство актуальности темы, определение проблемы, предмета и объекта исследования, обозначение задачи, методов, источников информации, выдвижение гипотез, обобщение результатов, выводы, оформление результатов, обозначение новых проблем.
Творческие – не имеют детально проработанной структуры, подчиняются жанру конечного результата (газета, фильм, праздник), но результаты оформляются в продуманной завершённой форме (сценарий фильма или праздника, макет газеты).
Информационные – сбор информации и ознакомление с ней заинтересованных лиц, анализ и обобщение фактов; схожи с исследовательскими проектами и являются их составной частью, требуют презентации и её разработки.
Социально значимые – с самого начала чётко обозначается результат деятельности, ориентированный на интересы какой-либо группы людей; требуют распределения ролей участников, плана действий, внешней экспертизы.
Особое место среди социально значимых учебных проектов занимают телекоммуникационные проекты. Они стали возможны с появлением в начале 80-х гг. телекоммуникационных сетей, позволивших учителям и учащимся из разных стран общаться друг с другом.
           По затратам времени метод проектов является довольно трудоёмким, можно выделить:
краткосрочные (2–6 ч),
среднесрочные (12–15 ч),
долгосрочные (четверть, полугодие, год) проекты, требующие времени для поиска материала, его анализа и т. д.
           В целом в проектной деятельности младших школьников выделятся следующие
этапы, соответствующие структуре учебной деятельности:
• мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);
• планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
• информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
• рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).
           
Педагогические условия организации проектной деятельности в начальной школе.
            Технология проектного обучения может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. Учитывая возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников, при организации проектной деятельности в начальной школе темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции. В этом контексте представляют интерес опросы, интервьюирование учениками отдельных лиц, для которых предназначен детский проект.
           Опыт работы свидетельствует, что в использовании технологии проектного обучения в начальных классах эффективна следующая последовательность приобщения учащихся к проектной деятельности: от недолговременных (1–2 урока) однопредметных проектов к долговременным, межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным. Дети приучаются с начальных классов к публичным выступлениям. Это довольно сложно для данного возраста. Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта.
Необходимо:
– помочь ученикам произвести самооценку проекта;
– оценить процесс проектирования;
– подготовить проект к презентации.
              Особое значение проектной деятельности в начальной школе заключается в том, что в ее процессе младшие школьники приобретают социальную практику за пределами школы, адаптируются к современным условиям жизни. Использование технологии проектного обучения в начальной школе способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность.
            Можно выделить несколько групп компетенций, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние у младших школьников:
• исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);
• социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло);
• оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);
• информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостает);
• презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности);
• рефлексивные (отвечать на вопросы: “Чему я научился?”, “Чему мне необходимо научиться?”);
• менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность – время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).
            Таким образом, участвуя в проектной деятельности, младшие школьники демонстрируют:
– готовность к познанию и овладению основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем, гипотез, методов их решения) – пусть пока при помощи учителя и родителей;
– готовность овладеть компьютерной грамотностью, умение работать с аудиовизуальной и мультимедиатехникой (по необходимости);
– владение коммуникативными навыками, толерантностью;
– умение интегрировать ранее полученные знания по разным учебным дисциплинам для решения познавательных задач.
          Эффективность использования технологии проектной деятельности в начальной школе зависит от учета возрастных особенностей учащихся при выборе темы проекта, определения его типа, структуры и степени участия учителя в координации деятельности учащихся при работе над проектом.
В ходе исследования мы убедились, что наибольший изначальный эффект методы продуктивной педагогики дают тогда, когда их использование начинается уже в начальной школе, ведь детское мышление еще гибко, пластично и открыто всему новому. И только при том условии, что эта работа будет системно и комплексно продолжена в среднем и старшем звене обучения, можно ожидать качественно новый образовательный продукт – личность глубоко нравственную, гуманную и креативную, способную не только мыслить, но и творить, созидать и сострадать.
         Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям. Очевидно, что учить нужно именно тому, что может пригодиться, только тогда наши выпускники смогут достойно представлять достижения отечественного образования.
          Урок литературного чтения во 2 классе с использованием проектной задачи. 

Тема « Обобщение по разделу «Сказочные человечки»».
Цель урока : обобщить знания детей по теме «Сказочные человечки»
Задачи
Образовательные:
-систематизировать знания детей по разделу «Сказочные человечки»
-составлять рассказы о героях прочитанных произведений
-соотносить автора, название и героев прочитанных произведений
Развивающие
-развивать интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения,
-развивать умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя и исправлять собственные ошибки
-развивать познавательный интерес и умение использовать в работе ранее полученные знания
Воспитательные
-воспитывать взаимоуважение и доброжелательное отношение к товарищам.
Тип урока :урок закрепление
Технологии проектные
Планируемые результаты:
Личностные:
-осуществлять оценку работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности
Метапредметные
Регулятивные:
-понимать и сохранять учебную задачу
-выполнять учебные действия в устной и письменной речи
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату
Познавательные:
-характеризовать изучаемые объекты на основе их анализа
-строить речевые высказывания
-перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать выводы
Коммуникативные:
- использовать в общении правила вежливости, строить высказывания ,задавать вопросы
Предметные:
-составлять рассказы о героях прочитанных произведений
-размышлять о характере и поступках героев
-соотносить автора, название и героев прочитанных произведений
Оборудование
-учебник
-тетрадь
-цветные карандаши
-альбомные листы
-фотографии писателей
-клей
Ход урока 
1).Орг.момент
Голосистый звонок пригласил нас на урок чтения . .Проверьте свою готовность к уроку. На партах у вас лежат учебники, тетради, цветные карандаши, альбомные листы, клей, конверт.
Кто готов к уроку- тихо садится.
2).Сообщение темы
Какой раздел мы с вами закончили читать на нашем предыдущем уроке?
Почему он так называется? Сегодня мы вспомним всех сказочных человечков, о которых читали.
3).Смотр героев
Давайте вспомним, какие произведения вошли в этот раздел и кто их написал.
Послушайте небольшие стихотворения , назовите имя героя , из какого он произведения, кто автор.
1. В голове моей опилки,
Но Шумелки и Вопилки
(А также Кричалки, Пыхтелки
И даже
Сопелки и так далее)
Сочиняю я неплохо
И-но-гда!
2.По всему известна свету
Луковиц семья:
Чиполлуча, Чиполлетто,
Чиполлочьо, Чиполлото
И,конечно,я!
3.Толстое брюшко,
На лапах-бурый мех,
Идёт бесстрашно по лесу,
Паукам всем смерть.
4.Есть и хвостик,
Есть и лапки,
Спать готовы до весны.
5.Это что за странный
Человечек деревянный.
На земле и под водой
Ищет ключик золотой.
4).Волшебная викторина
А сейчас назовите кто
1.Отправился в страну Дураков.
2.Правил страной, в которой жили фрукты и овощи.
3.Сделал Буратино
4.Дружил с мужчиной в самом расцвете лет.
5.Имел волшебное кольцо
А из какой сказки эти предметы:
-кирпич
-шляпа-цилиндр
-кольцо
-кнопка на животе
чернильница
Проектная деятельность
Ребята! Мы с вами прочитали много замечательных произведений из раздела «Сказочные человечки». Давайте познакомим с ними ребят из 1 класса. Как это можно сделать?
А я предлагаю вам создать небольшие книжки об этих сказочных повестях. Так как большие книги 1-кл. читать трудно, сделаем небольшие книжки, в которых будет собрано всё самое главное и интересное , на ваш взгляд.
Что обязательно должно быть в такой книжке?
Итак, ваша задача сейчас состоит в том, чтобы распределить работу внутри группы. От того насколько правильным будет ваш выбор будет зависеть ваш результат.
Давайте ещё раз повторим ,что должно быть в ваших книжках:
- обложка
-небольшой рассказ об авторе ( выбор фотографии )
-иллюстрация
-краткое содержание повести или характеристика главного героя
-авторский состав
После того, как работа будет готова, вы подготовите представление своей книжки. А сейчас , посовещавшись, выбирайте, о какой сказочной повести будет ваша книга. Желаю удачи.
Выполнение работы
( На столах у каждой команды лежит конверт с фотографиями авторов всех прочитанных в разделе произведений. Ребята выбирают нужную фотографию , наклеивают на альбомный лист, делают соответствующие подписи. У каждой команды 5 альбомных листов, клей, цветные карандаши.
Представление работ.
Какая команда готова представить свою книгу?
Расскажите, что вам удалось, что было трудным , насколько дружно работала команда.
Рефлексия
Закройте глазки, вспомните весь наш урок. Вспомните, что вы чувствовали на уроке, как работали. Возьмите цветной карандаш и на листе бумаги нарисуйте маску настроения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Взаимодействие семьи и школы в формировании духовно-нравственного поведения в семье, обществе и школе в ходе реализации ФГОС"

Образование – это не только обучение и развитие,  но и воспитание.Одной из особенностей ФГОСа второго поколения – нацеленность на решение не только задач обучения и развития, но и задач восп...

Применение современных образовательных технологий в условиях реализации ФГОС. Проектная деятельность в системе Л. В. Занкова

Начиная с 2008 года,  работаю по программе Л.В.Занкова. Общая целевая установка в федеральном государственном образовательном стандарте совпадает с целью системы развивающего обучения Л.Занкова –...

«Рост профессиональной компетентности учителей начальных классов МБОУ СОШ №1 в ходе реализации ФГОС»

В статье содержится анализ работы учителей школы в рамках реализации ФГОС. Выступление было представлено на муниципальных педагогических чтениях....

" Проектно – исследовательская деятельность младших школьников с использованием здоровьесберегающих технологий в условиях реализации ФГОС

Проектно – исследовательская деятельность младших школьников с использованием   здоровьесберегающих технологий в условиях реализации ФГОС  Выполнение творческих проектов...

Современные образовательные технологии как фактор совершенствования форм и методов УВП в ходе реализации ФГОС НОО

Современные образовательные технологии как фактор совершенствования форм и методов УВП в ходе реализации ФГОС НОО...

Методический семинар "Технология проектного обучения как механизм реализации ФГОС"

Данна презентация может стать сопровождением к докладу о проектоной деятельности...

Статья «Работа с текстом в проектно-исследовательской деятельности младших школьников в ходе реализации ФГОС II поколения»

Образование в начальной школе является базой, фундаментом, всего последующего обучения. Именно в начальной школе закладываются основы исследовательской деятельности. Дети младшего школьного возраста, ...