Индивидуальный подход к школьникам.
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Сапашева Гульшан Есенбулатовна

Индивидуальный подход к школьникам, отстающим в учёбе или имеющим отклонения в поведении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnyy_podhod.docx20 КБ

Предварительный просмотр:

 Индивидуальный подход к школьникам, отстающим в учебе

 или имеющим отклонения в поведении

Учителя начальных классов, в основном, молодые или малоопытные, зачастую жалуются на некоторых своих учеников: на их непослушание, неисполнительность, невнимательность и другие негативные формы поведения, затрудняющие учебно-воспитательную работу. Наличие таких учеников в классе всегда вызывает у учителя раздражение, желание освободиться от них. Эти дети учатся и ведут себя на уроках и переменах не «как все». Как правило, они не обнаруживают желания ходить в школу, учиться вообще или у данного учителя, в данной школе. Если такое поведение вовремя не исправить, то такие ученики со временем начинают своим поведением досаждать учителям, сверстникам и всем в школе. Обычно неуспеваемость идёт в комплексе с недисциплинированностью, плохая учеба – с плохим поведением. Причина этого заключается не только в  особенностях детей, но и в неумении учителя учитывать эти особенности, в нарушении учителем принципов индивидуального подхода, в недостатках учебно-воспитательной работы, проводимой с ними.

Не маловажное место среди факторов, обуславливающих те или иные индивидуальные особенности «трудных» детей, занимает положение ребенка в семье. Результатом семейного неблагополучия является так называемая педагогическая запущенность ребенка – отставание и дефекты в его развитии. Особенности педагогически запущенных детей, обусловленные недостатками воспитательной работы с ними в семье, детском саду и школе, образуют сложный комплекс причин внутреннего порядка, не позволяющих им успешно учиться и вести себя наравне со всеми [Дмитриева].

Учителю трудно с ними работать, потому и называют этих учащихся «трудными». Мы считаем, что опасность педагогической запущенности состоит, прежде всего, в том, что обусловленные ею отклонения в учебе и поведении ученика могут быть ошибочно восприняты и оценены учителем как проявление лени, его нежелания учиться и вести себя прилежно. В дальнейшем обычно это служит поводом возникновения эмоционального, педагогически ошибочного подхода к оценке возможностей ученика, к коррекции его учебной деятельности и поведения.

Тяжелее и глубже всего ребенок переживает крушение надежд на успешную учебу, достойное положение в коллективе, собственную неполноценность, несостоятельность и незащищенность. Ребенок оказывается один на один с требованиями учителя, гневом родителей, презрением товарищей. Долго выносить это положение он не может. Развивается устойчивый психологический дискомфорт, из которого ученик стремится выйти всеми доступными ему средствами: перестает выполнять трудные, кажущиеся невыполнимыми учебные задания, скрывает плохие оценки, прибегает к обману. При этом он старается скрыть свою растерянность и огорчение за озорством, вызывающим поведением, грубостью, непослушанием, демонстративным пренебрежением к плохим оценкам и замечаниям учителя. Одновременно он становится расторможенным, суетливым, драчливым. Учитель в таких ситуациях говорит: «Ребенок портится на глазах», – и... ужесточает требования, наказания, прибегает к помощи родителей. За этой внешней испорченностью он не видит тяжелейшего положения, в котором оказался ребенок, его душевной драмы. Вместо того что бы деликатно и тактично помочь ребенку, учитель усугубляет и без того тяжелое, кажущееся ученику безвыходным положение [Дмитриева].

 Для того чтобы обеспечить успех в учебе, наладить отношения с товарищами, ребенку необходимо избавиться от ощущения неуверенности в себе, отрицательных эмоций, тормозящих интеллектуальную деятельность, от страха перед возможной неудачей. Учителю совместно с родителями необходимо помочь ученику выйти из состояния педагогической запущенности, застоя в учебе. Добиться успеха в этом немаловажном деле можно, лишь хорошо зная личностные, индивидуально-психологические особенности ученика. Чтобы получить положительные результаты нужно изменить  негативное отношение к ребенку на внимательное, доброжелательное и уважительное. Учитель в силах помочь ребенку добиться реального успеха в учебной или какой-нибудь другой деятельности, признания и уважения со стороны одноклассников. Добиться этого учителю поможет создание эмоционально положительного фона обучения, приветливое, уважительное и доброжелательное отношение к учащимся, индивидуальный и личностный подходы к ним, посильная учебная нагрузка. Успех в обучении будет зависеть от дифференциации требований, рациональной организации учебной деятельности и других методов и приемов повышения эффективности учебно-воспитательной работы не только с «трудными», но и вообще со всеми учениками класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный подход в работе со школьниками, имеющими недостатки в развитии речи.

Индивидуальный подход на логопедических занятиях со школьниками....

Индивидуальный подход учителя (воспитателя) в обучении младших школьников на тематических клубных часах. Направление деятельности - творческая.

В последние годы широкое распространение получает индивидуальная работа с учащимися. Индивидуальный подход в  работе воспитателя организуется с целью развития способностей, склонностей и даровани...

Способы реализации принципа индивидуального подхода при обучении младших школьников

В статье рассматривается индивидуализация процесса обучения младших школьников как один из способов реализации принципа индивидуального подхода...

индивидуальный подход в обучении младших школьников

индивидуальный подход в обучении младших школьников...

Индивидуальный подход к обучению младших школьников в системе профилактики школьной дезадаптации.

Что такое школьная дезадоптация. Этапы развития адаптационных нарушений. Значение индивидуализации обучения для предотвращения дезадоптации....

Индивидуальный подход к школьникам с трудностями в обучении

Автор статьи:Громова Ирина Сергеевнаг.Санкт-Петербург, Московский р-он, ГБОУ школа № 663...

Статья "Роль индивидуального подхода в проектной деятельности" или индивидуальный подход при работе над проектами"

Статья "Роль индивидуального подхода в проектной деятельности" или индивидуальный подход при работе над проектами"...