Комбинированный урок
статья (3 класс) на тему

Шумилина Ольга Владимировна

Учитель сегодня не является единственным носителем знаний, а играет роль проводника в мире информации.  Для выстраивания новой системы работы и достижения качественных результатов учебной деятельности целесообразно использовать эффективные приемы и формы ее организации. Одним из наиболее актуальных типов урока является комбинированный урок. В этой работе я рассмотриваю его особеннгости и достоинства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kombinirovannyy_urok.docx25.48 КБ
Файл kombinirovannyy_urok_szhatie.pptx960.48 КБ

Предварительный просмотр:

                 Комбинированный или смешанный урок. 

 В  начальных классах наибольшее распространение получили уроки, на которых решаются несколько дидактических задач. Такой тип урока называется комбинированным или смешанным. 

  Свое название такие уроки получили в связи с тем, что при их проведении сочетаются и как бы смешиваются (комбинируются) различные цели и виды учебной работы, в частности, работа над пройденным материалом, осмысление и усвоение новой темы, выработка практических умений и навыков. В соответствии с этим в смешанном уроке обычно выделяются следующие структурные компоненты (этапы):

Структура урока. 

I. Организация учащихся

Организация начала урока (2 минуты). Заинтересовать детей, привлечь их внимание к уроку, сообщить тему и цель урока. 

II. Повторительно-обучающая работа по пройденному материалу Проверка домашнего задания (3 минуты). Определение уровня усвоенного материала предыдущей темы и подготовка школьников к восприятию новой информации (в зависимости от формы обучения может и не присутствовать). 

III. Работа по осмыслению и усвоению нового материала

Изучение нового материала (20 минут). Научное, увлекательное, доступное изложение нового материала с привлечением учащихся. 

IV. Работа по формированию умений и навыков применения знаний на практике.

Первичное закрепление знаний (5 минут). Можно использовать специальные задания после объяснения нового материала. Провести беседу с целью выработки умений и применения знаний. 

V.  Подведение итогов урока  (2 минуты).

Выяснить чему научились дети на уроке, что узнали нового и аргументировать оценку знаний учащихся. 

VI. Домашнее задание.  

Информация о домашнем задании (3 минуты). Сообщение домашнего задания и разъяснение способов его выполнения. 

   В своей педагогической деятельности на уроках математики, русского языка, литературного чтения, окружающего мира я достаточно часто использую такой тип урока,  как комбинированный.

   Цель комбинированных уроков - Выработка умений самостоятельного применения знаний в комплексе и перенос их в новые условия. 

  Жизнь в постоянно изменяющихся условиях требует от педагога умения решать  новые, нестандартные проблемы. Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку.

  И для того, чтобы реализовать требования, предъявляемые  Стандартами второго поколения, урок должен стать новым, современным, успешным!

 «Успех, успешность, успешная школа» что же это такое?

Критерии успешности урока                 

Сначала ответим на вопрос: Что такое успех?

Успех, с психологической точки зрения, – это переживание состояния радости, удовлетворение от того, что результат, к которому человек стремился, совпал с его ожиданием. В результате этого состояния формируются новые мотивы к деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения.

      Я выделила следующие критерии оценивания успешности УРОКА.

         

-Первый критерий  успешного урока - интерес, мотивация.

Чем интереснее для ребенка учебный материал, тем легче он усваивается им и тем лучше запоминается.

     -Второй критерий - сознательное обучение.  

     - Третий критерий - результативность

  Инновационные приёмы и методы, стимулирующие познавательную деятельность учащихся на различных этапах комбинированного урока

В рамках ФГОС предполагается использование активных и интерактивных методов, как более действенных и эффективных.

 Каждый метод обучения содержит в себе свой набор приемов, которые помогают наиболее эффективно реализовать метод на практике. 

                           Формы и методы современного урока

     В качестве одной из форм активизации учащихся на уроках я использую групповую форму работы. Именно в группе происходит обучение рефлексии, то есть умению смотреть на себя, на свою деятельность со стороны и оценивать свои действия.

   Организационная структура групповых способов обучения может быть комбинированной, то есть содержать в себе различные формы:  совместную, индивидуальную, парную.

        - Совместная - Дети объединяют свои усилия для решения общей задачи

-Индивидуальная - Перед каждым ребенком в группе ставится своя, особая задача. От того, насколько хорошо каждый из членов команды справится со своей ролью, зависит общий результат.

            -Работа в парах позволяет эффективно осуществлять взаимопроверку

Во время групповой работы дети

-разгадывают кроссворды, головоломки.

- решают, составляют задачи,

- ищут наиболее рациональный способ решения;

-составляют план произведения, инсценируют; готовят коллективный пересказ,

-проводят поисково-исследовательскую работу

  Провожу соревнования между парами и группами, учитываю индивидуальные особенности учащихся с разным уровнем успеваемости и добиваюсь осознанного усвоения материала.

    Групповая форма работы имеет множество плюсов: ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечивает гораздо более тесное общение одноклассников, дети в общении раскрепощаются. 

Используя, групповую форму работы, лишь направляю детей, даю рекомендации,  дети ощущают, что ведут урок сами, самостоятельно добывают знания.

  Дидактическая игра

Игра – хороший стимул в достижении успеха. Урок может стать незабываемым путешествием в мир сказки, «На другую планету». «В зоопарк» или  «На математические острова». Использование  игровых приёмов даёт возможность не только сильным, но и слабым ученикам проявить свой творческий потенциал. Игра влияет на развитие познавательной активности. Она делает труд творческим и увлекательным, располагает к активной работе.

   Метод проектов — это целенаправленная, самостоятельная деятельность учащихся, осуществляемая под  руководством учителя, направленная на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата.

-Индивидуальные

-Групповые

-Коллективные

  На уроках я часто использую мини-проекты, которые могут укладываться в один урок или определённый его этап (объяснение нового материала или закрепление…)

   Работа над проектом даёт возможность учащимся получить прочные знания на основе самостоятельной, творческой работы.

       Информационно-коммуникационные технологии

  Трудно представить себе современный урок без использования ИКТ.

Информационно - коммуникационные технологии  могут быть использованы на каждом из этапов урока

 Потенциал использования ИКТ огромен - это не веяние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.

  Использование ИКТ

- активизирует познавательную деятельность учащихся;

- учит овладевать практическими способами работы с информацией;

- позволяет развивать  у учащихся способности ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;

-развивать умения, позволяющие, обмениваться информацией с помощью современных технических средств;

Работа на портале

  В своей практике я использую работу на Учебно-методическом портале ФГОС. Это помогает осуществлять работу с учениками в информационном пространстве,   а также поддерживать связь с их родителями.

        Плюсы работы на портале:

-своевременное информирование

-фото отчеты (уроки, экскурсии, праздники…)

-выполнение домашнего задания ( тесты, проверочные работы…)

-Работа в блогах

  Например: При работе на уроке окружающий мир по теме «Золотое кольцо России» я распределила учеников на группы (по 3-4 человека). Каждая группа должна была подготовить сообщение об одном из городов Золотого кольца. Дети распределили между собой материал, готовились самостоятельно, но могли общаться на портале: заходить друг к другу в блоги, смотреть материалы, выложенные товарищами, координировать свои действия. Это помогло  избежать повторов, сделало работу более информативной, интересной. Получился виртуальный урок «Путешествия по Золотому кольцу.

   Учитель сегодня не является единственным носителем знаний, а играет роль проводника в мире информации.  Для выстраивания новой системы работы и достижения качественных результатов учебной деятельности целесообразно использовать наиболее эффективные приемы и формы ее организации. Использование системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников решает главную задачу – достижение оптимального общего развития каждого учащегося при сохранении здоровья.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Комбинированный урок О.В. Шумилина, у читель начальных классов

Слайд 2

Этапы комбинированного урока 1) Организация учащихся к занятиям 2) Повторительно-обучающая работа по пройденному материалу 3) Работа по осмыслению и усвоению нового материала 4) Работа по формированию умений и навыков применения знаний на практике 5) Подведение итогов урока 6) Домашнее задание

Слайд 3

Цель комбинированных уроков - Выработка умений самостоятельного применения знаний в комплексе и перенос их в новые условия

Слайд 4

Критерии успешности урока И нтерес , мотивация С ознательное обучение Результативность

Слайд 5

Инновационные приёмы и методы Групповая работа Дидактическая игра Проектный метод Информационно-коммуникативные технологии

Слайд 6

Групповая форма работы

Слайд 7

Виды групповой деятельности Совместная Индивидуальная работа в группах Работа в парах

Слайд 8

Групповая форма работы Работа в парах

Слайд 9

Групповая форма работы Совместное решение головоломки

Слайд 10

Групповая форма работы Поисково-исследовательская деятельность

Слайд 11

Дидактическая игра

Слайд 12

Дидактическая игра

Слайд 13

Участие в инсценировках, конкурсах

Слайд 14

Метод проектов

Слайд 15

Информационно-коммуникативные технологии

Слайд 16

Работа на портале ФГОС

Слайд 17

Экскурсии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комбинированный урок математики и краеведения. 2 класс

Обобщение знаний по математике. Озёра Челябинской области....

Комбинированный урок математики и истории.

На интегрированном уроке математики и истории использованы средства ИКТ. Тема урока основана на историческом материале, посвящённом А.В.Суворову. Урок направлен на развитие и укрепление познавательног...

Изобразительное искусство + развитие речи. Комбинированный урок. 2 класс. "Синяя птица Гжели"

Урок проводится после проведения урока изобразительного искусства "декоративное рисование, знакомство с техникой гжели". Ученики работают по группам, сказка про синюю птицу может быть устной или запис...

Комбинированные уроки, развитие мышления у учащихся 1-4 классов

Обобщение знаний учащегося об имени существительном....

Методическая разработка комбинированного урока.

Изучив темы "Природные зоны России" и "Умножение многозначных чисел", совершаем путешествие по карте, решаем задачи, работаем с именованными числами....

Урок в первом классе. Предмет "Обучение грамоте". (Комбинированный урок.) Тема: "Письмо букв, слогов,слов с изученными буквами. Закрепление."

Закрепление каллиграфических навыков написания букв А, О, У, Ы, В. Выделение звуков, обозначаемых этими буквами, из написанных слов. Применены различные методические приёмы развитя речи, усвоения прав...