оценка качества образования припереходе с безотметочной системы на отметочную
учебно-методический материал на тему

Солнова Елена Анатольевна

Материал содержит выступление на региональной конференции по теме " Оценка качества образования при переходе с безотметочной системы на отметочную".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kachestvo_obrazovaniya.rar118.11 КБ

Предварительный просмотр:

Оценка качества знаний учащихся начальной школы при переходе с безотметочной на отметочную систему.

Учитель 1 категории МБОУ СОШ №3

 г. Александрова Владимирской области

Солнова Елена Анатольевна

2015 год

Девять десятых образования это поощрение.

 Анатоль Франс

        Российское образование является тем социальным институтом, который никогда не стоит на месте. Его история – это череда масштабных преобразований, которые вызваны потребностями времени: технический прогресс, индивидуализация личности ребенка, гуманизация общественной жизни. Все это сводится к тому, что современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:

  • анализировать свои действия;
  • самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
  • отличаться мобильностью;
  • быть способны к сотрудничеству;
  • обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

        Все перечисленное выше – это осознанный образ того результата, к которому стремится современное образование, мерилом которого на уровне школы является «качество образования».

       Качество образования в школе – это соотношение цели и результата при условии, что цель поставлена только операционально и спрогнозирована в зоне ближайшего развития ребенка. Образование считается качественным, если ребенок обучается и воспитывается на максимально возможном уровне.

Вопрос качества образования – это не только успеваемость, а способность ученика к действию, способность применять знания, реализовывать собственные проекты, способность социального действия, то есть компетентность.

Для достижения нового качества образования в условиях реализации ФГОС учителя начальных классов ставят перед собой основополагающую цель: достижение личностных, предметных и метапредметных результатов.

Качество образовательного процесса  зависит от:

  • Качества работы учителя
  • Качества условий и ресурсов события: урока, мероприятия
  • Качества управления
  • Качества результатов

Качество образования необходимо оценивать.

Оценка качества образования (по А.В.Петрунько) – это процесс, в результате которого  определяется степень соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их обеспечения эталону как общепризнанной зафиксированной в нормативных правовых документах системе требований к качеству образования.

Главным критерием  оценки обучающегося является способность трудиться, способность упорно добиваться нужного результата.

А законы современной дидактики таковы:

  • Способ контроля прямо влияет на способ деятельности.
  • Хочешь, чтобы было усвоено содержание, не делай его целью обучения.

Новая система оценки ставит ряд конкретных вопросов:

  • Что оценивать?
  • Кто должен осуществлять оценивание?
  • По какой шкале?
  • Где накапливать и фиксировать результаты?
  • Как определять итоговую оценку?

  • Что оцениваем?

Оцениваем результаты - предметные, метапредметные и личностные.

  • Кто оценивает?

Оценку определяют учитель и ученик сообща. На уроке или после ученик сам оценивает свои действия, свой результат ( самооценка). Учитель может скорректировать отметку или оценку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.

  • По какой шкале?

Сами ученики определяют критерии оценки. Сначала это делает учитель, потом учитель направляет, а затем ученики сами выбирают критерии: за красоту, правильность, чистоту, каллиграфию, умение сделать вывод, умение решить задачу, выполнить задание самостоятельно.

Словесная форма оценки: «Молодец! Умница! Как у тебя красиво получилось. Подумай, а может ещё что-то можно сказать по этому вопросу. Молодец, с этим справился, попробуй более сложную задачу решить. Постарайся, у тебя получится.» и т.д.

Линеечки успеха ( Цукерман).

Разноцветные кружочки

Я молодец, у меня все получилось :            

Я молодец, но у меня есть ошибки:

Я старался, но у меня не все получилось :

«Смайлики» ( их можно рисовать с любой формулировкой)

Мне было просто, у меня всё получилось:

У меня получилось не всё :   Мне было очень сложно :    Описание: http://genskii.ru/1/anekdotuyogenishinah1pk.jpg

Лесенки успеха

 Поднимаемся по лесенке « Я знаю», спускаемся вниз « Хочу узнать». Есть другие варианты. Вверх « У меня сегодня получилось», вниз « Мне сегодня не удалось». «Знаю» -- «не знаю».

Кармашки

На доске висят кармашки разных цветов,  например, синий, жёлтый, зеленый. Дети перед уроком берут карточки( вариантов много, например, животные, птицы, снежинки, разрезанные открытки, кружки, квадраты и т.д.) . В начале урока договариваемся, что сегодня будем оценивать: какой- то отдельный элемент урока, по каким критериям, или урок в целом. В конце урока дети кладут свою карточку в определенный карман ( что означают карманы, тоже обговаривается).

Дерево успеха.

На доске плакат с деревом. В конце урока дети прикрепляют к нему плод ( дерево может быть любым)- у меня получилось, или цветок - получилось не всё, или листок – надо постараться.

 «Карточка сомнений»

+ - «Я понял все»;

-  - «Не совсем усвоил, сомневаюсь»;

? – «Не понял».

На уроках чтения и окружающего мира при самостоятельной работе с текстом учащиеся делают пометки:

V – УЖЕ ЗНАЛ ЭТО

+  - НОВОЕ

? – НЕ ПОНЯЛ, ВОЗНИК ВОПРОС

0 – ДУМАЛ ИНАЧЕ

Балловая система оценки

Суммой баллов можно оценивать тесты, конкурсы, олимпиады, комплексные работы.

  • Где накапливать и фиксировать достижения?

Самооценка ученика фиксируется в листах или картах достижений. Они могут быть предметными( в виде домиков, деревьев, лесенок, таблиц), по отдельным предметам; могут быть метапредметными ( фиксируют способность применять знания и умения в разных областях), или личностными ( анкеты, рисунки).

Проекты.

Если проект индивидуальный, то оценивается вся работа, если коллективный – участие в этом проекте.

Лист активности.

В классе есть плакат, на котором отмечаются дела класса. В этом листе фиксируется участие каждого ребенка в ходе совместного обсуждения.  Плакат может висеть на видном месте, а может быть убран и работа в нем идет во время коллективного дела.( все зависит от особенностей класса).

«Портфель достижений учащегося» или « Портфолио».

«Портфель» достигает целый ряд задач:

1.Сохраняет результаты всех достижений ученика- учебных и внеучебных – за весь период обучения в начальной школе.

2.Сохраняет информацию о процессе решения различных задач, о динамике его  достижений.

3.Развивает у ученика умение учиться, самостоятельно обдумывать мотивы своих действий, ставить цель, планировать и организовать ее достижение, самостоятельно оценивать результат.

4. Подтверждает эффективность работы учителя, фиксирует прогресс ученика через сравнение исходных и конечных результатов.

Листы достижений по предметам, личностные. Их составляет учитель, на их основе проводится мониторинг достижений учащихся , а следовательно, оценка качества работы учителя.

Анализ результатов такой  работы по формированию самооценки , коллективной оценки показал, что наблюдается положительная динамика по всем основным показателям учебной деятельности учащихся, что соответствует планируемым результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Это дает возможность ученику почувствовать себя субъектом учебно-воспитательного процесса, быть нужным самому и другим, повышает стремление к учебе, стимулирует к достижению нового. Следовательно, безотметочное обучение с формированием самооценки  оказало положительное влияние на личностное развитие учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование качества образования посредством механизма школьной системы оценки качества образования

«Совершенствование     качества образования      посредством механизмашкольной системы оценки качества образования  (ШСОКО)» ( выступление ...

Система оценки качества образования.

Приоритетной задачей государственной политики в области образования является обеспечение высокого качества образования, основанного на фундаментальности знаний и развитии творческих компетентностей об...

Портфолио ученика в системе оценки качества образования

Портфолио – способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений, учащихся за период обучения. Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, позволяет учитывать р...

Доклад "Выстраивание системы внутреннего мониторинга и оценки качества образования по предмету математика в начальной школе. Диагностические методы инструментарий в педагогической деятельности учителя начальных классов. "

Доклад на тему "Выстраивание системы внутреннего мониторинга и оценки качества образования по предмету математика в начальной школе.Диагностические методы инструментарий в педагогической деятельн...