ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЭССЕ «МОИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВЧЕРА И СЕГОДНЯ».
статья

Сидорова Светлана Ивановна

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЭССЕ  «МОИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВЧЕРА И СЕГОДНЯ».

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЭССЕ

«МОИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВЧЕРА И СЕГОДНЯ»

Достоинство преподавания каждого учебного предмета зависит сколько от личности преподавателя, столько же и от тех учебных средств, какими он может свободно распоряжаться. Без них у него нет возможности удовлетворить многим

педагогическим требованиям, как бы не казались они ему основательными и разумными.

                                                                                                                             В.Я. Стоюнин

Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке? Эти и многие другие вопросы задаём мы себе, приходя сегодня в класс.

От меня, как от современного учителя, требуется не только дать детям образование в виде системы знаний-умений-навыков, но я должна всемерно развивать познавательные и творческие возможности учеников, воспитывать личность.

Целью моей работы стало: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности; охрана и укрепление физического и психического здоровья детей. Чтобы эта цель реализовалась в действительности, необходимо использовать различные педагогические технологии. Традиционные методы обучения ориентированы на средний уровень готовности учащихся и в новых условиях не дают достаточно высокого результата. Поэтому я стала внедрять в свою практику технологии, которые способствуют формированию у детей ключевых компетенций, способствующих успешности учеников в современном обществе. Среди многообразия современных образовательных технологий я выделила для себя те, которые, на мой взгляд, можно использовать в работе с учащимися начального звена чаще всего, причём часть технологий я уже использовала (может и в не явном виде), но часть стала для меня абсолютно новой. В своём размышлении попробую представить эти технологии и обосновать свой выбор.

В своей работе я чаще всего использую технологии проблемного обучения, дифференцированного обучения, проектную деятельность, игровые, здоровьесберегающие технологии, ИКТ.

На любом современном уроке нельзя обойтись без технологии проблемного обучения или без его элементов. В чём его актуальность? Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посильных трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.

Проблемное обучение использую на этапах сообщения темы и целей урока и самостоятельной работы учащихся. Создаю проблемную ситуацию на уроке – удивление, затруднение. Пример. Урок русского языка. На доске написано слово «мухоловка». Нужно выделить в слове корень. Возникают различные мнения. На основе словообразовательного анализа дети приходят к новому способу выделения корня (в сложных словах).

Проблемное обучение активизирует мыслительную деятельность, без которой школьнику очень сложно учиться, тем более с интересом. Анализируя свою педагогическую деятельность, и прихожу к выводу, что технологию проблемного обучения использовала в своей работе и раньше, только в меньшей степени, не придавая значения её развивающим возможностям.

           Не изменяя традициям  продолжаю применять как и раннее технологию дифференцированного обучения. Класс, в котором я работаю, состоит из учеников с неодинаковым развитием и степенью подготовленности, поэтому добиваюсь, чтобы каждый ученик работал в полную меру своих сил, чувствовал уверенность в себе, ощущал радость учебного труда, продвигался в развитии. На уроках очень часто применяю дифференциацию учебных заданий. Обычно используются различные способы дифференциации в сочетании друг с другом. Варианты заданий обычно отличаются уровнем трудности, уровнем творчества, объёмом. Ученики сами определяют какой вариант будут выполнять. Возможно применение игровых приёмов, с помощью которых задаётся уровень сложности задания. Перед вами корабли, которые попали в шторм. Нужно их спасти, для этого выполнить задание, написанное рядом с кораблём. Выберите, какой корабль будете спасать. Труднее всего спасти большой корабль, полегче средний, ещё проще - маленький. Но даже если будет спасать маленький корабль, всё равно будет польза. Каждый ученик выбирает один вариант. Если он ошибся с выбором, имеет право взять другой вариант.

Технологию ИКТ стала применять с развитием компьютеризации образовательной среды и теперь не представляю своей деятельности без её использования. Компьютерные технологии на уроках - мои главные помощники. Компьютер помогает мне сделать уроки более насыщенными, облегчает детям усвоение материала. К урокам русского собрала материал по словарным словам. Есть база данных для картинных словарных диктантов. На уроках математики в работе над устными приёмами мне помогают разработки слайдов по устным вычислениям. При объяснении новой темы все схемы и графики демонстрируются на мониторе. Ребята могут подставить в схему данные задач,  выражений, и с помощью приёма новый материал становится более наглядным и эффективно усваивается учениками. На уроках литературного чтения ребята могут увидеть на экране монитора и персонажей, и сюжеты произведений.

Применяю и приёмы проектной деятельности, так как данный метод стимулирует самостоятельность учащихся, их стремление к самовыражению, формирует активное отношение к окружающему миру, сопереживание и сопричастность к нему, развивает коммуникативные качества.

При выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребёнком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) мы решаем несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребёнка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

Комплект учебников «Школа России», по которому учатся мои дети, располагает большим количеством тем для проектов по всем предметам, чем мы с моими учениками пользуемся.

             Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку и, главное, происходит интенсивное развитие детей. А деятельность, в свою очередь, формирует мышление, умения, способности, межличностные отношения.

        Никогда ранее не использовала технологию проектной деятельности; работа по её изучению и внедрению оказалась для меня самой сложной.

Здоровьесберегающие технологии применяются мной как в урочной деятельности, так и во внеклассной работе. На мой взгляд, формирование ответственного отношения к своему здоровью – необходимое условие успешности современного человека. Здоровье сберегающий подход прослеживается на всех этапах моего урока, поскольку предусматривает чёткое чередование видов деятельности. Свои уроки стараюсь строить, ставя перед собой и учениками цель: как охранить и укрепить здоровье?

1. Включаю элементы личностно-ориентированного обучения:

  • Создание ситуации выбора и успеха.
  • Создание благоприятного эмоционально-психологического микроклимата на уроках и внеклассных мероприятиях также играет важную роль.

2. Использую проведение физкультминуток. Комплексное использование здоровьесберегающих технологий в учебном и воспитательном процессе позволяет снизить утомляемость, улучшает эмоциональный настрой и повышает работоспособность младших школьников, а это, в свою очередь, способствует сохранению и укреплению их здоровья. Данная технология никогда не теряла своей актуальности, применялось с давних пор и будет успешно применяться и далее в образовательном процессе.

Игровые технологии тоже не стали в моей работе новыми. Многолетний опыт работы с детьми младшего школьного возраста показывает, что опора на игровую деятельность, игровые формы и приёмы — это важный и наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу.

В современной педагогике дидактическая игра используется в качестве самостоятельной технологии для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета, а также как элемент более общей технологии. Игра - сильнейшее средство социализации ребёнка, она даёт возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход. Игра важна как сфера реализации себя как личности, это деятельность коммуникативная. На уроках часто планирую игровые моменты для отработки определённых умений и навыков, при обобщении и закреплении изученного, при объяснении нового материала.

Таким образом я считаю, что использование современных педагогических технологий: дифференцированного обучения, ИКТ, проблемного обучения, игровой, проектной деятельности - дают возможность учащимся приобретать знания, умения, навыки, осваивать способы самостоятельной работы, развивать творческий потенциал, познавательную активность, поддерживать высокую учебную мотивацию, и, как результат этого, способствовать повышению качества знаний.

Учитель начальных классов

 МОУ «СОШ № 2» Сидорова С. И.

2020 год

г.о. Электросталь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Детская организация вчера и сегодня"

Разработка проекта включает: программу, план, задания, оценочный лист. Расчитана на 3-4 классы...

Урок ИЗО в 4 классе "Мое село вчера и сегодня. Пейзаж родной земли. Гармония жилья и природы. Акварель."

Тема: Мое село вчера и сегодня.  Пейзаж родной земли. Гармония жилья и природы. Акварель.Цели: формировать понимание о многообразии представлений о красоте у народов, населяющих нашу страну, опре...

Статья воспитателя ГПД «Дошколёнок вчера, первоклашка сегодня»

В статье я попыталась проанализировать основные проблемы, которые возникают, когда ребенок приходит в первый класс...

педагогический опыт.Педагогическое эссе "Мои шаги к новому образованию"

педагогическое эссе "Мои шаги к новому образованию"...

Педагогическое эссе«Моя педагогическая философия как классного руководителя»

   Февраль  2010  год. Год,  объявленный  годом  Учителя. Год,  в  котором  моя  дочь   пойдет  в  1  класс. Она...

Педагогическое эссе Фестиваль педагогического мастерства-2021

Педагогическое эссе Фестиваль педагогического мастерства-2021...