Личностно-ориентированные технологии
статья
Применение технологий на практике в начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lichnostno-orientirovannye_tehnologii.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИИ ЛИЧНОСТНО_ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ.
«Все самое главное происходит с учеником на уроке», - писал ученый педагог, доктор педагогических наук Ю. А. Конаржевский. Урок – это часть жизни ребенка, и каждый урок должен стать уроком жизни для ученика. Личностно ориентированный урок – особенный! Именно он позволяет реализовать принцип «обучать не всех, а каждого! В этом случае урок подчиняется не сообщению и проверке знаний, а выявлению опыта учеников по отношению к излагаемому учителем материалу. Его основа – сотрудничество.
Как же составить план урока в системе личностно-ориентированного обучения? Разработка начинается с определения типа психического развития учащихся. Речь идёт о готовности учащихся к восприятию определённого учебного материала. Далее идёт формулировка цели урока, в которой должны найти отражение цели подготовки по предмету и требования к уровню обучаемости по ступеням подготовки. Не менее значимым является объём материала, сориентированный на полноту урока и на реальные возможности учащихся. На уроке постоянно должна присутствовать мотивированность учащихся. Учитель должен создать положительный эмоциональный настрой на работу всех учеников в ходе урока, стимулировать учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий, поддерживать внимание обучающихся к учебному материалу, используя приёмы, которые обращаются к любознательности учащихся, заставляют их «шевелить мозгами».
На уроке детям надо давать такие задания, которые дают возможность ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую). В технологии личностно-ориентированного обучения предусматривается три уровня заданий׃ репродуктивного характера, алгоритмического, творческого. Учащимся с хорошей зрительной памятью помогает наглядность, с моторной –практическая работа на доске или на парте.
Например, в 1 классе при ознакомлении детей с новой буквой на уроке письма, возможно, использовать: анализ буквы, сравнение с другими буквами, предлагается образец письменной буквы, составление буквы из элементов на доске, на парте. Особенно ярко принципы личностно ориентированного обучения лежат в основе уроков математики. На уроке применяются активные методы и формы организации процесса обучения: тест, кроссворд, арифметический диктант, игра, свобода выбора (вариативность классных и домашних заданий), парная работа, являющаяся особенно актуальной и продуктивной для изучения нового материала, развития речи, умения общаться.
Можно выделить основные этапы личностно-ориентированного урока:
- Постановка учебной задачи и целеполагание (постановка вопроса, создающего коллизию. «Для чего?»).
- «Открытие» учениками нового знания (решение проблемы в форме дискуссии, диалога, выдвижения версий. «Каким образом?»).
- Первичное закрепление (комментирование ситуации учителем, проговаривание алгоритма действий. «Что делаем? Почему? Что должно получиться?)
- Самостоятельная работа с проверкой в классе (текущий контроль и самопроверка) учитель должен создать ситуацию успеха. «Ты сможешь! У тебя получится!»
- Рефлексия: «Что узнал? Что понравилось? Что осталось непонятным? Над чем еще предстоит поработать?» [2; с. 10]
Я полагаю, что основные особенности личностно-ориентированного обучения, разработанные доктором психологических наук, профессором, И. С. Якиманской, создают благоприятные условия для формирования творческих способностей младших школьников.
Организация личностно ориентированных уроков дает положительный педагогический эффект. Такое построение уроков позволяет учащимся осознать различные способы получения знаний, приобретается главное умение – умение самостоятельно учиться. Личностно ориентированный урок даёт возможность широкого применения групповой и парной форм работы, развивает умения учащихся по постановке цели, прогнозированию предстоящей деятельности, самоконтроля и самооценки, рефлексии. Кроме этого, именно такое построение уроков обеспечивает преемственность между начальным общим и основным общим образованием.
Таким образом, используя инновационные образовательные технологии в комплексе можно решить следующее взаимообусловленные проблемы:
1. Через формирование умений ориентироваться в современном мире, способствовать развитию личности учащихся с активной гражданской позицией, умеющей ориентироваться в сложных жизненных ситуациях и позитивно решать свои проблемы.
2.Изменить характер взаимодействия субъектов школьной системы образования: учитель и ученик – партнеры, единомышленники, равноправные члены “одной команды”.
3.Повысить мотивацию обучающихся к учебной деятельности.
Позитивная мотивация к учебе у ребенка может возникнуть в том случае, когда соблюдены 3 условия:
- мне интересно то, чему меня учат;
- мне интересен тот, кто меня учит;
- мне интересно как меня учат.
Высокая мотивация к учебной деятельности обусловлена еще и многогранностью учебного процесса. Идет развитие разных сторон личности обучающихся, путем внедрения в учебный процесс различных видов деятельности учащихся.
4. Уделять больше внимания изучению и овладению современными педагогическими технологиями, позволяющими существенно изменить методы организации образовательного процесса, характер взаимодействия субъектов системы, и, наконец, их мышление и уровень развития.
Да, учительская работа не из простых, только и тем, кого мы учим, тоже порой бывает нелегко: детям в школе не только нужно приобрести знания, умения и навыки, но и стать личностями. Поэтому мы - учителя - призваны не только приоткрыть детям дверь в храм науки, но и должны помочь ученикам самореализоваться в современном обществе, найти каждому свой путь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология портфолио как механизм реализации личностно- ориентированного подхода в образовательном процессе
В данной статье представлен опыт работы по реализации технологии портфолио в учебно-воспитательном процессе...
«Формирование ключевых компетенций младших школьников на основе использования активных методов и форм обучения, личностно-ориентированных педагогических технологий» Мастер-класс
Вашему вниманию представлен мастер-класс «Формирование ключевых компетенций младших школьников на основе использования активных методов и форм обучения, личностно-ориентированных педагогических техн...
Использование личностно-ориентированных развивающих технологий на уроках окружающего мира .
Новые федеральные образовательные стандарты (ФГОС) ставят перед школой новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, ...
Личностно – ориентированные технологии обучения. Организация обучения в малых группах по технологии сотрудничества.
В условиях реформирования экономики и образования в нашем обществе меняется вся система общественных отношений, многие дидактические положения подвергаются глубокому анализу со стороны социологических...
Инновационные технологии при внедрении ФГОС. Личностно – ориентированное обучение на основе новых педагогических технологий
Презентация выступления на ГМО...
"Применение новых педагогических технологий. Личностно – ориентированные технологии. Технологии творческого развития»
Гуманизация образовательной среды в школе как условиеличностно – ориентированного образования.§1 Приёмы педагогической поддержки в становлении личности младших школьников.§2 Личностно – ориентированны...
Сущность личностно-ориентированного подхода. Классный час в условиях личностно -ориентированного подхода
Презентация отображающая сущность личностно - ориентированного подхода в воспитании....