Требования к современному уроку
учебно-методический материал по теме

Жданова Валентина Николаевна

В статье прописаны методические рекомендации, которые помогут учителю при подготовке к уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trebovaniya_k_sovremennomu_uroku.docx20.4 КБ

Предварительный просмотр:

Требования к современному уроку

  • Стремление учителя самостоятельно разрабатывать поурочные планы своих уроков
  • Знание системы принципов дидактики, их иерархии, взаимосвязей и отношений, обязательная опора на них при проектировании, организации и осуществлении образовательной деятельности на уроке: при определении целей, выборе содержания, методов, форм, средств обучения, учете возможностей и особенностей детей и др.
  • Знание каждым учителем типологии уроков и только обоснованный выбор типа урока, наилучшим образом соответствующий особенностям того или иного класса, темы, раздела
  • Использование игровой формы урока только в том случае, когда это служит лучшему выполнению образовательных целей урока, не превалирует над сущностью учебного материала, не становится самоцелью, не уводит в сторону от главных целей
  • Безусловный учет обученности, обучаемости, учебных и воспитательных возможностей учащихся разных возрастов, классов, групп; учет особенностей, интересов, склонностей, запросов учащихся
  • Стремление к поиску и по возможности формулирование кроме темы еще и так называемого «имени» урока в виде яркого афоризма, крылатой фразы, поговорки и т.п., эмоционально выражающих в сжатом виде суть главной идеи урока
  • Специально спланированная (тое есть продуманная) деятельность учителя по обеспечению не только учебной, но и воспитательной функции урока, то есть воспитания в процессе обучения
  • Комплексное планирование задач по трем группам:

- Педагогические цели: обучения, воспитания, развития и социализации личности – это цели развития ребенка (главные цели).

- Цели развития образовательного процесса: диагностические, познавательные, исследовательские.

- Цели саморазвития учителя (профессионального и личностного).

  • Обязательное выделение в содержании учебного материала объекта прочного усвоения, то есть главного, существенного, и отработка на уроке именно этого материала.
  • Стремление учителя помочь детям раскрыть для себя личностный смысл любого изучаемого материала.
  • Опора на межпредметные связи с целью их использования для формирования у учащихся целостного представления о системе знаний, о мире и с целью развития эрудиции школьников, а при необходимости и специальное осуществление учителем межпредметной координации учебного материала.
  • Безусловное обеспечение практической направленности учебного процесса, создание реальных возможностей применения учащимися полученных знаний, умений и навыков, не допуская формального усвоения теоретических сведений. Осуществление перехода от человека знающего – к человеку знающему, понимающему и деятельному.
  • Включение в содержание урока упражнений творческого характера по использованию полученных знаний в аналогичной (подобной), частично новой (измененной) и в полностью незнакомой ситуации.
  • Знание разных технологий развивающего обучения и их дифференцированное применение к разным классам или группам учащихся.
  • Сочетание общеклассных форм работы с групповыми и индивидуальными, стремление к организации учебного труда как коллективной деятельности. Обоснованность выбранной формы обучения или сочетания форм.
  • Осуществление дифференцированного подхода к учащимся только на основе диагностики учебных возможностей с акцентом на применении мер дифференцированной помощи школьникам с разным уровнем подготовки к предмету и отношения к учению (без существенного снижения сложности учебного материала).
  • Специально продуманная по отношению к некоторым учащимся работа учителя по мотивации их учебной деятельности с целью формирования у них и у всех учащихся устойчивой мотивации познания как одной из важнейших целей школы XXI века.
  • Создание реальных условий для проявления каждым учеником самостоятельности (насколько это возможно и необходимо) на основе понимания ценности субъектной позиции ребенка в обучении.
  • Только обоснованное, целесообразное, рациональное и комплексное использование тех или иных средств обучения (учебников, наглядных пособий, технических средств и др.).
  • Органичное, корректное и только целесообразное включение компьютеров в педагогические технологии на уроках по всем предметам
  • По возможности дифференциация домашних заданий (по характеру, содержанию, объему) для разных групп учащихся: с целью развития творчества одних, закрепления пройденного материала другими, экономии времени третьими и т.д.
  • Знание учителем определений «психосберегающие, здоровьесберегающие и здоровьеразвивающие технологии». Организация образовательного процесса на уроке в соответствии с этим знанием и пониманием того, какой ценой достигаются положительные образовательные результаты.
  • Четкое следование замыслу плана урока и одновременная готовность (и умение) гибко перестраивать его ход при изменении учебных ситуаций, умение переходить к реализации запасных методических вариантов, предварительное продумывание которых должно превратиться в привычку.
  • Регулярный анализ полученных на уроке (или системе уроков) результатов обучения, воспитания, развития школьников.
  • Оценка (самооценка) работы учителя по совпадению (или несовпадению) реальной успеваемости с ее прогнозом, сделанным в зоне ближайшего развития ребенка, то есть с уровнем максимально возможных для конкретного ребенка результатов.

Жданова Валентина Николаевна, учитель начальных классов муниципального общеобразовательного автономного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 2» муниципального образования Ясненский городской округ Оренбургской области