Модель сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
статья

Головинова Татьяна Михайловна

Статья  "Модель сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья(легкая степень умственной отсталости) обучающихся в условиях общеобразовательной школы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл model_soprovozhdeniya_detey_s_ovz.docx90.45 КБ

Предварительный просмотр:

Модель сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (легкая степень умственной отсталости) обучающихся в условиях общеобразовательной школы

                                                                                         

     В настоящее время происходят большие перемены в обществе в отношении инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья.

С сентября 2016 года для первоклассников с ограниченными возможностями здоровья введены  федеральные государственные образовательные стандарты начального образования.

     Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательные классы предусматривает систематическую коррекционную помощь и психологическую поддержку, т.е. психолого-педагогическое сопровождение, в процессе которого создаются социально-психологические и педагогические условия для дальнейшего успешного обучения и психологического развития каждого ребенка в школьной среде.      

Психолого- педагогическое сопровождение – это комплексная технология, особый путь поддержки ребенка, помощи ему в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. Сопровождать,  значит следовать рядом, помогать и поддерживать в пути, помогая преодолевать трудности, которые могут возникнуть у того, кого ты сопровождаешь. Наша школа создает вариативные условия для реализации права на образование   детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом их психофизических особенностей.

    В школе работает комплексная Программа психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, которая состоит из 4 направлений деятельности: психологического, социального, предметно-образовательного, лечебно-оздоровительного, каждое из которых решает свои задачи.  В  целом программа служит поддержанию комфортной образовательной среды, способствующей  полному развитию потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья  и детей-инвалидов с приоритетом подготовки детей к полноценной жизни в обществе.

    Психолого-педагогическое сопровождение является длительным процессом, предполагающим  организованную  системную деятельность специалистов, направленную на создание условий для успешного функционирования участников единого образовательного пространства. И здесь важно предусмотреть взаимосвязанную систему сопровождения участников психолого-педагогического сопровождения: педагогов, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей нормы, семей обучающихся.

     В школе разработана  и адаптирована модель психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.  

Задачами психолого-педагогического сопровождения детей с легкой степенью умственной отсталости, обучающихся в условиях общеобразовательной школы являются:

  • систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса обучающегося  в динамике его психического развития;
  • создание социально-психологических и педагогических условий для эффективной адаптации и психического развития обучающихся и обеспечения успешности в обучении;
  • оказание помощи в адаптации к новым условиям жизнедеятельности;
  • обеспечение систематической помощи детям  в ходе обучения;
  • организация жизнедеятельности ребенка в социуме с учетом психических и физических возможностей обучающегося;

   Сопровождение ребенка начинается задолго до поступления его в первый класс. На закрепленном за нашей школой микрорайоне мы  отслеживает неорганизованных домашних детей. Для таких родителей организуются консультации и обследование школьными специалистами. При необходимости ребенок направляется на консультацию, в городскую ПМПК. Ведется тесная связь с детскими дошкольными учреждениями, проводятся консилиумы, на которых специалисты школы и ДОУ проговаривают проблемы детей и обсуждают пути их решения. В школе организована работа «Школы будущего первоклассника». Здесь ребята занимаются на занятиях у педагога –психолога, учителя-логопеда, занятия проводит учитель начальных классов. Социальный педагог беседует с родителями, выясняет условия проживания ребенка, его окружение.
При поступлении ребенка в школу педагоги изучают документы учащихся. Если ребенку рекомендован образовательный маршрут 8 вида этот ребенок является обучающимся с ограниченными возможностями здоровья. В нашей школе  сопровождение в образовательном процессе осуществляют: педагог – психолог, учитель-логопед, социальный педагог (блок коррекции, развития, социальной ориентации), учителя, воспитатели, педагоги дополнительного образования (блок обучения, воспитания, трудовой реабилитации),  инструктор ЛФК, медицинский работник (блок медицинской реабилитации). Каждый член психолого-педагогического сопровождения проводит первичную диагностику ученика. Цель такой диагностики не только определение трудностей ребенка и зоны ближайшего развития, но и выявление детей группы риска.

       На заседании школьного психолого-педагогического консилиума      обсуждаются проблемы и пути обучения и воспитания детей, выявленных при  первичной диагностике. Для предотвращения перегрузок, связанных со сменой деятельности и адаптационным периодом специалисты определяют какую помощь нужно оказать ребенку в первую очередь.

На основе выводов школьной ПМПк для ребенка с легкой степенью умственной отсталости разрабатывается индивидуальный учебный план.

На основе выводов школьной ПМПк, индивидуального учебного плана и рекомендованной образовательной программы специалисты составляют адаптированную образовательную программу. Эта программа имеет такую же структуру, что и для детей нормы, но обязательно прописываются специальные образовательные условия, характеристика ребенка о легкой степенью умственной отсталости, система оценивания. На каждого ребенка составляется индивидуальный образовательный маршрут, в котором предусмотрены рекомендации для родителей, учителей, других участников сопровождения.

Каждые три месяца с помощью промежуточной диагностики проводится корректировка индивидуального маршрута и рабочей программы. Такая карта хорошо показывает динамику развития учащегося. Оценка эффективности работы с учеником у каждого специалиста своя: тесты, мониторинги, письменные работы, устный опрос. Она обсуждается на трех уровнях: педагогический совет, школьная ПМПк и центральная ПМПК.

По результатам диагностики проводится активное консультирование учителей и родителей по вопросам эффективности проводимой работы. Такая модель, по нашему мнению, отражает структурно- организационные и содержательно-процессуальные особенности психолого-педагогического сопровождения детей с легкой степенью умственной отсталости , обучающихся в условиях общеобразовательной школы, положительно влияет на достижение результатов обучения.

Литература

  1. «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» – Письмо Министерства образования и науки РФ  от 18.04.2008 № АФ-150/06
  2.  Закон Российской Федерации "Об образовании"
  3. Лалаева Р.И.Логопедическая работа в коррекционных классах. М. ВЛАДОС, 2001.
  4. Каше Г.А. Логопедическая работа в первом классе вспомогательной школы.М., 1957

 

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья начальных классов в условиях МС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 10

Одной из ведущих современных тенденций в образовании России, является рост доли детей с комплексными нарушениями, нуждающихся в создании максимально развернутой системы специальных условий обуче...

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья.

Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс. Для успешного освоения знаний необходимо, чтобы все органы чувств функционировали нормально. Практика показывает, ...

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья

Дети  с ограниченными возможностями здоровья ОВЗ– это дети, имеющие недостатки в физическом или психическом развитии.  Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, состояние...

Методические материалы по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья

Данные методические материалы предназначены для педагогов, которые работают в С(К)К....

Особенности организации психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье представлен материал об организации психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ОВЗ в рамках деятельности структурного подразделения образовтельного коррекционного уч...

статья "Модель сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья , обучающихся в условиях общеобразовательной школы"

В статье рассказывается о системе сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в общеобразовательной школе. На примере МБОУ "СОШ№2" города Лесосибирска показано ка...

Особенности применения технологий психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе физкультурно-оздоровительной работы в Центре психолого-педагогической реабилитации детей «Орион»

Дана краткая характеристика и особенности применения технологий психолого-педагогичекого сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе физкультурно оздоровительной работы в Цен...