Технология проблемного обучения
статья на тему

Морщинина Лариса Николаевна

     Сегодня обществу нужен человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приемами учения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей, готовый к сотрудничеству для достижения совместного результата. Перед современным обществом встала проблема найти такую технологию обучения детей, которая помогла бы исходить из того, что ученики стали не только объектом обучения, пассивно воспринимающими учебную информацию, но и быть активными субъектами его, самостоятельно владеющими знаниями и решающими познавательные задачи. И такой технологией является технология проблемно-диалогического обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_problemnogo_obucheniya.doc39 КБ
Office presentation icon prezent_k_dokladu.ppt167 КБ

Предварительный просмотр:

     Сегодня обществу нужен человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приемами учения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей, готовый к сотрудничеству для достижения совместного результата.

     Перед современным обществом встала проблема найти такую технологию обучения детей, которая помогла бы исходить из того, что ученики стали не только объектом обучения, пассивно воспринимающими учебную информацию, но и быть активными субъектами его, самостоятельно владеющими знаниями и решающими познавательные задачи.

     И такой технологией является технология проблемно-диалогического обучения.  Основная особенность этой технологии заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Слайд 2. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Каждый учитель подтвердит, что дети лучше усваивают не то, что получили готовеньким и зазубрили, а то, что открыли сами и выразили по-своему. Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершение подводит итог, давая точную формулировку новых знаний и знакомя с общепринятой системой обозначения. Таким образом, Слайд 3 новые знания приобретают для детей личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути. На таких уроках ребята больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и речь. Они учатся отстаивать собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу, и в результате вырабатывают характер. Проблемное обучение обеспечивает творческое усвоение знаний.

Всегда ли возможно и нужно применять проблемное обучение? Слайд 4 (прочитать со слайда). Слайд 5.

     Урок изучения нового материала в технологии проблемного обучения имеет свою структуру: Слайд 6 (слайд дополнить пояснениями из листочка).

1.Организационный момент

- включение детей в деятельность;

- выделение содержательной области.

2.Актуализация знаний

- воспроизведение понятий и алгоритмов, необходимых и достаточных для «открытия» нового знания;

- фиксирование затруднения в деятельности по известной норме.

3.Постановка учебной проблемы

- определение затруднения, его место;

- определение необходимости нового знания.

4. «Открытие» учащимися нового знания

- выдвижение гипотезы;

- проверка гипотезы.

5.Первичное закрепление

- внешнее оформление новых алгоритмов;

- фиксирование уже оформленного знания.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой в классе;

- самостоятельное решение типовых заданий;

- самостоятельная проверка учащимися своей работы.

7.Повторение

- включение нового материала в систему знаний;

- решение задач на повторение и закрепление ранее изученного материала.

8.Итог занятия

- рефлексия деятельности на уроке;

- самооценка учащимися собственной деятельности.

     На проблемном уроке создаются все условия для проявления познавательной активности учеников. Учащиеся не получают готовые знания, а в результате постановки проблемной ситуации испытывают затруднение либо удивление и начинают поиск решения, открывая новые знания самостоятельно. Затем, обязательное проговаривание алгоритма решения и применение его на практике при выполнении самостоятельной работы.

     Проблемное обучение вызывает со стороны учащихся живые споры, обсуждения, создается обстановка увлеченности, раздумий, поиска. Это плодотворно сказывается на отношении школьника к учению. Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить. Каковы же приемы создания проблемных ситуаций? Слайд 7

     Приемы создания проблемных ситуаций.

- Подвести школьников к противоречию и предложить им самим найти способ его разрешения.

- Изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос.

- Предложить классу рассмотреть явление с различных позиций.

- Побудить учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты.

- Ставить конкретные вопросы на обобщение, конкретизацию, логику, рассуждения.

-Определить проблемные теоретические и практические задания.

- Ставить проблемные задачи (например: с недостающими, избыточными или противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками).

Слайд 8

     Задача учителя – находить, конструировать полезные для познавательного процесса противоречия, привлекать школьников к их обсуждению и решению, естественно, не требуя никаких специальных упражнений, искусственно подбираемых ситуаций.

     В качестве иллюстрации проблемно-диалогического обучения приведу конспект моего урока окружающего мира в 3 классе по теме: «Охрана растений» по УМК «Планета знаний».

     Для уроков окружающего мира наиболее характерной является проблемная ситуация. Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога.

      На уроках я чаще всего отдаю предпочтение побуждающему и подводящему диалогам. Слайд 9.

     Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и соответственно развивает логическое мышление учеников, обеспечивают учебную мотивацию.

     Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику осуществить творческую деятельность и поэтому развивают творческие способности учащихся.

     Представление урока (показ презентации 2).

Слайд 10

     Проблемные уроки очень эффективны и детям нравятся. Поэтому можно проводить по такой структуре уроки по любым предметам. Конечно, работа трудоемка, так как к каждому уроку надо подбирать необходимые и достаточные упражнения для актуализации знаний и создания проблемной ситуации, продумывать постановку проблемы и выбор путей ее решения в соответствии с принципом рациональности.

Слайд 11

На  данном этапе развития человечества обучение должно быть проблемным, так как оно формирует творческую личность, способную логически мыслить, находить решение в различных проблемных ситуациях, способную к высокому самоанализу, саморазвитию, самокоррекции. Войдя в жизнь, такая личность будет более защищена от стрессов.

Слайд 12

     Обучаясь по данной технологии, у ребят появляется уверенность в своих силах и знаниях.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология проблемного диалога как средство реализации ФГОС в начальной школе.

Слайд 2

Цель применения: научить учащихся идти путем самостоятельных находок и открытий.

Слайд 3

Задачи: Создать условия для приобретения учащимися средств познания и исследования. Повысить познавательную активность в процессе овладения знаниями. Применять дифференцированный подход в учебном и воспитательном процессе.

Слайд 4

Проблемное обучение целесообразно применять: Когда содержание учебного материала содержит причинно-следственные связи и зависимости и направлено на формирование понятий, законов и теорий. Когда ученики подготовлены к проблемному изучению темы и решают задачи на развитие самостоятельности мышления, формирование исследовательских умений, творческого подхода к делу, т.к. для слабых учащихся этот метод оказывается трудным. Когда у учителя есть время для проблемного изучения темы, т.к. оно требует больших затрат времени.

Слайд 5

Основой проблемного обучения на уроках является знакомство учащихся с новыми фактами путем созданий проблемных ситуаций, способствующих выдвижению гипотезы и с последующим поиском доказательства справедливости выдвинутого предложения.

Слайд 6

Структура проблемного урока: 1.Организационный момент. 2. Актуализация знаний. 3. Постановка учебной проблемы. 4. «Открытие» учащимися нового знания. 5. Первичное закрепление. 6. Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой в классе. 7. Повторение. 8. Итог занятия.

Слайд 7

Приёмы создания проблемных ситуаций: Подвести школьников к противоречию и предложить им самим найти способ его решения. Изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос. Предложить классу рассмотреть явление с различных позиций. Побудить учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты. Ставить конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику, рассуждения. Определить проблемные теоретические и практические знания. Ставить проблемные задачи (например: с недостающими, избыточными или противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками).

Слайд 8

Каждый новый урок – это элемент сложной системы взаимодействия учителя и ученика, новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры.

Слайд 9

Виды диалогов: Побуждающий диалог (отдельные стимулирующие реплики, которые помогают ученику осуществить творческую деятельность и поэтому развивают творческие способности). Подводящий диалог (система вопросов и заданий, которая активизирует и соответственно развивает логическое мышление учеников, обеспечивают учебную мотивацию).

Слайд 10

Проблемные уроки очень эффективны и детям нравятся. Поэтому можно проводить урок по такой структуре по любым предметам. Конечно, работа трудоёмкая, так как к каждому уроку надо подбирать необходимые упражнения для актуализации знаний и создания проблемной ситуации, продумывать постановку проблемы и выбор путей её решения в соответствии с принципом рациональности.

Слайд 11

На данном этапе развития человечества обучение должно быть проблемным, так как оно формирует творческую личность, способную логически мыслить, находить решение в разных проблемных ситуациях, способную к высокому самоанализу, саморазвитию, самокоррекции. Войдя в жизнь, такая личность будет более защищена от стрессов.

Слайд 12

Обучаясь по данной технологии, у ребят появляется уверенность в своих силах и знаниях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме "Использование элементов технологии проблемного обучения на уроках литературного чтения."

Использование элементов технологии  проблемного обучения, основанных на создании проблемных ситуаций....

Реферат "Технология проблемного обучения"

в данном реферате раскрыта тема: «Проблемное обучение на уроках русского языка». Хотя современная технология проблемно-диалогического обучения достаточно обстоятельно рассматривается в психолого-педаг...

Технология проблемного обучения

В статье отражены: система методов проблемного обучения, способы создания проблемной ситуации и структура современного урока с использованием технологии проблемного обучения....

Технология проблемного обучения на уроках в начальной школе

Использование проблемного диалога на уроках изучения нового материала....

Использование игровых технологий, проблемного обучения и организация проектной деятельности в логопедической практике

Представляю опыт работы по организации проектной деятельности на логопедических занятиях для организации коммуникативной деятельности младших школьников ....

Статья «Технология проблемного обучения в условиях реализации ФГОС Технология проблемного обучения: теоретические основы»

Знания только тогда знания, когда они приобретаютсяусилиями своей мысли, а не одной лишь памятью.Л.Н.Толстой...

Мастер-класс Современные педагогические технологии: технология проблемного обучения

педагогические термины, исполҗзование технологию проблемного обучения...