Примеры проектов в начальной школе
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)
«Проект» - в буквальном переводе с латинского – «брошенный вперед». Метод проектов – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primery_proektov_v_nachalnoy_shkole.docx | 26.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Примеры проектов в начальной школе
март 2023
Всё начинается со школы, а в школе всё начинается с учителя. И какие бы методы, средства и формы работы с детьми не открывали, какое бы оборудование ни привозили в класс, главным, вечным и неизменным в школе остаётся учитель, наставник…
Родители доверяют учителю самое дорогое, что у них есть – своих детей. Ведь именно от учителя – первого учителя зависит, как сложится жизнь ребёнка. Поэтому учитель должен создавать такую атмосферу в классе, чтобы дети постоянно чувствовали доброту, заботу, чуткость, внимание, понимание, чтобы школа была для них убежищем от всего злого, что их окружает, чтобы они шли в школу, в свой класс с радостью.
«Каждый ребёнок, пришедший в этот мир - это явление и чудо». Эти слова замечательного педагога Ш.А.Амонашвили должны стать лейтмотивом деятельности каждого учителя.
Понятия учить и воспитывать неразрывны, так же нельзя отделить понятия «учитель» и «классный руководитель», особенно на 1 ступени обучения. Учитель учит воспитывая и организует свою воспитательную деятельность с пользой для детского сердца, души и ума.
Создание системы воспитательной работы в современной школе – это главная задача учителя-воспитателя. Так как вся воспитательная деятельность – это целостный, непрерывный и долгий процесс, в основу которого положены лучшие традиции, инновации, опыт и творчество самого учителя. Роль как классного руководителя создавать педагогическое пространство для развития личности ребёнка и для обогащения его внутреннего мира.
Поэтому организуя свою работу как классный руководитель, педагог может представить её в виде долгосрочной программы (проекта) рассчитанного на все 4 года обучения детей в начальной школе.
Создавая этот проект исходим из необходимости решить следующие проблемы: низкий уровень навыков общения у детей, связанный с их увлечением различными компьютерными устройствами, недостаточный уровень социальной адаптации, (не все дети приходят из детского сада), большая занятость родителей, низкий уровень взаимодействия детей друг с другом, неумение работать в группе, и понимания того, что никакими разовыми, даже интересными мероприятиями – решить эти проблемы не удастся.
Приблизиться к решению этих проблем можно, если спланировать свою воспитательную деятельность на длительный период, а результатом работы станут социализированные дети, занимающие активную деятельностную позицию, духовно развитые, понимающие и чувствующие окружающих.
Итак, цели и задачи:
ЦЕЛЬ:
воспитание и развитие свободной, талантливой, физически здоровой личности, обогащённой научными знаниями, готовой к сознательной трудовой деятельности и нравственному поведению.
ЗАДАЧИ:
1. на основе изучения личности учащихся создать максимальные условия для физического, интеллектуального и нравственного развития детей;
2. воспитание гражданской позиции, правовой культуры и ответственности за свои поступки;
3. воспитание у детей ценностного отношения к своему здоровью и укрепление здоровья учащихся;
4. укрепление связей с семьёй, распознание психолого-педагогических знаний среди родителей.
5. прививать любовь к природе.
6. прививать любовь к чтению, бережному отношению к школьному имуществу.
Содержательная часть проекта (направления педагогической деятельности и формы её организации)
Направления:
- воспитание гражданина и патриота России;
- формирование здорового и безопасного образа жизни;
- социально – педагогическая поддержка детей и молодёжи;
- художественно – эстетическое воспитание;
- духовно – нравственное воспитание;
- научно – познавательное воспитание;
- трудовое воспитание; экологическое воспитание;
- туристско–краеведческое воспитание
Формы организации:
- устный журнал,
- классный час,
- беседа,
- гостиная;
- диспут,
- вечер разгаданных и неразгаданных тайн;
- праздники, посиделки, народные забавы;
- КВН;
- КТД и др.
При этом педагог должен понимать, что традиционными методами организации образовательного и воспитательного процесса эта проблема решается неэффективно. Нужны приёмы и методы обучения и воспитания, адекватные вызовам времени. К числу таких относится метод проектов и наряду с традиционными ставим акцент на реализацию различного вида проектов.
Проект «Зелёная волна»
Цель – вооружить младших школьников знаниями правил дорожного движения, привить навык повседневно использовать данные знания на практике и тем самым предупредить детский травматизм на дорогах нашего города. Для занятий по данному проекту можно использовать следующие интересные формы работы.
Минутки безопасности:
Вопрос. Какая опасность возникает, когда школьник подходит к своему дому?
Ответ. Заметив свой дом, ученик захочет быстрей перейти улицу, чтобы попасть домой, и может не заметить машину, которая в этот момент едет по улице.
Тренировка на автодроме, участие в городских соревнованиях «Юный пешеход», конкурсные задания: «Письмо водителю», «Водители мы, обращаемся к ВАМ!» и др. ; просмотр фильмов и мультфильмов по данной тематике.
Проект «Одарённые дети».
Этот проект существует давно в школе.
Цель проекта – создание оптимальной системы выявления и развития способностей учащихся, реализации их творческого потенциала.
Задачи: Создание условий для проявления интеллектуально-творческих способностей обучающихся; развитие познавательной деятельности и исследовательских навыков школьников; формирование потребностей в интеллектуально-творческой деятельности. Учащиеся принимают активное участие в конкурсах, олимпиадах по различным направлениям. Результативность можно увидеть в портфолио детей и в папке учителя - участие и результаты.
Проект «Родной край»
Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению города, как окружающего ребенка микромира; создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения. Краеведческий подход в образовании и воспитании младших школьников даёт возможность гуманизировать воспитательный процесс.
Объект изучения – город, в котором мы живём: его социальная, культурная, духовная, а также природная среда.
Цель проекта - формирование элементарных знаний, направленных на осознание необходимости изучения краеведения, заботы о крае. Изучение истории города, его искусства. Вот несколько этапов, в которых принимают участие: на 1 этапе учащиеся составляют кроссворды с фамилиями известных людей своего города и области. На 2 этапе - презентация учащихся в парах «Виртуальная экскурсия по достопримечательностям города». На 3 этапе- викторина «Мой любимый город».
В рамках данного проекта можно принять участие в мероприятиях «Символы России и своего края, викторинах разных уровней (Международный, Всероссийский и другие)
Проект «Успешное чтение позволяет приобщить детей к чтению, воспитывать гражданские чувства, эффективно использовать разработанные новые игровые форматы, опирающие на читательский опыт школьников. Инновационность данного проекта состоит в том, что с одной стороны, опирается на классическую практику воспитания читателя в школе, возрождает хрестоматийные методики такого воспитания; с другой стороны, используя современные возможности в области распространения информации и учитывая новейшие требования к результатам школьного обучения, представляет эффективную и привлекательную для школьников модель популяризации чтения.
Проект имеет инвариантную и вариативную часть. Инвариантная часть реализуется как обязательная на всех ступенях обучения. Вариативная часть предоставляет возможность выбрать виды работ (проекты) с учётом интересов и запросов школьников, уровня их читательской культуры, особенностью класса и др.
Вот какими могут быть проекты инвариантной части: «Любимые страницы», «Чтение с увлечением», «Памятные даты», «Книга – юбиляр».
Проекты вариативной части.
Проект «Хорошее время читать»
Цель: повышение престижности чтения среди младших школьников
Задачи: формирование литературного вкуса; освоение навыков рефлексивного чтения (выполнение заданий по тексту); создание привлекательного имиджа читающего сверстника в глазах товарищей.
Детям предлагается список из 10 книг и перечень заданий. Участник может присоединиться в любое время. Руководитель готовит «читательский орден», который выдаёт в обмен за выполненное задание по прочитанной книге. В конце – выставка и награждение. Методическим сопровождением является «Портфель читателя», который содержит разные задания для работы с текстами прочитанных произведений: рисунок, создание кроссворда, написание отзыва или аннотации о прочитанном. За каждый вид работы участник получает жетон –«читательский орден». Заработные ордена становятся позитивным подкрепляющим стимулом, элементом соревнования. В конце проекта все участники получают поощрительные призы, а у кого наибольшее количество «орденов» - присуждается звание «самый читающий ребёнок».
Проект «По городу с книгой»
Направлен на популяризацию детского чтения, развитие познавательного интереса школьников через экскурсионную работу, связанную с «литературными объектами» своего города.
Способствует воспитанию уважительного отношения к городским достопримечательностям, формирует целостную картину культуры.
В рамках данного проекта проходят экскурсии в различные библиотеки, встречи с писателями города, просмотр спектаклей не только городских коллективов, но и театральных коллективов других городов. Посещение театров детьми и родителями.
Проект «Художественное слово»
Направлен на формирование эстетических чувств школьников, овладение навыками смыслового чтения, творческого осмысления прочитанного.
Выступление на различных конкурсах чтецов, реклама прочитанной книги, выступление по авторам – юбилярам и их произведениям среди учащихся своей параллели и других классов, участие в городских конкурсах.
Проект «Чтение и искусство»
Направлен на творческую самореализацию школьников, родителей, педагогов, способных увидеть и запечатлеть художественный образ чтения.
Участие в конкурсе рисунков по книгам-юбилярам и писателям-юбилярам, фотографий «Я - литературный герой».
Это примеры наиболее крупных проектов, но есть и краткосрочные проекты по другим направлениям.
Применение метода проектов в начальной школе на современном этапе актуально, т.к. новые учебные программы средней и старшей школы требуют от выпускников 1 ступени не только прочных знаний, но и умений организовать самостоятельную исследовательскую работу. Традиционный урок не дает таких навыков.
Организовать в начальной школе такой сложный вид работы с учащимися, как выполнение ими проектов, весьма непростая задача, требующая сил, значительного времени, энтузиазма. Каждый учитель начальной школы должен понимать, что проектная деятельность в начальной школе позволяет всесторонне развивать личность ребенка, способствует его социализации.
Список использованных источников и литературы:
- Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Основные положения.
- Голицина Н.С., Сенновская И.Б. Проектный метод. Пособие для учителя. М., 2006.
- И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская. Педагогическое проектирование. М., 2005.
- Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: Использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов Изд. 1-е/ 2-е, стереотип. – Волгоград, - В помощь администрации школы, - 2008, 91 с.
- Педагогические технологии / Под общей ред. В.С. Кукушкина. – Ростов н/Д., 2002.
- Сальникова Т.П. Педагогические технологии. Уч.пос. – М.: - 2003 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация групповой работы на уроках Окружающего мира как один из способов формирования универсальных учебных действий» ( на примере УМК «Перспективная начальная школа»
«Организация групповой работы на уроках Окружающего мира как один из способов формирования универсальных учебных действий» ( на примере УМК «Перспективная начальная школа» ...
Презентация "Требования ФГОС к написанию программы отдельного учебного предмета на примере УМК "Перспективная начальная школа"
Перечень нормативных документов, требования к написанию пояснительной записки, примет составления тематического планирования ппо предмету, характеристика УУД....
Обобщение опыта по теме: "Реализация системно-деятельностного подхода в обучении на примере урока в начальной школе".
презентация материала по обобщению опыта по теме: "Реализация системно-деятельностного подхода в обучении на примере урока в начальной школе"....
ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ПРИМЕРЕ УМК "ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА"
УМК «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА» - это принципиально новый УМК, включающий элементы компетентностного подхода. У ...
«Организация групповой работы на уроках Окружающего мира как один из способов формирования универсальных учебных действий»( на примере УМК «Перспективная начальная школа»
laquo;Организация групповой работы на урокахОкружающего мира как один из способов формирования универсальных учебных действий»( на примере УМК «Перспективная начальная школа»...
Пример мероприятия в начальной школе
В данной разработке представлен пример воспитательного мероприятия...
Мастер-класс «Создание лэпбука как пример использования метода проектов в начальной школе»
Мастер-класс "«Создание лэпбука как пример использования метода проектов в начальной школе»...