Технология развития критического мышления
методическая разработка (2 класс) по теме

Бабурина Светлана Анатольевна

Данная тема самообразования может помочь учителям при создании уроков с использованием современных  технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_razvitiya_kriticheskogo_myshleniya.docx100.54 КБ

Предварительный просмотр:

2

             Технология развития  критического мышления

Сущность опыта. Современная жизнь требует использования новых информационных и педагогических технологий, позволяющих формировать инновационное поведение человека, которое способствует его креативной деятельности, позволяет ему эффективно адаптироваться к быстро изменяющимся условиям окружающей среды, экономики, менять профессии. Поэтому ученику важно не только получать знания, но и уметь сопоставлять, сравнивать различные точки зрения; связывать жизненный опыт с новой информацией, размышлять над смыслом, ориентироваться и правильно интерпретировать полученную информацию. Чтобы этого добиться,  нам необходимо сделать ученика основным участником образовательного процесса, а учителю  обеспечить самореализацию каждого ученика в обучении и подготовить его,  таким образом,   к жизни.

В связи с этим, познакомившись с современными педагогическими технологиями,  нас заинтересовала технология развития  критического мышления (ТРКМ). Здесь мы увидели  использование на уроке разнообразных видов общения: учитель-ученик, ученик-ученик, учитель – ученики. Данная технология  предполагает  совместный поиск истины: умение принять другую точку зрения, взаимопонимание.  Позволяет строить учебный процесс на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации. Технология направлена на развитие навыков работы с информацией, умений анализировать и применять данную информацию.

 Включение в учебный процесс работы по технологии развития критического мышления  дает возможность личностного роста ребенка, развития его индивидуальности.

Рассмотрим, что же такое критическое мышление.

          В своей статье Дэвид Клустер, профессор, преподаватель американской литературы в Хоуп-колледже г.Холланд, США, дал определение критическому мышлению.

Во-первых, критическое мышление – это мышление самостоятельное. Ученики должны иметь достаточно свободы ,чтобы думать собственной головой и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы.

Во-вторых, информация является отправным пунктом развития критического мышления. Разумеется, мыслительные способности маленьких детей будут ещё совершенствоваться при обучении, но даже они способны думать критически.

В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопроса и уяснения проблем,  которые надо решить.

В-четвёртых, критическое мышление стремиться к убедительной аргументации.

В-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. Когда мы спорим, читаем, обсуждаем, возражаем и обмениваемся мнениями с другими, мы уточняем и углубляем свою позицию.

Таким образом, критическое мышление-это:

*Открытое мышление, развивающееся путём наложения новой информации на жизненный опыт.

*Отправная точка для развития творческого мышления.

Технология развития критического мышления разработана американскими учёными Чарльзом Темплом, Куртом Мередитом и Джинни Стил. Адаптирована к российской образовательной системе Ириной Муштавинской (кандидат педагогических наук), Игорем Загашевым (кандидат педагогических наук), Сергеем Заир-Беком (кандидат педагогических наук, исполнительный директор программы развития критического мышления посредством чтения и письма). Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»  возникла в Америке в 80-е годы ХХ столетия. В России технология известна с конца 90-х годов и по-другому называется «Чтение и письмо для развития критического мышления» . В основу ее положены идеи и положения теории Ж. Пиаже об этапах умственного развития ребенка; Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития и о неразрывной связи обучения и общего развития ребенка; К. Поппера и Р. Пола об основах формирования и развития критического мышления; Э. Браун и И. Бек о метакогнитивном учении; гражданского и правового образования. Неоспоримой заслугой активных разработчиков технологии  Куртис Мередит, Чарльза Темпла и Джинни Стилл является то, что они смогли «переложить» положения данных теорий на язык практики, причем довели свою работу до уровня педагогической технологии, выделив этапы, методические приемы и критерии оценки результата. Именно поэтому их разработками может пользоваться огромное количество педагогов, достигая эффективных результатов в работе.

«Переложенные» на язык практики идеи технологии звучат следующим образом:

Дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи.

Роль учителя – быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления.

Критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами. С этими формами работы учащиеся хорошо знакомы, их необходимо только несколько изменить.

Данные положения обосновывают средства и методы, с помощью которых развивается критическое мышление. Действительно, работа с текстами (учебными, художественными, научными, документальными и другими.) на каждом предмете – деятельность для учеников столь же привычная, как и разного рода письменные работы. В чуть меньшей мере, но все же им знакомы дискуссии и обсуждения.

Процесс учения – это процесс увязывания нового с уже известным. Обучаемые строят новые представления на основании предыдущих знаний и представлений.

Теории, на которых базируется ТРКМ (технология развития критического мышления):

1. Конструктивизм – развитие осуществляется в процессе активного конструирования знания субьектом обучения.

2. Теория схем – ученик в процессе познания видоизменяет, модифицирует свои схемы, представления. Значит необходимо развивать умение осознавать эти схемы, работать с ними.

3. Ответный критицизм читателя - для осмысления текста учащимся необходимо озвучивать своё мнение, самим конструировать смысл сообщения.

4. Метокогнитивное обучение - процесс познания должен быть осознанным. Эта осознанность осуществляется в виде рисунков, графиков, проговаривания.

Цель  данной  технологии:  развитие  мыслительных  навыков учащихся,  необходимых  не  только  в  учебе,  но  и  в  обычной  жизни.  То есть умение

принимать  взвешенные  решения,  работать  с  информацией,  анализировать

различные стороны явлений. Как раз, именно то, что нам необходимо для работы.

Новизна. Критическое мышление –  комплекс многих навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка. Оно формируется быстрее, если на уроках дети являются не пассивными слушателями, а постоянно активно ищут информацию, соотносят то, что они усвоили с собственным практическим опытом, сравнивают полученное знание с другими работами в данной области и других сферах знания ( самостоятельно устанавливают внутрипредметные и межпредметные связи). Кроме того, учащиеся должны научиться (а педагоги должны помочь им в этом) подвергать сомнению достоверность и авторитетность информации, проверять логику доказательств, делать выводы, конструировать новые примеры для использования теоретического знания, принимать решения, изучать причины и последствия различных явлений. Систематическое включение критического мышления в учебный процесс должно формировать особый склад мышления и познавательной деятельности.

        Технология опыта. В рамках ТРКМ  этапы урока  получили следующие   названия:

Первый этап – ВЫЗОВ – функции:

  • актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме;
  • пробудить к ней интерес;
  • активизировать обучаемого, дать им возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами;
  • структурировать последующий процесс изучения материала.

Второй этап – ОСМЫСЛЕНИЕ – поиск стратегии решения поставленной проблемы и составления плана конкретной деятельности; теоретическая и практическая работа по реализации выработанного пути решения. Функции этапа:

  • получение новой информации;
  • ее осмысление (в том числе необходимо перечитывать часть текста в том случае, если учащийся перестает его понимать, воспринимая сообщение, задавать вопросы или записывать, что осталось не понятно для прояснения этого в будущем);
  • соотнесение новой информации с собственными знаниями. Обучаемые сознательно строят мосты между старыми и новыми знаниями, для того, чтобы создать новое понимание;
  • поддержание активности, интереса и инерции движения, созданной во время фазы вызова.

Третий этап-РАЗМЫШЛЕНИЕ:(рефлексия)

  • выражение новых идей и информации собственными словами;
  • целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем;
  • анализ всего процесса изучения материала;
  • выработка собственного отношения к изучаемому материалу и его повторная проблематизация (новый «вызов»).

Каждому этапу присущи  методические приемы, направленные на выполнение задач.

Стадия (фаза)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Возможные приемы и методы данной фазы

Стадия вызова

Вызов уже имеющихся знаний; задает вопросы,

на которые хотел бы получить ответ. Информация,

полученная на первой стадии, выслушивается,

записывается, обсуждается, работа ведется индивидуально- парами - группами.

- Вспоминают и анализируют имеющиеся знания

по данной теме;

- систематизируют информацию до ее изучения;

- задают вопросы, на которые хотят получить ответы;

- строят предположения о содержании текста, исходя

из заголовка, выделенных слов и т.д.;

- публично демонстрируют свои знания с помощью

устной и письменной речи.

1. Составление списка известной информации по вопросу.

2. Рассказ-активизация по ключевым словам.

3. Систематизация материала (графическая):

кластеры, таблицы.

4. Верные и неверные утверждения; перепутанные

логические цепочки и т.д.

Стадия осмысления

Сохранение интереса к теме при непосредственной

работе с новой информацией. Непосредственный контакт с новой информацией

(текст, фильм, лекция, материал параграфа),

работа ведется индивидуально – парами – группами.

- Читают или слушают текст, используя предложенные

педагогом активные методы чтения;

- делают пометки на полях или ведут записи по

мере осмысления новой информации.

Методы активного чтения:

1. Маркировка с использованием значков «v», «+», «-», «?» (по мере чтения ставятся

на полях справа).

2. Ведение различных записей типа двойных дневников,

бортовых журналов.

3. Поиск ответов на поставленные в первой части

урока вопросы.

Стадия рефлексии

Сохранение интереса к теме при непосредственной

работе с новой информацией. Непосредственный контакт с новой информацией

(текст, фильм, лекция, материал параграфа),

работа ведется индивидуально – парами – группами.

- Читают или слушают текст, используя предложенные

педагогом активные методы чтения;

 - делают пометки на полях или ведут записи по

мере осмысления новой информации.

Методы активного чтения:

1. Маркировка с использованием значков «v», «+», «-», «?» (по мере чтения ставятся

на полях справа).

2. Ведение различных записей типа двойных дневников,

бортовых журналов.

3. Поиск ответов на поставленные в первой части

урока вопросы.

5. Организация различных видов дискуссий.

6. Написание творческих работ: пятистишия-синквейны, эссе.

7. Исследования по отдельным вопросам темы.

8. Творческие, исследовательские или практические задания на

основе осмысления изученной информации

Некоторые приёмы стадии «Вызова»: «Верите ли вы, что…», « Корзина идей», таблица «Знаю — хочу знать — узнал», « Дерево предсказаний».

Урок «Окружающий мир» 3класс, «Почва»

Поиграем в игру «Верите ли вы, что…» У каждого на парте таблица, как  на доске. Я буду читать вопросы, а вы ставьте в первой строке плюс, если согласны с утверждением, и минус, если не согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой.

Вопросы:

 1….нужно есть разнообразную пищу.

2….сладкое и жирное надо кушать побольше.

3….не надо есть много жареного, копчёного, солёного, острого.

4….надо кушать очень горячую пищу.

5. …нужно стараться кушать в одно и тоже время.

6….утром надо подольше поспать и голодным идти в школу.

7….ужинать надо не меньше, чем за 2 часа перед сном.

8….пельмени можно кушать хоть целый месяц.

1

2

3

4

5

6

7

- Сегодня в течение урока мы будем обращаться к таблице и увидем, насколько были правы.

Приём «Корзина идей» Групповая работа. Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения:

Зачем нужен лес?

  • Кладовая грибов, ягод, орехов.
  •  Лекарственные растения.
  • Зона отдыха.
  • Чистый воздух.
  • Древесина.

Подведение итогов работы групп. На доске фиксируются все предположения.

Постановка целей урока.

- Как видите, у нас нет однозначного ответа на этот, казалось бы, простой вопрос. Сегодня нам предстоит  найти  ответ на вопрос, зачем нужен лес.

- Обсудите в группе, а  что ещё вам было бы интересно узнать о лесе.

Заслушиваются вопросы детей. Среди интересующих детей вопросов были следующие: Какие бывают леса? Какие в лесу растения? Где на Земле нет леса? Может ли лес исчезнуть? К ним вернемся на последующих уроках.

Таблица «Знаю — хочу знать — узнал»

Перед учащимися ставятся вопросы:

Что вы знаете об этом

Что узнали нового?

Что вы считаете нужным узнать?

Ответы вписываются в первые две колонки таблицы.

Поработав в парах, ученики заполняют третью колонку таблицы. Идет обсуждение: совпало ли первоначальное представление с последующим. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.

Знаю

Хочу знать

Узнал

 

 

 

 Дерево предсказаний Правила работы: ствол дерева — тема, ветви — предположения, которые ведутся по двум основным направлениям — «возможно» и «вероятно» (количество «ветвей» не ограничено), и, наконец, «листья» — обоснование этих предположений.

Некоторые приёмы стадии «Осмысление»: «Чтение — суммирование в парах», «Чтение с пометами» («Инсерт»), «Работа с вопросником», «Уголки», «Взаимоопрос», «Сводная таблица», «Концептуальная таблица», «Кластер». Надо отметить, что такой приём, как «Кластер» универсальный, используется на всех стадиях.  Так же как и таблицу «ЗХУ» начинают заполнять на стадии «Вызова», продолжают на стадии «Осмысление», заканчивают на стадии «Рефлексия».

 Прием «Чтение — суммирование в парах» Лучше этот прием применять в 3-4 классах. Детям в классе предлагается несколько разных текстов по общей теме (или один и тот же текст, фрагментами). Каждая группа изучает свой текст, на большом листе фиксирует его краткое содержание (выдержками из текста), затем перед всем классом воспроизводит содержание текста с опорой на свои пометки. Остальные могут задавать уточняющие вопросы. После прослушивания обоих текстов делается коллективный вывод о главной мысли этих рассказов, о том, что узнали.

         «Чтение с пометами», инсерт Этот прием помогает снять проблему неосмысленного чтения текста. Детям предлагается прочитать текст и, пользуясь специальными значками, произвести разметку текста: v- это я знал ; + - это новое для меня; ! — этим я удивлен; * - это было интересно.

«Работа с вопросником». Самостоятельная работа с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, а  и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.

«Уголки». При характеристике одного из героев класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства, используя текст и свой жизненный опыт, положительных качеств героя, другая — об отрицательных, подкрепляя свой ответ выдержками из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод. Такой прием учит детей диалогу, культуре общения.

Класс делится на 3 группы.

Первая группа должна доказать, что Гитлер – патриот своего народа, потому что он заботился о процветании своей Родины.

Вопросы для обсуждения первой группы:

- Хотели бы вы жить в процветающей, богатой стране?

- Должен ли руководитель страны заботиться об улучшении жизни своего народа, о процветании Родины?

Вторая группа  докажет, что Гитлер – преступник.

Приведите аргументы, доказывающие, что Адольф преступник. (Большая Советская энциклопедия)

Гитлер  [настоящая фамилия — Шикльгрубер], лидер германской фашистской  партии, глава германского фашистского государства (1933—45), главный военный преступник. В борьбе за власть Г. использовал провокации, шантаж и убийства.

Г. был вдохновителем и одним из главных организаторов массового истребления мирного населения и военнопленных, чудовищных зверств, совершенных фашистами в оккупированных Германией странах и особенно на временно захваченных территориях СССР. В 1945, в условиях разгрома фашистской Германии, развала фашистского государства и вступления советских войск в Берлин, Г. покончил жизнь самоубийством в подземелье берлинской имперской канцелярии.

Третья группа изучит документы, внимательно выслушивает  

одноклассников и  сделает вывод: Гитлер – преступник или патриот?

Материалы для обсуждения третьей группы:

- Гитлер мечтал о покорении всего мира. Он говорил: «Мы должны развить способы уничтожения людей».

- На международном суде над гитлеровцами все доказательства говорили об  одном: фашисты-варвары и убийцы.

«Взаимоопрос» Один из способов работы в парах. Два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного. Данная форма способствует развитию коммуникативных навыков.

Прием «Сводная таблица»: Окружающий мир. 3 класс, «Полезные ископаемые». Какие полезные ископаемые вы знаете? Сейчас каждая группа получит полезные ископаемые и выполнит практическую работу.

1.Рассмотри образец полезного ископаемого. По иллюстрациям учебника определи их название.

2. Установи свойства полезного ископаемого: твердое или жидкое, цвет, прозрачное или непрозрачное, плотное или рыхлое. Узнай у учителя, горючее это полезное ископаемое или нет.

3. Подумай, где применяется это полезное ископаемое. На каких свойствах основано его применение.

Заполни сводную таблицу.

Практическая работа в группах.

Название

Основные свойства

Использование

Известняк

Белого, серого или желтого цвета;

Строительство, мел, мрамор.

Гранит

Зернистый. Твердый и прочный

Строительство фундаментов зданий, набережных, дорог, памятником, отделка станций метро.

Глина

Очень мельчайшие частички,скреплённые между собой.

Кирпич, посуда

Песок

В виде крупинок, сыпучий, жёлтый, серый.

Дороги, стекло

Железная руда

Черного цвета, плотное, притягивает металлические предметы.

Машины, железнодорожные рельсы, вагоны и др.

Заслушивание ответов каждой группы. Обсуждение, запись таблицы в тетрадь.

Приём «Концептуальная таблица».

Окружающий мир. 4 класс, «Природные зоны. Лес».

Перед вами научные статьи о лесной зоне, на страницах учебника вы также найдете полезную информацию, а  свои наблюдения, сравнения будем записывать в «Концептуальную таблицу»

Учитель: Что будем сравнивать и какие линии сравнения мы выберем?

 а) первая линия сравнения

Для работы класс делится на три группы:

1 группа работает с информацией о климатических условиях тайги

2 группа работает с информацией о климатических условиях смешанного леса

3 группа работает с информацией о климатических условиях широколиственного леса

б) вторая  линия сравнения  

 1 группа работает с информацией о растениях тайге,

2 группа работает с информацией о растениях смешанного леса,

3 группа работает с информацией о  растениях широколиственного леса.

в) третья линия сравнения

1 группа работает с информацией о животных тайги,

2 группа работает с информацией о животных смешанного леса,

3 группа работает с информацией о животных широколиственного леса.

Линии сравнения

Тайга

Смешанный лес

Широколиственный лес

Климатические условия

Растительный мир

Животный мир

«Кластер» Дети выделяют смысловые единицы текста и графически их оформляют в определенном порядке в виде грозди. Выделяем центр — это тема, от неё отходят лучи — крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины и понятия.Безымянный

«Некоторые приёмы стадии «Рефлексия»: «Шесть шляп», таблица «ЗХУ», «Написание творческих работ», «Создание викторины»,  «Синквейн», «Логическая цепочка»,

 Метод «Шесть шляп». Окружающий мир, 3 класс, «Разнообразие растений».

Класс делится  на 6 групп. Каждой группе вверяется одна из шести шляп.

-  Предлагаю представить свой опыт, свои впечатления и мысли, исходя из цвета шляпы.

1 группа. Белая шляпа.

- С помощью энциклопедий и атласа- определителя  расскажи о растениях только фактами, цифрами.

2 группа. Жёлтая шляпа.

- Подумайте! Почему животные и люди не смогли бы жить на  Земле без растений?

3 группа. Чёрная шляпа.

-Докажите: если бы на  Земле не росли растения, в воздухе совсем не было бы кислорода.

 Используйте материал учебника на стр.76-78

4 группа.  Красная  шляпа.

- Подумайте, какое эмоциональное состояние

вы испытываете, когда видите, как вокруг гибнут растения?

5 группа.  Зелёная шляпа.

- Что бы вы сделали для того, чтобы наша  Земля зеленела с каждым годом и становилась всё краше и краше?

 6 группа. Синяя шляпа.

- Обобщите высказывания других групп.

 Приём таблица «ЗХУ» Окружающий мир, 3 класс, «Разнообразие растений».

Знаем

 Хотим узнать

Узнали

1.Растения – часть

живой природы.

2.Растения выделяют в воздух  кислород.

3.Животные 

и люди 

не смогли бы жить

 на Земле без растений.

4. Растения делятся

на несколько групп:

деревья, кустарники, травы

Почему?

 

Какие ещё есть группы растений?

 Что такое  виды растений? Какие названия дают им учёные?

 Растения делятся на несколько групп.

 В каждой группе растений много видов.

 Науку о растениях

называют ботаникой.

 Существует 350 тысяч видов растений.

 Названия видов дают им учёные.

 Растения выделяют в воздух кислород: если бы не было растений, не было бы и нас.

 Нужно заботиться о

растениях, беречь их, как можно больше садить растения и ухаживать за ними.

 Охранять растения-

значит  заботиться о живом.

  «Написание творческих работ» Детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития, все с удовольствием делают эту работу.

 «Создание викторины» Проводится после изучения темы или нескольких тем. Дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы, и проводятся соревнование. Иногда каждая группа выбирает лучшего — «знатока», а потом весь класс задаёт «знатокам» вопросы.

«Синквейн» Слово синквейн происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам.

1.В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

2.Вторая строчка — это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

3.Третья строчка — это описание действия в рамках этой темы тремя словами. Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

4.Четвертая строка — это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

5.Последняя строка — это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

3 класс, чтение Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».

Бабушка.

Весёлая, приветливая.

Рассудит, утешит, поможет.

Бабушка из песен сложена.

Умница!

Тема «Местоимение»

Местоимение.

Интересное, нужное.

Указывает, заменяет, учит.

Местоимения бывают личные.

Часть речи.

 «Логическая цепочка» После текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов.

А. Куприн «Слон», 3 класс Расставь пункты плана по порядку и перескажи текст.

Слон в гостях у Нади.

Папа в зверинце.

Девочка больна.

Ночное путешествие слона.

Желание увидеть живого слона.

Рассмотрим,  как можно данные приёмы использовать на уроке в целом.


Технологическая карта урока

             Учебный предмет: русский язык

             Класс: 2 класс.

              УМК «Школа России»

             Тема урока: «Как отличать звонкие согласные звуки от глухих?»

Цели

- Формирование умения различать звонкие и глухие согласные звуки;

- Формирование умения использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности;

- Развитие  культуры речи, мыслительной и познавательной деятельности учащихся;

- Воспитание доброжелательное отношение к окружающей природе.

Тип урока

изучение нового материала

Планируемые образовательные

результаты

Личностные умения

- развивать коммуникативные навыки;

- проявлять интерес к изучению темы;

- стремиться к совершенствованию личных достижений.

Метапредметные умения

Познавательные умения:

- распознавать звонкие и глухие согласные и обосновывать своё мнение;

- классифицировать слова на группы в соответствии с заданием и обосновывать своё мнение;

Регулятивные умения:

- выполнять учебные задания в соответствии с поставленной целью;

- совершать учебные действия по разработанному алгоритму;

- выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного задания;

- оценивать процессы и результаты деятельности.

Коммуникативные умения:

 - развивать умение формулировать цели своей деятельности;

- формулировать понятное для партнёра высказывание;

- согласовывать позиции и находить общее решение(работа в группах).

Предметные умения

- анализировать звуки;

- подбирать слова в соответствии с заданием;

- распределять и записывать слова по группам на основе заданных признаков.

Ресурсы

Информационный материал:

Учебник, ч. 2, методическое пособие для учителя.

Демонстрационный материал:

- конструктор (геометрические фигуры), набор букв (магнитная азбука), набор букв разрезной азбуки, 2 листа формата А3, магниты красного, синего цвета, рисунок дерева.

Интерактивный материал:

интерактивные задания по изучаемой теме (диск – русский язык 2 класс Канакина В. П.);

— презентация.

Оборудование

Компьютер, интерактивная доска, проектор, колонки.

       

           

Ход урока

Деятельность

учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

  1. Организационный этап

Прозвенел звонок весёлый,

Начинается урок.

Здравствуйте, ребята, сели,

Тишине откроем двери,

Шум оставим за дверями

И урок начнём мы с вами.

Приветствует детей

Читает стихотворение.

Слушают стихотворение.

Понимать информацию, представленную в стихотворении, сформировать позитивный настрой  на уроке.

  1. Этап подготовки к активному усвоению знаний

- Открываем тетради, запишем число и тему урока.

- Ребята, вы не стирали с доски тему?

Похоже в классе побывала злая волшебница. А я совсем не помню темы урока. Посмотрите, и часть букв исчезла, а на их месте появились странные башни с рисунками. Всё ясно она заточила их в башни и оставила нам подсказки.

- Каких букв не хватает? (согласных) Значит они находятся в башнях.

- Какими признаками обладают согласные звуки?

- На что может указывать рисунок колокольчика (барабана)? (звонкие, глухие)

- Ребята, что мы будем изучать на уроке?

Запишем тему урока в тетради.

Создает проблемную ситуацию, объясняет учебную задачу.

Организует беседу, выявляющую знания детей о согласных звуках русского языка.

Сообщает тему урока

Слушают учителя.

Актуализируют имеющиеся знания о согласных звуках.

Отвечают на вопросы.

Формулируют тему урока. Делают запись в тетради.

Запоминать существенную информацию, делать умозаключения на основе анализа имеющиеся знания, грамотно излагать свои мысли

Взаимодействуют с учителем и друг с другом, анализируют полученные данные, делают обобщения и выдвигают гипотезы.

Уметь слушать собеседника, анализировать данные, принимать мнение других.

Контролируют правильность рассуждений, исправляют ошибки

Принимать информацию, контролировать правильность изложения, корректировать

  1. Этап усвоения новых знаний

1. - Ой, ребята, я совсем забыла, ко мне утром в гости прилетала сорока, передала вот этот пакет и сказала, что в лесу случилась беда и помочь можете только вы. (в пакете записка, конструктор –треугольники).

- О ком эта загадка?

     Рыжая хищница в сарай пришла,

     Кур пересчитала,

     Петуха с собой в лес унесла.

- Назовите первый звук в слове-отгадке?

- Посмотрите правила написания букв Лл. (интерактивная презентация).

Запишите, чередуя, буквы Л и л (минутка чистописания).

2. Ребята, здесь в записке ещё стихотворение:

     Я несчастная лисичка.

     Ветер дунул посильней –

     Я на части развалилась,

     Собери меня скорей!

Так вот в чём беда?! Поможем лисичке? Вам необходимо безошибочно записать словарные слова, расположенные на треугольниках и собрать из них (фигур) лисицу (м.дведь, в.рона, р.бота, н.деля, л.пата, б.рёза, ф.мил.я, г.зета)(показ слайда 2 – лисица благодарит детей).

3. – Посмотрите на первую букву каждого словарного слова, по какому признаку они схожи? (дают звонкий звук)

- Какие звонкие согласные звуки вы ещё знаете? (рушатся стены башни и буквы, дающие звонкие согласными звуки оказываются свободны).

- Знаете ли вы глухие согласные звуки? Назовите их? (рушатся стены башни и буквы, дающие глухие согласные звуки свободны). Молодцы!

-Как отличить согласный звонкий звук от глухого?  

1. Читает загадку о лисице, просит выделить первый звук в слове-отгадке, демонстрирует слайд презентации (интерактивное написание букв Лл), проводит минутку чистописания. Контролирует  процесс письма.

2. Сообщает задание и цель его выполнения, организует фронтальную словарную работу.

2. Задаёт обобщающие вопросы

3.Организует беседу по теме урока, уточняет знания детей (показывает приёмы, помогающие различать звуки).

Слушают учителя, делают обобщения, отгадывают загадку, смотрят показ написания букв Л л, выполняют каллиграфическую запись букв.

Читают слова, объясняют написание. Записывают словарные

слова, составляют из фигур лисицу, делают обобщение, просматривают слайд презентации

Отвечают на вопросы

Запоминать существенную информацию, уметь выделять главное и делать обобщения, уметь красиво и грамотно писать, владеть приёмами конструирования из геометрических фигур

Взаимодействуют с учителем и друг с другом, строят высказывания понятные для одноклассников, воспринимают на слух ответы обучающихся.

Понимать на слух выдаваемую информацию.  

Концентрировать внимание на собеседнике.

Осуществляют самоконтроль в процессе прослушивания и письма.

Принимать и сохранять учебную задачу. Осуществлять самоконтроль.

  1. Этап первичного закрепления в речи и  практике

1. А теперь проведём игру «Звонкий или глухой».  Правила игры: дети определяют со звонкого или глухого звука начинается слово. Со звонкого – прыжок с хлопком рук над головой, с глухого – приседают.

2. Работа по учебнику (с- 17 №25) в группах.

1 группа выписывает слова, в которых все согласные буквы дают звонкий звук.

2 группа выписывает слова, в которых все согласные буквы дают глухие согласные звук.

Проверка: каждая группа зачитывает слова, выслушивает замечания другой группы. А затем сравнивает ответы с ответами размещёнными на слайде 3-4.

1. Организует игру

2. Задает вопросы по новой теме.

3.Организует самостоятельную работу учеников по учебнику в группах..

4. Организует проверку.

Участвуют в игре.

Отвечают на вопросы.

Выполняют задание в группах по учебнику.

Зачитывают  сделанные записи.

Применять на практике полученные знания.

Воспроизводить информацию, полученную ранее.

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, находить ошибки

Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме и с одноклассниками  во время работы в группах при обсуждении задания и его проверке.

Понимать на слух ответы обучающихся.

Уметь формулировать собственное мнение и позицию.

Контролируют правильность ответов обучающихся.  Осуществляют взаимоконтроль и самоконтроль Оценивают работу друг друга.

Уметь слушать в соответствии с поставленной целью.

Принимать  и сохранять учебную цель и задачу.

Дополнять, уточнять ответы.

  1. Этап физической разминки

Выбор физминутки делают дети

1. Организует  разминку в игровой  форме

Проводят разминку вместе с учителем.

Проговаривать текст разминки, осуществлять показ движений.

Организованно выполнять движения

Взаимодействуют с учителем и друг с другом.

Учатся вызывать положительный эмоциональный настрой. Формируют правила взаимодействия в коллективе.

Обозначают необходимость смены рода деятельности с умственного на физический.

Уметь переключаться с одного вида деятельности на другой.

  1. Этап контроля и самопроверки

1. Два лося просят вас о помощи. Они поднялись на воздушных шарах в небо, а приземлиться не могут, потому что не  умеют различать звуки. Поможем им? (диск)

2. Другой паре лосей тоже требуется помощь, но они не могут взлететь, так как не знают какие предметы необходимо поместить в корзину. (Работа в группах по диску: 1 группа выписывает слова, в которых все согласные буквы дают глухие согласные звук; 2 группа выписывает слова, в которых все согласные буквы дают звонкий звук)

3. Проверка: каждая группа зачитывает слова и размещает их по корзинам, проверяя правильность ответов.

1. Организует фронтальную работу по теме (игры «Помоги приземлиться»).

2. Организует групповую работу. (Игра «Помоги взлететь»)

2. Организует самостоятельную работу по заданию диска.

Организует фронтальную проверку по диску

Выполняют фронтальную работу, распределяют слова по корзинам в соответствии с заданием, аргументируют свой выбор.

Знакомятся с упражнением, выделяют слова в соответствии с заданием, работая в группах, делают записи в тетради.

Применять на практике полученные знания, строить речевые высказывания.

Делать записи в тетради, соответствующие заданию.

Взаимодействуют с учителем и друг с другом.

Принимают мнения других участников группы

Уметь слушать друг друга, принимать во внимание мнение других. Оказывать взаимопомощь.

Осуществляют взаимоконтроль и самоконтроль выполняемых действий, разбирают допущенные ошибки, делают исправления.

Принимать  и сохранять учебную цель и задачу. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль.

  1. Этап проектной деятельности

- А сейчас вам предстоит очень важная работа, которая покажет на сколько вы научились различать звонкие и глухие согласные звуки.

- По цепочке на первый второй расчитайсь. Первые номера займут место за столом под №1, а вторые - №2.

Первая группа работает над проектом – «Звонкие согласные звуки, вторая группа – «Глухие согласные звуки». Необходимый материал и инструменты лежат у вас на столах.

1. Организует проектную деятельность в группах с целью проверить уровень усвоения нового материала:

- сообщает цель проекта и этапы его выполнения;

- оснащает необходимым  материалом и инструментами

2. Организует защиту проекта

Слушает детей.

Благодарит за работу

Слушают задание,

анализируют информацию, классифицируют объекты (объединяют в группы по существенному признаку), придерживаются алгоритма деятельности.

Демонстрируют проект, делают обоснование.

Определять общие признаки звуков, классифицировать их на группы, оформлять проект.

Уметь строить доказательные речевые высказывания.

Инициативное сотрудничество в поиске и выборе нужных звуков, распределение обязанностей.

Умение выслушивать суждения других при необходимости исправлять, делать дополнения.

Уметь работать в группах, принимать мнение других, оказывать взаимопомощь.

Принимать информацию, анализировать, доказательно выдвигать аргументы.

Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей.

Владение приемами контроля и самоконтроля

Осуществление контроля и самоконтроля, оценивание работы групп

Планировать этапы деятельности, выполнять задание в соответствии с поставленной задачей.

Уметь адекватно воспринимать оценки и оценивать работу в соответствии с поставленной целью.

  1. Этап подведения итогов

А теперь подведём итог урока.

На доске записаны выражения, необходимо их продолжить.

На следующем уроке русского языка мы будем продолжать работу по данной теме.

 Оценивание детей.

А сейчас я вас прошу оценить своё настроение. Если оно у вас хорошее, то возьмите магнитики красного цвета, а если ухудшилось в течении урока – синего и разместите из на дереве вместо листочков.

Теперь мы видим на сколько успешно прошёл урок.

1. Организует беседу с целью обобщения  знаний обучающихся по теме и оценить эмоциональный настрой урока.

2. Словесно оценивает деятельность каждого.

Отвечают на вопросы учителя по заранее подготовленной схеме:

- сегодня на уроке я узнал(а) о …

- сегодня я научился (лась).

- я (не) понял(а) как…

- на уроке мне (не)понравилось..

  Слушают оценку своей работе на уроке.

Осознанно строить речевое высказывание в устной форме, выслушивать мнение других.

Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.

Понимать на слух ответы обучающихся, высказывать свои суждения.

Дополнять, уточнять высказанные мнения. 

Контролируют правильность ответов обучающихся. 

Оценивают свои успехи,  настроение.

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать  и сохранять учебную цель и задачу.

Адекватно воспринимать оценку учителя.

  1. Этап разъяснения домашнего задания

Запишем домашнее задание:

1 группа – по учебнику с 17 №26;

2 группа – из орфографического словаря учебника выписать 5 слов, начинающихся с глухого согласного звука и  5 слов со звонкого;

3 группа – самостоятельно подобрать 5 слов  со звонким звуком на конце слова, и 5  слов с глухим согласным звуком на конце слова.

Большое всем спасибо (слайд 6)

1. Делит детей на группы по уровню усвоения материала и каждой выдаёт индивидуальное домашнее задание.

Объясняет домашнее задание.

Слушают учителя,  записывают задание.

Понимать информацию и фиксировать в дневнике

Взаимодействуют с учителем, задают вопросы.

Воспринимают информацию.


Результативность. Применение технологии «Критического  мышления» способствует активизации мышления, самовыражению учащихся, повышает мотивацию,  дает возможность проявить себя, свои творческие способности, учит находить пути решения проблемы, сопоставлять свое мнение с другими, с тем, чтобы вынести обоснованное суждение, развивает коммуникативные навыки, заставляет учеников задумываться. Навыки критического мышления нужны, чтобы обеспечить понимание между людьми, принимать различные взгляды на мир, способствовать самореализации личности учащихся.

  Применение приемов технологии позволило повысить интерес учащихся к урокам русского языка, литературного чтения, окружающего мира, повысить уровень речевого развития, умение систематизировать изучаемый материал, устанавливать причинно – следственные связи.

Развитие умения работать с информацией:

Уровень развития

Умение систематизировать материал

Умение устанавливать причинно-следственные связи

3 класс

4 класс

3 класс

4 класс

Допустимый

36,4%

 59,2   %

40,9%

68,2%

Средний

40,9%

31,8%

36,4%

22,7%

Низкий

22,7%

9 %

22,7%

9,1%

 Промежуточный контроль показал возрастание качества успеваемости учащихся, а также  формирование навыка самостоятельности, творческой активности. Результативность деятельности проявилась  в том, что многие учащиеся в процессе обучения освоили опыт анализа собственной деятельности, научились критически относиться к своим действиям и оценивать поступки людей и свои собственные. Учащиеся стали более организованными, общительными, активными в процессе обучения, что проявляется во время бесед.

Адресная направленность. Опыт работы предназначен для студентов педагогических училищ и ВУЗов,  учителей начальных классов, методистов.

Трудоёмкость. Ведущим направлением деятельности в критическом мышлении становится поиск оптимальных путей решения поставленной задачи с привлечением уже известных знаний умений и навыков, а также поиск недостающего для решения знания и умения.

Список литературы:

Андреев  В.И.  Педагогика  творческого  саморазвития:  инновационный  курс. Книга 2. – Казань: Изд-во Казанского университета, 2009.  – 318с

Загашев И. О., Заир-Бек С. И. - СПб: Альянс «Дельта», 2010. - 284с.

Заир-Бек  С.И.  Развитие  критического  мышления  через  чтение  и  письмо:

стадии и методические приемы // Директор школы. 2005. № 4.

Кларин  М.В.  Инновационные  модели  обучения  в  зарубежных

педагогических поисках. - М.: Арена, 2004.

Клустер Д. Что такое критическое мышление? // Перемена 2011, № 4

Полат  Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе

образования: Учебное пособие. – М. Академия, 2013 – 272с.

Сорина Г.В. Критическое мышление: история и современный

статус//Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. № 6. 2013.

С. 97-110.

Темпл,  Ч.  Как  учатся  дети:  свод  основ  /  Ч.Темпл,  К.Мередит,  Дж.Стил  

Пособие, -М., Изд-во ин-та «Открытое общество», 2012.- 105 с.

Федотовская Е.И. К проблеме развития навыков критического мышления при

работе с иноязычными текстами. // «Текст. Восприятие, информация,

интерпретация». Сб. докладов I Международной научной конференции

Российского нового университета. - Москва, 2003. - с.279 – 283с.

Халперн Д. Психология критического мышления. СПб.: Питер, 2010, 512c


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного педагогического опыта «Формирование мыслительной деятельности младших школьников средствами технологии развития критического мышления» (на примере метода ролевой игры «Шесть шляп мышления»).

Новые образовательные стандарты нам говорят о том, что ученик, выходя из стен начальной школы должен овладеть умением учиться. Только используя в педагогической деятельности новые приёмы и современные...

« Технология развития критического мышления как средство развития мыслительной деятельности обучающихся»

Государственное бюджетное общеобразовательное  школа №54     Доклад по теме:« Технология развития критического мышления как средство развития мыслительной деятельно...

«Применение технологии развития критического мышления для развития универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе".

  Достоинства технологии развития критического мышления по отношению к другим педагогическим подходам и технологиям: ориентирование на развитие ученика; использование современных методичес...

«Применение технологии развития критического мышления для развития универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе» 2 класс УМК «Школа России»

«Применение технологии развития критического мышления для развития универсальных учебных действий на уроках литературного чтенияв начальной школе»2 классУМК «Школа России» Технологическая карта урока....

Развитие логического мышления у учащихся начальных классов с использованием технологии развития критического мышления

Итоговая работа по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ  «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»...

Конспект урока с использованием технологии развития критического мышления "Размножение и развитие животных" 3 класс Тема урока: «Размножение и развитие животных»

Методическая разработка урока по окружающему миру по теме "Размножение и развитие животных" 3 класс с использованием технологии развития критического мышления. УМК "Школа России"...