Представление педагогического опыта "Урок в СДП"
презентация к уроку (1, 2, 3, 4 класс)

Сиротинская Галина Геннадьевна

Представление педагогического опыта "Урок в системно-деятельностном подходе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок в СДП477.74 КБ
Microsoft Office document icon Выступление25 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Департамент образования города Москвы Северное Окружное Управление Образования Частное учреждение средняя общеобразовательная школа «Первая Школа»

Слайд 2

« Системно-деятельностный подход как средство.....» Сиротинская Г.Г. учитель начальных классов

Слайд 3

Цель: передача опыта по применению системно-деятельностного подхода на уроках Цель

Слайд 4

А вы знаки вопроса

Слайд 5

1) Рассмотреть теоретически и практически содержание системно-деятельностного подхода. 2) Познакомить коллег с технологиями, методическими приемами осуществления системно-деятельностного подхода. 3) Способствовать формированию мотивации педагогов на использование данного подхода в своей работе. Задачи

Слайд 6

Что же такое системно-деятельностный подход обучения? • Система - множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство. • Деятельность - человеческая форма активного отношения к окружающему миру. • Подход - совокупность приёмов и способов в воздействии на кого (что) либо или в изучении чего-либо для получения определенного результата

Слайд 7

Что же такое системно-деятельностный подход обучения? Подход в обучении, при котором ребенок сам добывает знания в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется системно – деятельностным .

Слайд 8

Элементы сравнения Традиционный урок Урок в режиме деятельностного подхода Формулирование темы урока Учитель сообщает учащимся Формулируют сами учащиеся Постановка целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания Планирование Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование учащимися способов достижения намеченной цели Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальная форма организации деятельности ) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяются групповая и индивидуальная форма организации деятельности) Особенности урока в рамках системно-деятельностного подхода

Слайд 9

Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля по предложенному талону) Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно Оценивание Учитель оценивает работу на уроке Учащиеся участвуют в оценке деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) Итог урока Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили Проводится рефлексия Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей Элементы сравнения Традиционный урок Урок в режиме деятельностного подхода

Слайд 10

Характерная черта технологии способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом Зачем нужно учиться? Как правильно учиться самому? Чему нужно учиться?

Слайд 11

Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода уроки «открытия» нового знания уроки рефлексии уроки общеметодологической направленности уроки развивающего контроля

Слайд 12

Структура урока в технологии системно-деятельностного подхода

Слайд 13

Технология деятельностного подхода включает в себя следующую последовательность деятельных шагов: 1. Самоопределение к деятельности 2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. 3. Постановка учебной задачи 4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми новых знаний). 5. Первичное закрепление.

Слайд 14

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 7. Включение в систему знаний и повторение . 8 . Рефлексия деятельности (итог урока) .

Слайд 15

Этап 1 МОТИВАЦИИ Приёмы "Побуждение" "Психологический тренинг" "Фантастическая добавка" "Удивляй" "Привлекательная цель" "Отсроченная отгадка" "Проблемная ситуация" "Театрализация" "Рифмованное начало уроков" "Эпиграф к уроку" "Оратор" "Фантазёр" "Индуктор" "Ассоциативный ряд"

Слайд 16

Этап 2 АКТУАЛИЗАЦИИ и ПРОБНОГО УЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ Приёмы "Столкновение противоречий" "Вопросы, требующие установления сходства и различия." "Вопросы по установлению причинно–следственных связей." "Вопрос к тексту" "Лови ошибку" "Мозговой штурм" "Почини цепочку" " Да-нетка " "Пресс - конференция" "Просмотр видеофрагментов по изучаемым темам" "Сравнение" "Проведи исследование" "Раздели на группы" "Дай информацию" "Слепой текст" "Придумай название" "Игры в случайность" "Идеал"

Слайд 17

Этап 3. ВЫЯВЛЕНИЯ МЕСТА И ПРИЧИНЫ ЗАТРУДНЕНИЯ Приёмы "Составление алгоритма" "Слепая таблица" "Птичий базар" "Цепочка" "Расшифруй!" "Кластер" "Починить цепочку"

Слайд 18

Этап 4. ПОСТРОЕНИЯ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ Приёмы "Яркое пятно" "Разрешение парадоксов" "Помощники" "Тема в виде проблемного вопроса" "Отгадай ребус, загадку, шараду…" "Проблемная ситуация" "Подводящий диалог " "Работа над понятием" "Группировка"

Слайд 19

Этап 5. РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТРОЕННОГО ПРОЕКТА Приёмы "Мини – рассказ " "Упрости! " "Создай коллекцию " "Проблемный поиск " "Пары сменного состава " "Послушать – сговориться – обсудить " "Облака мыслей " "Ромб ассоциаций "

Слайд 20

Этап 6. ПЕРВИЧНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ С ПРОГОВАРИВАНИЕМ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ Приёмы "Составь меню" "Аукцион" "Феномен" "Чего больше?" "Реклама" "Учимся сообща" "Я беру тебя с собой"

Слайд 21

Этап 7. САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С САМОПРОВЕРКОЙ ПО ЭТАЛОНУ Приёмы " Фактологический диктант" "Цифровой диктант" "Буквенный диктант" "Тренировочная к/ р " " Блиц-контрольная " "Творческий тест" "Соответствие фактов и понятий" "Рядом с художником"

Слайд 22

Этап 8. ВКЛЮЧЕНИЯ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ И ПОВТОРЕНИЯ Приёмы "Создай презентацию" "Своя опора" "Повторяем с контролем" "Приведи примеры" "Составление текста" "Починить цепочку" "Раздели на группы" "Уравнение" "Дай информацию" "Восстанови текст" "Назвать, одним слово" "Кроссворд" "Немая схема" "«Магический» квадрат" "Составь"

Слайд 23

Этап 9. РЕФЛЕКСИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Приёмы "Опрос – итог " "Пантомима " "Азбука " "Анкета " "Цветные поля" "Увеличение – уменьшение " " Синквейн " "Толстый и тонкий вопрос " "Телеграмма" "Шкатулка"

Слайд 24

Этапы урока «открытия» новых знаний Мотивация к учебной деятельности (1-2 мин) Цель этапа : включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне. - Что значит уметь учиться - Хочу, могу, надо «ХОЧУ» + «МОГУ»

Слайд 25

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие (4-5 мин) Цель этапа: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия. - Актуализация необходимых ЗУН - Обобщение ЗУН - Пробное учебное действие - Фиксация затруднения АКТУАЛИЗАЦИЯ + ЗАТРУДНЕНИЕ В ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Слайд 26

3. Выявление места и причины затруднения (2-3 мин) Цель этапа: выявить место и причины затруднений - Что я делал, какие знания применял - Где возникло затруднение (место) - Почему оно возникло (причина) Затруднение – Причина – Цель ГДЕ И ПОЧЕМУ? ЧТО СДЕЛАТЬ? ЦЕЛЬ УРОКА. ТЕМА УРОКА.

Слайд 27

4.Построение проекта выхода из затруднения (10-11 мин) Цель этапа: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её реализации. - Какое знание строю, чему учусь ( цель) -Как строю и с помощью чего (выбор способа и средств) План построения нового знания КАК?

Слайд 28

5. Реализация построенного проекта 6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи (10-11 мин) Цель этапа: построение и фиксация нового знания; применение нового знания в типовых заданиях. - Реализация построенного проекта - Фиксация нового знания в речи и знаково (эталон) Решение задачи, вызвавшей затруднение Решение типовых заданий на новое знание - Проговаривание во внешней речи (всеми учащимися) КОММЕНТИРОВАНИЕ , ПРОГОВАРИВАНИЕ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ

Слайд 29

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (4-5 мин) Цель этапа: самопроверка умений применять новое знание в типовых условия - Выполнение самостоятельной работы - Самопроверка (по эталону) - Коррекция ошибок - Создание ситуации успеха У МЕНЯ ПОЛУЧИЛОСЬ! Я ОШИБСЯ, НО НАШЕЛ ПРИЧИНУ И ИСПРАВИЛ ОШИБКУ

Слайд 30

8. Включение в систему знаний и повторение (4-5 мин) Цель этапа: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. - Границы применимости нового знания - Задания, в которых новое знание связывается с ранее изученными - Задания на повторение Задания на пропедевтику изучения последующих тем ДОВЕДЕНИЕ ДО УРОВНЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО НАВЫКА РАНЕЕ СФОРМИРОВАННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

Слайд 31

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (2-3 мин) Цель этапа: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания. - Фиксация нового содержания - Рефлексия учебной деятельности - Самооценка деятельности на уроке Домашнее задание ЧТО НОВОГО УЗНАЛИ? КАКИМ СПОСОБОМ? ГДЕ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ? КАКОВЫ РЕЗУЛЬТАТЫ(КЛАССА, МОИ)? ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ ЕЩЕ?

Слайд 32

Рефлексия 1) Ответы на вопросы • Какую цель урока ставили? • Удалось решить поставленную задачу? • Где можно применить новые знания?

Слайд 33

Рефлексия 2) Методика незаконченного предложения. 1 - Самое интересное на уроке было ………………… 2 - Мне понравилось ………………………………….…. 3 - Сегодня на уроке я так и не понял ……..…………. 4 - Меня заинтересовало ……………………................ 5 - Хотел бы узнать подробнее о ……………………… 6 - Мне не понравилось ……………….……………… … 7 - Я считаю, что сегодня мы ……………..…………… .

Слайд 34

Рефлексия 3) Позициональная дискуссия. - Работа на уроке была плодотворной, потому что …………………………………. - Я согласен с тем, что мы хорошо поработали, так как …… … ……………….

Слайд 35

Рефлексия 4) Памятка для учащихся «Рефлексия урока» Наш урок подошёл к концу, и Я хочу сказать ... - Мне больше всего удалось ... - За что я могу себя похвалить? - За что я могу похвалить одноклассников? - Что приобрёл? - Что меня удивило? - Для меня было открытием то, что ... - Что, на мой взгляд, не удалось? Почему? Что учесть на будущее?

Слайд 36

Рефлексия 5) Схема самооценка обучающегося в конце урока. . 1.На уроке я работал активно / пассивно 2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен 3. Урок для меня показался коротким / длинным 4. За урок я не устал / устал 5. Мое настроение стало лучше / стало хуже 6. Материал урока мне был понятен / не понятен

Слайд 37

Рефлексия 6) Интерактивный приём ПОПС-формула Учащимся предлагается написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС – формулы : П – позиция О – объяснение (или обоснование) П – пример С – следствие (или суждение) Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов: «Я считаю, что…». Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов: «Потому что …». Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов: «Я могу это доказать это на примере …». И, наконец, четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов: «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».

Слайд 39

1 этап. Самоопределение к деятельности (организационный момент) Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. «Хочу, потому что могу» Выпиши глаголы с ударными личными окончаниями и определи спряжение. Поют (1 ), пьёт (1), пищит (1), трещат (1), свистят (2), говорим (2), едите (2), льют (1), идёт (1), бьёте (1), шьёшь (1). Вывод:

Слайд 40

2 этап. Актуализация знаний. Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» и возникновение проблемной ситуации. Сам не ед__, не идёт, Не захоч_шь – упадёт. Если ноги пуст_шь в ход, Он помчит тебя вперёд.

Слайд 41

3 этап. Постановка учебной задачи. Цель: обсуждение затруднений, проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить или в виде темы урока. Почему возникли затруднения? Чего мы ещё не знаем?

Слайд 42

Правописание безударных личных окончаний глаголов. Алгоритм 1. 2. 3. Ставлю ударение и определяю какое окончание – ударное или безударное. Если ударное – пишу … Если безударное, то…..

Слайд 43

4 этап. Открытие нового знания ( построение выхода из затруднения) Попробуйте на слух определить безударное окончание у следующих глаголов. Мы принос_м, они принос_т.

Слайд 44

Алгоритм 1. 2. 3. 4. Ставлю ударение и определяю какое окончание – ударное или безударное. Если ударное – пишу … Если безударное, то….. Ставлю глагол в неопределённую форму

Слайд 45

Поставь глаголы в неопределённую форму и выдели суффиксы неопределённой формы. Подчеркни букву гласного перед -ть Строят Владеет Летаете Влияют Колете Приносим Строить Владеть Летать Влиять Колоть Приносить

Слайд 46

Алгоритм 1. \ 2. 3. 4. 5. Ставлю ударение и определяю какое окончание – ударное или безударное. Если ударное – пишу … Если безударное, то….. Ставлю глагол в неопределённую форму Смотрю какой суффикс перед –ть.

Слайд 47

Если – и -, то это глагол … спряжения, пишу в окончаниях букву …. ( -..т, - …т) Если не - и -, то это глагол …. Спряжения, пишу в окончаниях букву…. ( -..т, - …т) Обозначаю орфограмму

Слайд 48

5 этап. Включение нового знания в систему знаний и повторение. Цель: проговаривание нового знания (каждый для себя должен сделать вывод, что он уже умеет) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (Упражнение № 257. Используя алгоритм определи, какие буквы надо писать в окончаниях глаголов.) 2. Задание по карточкам с взаимопроверкой. (- Выбери из набора заданий только те, которые содержат новый алгоритм)

Слайд 49

3. Фронтальная работа. Сам не ед__, не идёт, Не захоч_шь – упадёт. Если ноги пуст_шь в ход, Он помчит тебя вперёд.

Слайд 50

6 этап. Рефлексия деятельности (итог урока) Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов. Какую задачу ставили? Удалось решить поставленную задачу? Каким способом? Какие получили результаты? Тебе понятно для чего нужно уметь определятьспряжение глаголов с безударными личными окончаниями? Где можно применить новые знания? …………

Слайд 51

Рефлексия мастер-класса. - Моя цель прихода на мастер-класс… - Я взяла полезного для себя ……….. - Мне хочется отметить……… - Я считаю, что нам удалось……… -В ходе сегодняшнего занятия мне показалось важным……. нужным……. интересным…….

Слайд 52

Обведите свою левую руку. Каждый палец- это ваша позиция, по которой надо высказать мнение. Большой палец- для меня было важным и интересным… Указательный- по этому … вопросу получил конкретную информацию. Средний- мне было трудно… Безымянный- моя оценка психологической атмосферы.. Мизинец- мне было недостаточно…

Слайд 53

Желаю успеха в преподавании!



Предварительный просмотр:

Мастер – класс

« Системно-деятельностный подход как средство.....»

Слайд 1. Здравствуйте, уважаемые коллеги. Тема, затрагиваемая сегодня, неслучайна. Как  известно, задача школы на современном этапе - не дать объем знаний, а научить учиться.

Хочу начать с притчи: Однажды бедняк попросил у мудреца несколько монет, чтобы накормить свою семью. Мудрец молча пошёл в свою хижину и вынес... удочку. Бедняк удивился и огорчился такому подарку. Тогда мудрец сказал: « Дай я тебе монеты, ты накормил бы семью сегодня, а я дал тебе возможность быть сытым каждый день».

Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня ?  

Определим тему мастер-класса. Слайд 2.

Итак, тема нашего мастер-класса -«Системно-деятельностный подход как средство...». Попробуйте продолжить эту фразу. Вот видите у каждого из вас своё видение данной темы.

Как вы считаете, с какой целью я сегодня стою перед вами Слайд 3, А вы? Слайд 4

А сейчас попробуем сформулировать задачи  мастер-класса Для чего нам нужна эта тема? Каким образом я буду добиваться своей цели?  Слайд 5

 Естественно, возникает вопрос: что такое системно-деятельностный подход? Слайд 6

 Назовите три слова входящие в состав этого понятия. Система – деятельность – подход

  Система - множество элементов, находящихся в отношениях и   связях друг с другом, которое образует     определённую целостность, единство.

Деятельность - человеческая форма активного отношения к  окружающему миру.

Подход  - совокупность приёмов и  способов в воздействии на кого (что) либо или в изучении чего-либо для  получения определенного результата

Слайд 7 Подход в обучении, при котором ребенок сам добывает  знания в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется      

системно – деятельностным.

Слайд 8,9 Все этапы формируют учащиеся

Слайд 10 Характерная черта технологии

Слайд 11Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода
Слайд 12 - 14 Структура урока  в технологии системно-деятельностного подхода

Слайд 15- 23 приёмы, которые можно использовать   на каждом этапе урока

Слайд 24-37 цели каждого этапа урока

Смотри анализ урока русского языка

Итак, к учебной проблеме можно идти через проблемную ситуацию. Но ее надо еще придумать. А если не думается? Тогда подведем к теме урока от пройденного материала. А если начинаем сегодня совершенно новый раздел? Что остается учителю: сообщить тему в готовом виде? Многие так и делают. Однако не секрет, что торжественно объявляемая новая тема чаще всего не интересна ученикам и получается скучный традиционный урок.

Где же выход? Можно ли вообще увлечь ребят заранее сформулированной и, по сути дела, навязываемой темой урока? Оказывается, да. И для этого существуют специальные приемы, условно называемые «яркое пятно» и «актуальность».

В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, словом, любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников, но все-таки связанный с темой урока. Второй приём актуальность состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого

Слайд 51 А сейчас я попрошу оценить значимость этого мастер-класса непосредственно для вас.

- Моя цель прихода на мастер-класс…

- Я взяла полезного для себя ………..

- Мне хочется отметить………

- Я считаю, что нам удалось………

-В ходе сегодняшнего занятия мне показалось важным…….

 нужным…….

  интересным…….

Свое выступление мне хочется закончить притчей.

Жил – был мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает далеко не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу».  Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

Все в наших руках, уважаемые коллеги. Мы в пути, приглашаем и вас присоединиться к нам и вместе с нами осваивать специфику уроков разной целевой направленности в технологии деятельностного метода.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление педагогического опыта на тему: "Задачи на встречное и противоположное движение".

Представление педагогического опыта на тему: "Задачи на встречное и противоположное движение"...

Представление педагогического опыта

Данный материал поможет в работе учителю над проектной и исследовательской деятельностью....

Выступление на педагогичеком совете «Сказкотерапия (метод в теории и на практике)» (представление педагогического опыта)

В материале представлен опыт по работе со сказкой. В сказкотерапии важен процесс подбора для каждого человека своей, особенной сказки, которая поможет проявиться потенциальным частям его личности, чем...

Представление педагогического опыта

Создание воспитательной среды для формирования личности младшего школьника....

Представление педагогического опыта по теме: "Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка как фактор повышения качества образования".

В течении ряда лет среди учителей начальных классов все большее признание получает система обучения русскому языку Г.А.Бакулиной. Она направлена на повышение  качества устной и письменной речи де...

Публичное представление педагогического опыта

Публичное представление педагогического опыта...

Публичное представление педагогического опыта педагогического работника

Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут.Аристипп...