Главные вкладки

    Презентация к уроку:
    Формы контроля во внеурочной деятельности

    Алексеева Анна Алексеевна

    Основное  назначение внеурочной деятельности  заключается в создании  дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей школьников и разумной  организации  их свободного времени.

    При организации внеурочной деятельности встаёт вопрос о формах контроля.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vystuplenie.doc90.5 КБ

    Предварительный просмотр:


         МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

    ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

    «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

    (ГГТУ)

    Институт дополнительного образования

    Факультет переподготовки и повышения квалификации

    Выступление

    на Всероссийской научно-практической конференции

    «Проблемы и перспективы развития образования»

     «Формы контроля во внеурочной деятельности»

    (из опыта работы)

    Подготовила:

    Алексеева Анна Алексеевна,

    учитель начальных классов

    высшей категории

    Орехово-Зуево

    24 ноября 2017 г.

     «Дети должны всегда иметь право на счастливое детство. Их время должно быть временем радости, временем мира, игр, учёбы и роста. Их будущее должно основываться на гармонии сотрудничества. Их жизнь должна становиться более полнокровной по мере того, как расширяются их перспективы, и они обретают опыт».    ( Из Конвенции о правах ребёнка)

         Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования к организации образовательного процесса в школе. Теперь наряду с урочной деятельностью неотъемлемой частью образовательного пространства школы является организация внеурочной деятельности.

         Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Она организуется для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участие в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности может максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого ученика, которая обеспечит воспитание свободной личности.

    Основное  назначение внеурочной деятельности  заключается в создании  дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей школьников и разумной  организации  их свободного времени.

    Кроме того, внеурочная деятельность позволяет решить целый ряд очень важных задач:

    • Обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе
    • Оптимизировать учебную нагрузку обучающихся
    • Улучшить условия для развития ребенка
    • Учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся
    • Закрепить и создать условия для практического использования отдельных аспектов содержания программ учебных предметов

    При организации внеурочной деятельности встаёт вопрос о формах контроля.

    Формы и методы контроля учебной деятельности в начальной школе давно определены:

    Текущие формы:

    - устный опрос

      - самостоятельная работа

    -  диктанты

    - контрольные работы

    -  контрольное списывание

    -  тестовые задания

    - графическая работа

    - изложение

    - доклад

    - творческая работа

     Итоговая аттестация:

    - диагностическая  контрольная работа

    - диктанты

    - изложение

    - контроль техники чтения

    Формы же контроля внеучебных достижений учащихся чётко не сформулированы и не обозначены.

    Объекты контроля и анализа во внеурочной деятельности могут быть:

     • познавательная активность, интерес к учению, школе;

    • сформированность нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностных ориентаций и отношений к учению, себе, миру;

     • применение правил и способов поведения в реальных жизненных ситуациях;

     •  участие в различной социально значимой деятельности, в том числе творческого характера;

    •  выполнение учащимися различных социальных ролей, в том числе связанных со школьной системой взаимоотношений.

    Методические рекомендации по разработке программ внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС предлагают следующие формы контроля: творческая работа, выставка, конкурс, фестиваль художественно-прикладного творчества, отчетные выставки, отчетные концерты, открытые занятия, вернисажи и т. д.

    Мне бы хотелось рассказать о формах контроля принятых у нас в школе.

    В этом году на базе нашего учреждения была организована  работа академической внедренческой площадки ГБОУ ВО МО «Академия социального управления»   в направлении «Выявление оптимальных путей преодоления рисков низкой мотивации субъектов образовательного процесса к участию во внеурочной деятельности»

    Экспериментальная нелинейная форма организации внеурочной деятельности в МОУ СОШ № 12 с УИОП включила в себя школьное объединение «Мозаика», в которое вошли учащиеся 1 классов, учителя и родители.

    Общекультурное направление представлено клубом «Карусель», организатором которого являюсь я. Такую форму организации внеурочной деятельности я выбрала, потому что считаю клубную деятельность прекрасным средством развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, культуры поведения и общения, бережного отношения к своему здоровью. Клубная деятельность создает условия для развития творческих способностей, для общения, самовыражения и самоутверждения школьников, предоставляет им возможности для отдыха и развития. Клубное объединение не только играет важную роль в создании условий для развития личности ребенка, удовлетворяя его потребности в творчестве, общении, предоставляя поле деятельности для самовыражения, самоутверждения, самовоспитания, но и способно в значительной степени повысить воспитательную эффективность общешкольного коллектива.

    Особой формой контроля, представленной в программе,  являются ежемесячные события. Они включают  в себя коллективные творческие дела и акции; игры, игровые программы; праздничные мероприятия; выступления агитбригад.

    Фрагмент календарно-тематического планирования:

     п/п

    №  урока по теме

    Название разделов и тем

    Плановые сроки прохождения

    Скорректированные сроки прохождения

    Осенний калейдоскоп (8 часов)

    1

    1

    Игры-забавы осенних посиделок

    01.09.17-08.09.17

    2

    2

    Игры-забавы осенних посиделок

    3

    3

    Пословицы, поговорки, песенки про осень

    11.09.17-15.09.17

    4

    4

    Загадки, ребусы на тему «Осень»

    5

    5

    Разучивание танцевального этюда «Осень»

    18.09.17-22.09.17

    6

    6

    Поэзия на осеннюю тему

    7

    7

    Разучивание танцевального этюда «Осенние листочки»

    25.09.17- 29.09.17

    8

    8

    СОБЫТИЕ Посиделки «Осень, осень, милости просим!»

    Яблочный джем (21 октября- Международный день яблок)  (6 часов)

    9

    1

    Русские народные сказки, в сюжете которых есть яблоки, яблони

    02.10.17- 06.10.17

    10

    2

    Игры с яблоками

    11

    3

    Авторские сказки про яблоки, стихи о яблоках

    16.10.17-20.10.17

    12

    4

    Разучивание танцевального этюда «А я яблоки люблю»

    13

    5

    Подготовка агитбригады «Яблоки каждый день»

    23.10.17-27.10.17

    14

    6

    СОБЫТИЕ Агитбригада «Яблоки каждый день»

    «Посвящается мамам…» (26 ноября - День матери) (6 часов)

    15

    1

    Стихи детских поэтов о маме

    30.10.17-03.11.17

    16

    2

    Конкурс чтецов стихотворений о маме

    17

    3

    Песни о маме

    06.11.17- 10.11.17

    18

    4

    Разучивание песни «Мамочка моя»

    19

    5

    Подготовка номера к концерту для мам

    13.11.17- 17.11.17

    20

    6

    Подготовка номера к концерту для мам

    21

    7

    Подготовка номера к концерту для мам

    27.11.17- 01.12.17

    22

    8

    СОБЫТИЕ Концерт, посвящённый Дню матери

    Мы за чаем не скучаем  (15 декабря- Международный день чая) (4 часа)

    23

    1

    Познавательно-развлекательное мероприятие «Чайные традиции»

    04.12.17-08.12.17

    24

    2

    Игра «Чай, чай, выручай»

    25

    3

    Разучивание песенки-игры про чай

    11.12.17-15.12.17

    26

    4

    СОБЫТИЕ Акция «Чай пить- долго жить»

    Таким образом, сентябрьским СОБЫТИЕМ явилось внеклассное мероприятие «Осень, осень, милости просим!». Первоклассники выучили стихи на тему «Осень», разучили танцевальные этюды, играли в игры, и, даже подготовили свой первый проект «Деревья осенью».

    В октябре главной темой заседаний клуба была тема о пользе овощей и фруктов, особенное внимание уделялось яблоку как самому ценному фрукту из наших отечественных плодов. Они придают силу, продлевают молодость и помогают бороться с болезнями. Формой контроля в этом месяце стало участие детей в агитбригаде «Яблоки каждый день». Агитбригада посетила все классы начальной школы, где задорно и убедительно призывала ребят употреблять в пищу этот полезный плод.

    В ноябре члены клуба «Карусель» были заняты подготовкой ко Дню Матери: песню выучили, танец подготовили, портреты мам нарисовали, подарки своими руками сделали. Ждём концерта!

    Декабрь - зимний холодный месяц, самое время для дружеского чаепития. Тем более 15 декабря- Международный день чая. На заседаниях клуба ребята не только узнают об этом прекрасном напитке, но научатся (с помощью родителей) правильно заваривать чай и «правильно» пить его с молоком, лимоном и с удовольствием. Формой контроля будет акция «Чай пить - долго жить», которую мы планируем устроить прямо в рекреации.

    Конечно, такой ежемесячный контроль, представленный в виде различных мероприятий (событий), требует от учителей, как организаторов внеурочной деятельности много сил, как творческих, так и физических. Тем более, если учесть, что первые классы активно участвуют и в других сферах школьной жизни. Но труды вознаграждаются огромным желанием ребят участвовать во всех мероприятиях, которые мы назвали СОБЫТИЯМИ.

    Вывод: эффективность контроля во многом зависит от правильно выбранной формы его проведения. Практика показала, что  форма контроля творческих способностей в виде событийных мероприятий, позволяют не только поднять интерес учащихся к занятиям, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний. Такие формы проведения «снимают» традиционность, оживляют мыслительную деятельность детей.

    Литература:

    • Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/(Д.В. Григорьев, П.В.Степанов).- 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 223с. ( Стандарты второго поколения)
    • Бесова М.А. Шутки, игры, песни соберут нас вместе.- Ярославль.: Академия «К», 2000.- 240с
    • Волина В.В. Праздник букваря.- М.: АСТ – ПРЕСС, 1995.- 384с.
    • Волина В.В. Праздник числа.- М.: АСТ – ПРЕСС, 1997.- 304с.
    • Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические движения и танцы для детей. Учебно-методическое пособие для воспитателей и педагогов.- М.: Издательство «Гном – Пресс», 2007.- 64с.

    • Мищенкова Л.В. Творческие игры и развивающие упражнения.- Волгоград: Учитель, 2013.- 135с.

    Интернет ресурсы:

    https://secret-terpsihor.com.ua/- Секреты Терпсихоры. Авторский сайт Ольги Киенко

    https://www.youtube.com/   - видеохостинг

    http://www.zavuch.ru/ - Завуч.инфо

    https://infourok.ru/- ИНФОУРОК


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к выступлению по теме "Активные формы обучения во внеурочной деятельности учащихся начальных классов по курсу "Социокультурные истоки"

    Презентация тезисно отражает основные положения об активных формах обучения (АФО) во внеурочной деятельности учащихся начальных классов по курсу "Социокультурные истоки". Она сопровождает выступление ...

    Разнообразие форм работы во внеурочной деятельности по экологическому воспитанию детей младшего школьного возраста

    Экологическое воспитание младших школьников является  одной  из важнейших задач учителя начальных классов и предполагает использование различных форм и методов экологического воспитания...

    «Активные современные формы обучения на уроках во внеурочной деятельности как результат повышения мотивации учащихся в изучении предмета «Музыка» и во внеурочной деятельности.

    Как оживить урок или занятие? Как поддержать интерес к предмету и желание изучать то, что кажется хорошо знакомым или, наоборот, бесполезным в реальной жизни?...

    Групповые формы работы во внеурочной деятельности.

    Внеурочная деятельность в школе представляет сбой проведение и организацию во вне учебных занятий определенных видов деятельности учеников, способствующих наиболее разностороннему развитию их инд...

    Групповая форма работы во внеурочной деятельности учителя

    Внеурочная деятельность в школе представляет сбой проведение и организацию во вне учебных занятий определенных видов деятельности учеников, способствующих наиболее разностороннему развитию их инд...