Информационно-коммуникационные технологии в дополнительном образовании детей
учебно-методический материал

Информационно-коммуникационные технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ikt.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

                        

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества»

Информационно-коммуникационные

 технологии

 в дополнительном образовании детей

                                

        

Составитель: педагог-организатор МУ ЦДТ г. Дмитрова

Румянцева Светлана Ивановна

В наши дни тема информационных технологий в образовании,  в том числе и в дополнительном,  является одной из самых актуальных.

Одним из самых доступных средств в данном случае является использование компьютерной техники и ресурсов информационно-коммуникационной сети Интернет. Средства информационных и компьютерных технологий позволяют автоматизировать, а тем самым упростить ту сложную процедуру, которую используют педагоги дополнительного образования и методисты  при создании методических пособий. Тем самым, представление различного рода электронных учебников, методических пособий на компьютере имеет ряд важных преимуществ. Во-первых, это автоматизация, как самого процесса создания таковых, так и хранения данных в любой необходимой форме. Во-вторых, это работа с практически неограниченным объёмом данных. В-третьих, в создании таковых могут участвовать обучающиеся  объединений, приобретая для себя немало новых навыков и принося этим самым пользу не только себе, но и учреждению дополнительного образования детей.

В отечественной педагогике учение рассматривается как процесс, главными компонентами которого являются знания и действия. Под учением, как и многие основатели психологии и педагогики, Л.С. Выготский понимал приобретение знаний, умений и навыков, а под развитием - приобретение общих качеств и способностей. П.Я. Гальперин ввел теорию поэтапного формирования умственных действий. Предметом усвоения в процессе обучения при этом считается действие. Знания включаются во все компоненты действия. Детализация структуры и состава знания и действия позволяет учесть все компоненты в содержании дополнительной образовательной программы, повышая тем самым эффективность компьютерного обучения.

Основным в процессе обучения теоретики считают усвоение знаний.

Суммируя наиболее известные теории, можно выделить следующие виды (этапы) деятельности, связанные с усвоением учебной информации при компьютерном обучении.

1. Эмпирическая деятельность как этап восприятия:
- отражение фона, заполняющего поле экрана дисплея;
-  концентрация внимания и отражение отдельных единичных объектов на фоне;
- отражение выделенных единичных объектов в конкретной ситуации;
- отражение конкретной ситуации в комплексе.

2. Эвристическая деятельность по распознаванию ситуации:
- абстрагирование от конкретности, в которой представлена ситуация, создание знаковой модели;
- поиск алгоритма преобразования модели для решения поставленной задачи, привлечение имеющихся знаний.

3. Репродуктивная деятельность по преобразованию модели и получению нового знания: 
- преобразование модели по избранному алгоритму;
- интерпретация результатов преобразования, оценка адекватности полученной модели имеющимся у обучаемого знаниям;
- оценка адекватности решения поставленной задаче.

4. Практическая деятельность, связанная с отработкой навыка:
- закрепление умения в подобных ситуациях;
- формирование умения в необычных ситуациях;
- формирование ассоциативных умений в необычных ситуациях.

Последний вид (этап) практической деятельности относится к воспитанию стратега, который для решения данной конкретной задачи будет использовать весь арсенал имеющихся знаний и умений, искать похожие ситуации, т.е. ассоциации.

Все виды деятельности, независимо от конкретного содержания, включают следующие компоненты:

  • потребности и мотивы,
  • задачи,
  • действия,
  • операции.

Компонентами учебной деятельности при компьютерном обучении являются:

  • учебная задача,
  • система учебных действий,
  • моделирование содержания объектов усвоения,
  • преобразование модели,
  • действия самооценки и контроля.

Учебную задачу ставит педагог.  Поскольку компьютер не способен на эмоции, при постановке задачи, разъяснении методов ее решения и контроля путей решения обучающегося, необходимо особое внимание уделять мотивации, имея, наряду с традиционным учебным планом (или сценарием программы) мотивационный план. Тактика мотивации, состоящая в подбадривании, похвале, вызове на соревнование и т.п., увязывается с решениями, создающими условия для стимуляции учебы. При компьютерном обучении необходимо определять мотивационное состояние обучаемого, реагировать с целью мотивации на действия рассеянных, менее уверенных или недовольных обучающихся, а также поддерживать тонус уже мотивированных обучаемых.

В настоящее время уже недостаточно иметь академические знания и критичность мышления, для достижения успеха нужно ещё иметь технические навыки. Поэтому уже в раннем возрасте дети стремятся получить знания в области информационных технологий, как наиболее перспективной области деятельности человека. Как следствие, в последнее время стали очень популярными различные компьютерные курсы и образовательные информационные порталы. На сегодняшний день большинство учреждений дополнительного образования  имеют современную компьютерную технику, использование которой необходимо  не только на занятиях компьютерных творческих объединений, но и возможно их применение во всех творческих объединениях различной направленности.

Возможность применения ИКТ в воспитательно-образовательном процессе рассматривалась в статьях Малиновой Л.А, Афанасьева К.Е, Новожиловой Н.В и других авторов.

 Любой обучающийся индивидуален, и осваивает новый учебный материал по-разному. Педагогам приходится находить индивидуальный подход к каждому обучающемуся. С использованием передовых информационных технологий, сети Интернет, средств мультимедиа удовлетворить индивидуальные запросы обучающихся стало намного проще.

Возможности сети Интернет позволяют всем участникам воспитательно-образовательного процесса легко и быстро обмениваться информацией. Большую популярность в последнее время получили сетевые сообщества педагогов. Уже сейчас существует большое количество ресурсов, созданных и поддерживаемых обучающимися учреждений дополнительного образования детей, а также педагогами.

Используя информационные технологии, учреждения дополнительного образования поощряют педагогов  на проведение экспериментов, внедряя групповое преподавание, увеличивая продолжительность занятий, реализуя эмпирическое обучение и другие педагогические модели. Подобные организационные изменения помогают раскрыть творческий потенциал обучающихся.

Использование информационных технологий в учреждениях дополнительного образования детей предусматривает применение информационных технологий во всех сторонах деятельности учреждения. А именно:

  • обучение;
  • управление;
  • методическая работа педагогов и методистов.

Это означает, что компьютер должен использоваться не только как средство обучения, но также для решения учебных и производственных задач, как обучающимися, так и педагогами, методистами и администрацией учреждений дополнительного образования детей.

Благодаря интенсивному развитию сети Интернет, информация стала более доступна и намного обширнее. Интернет – это необъятное количество информации, возможность поиска и получения практически любой информации. А также возможность пользоваться электронными библиотеками, ресурсами музеев всего мира, принимать активное онлайн участие в работе семинаров и конференций и многое другое.

Рассылка или информационное обслуживание – ещё одна разновидность получения нужной вам информации с помощью электронной почты. С помощью данной услуги вы можете получать интересующую вас информацию, от вас требуется только выбрать подходящую вам тему у организации, предоставляющей данную услугу, и информация, относящаяся к ней, будет каждый день приходить в ваш электронный почтовый ящик. Темы рассылок у каждой организации могут отличаться друг от друга, это могут быть и просто рассылки обзоров, сводок, новостей, а могут быть и материалы справочного характера.

IRC (Internet Relay Chat) – это средство общения людей в реальном времени. Также как и электронные конференции, общение в IRC происходит в режиме диалога, но более оперативно, то есть в режиме реального времени. Это является важным дидактическим свойством сети Internet. Аналогом IRC в сети Internet являются веб-чаты, принцип их действия аналогичен IRC, но их используют в основном для простого общения.

Центры онлайн тестирования и сертификации – одна из самых молодых образовательных услуг в сети Интернет. С помощью данной услуги можно проходить онлайн тестирование и сертификацию с получением документов.

В последние годы большую популярность приобретают идеи дистанционного образования с использованием передовых средств информационных технологий. Особенно  актуальность данная тема приобрела в прошлом году, когда практически все сферы экономики были вынуждены работать в условиях самоизоляции по причине распространения коронавирусной инфекции. Дистанционное образование помогает решать задачи обучения и повышения квалификации людей, которые по тем или иным причинам не могут присутствовать на занятиях в учебном заведении. В связи с бурным развитием информационных технологий, технических средств и стремительным ростом объёма необходимой для успешной деятельности информации, дистанционное образование стало возможным и единственным выходом для продолжения обучения во втором полугодии 2019-2020 учебного года.

Всё же было бы не совсем правильно считать, что компьютер может заменить педагога. Компьютер в данном случае выступает как средство воспитательно-образовательного процесса. Руководить же по-прежнему должен педагог. С другой стороны при дистанционном обучении на основе Интернет технологий, возникает возможность осуществлять дифференцируемый подход к обучению, учитывать уровень знаний изучаемого материала и степень достижения промежуточных целей обучения. Так же обучающийся может усваивать учебный материал в режиме, который наиболее соответствует уровню его индивидуальной подготовки.

Использование передовых средств мультимедиа делают дистанционное образование более наглядным и понятным. Технология мультимедиа позволяет использовать текст, изображения, графики, аудио и видео, а также анимацию в интерактивном режиме.

Главная проблема дистанционного образования является её молодость, это сравнительно молодая форма образования, находящаяся в стадии становления, тем не менее, она имеет огромные перспективы. Огромной проблемой в дистанционном образовании является не передача нужной  информации обучающимся через сеть Интернет, а разработка высокопрофессиональных электронных методических пособий, которые бы позволили слушателям самостоятельно обучаться и совершенствоваться.

При разработке электронных пособий для дистанционного образования необходимо акцентировать внимание, как на их содержание, так и на интерактивные методы, позволяющие учащимся творчески обучаться самостоятельно.

Средства информационных технологий позволяют более наглядно представлять дидактический материал  в творческих объединениях. Компьютер предоставляет дополнительные средства (использование гипертекста, качественной графики и анимации), использование которых в будущем может вывести процесс обучения на совершенно новый уровень. Электронные учебники являются одним из таких средств. Всё чаще в сети Интернет можно встретить электронные варианты учебников и статей.

При создании электронного учебника нужно придерживаться основных принципов:

  • свобода перемещения по тексту;
  • использование перекрёстных ссылок;
  • возможность поиска информации;
  • структурированность информации.

Также электронный учебник должен содержать в себе:

  • информацию для введения в курс изучаемой программы;
  • упражнения, для закрепления знаний;
  • тесты, для объективной проверки знаний.

Несомненно, обычный учебник ещё долго останется основным средством обучения. Так как по сравнению с электронным учебником, бумажный вариант удобнее читать и изучать. Электронный учебник должен отличаться от печатного издания, прежде всего интерактивностью и наглядностью, а также иметь функцию, которая поможет обучающимся обучаться в режиме самообразования. Он должен быть составлен таким образом, чтобы обучающиеся могли самостоятельно учиться по нему и в домашних условиях. Единственным существенным минусом электронных изданий являются требования к безопасности, так как обучение происходит в постоянном контакте с экраном монитора компьютера, что негативно сказывается на состоянии глаз обучаемых.

Хороший электронный учебник должен быть мощным мультимедийным средством обучения, текст должен подкрепляться наглядными примерами, иллюстрациями, а также видео- и аудио- сопровождением. Конец каждого определённого этапа обучения должен подкрепляться практическими заданиями и тестовыми упражнениями.

Электронный учебник также должен иметь возможность работать и в режиме методического и в режиме справочного пособия. Вышеуказанные возможности должны обеспечить электронному учебнику простоту и удобство в работе, понизить утомляемость, повысить эффективность процесса.

Современному обществу требуется не только информационно грамотный человек, но и творчески самостоятельная личность. Поэтому необходимо развивать самостоятельность и творческие способности обучающихся. Данную задачу можно реализовать средствами информационных технологий, вовлекая обучающихся в создание электронных учебников для образовательного учреждения.

Разработка электронного учебника для учреждения дополнительного образования обучающимися предполагает тесное общение с педагогом того творческого объединения, для которого собственно и создаётся учебник. То есть обучающиеся совместно с педагогом дополнительного образования должны для начала подготовить материал для будущего электронного учебника, разбить материал на темы, создать структуру учебника, подготовить иллюстрации и пр. Такая совместная работа педагога и обучающихся позволяет им взглянуть на процесс обучения с другой стороны, то есть в данном случае педагог является соучастником данного проекта, и общение между ними происходит в форме сотрудничества.

Такая работа с обучающимися выполняет несколько дидактических функций:

  • развитие творческих способностей обучающихся;
  • повышение интереса к обучению;
  • развитие самостоятельности;
  • развитие ответственности и целеустремлённости;
  • расширение дидактической среды;
  • повышение информационной культуры и грамотности обучающихся.

 Наряду с открывающимися широчайшими перспективами использования в воспитательно-образовательном  процессе компьютерной техники, существуют следующие проблемы, строго очерчивающие круг применения подобных технологий:

- негативное влияние на здоровье обучающихся (при неправильном их применении);

- достаточно высокая стоимость лицензионного программного обеспечения;

- быстрое устаревание программного обеспечения и компьютеров;

- необходимость в переобучении педагогов для работы с компьютерной техникой.

Современный период развития цивилизованного общества по праву называют этапом информатизации. Характерной чертой этого периода является тот факт, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства, повышающим его эффективность и наукоёмкость, становится сбор, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на базе современных информационных технологий.

Одним из главных направлений процесса информатизации современного общества становится информатизация образования, в том числе и дополнительного,  обеспечивающая широкое внедрение в практику психолого-педагогических разработок, направленных на интенсификацию процесса обучения, реализацию идей развивающего обучения, совершенствование форм и методов организации воспитательно-образовательного процесса, обеспечивающих переход от механического усвоения фактологических знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания.

Список литературы

  1. Афанасьев К.Е. Подготовка учителей школ к использованию ИКТ на уроках// Открытое и дистанционное образование. 2004. №3. С.10-12.
  2. Калиновский И.В. Сравнительных анализ эффективности компьютерных коммуникаций в образовании: учеб.-метод. пособие/  Калиновский И.В., Мороз В.К.  М.: ИНИНФО, 2002. 164 с.
  3. Квашнин Е.Г. Формирование у педагогов компетентности в сфере информационно-коммуникационных технологий на основе построения индивидуальной образовательной траектории// Стандарты и мониторинг в образовании. 2009. №2. С.8-11.
  4. Коваленко И.А. Презент от когнитивной психологии, или Power Point в системе образования// ИКТ в образовании. 2008. №17. С.4-8.
  5. Красношлыкова О.Г. Современные подходы к развитию профессионализма педагога// Информатика и образование. 2005. №7. С. 112-113.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция начального общего образования и дополнительного образования детей.Созвездия.

В данном ресурсе представлены конспект и презентация интегрированного занятия с учетом ФГОС НОО....

Рабочая программа дополнительного образования детей "Спортивные и подвижные игры" (возраст детей: 8-10 лет)

Достоинство программы заключается в том, что она способствует физическому оздоровлению детей, профилактике простудных заболеваний, доступна для детей из семей со средним достатком, является альтернати...

"Тропинки творчества"программа дополнительного образования детей по изобразительному творчеству для детей 6-9 лет

"Тропинки творчества" программа дополнительного образования детей 6-9 лет по изобразительному творчеству.Основная особенность программы - обучение детей живописи. Программа адаптирована для занятий с ...

Музыкальный английский образовательная программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности для детей младшего школьного возраста.

Музыкальный английский образовательная программа дополнительного образования детейхудожественно-эстетической направленностидля детей младшего школьного возраста4 года обученияДополнительная образ...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ в рамках IX областного конкурса педагогического мастерства работников дополнительного образования детей «Сердце отдаю детям» Колесовой Марии Олеговны, педагога дополнительного образования в «Мастерской «Фитодизайн и бумагопласти

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ в рамках IX областного конкурса педагогического мастерства работников дополнительного образования детей «Сердце отдаю детям»Колесовой Марии Олеговны, педагога дополнительног...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"

Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...