Мастер-класс "Скажи мне так, чтоб я увидел..."
материал

Полищук Ольга Константиновна

Мастер-класс транслирует умение применять приемы смыслового чтения при формировании читательской компетенции младшего школьника. Является авторским материалом. Был представлен в рамках второго тура конкурса "Учитель года-2021" в Смоленской области.

Мастер-класс из опыта работы по теме: «Формирование читательских компетенций младших школьников приемами смыслового чтения на уроках литературного чтения и занятиях внеурочной деятельностью».

Тема: Формирование читательских компетенций младшего школьника системой приемов смыслового чтения на уроках литературного чтения и занятиях внеурочной деятельность.

Название мастер класса: Скажи мне так, чтоб я увидел.

Актуальность: Младший школьник часто  испытывает трудности при понимании литературных текстов, их содержания. Ему трудно выделить главную информацию, осознать, что хотел сказать ему автор, а затем использовать полученную информацию в жизни. Одним из самых сложных заданий в школе является разучивание стихотворений. А ведь данная деятельность развивают память, что необходимо для быстрого запоминания различной информации из школьной программы. Но легко запомнить стихотворение можно только при условии, что понял его смысл. Заучивание без понимания смысла – не приводит к развитию мышления. Поэтому при изучении стихотворений я использую приёмы смыслового чтения. Они ускорят запоминание литературного либо другого текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_polishchuk_o.k.docx797.83 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_master-klass_polishchuk.ppt1.82 МБ

Предварительный просмотр:

Полищук Ольга Константиновна,

учитель начальных классов

МБОУ «Баскаковская средняя школа»,

Смоленская область, Гагаринский район

Мастер-класс из опыта работы по теме: «Формирование читательских компетенций младших школьников приемами смыслового чтения на уроках литературного чтения и занятиях внеурочной деятельностью».

Тема: Формирование читательских компетенций младшего школьника системой приемов смыслового чтения на уроках литературного чтения и занятиях внеурочной деятельность.

Название мастер класса: Скажи мне так, чтоб я увидел.

Актуальность: Младший школьник часто  испытывает трудности при понимании литературных текстов, их содержания. Ему трудно выделить главную информацию, осознать, что хотел сказать ему автор, а затем использовать полученную информацию в жизни. Одним из самых сложных заданий в школе является разучивание стихотворений. А ведь данная деятельность развивают память, что необходимо для быстрого запоминания различной информации из школьной программы. Но легко запомнить стихотворение можно только при условии, что понял его смысл. Заучивание без понимания смысла – не приводит к развитию мышления. Поэтому при изучении стихотворений я использую приёмы смыслового чтения. Они ускорят запоминание литературного либо другого текста.

Цель: передача опыта по формированию читательских компетенций младшего школьника приемами смыслового чтения на основе басни Ивана Андреевича Крылова «Лебедь, рак и щука».

Задачи:

- обеспечить развитие умений педагогов использования приемов смыслового чтения, направленные на формирование у обучающихся читательских компетенций.

- создать условия для повышения уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса, способствующие эффективности педагогической деятельности по развитию умений направленных на понимание текстов и легкого их запоминания в процессе педагогической деятельности.

- содействовать формированию индивидуального стиля личности педагога в свете требований федеральных государственных образовательных стандартов.

Ожидаемый результат:

- развитие умений у педагогов использования приемов смыслового чтения, направленные на формирование у обучающихся читательских компетенций.

- повышение уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса, способствующие эффективности педагогической деятельности по развитию умений направленных на понимание текстов и легкого их запоминания в процессе педагогической деятельности.

- продуктивный обмен опытом по вопросу формирования читательских компетенций приемами смыслового чтения на основе представленного опыта.

Состав участников:конкурсанты муниципального этапа конкурса «Учитель года 2021», его жюри.

Методы и приемы:беседа, объяснение, анализ литературного текста, приемы смыслового чтения, игровые.

Оборудование:презентация, дидактический материал для мастер-класса, магниты, маркер, магнитная доска, листы бумаги.

Место проведения:конкурс «Учитель года 2021», Смоленский ГАУ ДПО СОИРО.

Ход мастер- класса:

Этапы работы мастер-класса

Содержание этапа

Деятельность участников

Этап погружения.

Постановка целей и задач (дидактической общей цели, триединой цели: образовательной, развивающей и воспитательной).

Здравствуйте уважаемые жюри. Хочу представить вам «Мастер-класс» по теме: «Скажи мне так, чтоб я увидел».

- У нас у всех есть дети, внуки. И я вам предлагаю  посмотреть видеофрагмент и подумать с какой целью я его вам показала.

  1. Просмотр юмористического видеоролика,  о том, как ребенок учит стихотворение наизусть.
  2. Беседа.

- О чем этот видеоролик?

- С какой целью я вам его показала?

- Как вы думаете, почему  простое задание выучить стихотворение вызывает такие сложности у маленького ребенка?

3. Теоретическая часть подготовки к восприятию мастер-класса, объяснение:

Действительно, из опыта моей работы, могу сказать, что младший школьник испытывает трудности при понимании содержания литературных текстов. Не понимая содержания, он не может быстро выучить текст наизусть. Поэтому составляющей частью моей методической системы являются приемы обучения смысловому чтению, которые развивают память и способтвуют быстрому запоминанию различной информации.

- Сейчас я познакомлю вас с несколькими такими приемами обучения смысловому чтению.

Встраиваются в диалог, проявляют активную позицию, тем самым помогая мастеру в организации занятия.

Практический этап освоения приемами смыслового чтения.

Содержание мастер-класса, его основная часть: план действий, включающий поэтапно реализацию темы и практическое освоение материалом.

I. Теоретическая часть. Объяснение.

Работа с литературным произведением очень сложный процесс. Многим кажется, что урок литературного чтения включает в себя всего две задачи – чтение текста и его обсуждение.

На самом деле анализ литературного текста – сложный процесс по его интерпретации, который включает в себя большое количество видов работ. Существует три этапа работы с текстом - дотекстовый, текстовый и псолетекстовый.  Для каждого этапа работы с текстом я приготовила по приему смыслового чтения, целью которых будет раскрытие ценностно-смыслового содержания произведения, определения темы и главной мысли, легкого восприятия и запоминания главной информации.

II Практическая часть.  Передача основных элементов профессионального опыта.

1. Игра «Где логика»

Слайд 1:

C:\Users\USER\Desktop\91563.jpgC:\Users\USER\Desktop\original_109acdddb4ca0996ffd129e8419c30f0.jpgC:\Users\USER\Desktop\3725.jpg

Товарищи                                   ВОЗ                            Лебедь рвется в облака

- Практическое применение приемов смыслового чтения будет продемонстрировано на литературном произведении …?

2.Работа с биографией автора. Смысловой прием «Опорные слова».

Слайд 2: портрет Крылова

- Пирамида среднего процента удержания полученной информации учениками показывает, что чтение текста помогает усвоить всего 10% информации, его обсуждение – 50% и 90% дает практическое освоение материала.

C:\Users\USER\Desktop\img1.jpg

- Знаете, что младшие школьники на уроках литературы и литературного чтения запоминают хуже всего? (Биографии авторов)

- Все знают, кто такой Иван Андреевич Крылов, но давайте будем честными сами с собой в том, что много фактов из его биографии не назовем.

Слайд 3:

Сейчас я покажу прием моментального запоминания биографии автора, а конкретно Ивана Андреевича Крылова, приемом смыслового чтения «Опорные слова».

Биография:

Писатель родился в 1749 году в городе Москва. Его отец, Андрей Прохорович Крылов, не получал образования, однако был грамотным человеком, любил чтение, и мечтал выучить сына. Поэтому еще в детстве он отправляет Ивана учиться, однако финансовое благополучие его семьи не позволяет им долго оставаться в Москве, и семья переезжает в Тверь, где отец получает новую должность. Андрей Прохорович умирает в 1778 году, а семейство начинает бедствовать. Так, Иван Андреевич Крылов не заканчивает учебы, но при этом на своем жизненном пути он пробует множество профессий, которым обучается самостоятельно. А в конце жизни он даже становится Академиком.

Иван Андреевич Крылов известен как автор 236 басен. Он был публицистом и издателем журналов «Почта духов», «Зритель», «Меркурий». Талантливый переводчик.  

Слайд 4:

Появляются опорные слова во время рассказа текста:

1769

Москва

Тверь

Должность

Бедствовала

Много профессий

Академик

236

Журналы

- Посмотрите, что вы видите на слайде? (ключевые слова из биографии Крылова)

- Опираясь на них, повторите все вышесказанное мной.

- Прием используется на дотекстовом этапе работы с текстом, для лучшего усвоения биографии автора.

3. Прием «Смысловые вопросы». (Используется на текстовом этапе урока).

- Как легко определить тему произведения?

- А если заголовок не дает полной картины, тогда можно использовать прием «Смысловые вопросы».

Перед вами таблица. В верхней строке в ней можно легко изменить содержание. Но для данной басни я оставила всего два. Ответьте на них, выделив ключевые слова из общего текста произведения.

Слайд 5:

Кто?

Что делал?

Слайд 6:

Кто?

Что делал?

Лебедь, рак и щука

тащили воз

Прочитайте, что у вас получилось? Итак, вы определили тему текста.

4.Прием смыслового чтения«верно или не верно»

- Как вы думаете, зачем лебедь, рак и щука тащили воз?

- Для этого нам необходимо раскрыть скрытый смысл текста, понять его аллегорию. Леонид Владимирович Занков рекомендует начинать изучение басни с ее морали.

Слайд 7:

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука.

- Кем же были лебедь, рак и щука по авторской задумке Крылова?

- Чем являлся воз?

- Смогли ли главные действующие лица басни выполнить общее дело? А почему они этого не сделали, мы ответим на вопрос при помощи приема смыслового чтения «Верно или не верно». Для этого необходимо  дать ответы на вопросы левого столбика - в правом только опровергая или соглашаясь с представленными утверждениями. Материалы у вас на столе.

Верно или неверно:

Ответ

Верно ли, что воз в басне Крылова – это общее дело?

Верно ли, что Лебедь, Рак и Щука являются товарищами по авторской задумке?

Верно ли, что слова друг и товарищ имеют разное лексическое значение?

Верно ли, что персонажи басни представители разных стихий обитания (по замыслу автора)?

Верно ли то, что Лебедь, Рак и Щука  разные по натуре и жизненным ценностям?

Участники выполняют задания в соответствии с обозначенной задачей, практически осваивают материал мастер-класса.

Этап реализации поставленной цели мастер-класса.
Анализ ситуации по критериям:

- овладение общеинтеллектуальными способами деятельности;

- развитие коммуникативной культуры.

- Вы дали на все вопросы ответ «верно». Так почему же товарищи – персонажи басни не смогли сдвинуть воз с места?

5. Прием «Составление картинного плана».

- Как вы думаете, почему в самом начале мастер-класса я показала видеоролик, где ребенок не может выучить стихотворение, а для мастер-класса выбрала басню?

- Сейчас я научу вас приему быстрого запоминания текста, на основе составления картинного плана. Мы не будем учить всю басню, а только ее отрывок. Готовы?

Однажды Лебедь, Рак да Щука

Везти с поклажей воз взялись

И вместе трое все в него впряглись;

Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!

Поклажа бы для них казалась и легка:

Да Лебедь рвется в облака,

Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

(В процессе чтение текста происходит рисование и разучивание отрывка басни; можно показать заготовленные заранее изображения).

6. Рассказ басни наизусть, без опоры на ее текст.

Выполнение поставленной цели мастер-класса, за счет овладения приемами смыслового чтения.

Этап рефлексии

Заключительное слово.

Прием смыслового чтения «Понял, принял, применил»

Понял

Принял

Применил

- Перед вами  прием смыслового чтения «Понял, принял, применил».  Он представлен в виде таблицы. Я использую его на послетекстовом этапе работы с текстом. Но сегодня воспользуюсь им для заключительного этапа моего мастер-класса.

 – Постарайтесь за пару минут ответить на вопросы: что я понял? Какой прием принял и могу применить в своей работе? На каких еще уроках, кроме литературного чтения можно применять приемы смыслового чтения, с которыми вы познакомились на мастер-классе. (Выслушать выступающих)

Заключительное слово: Говорите ученикам материал так, чтобы они могли его увидеть в своем воображении. И тогда цель любого задания будет достигнута в совместной деятельности без слишком напряженных усилий со стороны первых, а результатами деятельности будут довольны все.

Используемые источники:

Литература:

1. Сметанникова Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению. – М.: Школьная библиотека, 2005. 

2. Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. – М.:Баласс, 2013.

Интернет-источники:

  1. chitatelskij-dnevnik.ru
  2. https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0ca9/0001e168-6e7a119e/img1.jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс по теме: «Скажи мне так, чтоб я увидел» Полищук Ольга Константиновна, учитель начальных классов МБОУ «Баскаковская средняя школа», Смоленская область, Гагаринский район

Слайд 2

Мастер-класс из опыта работы по теме: «Формирование читательской компетенции младшего школьника приемами обучения смысловому чтению на уроках и занятиях внеурочной деятельностью».

Слайд 3

Цель: передача опыта по формированию читательской компетенции младшего школьника приемами обучения смысловому чтению на основе работы с литературным произведением. Задачи: - создать условия для повышения уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса, способствующие эффективности педагогической деятельности по развитию умений направленных на понимание текстов и легкого их запоминания в процессе педагогической деятельности. - содействовать формированию индивидуального стиля личности педагога в свете требований федеральных государственных образовательных стандартов.

Слайд 5

Игра «Где логика»

Слайд 6

Иван Андреевич Крылов басня «Лебедь, рак и щука»

Слайд 8

И.А. Крылов

Слайд 9

Опорные слова 1769 Москва Тверь должность бедствовала много профессий Академик 236 журналы

Слайд 10

Басня «Лебедь, Рак и Щука»

Слайд 11

Смысловые вопросы

Слайд 12

Мораль басни Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только мука.

Слайд 13

Верно или неверно?

Слайд 14

Однажды Лебедь, Рак да Щука Везти с поклажей воз взялись И вместе трое все в него впряглись; Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу! Поклажа бы для них казалась и легка: Да Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду .

Слайд 16

Прием смыслового чтения «Понял, принял, применил»

Слайд 17

Скажи мне так, чтоб я … увидел . Аристотель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа по пятой Заповеди Божией: «Почитай отца своего и матерь свою, чтобы тебе хорошо было и чтобы ты долго прожил на земле».

Цели урока: формирование жизненно-ценностных ориентиров, основ духовно-нравственной культуры.Задачи урока:Формирование понятия «семья», «дружная семья», определение роли матери и отца в воспитании дет...

"Увидел грача- весну встречай1"

Итог урока- выставка работ.Дети рисовали на листах А3 гуашью кистью- щетиной № 14. Сначала ученики изобразили "весеннюю землю" с проталинами и разноцветным тающим снегом. Затем крупными мазкоми изобра...

Классный час. "Чтобы помнили. Чтобы знали" 2 класс.

Миссия новой системы образования четко соотносится и с важнейшими социальными эффектами системы образования – это обеспечение социальной и духовной консолидации нации, конкурентоспособности и безопасн...

Литературное чтение "Что поэт увидел глазами – а что сердцем?"

Урок литературного чтения.  Стихотворение латышского поэта Ояра Оттовича Вациетиса.Использованы технологии:- информационно-коммуникативные- личностно-ориентированные- развивающие ( технологии Г.Г...

"Однажды я увидела икону..."

Литературно-исследовательская работа....

проект «Уголок земли, где ты увидел мир»

Малая родина, родной край, родной город играют значительную роль в жизни каждого человека, но мало говорить о любви к родному городу, надо знать его прошлое и настоящее. Уголок земли, где мы увидели м...

Кроссворд по литературному чтению В. Бианки «Что увидел жаворонок , когда вернулся на родину»

Кроссворд по  литературному чтению 2 кл. В. Бианки«Что увидел жаворонок , когда вернулся на родину» 2 класс УМК Школа 21 века...