Варианты повышения мотивации обучающегося с низкой самооценкой
учебно-методический материал (3 класс)

Варианты повышения мотивации обучающегося с низкой самооценкой, уровень знаний которого выше (ниже) требований программы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кейс № 1

Способы, для  создания определённого эффекта достижения конечного результата повышения мотивации ученика на уроках математики

•        Новизна;

•        Разнообразие;

•        Занимательность;

•        Увлекательность;

•        Образность;

•        Поиск;

- Подбор  учебного материала; (дополнительные источники по теме, ЭОР, Яндекс- Учебник, УЧУ.РУ)

- преподносить материал в необычной форме

-  стимулировать деятельность:  «Докажи свою точку зрения», «Сформулируй, что можно изменить, добавить…»

Эмоциональный настрой на начальном этапе урока

        – вызвать любопытство – причину познавательного интереса.

        - пробудить  чувство эмоционального удовлетворения, радость, счастье познание нового, интересного. (начать урок с противоречивого факта по теме урока, игровых и соревновательных ситуаций, шарад, нестандартных задач)

 Эмоциональный настрой в течение  урока

-        положительный эмоциональный настрой, доброжелательная атмосфера доверия и сотрудничества, эмоциональность учителя, его участливая заинтересованность в успехе ученика.

-     создание учебной ситуации безвыходности, через выполнение заданий для конкретного ученика, самостоятельное изучение учеником нового материала, составление алгоритма, таблицы, схемы, презентации освоенного.

-      рефлексия, оценка собственной деятельности и деятельности других, оценка результата деятельности,

-  вопросы, требующие многовариантных ответов (например, «почему было легко\ трудно», «что открыл, узнал?»)

2. Актуализация знаний.

.        Создание учебно-проблемной ситуации;

«Оратор»

За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.

«Автор»

Если бы вы были автором учебника, как бы ты объяснил ученикам

необходимость изучения этой темы?

Если бы ты был автором учебника, как бы ты объяснили ученикам эту тему?

- выявление  значимости изучаемого материала.

«Фантазёр»

На доске записана тема урока.

- Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.

…………………

- Вот видите, как важно…

Формулировка основной учебной задачи;

«Кумир»

На карточках раздать «кумиров по жизни». Пофантазируй, каким образом они бы доказали необходимость изучения этой темы?

.        Самоконтроль и самооценка возможностей предстоящей деятельности по изучению темы.

«Профи»

Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?

- создание ситуации дефицита знаний

-  самостоятельное определение целей последующей деятельности: преобразуй, осмысли и найди нужную информацию; сформулируй свой ответ, домысли.

  - приём «лови ошибку», выяснение причин ошибок и определение последующих действий.

-   предоставление права выбора,

-  разноуровневые задания,

-  совместное планирование деятельности на уроке,

- варьирование заданий по степени значимости,

-  прерывание и незавершённость деятельности.

3.  Определения учебной  задачи и овладение новыми способами учебных действий, приёмами самоконтроля и самооценки.

- включение учащегося в коллективную деятельность;

- применение игровых и соревновательных форм;

-  использовать взаимопроверку; «ТОЛСТЫЙ И ТОНКИЙ ВОПРОС»

-  применять коллективный поиск решения проблемы;

-  предлагать приём «метод проб и ошибок»;

-Прием «Синквейн»

- Прием «Своя опора». Ученик составляет собственную опорную схему или развернутый план ответа по новому материалу. Составление алгоритмов, памяток.

- Прием «Повторение с расширением». Ученик составляет 5-6  вопросов, ответы на которые позволяют дополнить знания нового материала.

- предлагать усложнить  задание, установить или устранить  противоречия;

- задания на опережение «РАБОТА С ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСАМИ»

- Прием «Свои примеры». Ученик готовит свои примеры к новому материалу  или сочиняет свои задачи, выдвигает предложения по применению изученного материала.

- привлекать ученика  к оценочной деятельности… «что помогло /не помогло справиться с заданием», «какую помощь можешь оказать одноклассникам?»)

-  «Как ты готовился к тестированию, что позволило тебе выполнить его хорошо?»

- Прием «Повторение с одновременным контролем». Ученик составляет несколько контрольных вопросов к изученному на уроке материалу в виде теста, кроссворда. Затем задаёт их классу.

- «ПОВТОРЯЕМ С РАСШИРЕНИЕМ» Ученик разрабатывает список вопросов, ответы на которые позволяют дополнить знания по всей ранее изученной теме.

- организовать сотрудничество учитель-ученик, ученик-ученик, ученик- ученики, через совместное решение проблемы и разрешения противоречий, эвристическую беседу, учебную дискуссию, выделение существенных признаков предметов, классификацию, обобщение, моделирование.

- включать  учащегося в активную учебную работу в группе, (генератор идей, роль руководителя, ведущего)

- делова игра; .            Блеф-клуб – верите ли вы, что…

- привлекать к   исследовательской и проектной  деятельности,

4. Внеклассная работа

-  привлечение к выпуску тематической газеты, буклета, шпаргалки, схемы, книжки-раскладушки с формулами, алгоритмами. Рекламная компания - после изучения темы ученику предлагается сделать рекламу, рекламный плакат.

-  участие в конкурсах, олимпиадах различного уровня.

5. Работа с родителями

- консультация для родителей «Чтобы не навредить самооценке школьника …»

Кейс 2

 Способы, для  создания определённого эффекта достижения конечного результата повышения мотивации ученика на уроках русского языка

•        Увлекательность;

•        Использование ярких художественных средств;

•        Образность;

•        Игра;

•        Удивление;

•        Поиск;

- Подбор  учебного материала  (схемы, таблицы, опорные материалы, алгоритмы, памятки, сводные таблицы,  электронные плакаты)

-  Открытое, доброжелательное общение в учебном процессе между учеником и  учениками, между учеником и учителем (сочувствие, возможность подбодрить, поддержать), «мы рядом», «мы поможем»)

Эмоциональный настрой

     – вызвать любопытство, заинтересованность, желание высказаться. Что вы уже знаете об этой теме?

     - Подберите слова об этом или на эту тему….

     - Вот видите! В вашей памяти это уже храниться! Значит это нужно!

- занимательность, необычное начало урока, через использование музыкальных фрагментов, игровых и соревновательных ситуаций, юмористических минуток

- преподносить материал в необычной форме (« А вы знаете, что…», стихотворения из одних прилагательных, наречий, глаголов - З.Гиппиус, А.Блок)

- пробудить  чувство эмоционального удовлетворения от сделанного, радость победы над преодолёнными трудностями, счастье познание нового, интересного. (начни с фразы «О, я знаю….»,  «О, это что-то новенькое,,,»

-     создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для учащегося, изучение нового материала с опорой на старые знания.

-      рефлексия, оценка собственной деятельности и деятельности других, оценка результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов (например, «почему было трудно», «что открыл, узнал на уроке?», «за что себя похвалил бы», «что бы изменил»)

Какую отметку ты хотел бы иметь по предмету за …четверть?

Что тебе нужно сделать, чтобы это было так?

Чья помощь, и в какой форме тебе нужна?

Как ты поймёшь, что результат достигнут?

-   положительный эмоциональный настрой, доброжелательная атмосфера доверия и сотрудничества, эмоциональность учителя, его участливая заинтересованность в успехе ученика.

2.   Самостоятельное определение ближайшей цели последующей деятельности.

- прием «Подводящий диалог»

  - приём «лови ошибку», выяснение причин ошибок и определение последующих действий.

-   предоставление права выбора «попробую», «уверен, что справлюсь», «могу научить другого»

- «СОРБОНКА»

-  разноуровневые задания,

- дозированность заданий

- совместное планирование деятельности на уроке (в паре, группе)

-  перенос учебного материала на  конкретную  жизненную ситуацию,

3.  Определения учебной  задачи и овладение новыми способами учебных действий, приёмами самоконтроля и самооценки.

- включение учащегося в активную речевую деятельность; начинать свой ответ словами: «Я знаю, что…», «Думаю, что…».

- применение игровых и соревновательных форм;

- «В СВОЁМ ТЕМПЕ» При решении учебных задач ученик работает в темпе, определяемом им самим.

- «РАБОТА С КОМПЬЮТЕРОМ» Ученик решает учебную задачу с использованием ПК.

-  использовать взаимопроверку;

- организовать сотрудничество учитель-ученик, ученик-ученик, ученик- ученики, через совместное решение проблемы и разрешения противоречий, моделирование. - - «Пошушукаемся»  – в паре на ушко рассказать соседу главное о том, что усвоил.

- включать  учащегося в активную учебную работу в группе, (роль  помощника, наблюдателя, «хранителя времени»)

- привлекать к   исследовательской и проектной  деятельности,

- проверка по эталону;

-  применять коллективный поиск решения проблемы;

- «ТРОЙКА» К доске вызываются 3 учащихся. На вопрос отвечает первый, второй добавляет или исправляет ответ, третий комментирует ответ.

-  стимулировать деятельности через оценку, благодарность, словесное поощрение, выставку работ;

- привлекать учащегося к оценочной деятельности, использовать рефлексивные линейки, шкалу успеха, знаки-символы;  ситуативные элементы («В гору», «Солнышко и тучки», «Рефлексивная мишень»)

«ЛЕСЕНКА «МОЁ СОСТОЯНИЕ»»

Учащийся отмечает соответствующую ступеньку лесенки.

Комфортно

Уверен в своих силах

Хорошо

Плохо

4. Внеклассная работа

-  привлечение к выпуску тематической газеты, буклета, шпаргалки, книжки-раскладушки «Русский язык в картинках».

-  участие в предметных утренниках, КВН.

5. Работа с родителями

- консультация для родителей  «Что такое самооценка?»

- Рекомендации по формированию адекватной самооценки младших школьников:

  • Необходимо использовать похвалу в работе с детьми, имеющими заниженную самооценку.
  • Не стоит сравнивать детей, нужно отмечать достижения ребенка, его положительные качества.
  • Необходимо предлагать учащимся самостоятельно оценивать домашние задания до того как отдать на проверку учителю, после того как проверил и оценил учитель, необходимо обсуждать случаи несовпадения оценок. Выяснить основания на которых строят самооценку дети и показатели, по которым оценивает учитель
  • родителям рекомендуется не скупиться на похвалу, проявление эмоциональной поддержки по отношению к детям;
  • работа по формированию самооценки должна осуществляться в разные режимные моменты и в разных видах деятельности;
  • открыть вместе с ребенком способ (способы) снятия мышечного и эмоционального напряжения;
  • предоставлять детям возможность делать то, чем они могут гордиться;
  • предоставлять детям возможность оценить себя положительно (в игре, в исследовании, в беседе);
  • предоставлять детям возможность делать выбор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути повышения мотивации обучающихся с применением среды обучения«1 ученик-1 компьютер»

Каждый учитель, работающий в школе, сталкивается с проблемой  мотивации обучающихся. Ученики считают обучение скучным и ненужным для их дальнейшей жизни, а основной мотивацией является лишь получ...

Методы повышения мотивации обучающихся к изучению иностранного языка

Формирование мотивации у школьников, а особенно у младших школьников, когда они только начинают изучать английский язык является самой важной задачей для учителя. Так как именно от учителя зависит, ка...

«Формы работы на уроках немецкого языка в начальной школе по повышению мотивации обучающихся»

laquo;Формы работы на уроках немецкого языка в начальной школе по повышению мотивации обучающихся»...

ОБЩЕШКОЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «КНИГА ГОДА» КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ К УЧАСТИЮ В КОНКУРСНОМ ДВИЖЕНИИ.

Как сформировать положительную, устойчивую, внутреннюю мотивацию к чтению у обучающихся? Эту проблему решали педагоги г. Серова школы №1 с углубленным изучением отдельны предметов "Полифорум"...

Статья " Обучение проектированию на уроках технологии как средство повышения мотивации обучающихся".

Статья-эссе содержит в себе попытку структурировать информацию по заданной теме в максимально сжатом виде.Это один из авторских подходов и нестандартный взгляд на педагогическую деятельность....

Доклад "Повышение мотивации обучающихся начальной школы на урочных занятиях".

В докладе я рассказала о приемах мотивации учащихся наальной школы  на уроках. Мотивация необходима, чтобы создать у учащихся интерес к изучаемой теме. Игра-средство формирования познавательного ...

Проектная деятельность как условие повышения мотивации обучающихся.

Тысячекратно цитируется применительно к школе древняя мудрость: «можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя».Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисци...