Примеры проектов в начальной школе
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)

Масс Марина Григорьевна

«Проект» - в буквальном переводе с латинского – «брошенный вперед». Метод проектов – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primery_proektov_v_nachalnoy_shkole.docx26.79 КБ

Предварительный просмотр:

Примеры проектов в начальной школе

март 2023

Всё начинается со школы, а в школе всё начинается с учителя.  И какие бы методы, средства и формы работы с детьми не открывали, какое бы оборудование ни привозили в класс, главным, вечным и неизменным в школе остаётся учитель, наставник…

Родители доверяют учителю самое дорогое, что у них есть – своих детей. Ведь именно от учителя – первого учителя зависит, как сложится жизнь ребёнка. Поэтому учитель должен создавать такую атмосферу в классе, чтобы дети постоянно чувствовали доброту, заботу, чуткость, внимание, понимание, чтобы школа была для них убежищем от всего злого, что их окружает, чтобы они шли в школу, в свой класс с радостью.

 «Каждый ребёнок, пришедший в этот мир - это явление и чудо». Эти слова замечательного педагога Ш.А.Амонашвили должны стать лейтмотивом деятельности каждого учителя.

Понятия учить и воспитывать неразрывны, так же нельзя отделить понятия «учитель» и «классный руководитель», особенно на 1 ступени обучения. Учитель учит воспитывая и организует свою воспитательную деятельность с пользой для детского сердца, души и ума.

Создание системы воспитательной работы в современной школе – это главная задача учителя-воспитателя. Так как вся воспитательная деятельность – это целостный, непрерывный и долгий процесс, в основу которого положены лучшие традиции, инновации, опыт и творчество самого учителя. Роль как классного руководителя создавать педагогическое пространство для развития личности ребёнка и для обогащения его внутреннего мира.

Поэтому организуя свою работу как классный руководитель, педагог может представить её в виде долгосрочной программы (проекта) рассчитанного на все 4 года обучения детей в начальной школе.

Создавая этот проект исходим из необходимости решить следующие  проблемы: низкий уровень навыков общения у детей, связанный с  их увлечением различными  компьютерными устройствами, недостаточный уровень социальной адаптации, (не все дети приходят из детского сада), большая занятость родителей, низкий уровень взаимодействия  детей друг с другом, неумение работать в группе,   и понимания того, что никакими разовыми, даже интересными  мероприятиями – решить эти проблемы не удастся.

Приблизиться к решению этих проблем можно, если спланировать свою воспитательную деятельность на длительный период, а результатом работы станут социализированные дети, занимающие активную деятельностную позицию, духовно развитые, понимающие и чувствующие окружающих.

Итак, цели и задачи:

 ЦЕЛЬ:

воспитание и развитие свободной, талантливой, физически здоровой личности, обогащённой научными знаниями, готовой к сознательной трудовой деятельности и нравственному поведению.    

 ЗАДАЧИ:

1. на основе изучения личности учащихся создать максимальные условия для физического, интеллектуального и нравственного развития детей;

2. воспитание гражданской позиции, правовой культуры и ответственности за свои поступки;

3. воспитание у детей ценностного отношения к своему здоровью и укрепление здоровья учащихся;

4. укрепление связей с семьёй, распознание психолого-педагогических знаний среди родителей.

5. прививать любовь к природе.

6. прививать любовь к чтению, бережному отношению к школьному имуществу.

Содержательная часть проекта (направления педагогической деятельности и формы её организации)

Направления: 

  • воспитание гражданина и патриота России;
  • формирование здорового и безопасного образа жизни;
  • социально – педагогическая поддержка детей и молодёжи;
  • художественно – эстетическое воспитание;
  • духовно – нравственное воспитание;
  • научно – познавательное воспитание;
  • трудовое воспитание; экологическое воспитание;
  • туристско–краеведческое воспитание    

               
     
Формы организации:

  • устный журнал,
  • классный час,
  • беседа,
  • гостиная;  
  • диспут,
  • вечер разгаданных и неразгаданных тайн;
  • праздники, посиделки, народные забавы;
  • КВН;
  • КТД и др.

При этом педагог должен понимать, что традиционными методами организации образовательного и воспитательного процесса эта проблема решается неэффективно. Нужны приёмы и методы обучения и воспитания, адекватные вызовам времени. К числу таких относится метод проектов и наряду с традиционными ставим акцент на реализацию различного вида проектов.

Проект «Зелёная волна»

Цель – вооружить младших школьников знаниями правил дорожного движения, привить навык повседневно использовать данные знания на практике и тем самым предупредить детский травматизм на дорогах нашего города. Для занятий по данному проекту можно использовать следующие интересные формы работы.

Минутки безопасности:

Вопрос. Какая опасность возникает, когда школьник подходит к своему дому?

Ответ. Заметив свой дом, ученик захочет быстрей перейти улицу, чтобы попасть домой, и может не заметить машину, которая в этот момент едет по улице.

Тренировка на автодроме, участие в городских соревнованиях «Юный пешеход», конкурсные задания: «Письмо водителю», «Водители мы, обращаемся к ВАМ!»  и др. ; просмотр фильмов и мультфильмов  по данной тематике.

Проект «Одарённые дети».

Этот проект существует давно в школе.

Цель проекта – создание оптимальной системы выявления и развития способностей учащихся, реализации их творческого потенциала.

Задачи: Создание условий для проявления интеллектуально-творческих способностей обучающихся; развитие   познавательной деятельности и исследовательских навыков школьников; формирование потребностей в интеллектуально-творческой деятельности.   Учащиеся принимают активное участие в конкурсах, олимпиадах по различным направлениям.  Результативность можно увидеть в портфолио детей и в папке учителя - участие и результаты.

Проект «Родной край»

Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению города, как окружающего ребенка микромира; создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения. Краеведческий подход в образовании и воспитании младших школьников даёт возможность гуманизировать воспитательный процесс.
Объект изучения – город, в котором мы живём: его социальная, культурная, духовная, а также природная среда.

Цель проекта - формирование элементарных знаний, направленных на осознание необходимости изучения краеведения, заботы о крае. Изучение истории города, его искусства. Вот несколько этапов, в которых принимают участие: на 1 этапе учащиеся составляют кроссворды с фамилиями известных людей своего города и области. На 2 этапе - презентация учащихся в парах «Виртуальная экскурсия по достопримечательностям города». На 3 этапе- викторина «Мой любимый город».

В рамках данного проекта можно принять участие в мероприятиях «Символы России и своего края, викторинах разных уровней (Международный, Всероссийский и другие)

Проект «Успешное чтение позволяет приобщить детей к чтению, воспитывать гражданские чувства, эффективно использовать разработанные новые игровые форматы, опирающие на читательский опыт школьников. Инновационность данного проекта состоит в том, что с одной стороны, опирается на классическую практику воспитания читателя в школе, возрождает хрестоматийные методики такого воспитания; с другой стороны, используя современные   возможности в области распространения информации и учитывая новейшие требования к результатам школьного обучения, представляет эффективную  и привлекательную для школьников  модель популяризации чтения.

Проект   имеет инвариантную   и вариативную часть. Инвариантная часть реализуется как обязательная на всех ступенях обучения. Вариативная часть предоставляет возможность выбрать виды работ (проекты) с учётом интересов и запросов школьников, уровня их читательской культуры, особенностью класса и др.

Вот какими могут быть проекты   инвариантной части: «Любимые страницы», «Чтение с увлечением», «Памятные даты», «Книга – юбиляр».

 Проекты вариативной части.

 Проект «Хорошее время читать»

Цель: повышение престижности чтения среди младших школьников

Задачи: формирование литературного вкуса; освоение навыков рефлексивного чтения (выполнение заданий по тексту); создание привлекательного имиджа читающего сверстника в глазах товарищей.

Детям предлагается список из 10 книг и перечень заданий. Участник может присоединиться в любое время. Руководитель готовит «читательский орден», который выдаёт в обмен за выполненное задание по прочитанной книге.  В конце – выставка и награждение. Методическим сопровождением является «Портфель читателя», который содержит разные задания для работы с текстами прочитанных произведений: рисунок, создание кроссворда, написание отзыва или аннотации о прочитанном. За каждый вид работы участник получает жетон –«читательский орден». Заработные ордена становятся позитивным подкрепляющим стимулом, элементом соревнования.  В конце проекта все участники получают поощрительные призы, а у кого наибольшее количество «орденов» - присуждается звание «самый читающий ребёнок».

Проект «По городу с книгой»

Направлен на популяризацию детского чтения, развитие познавательного интереса школьников через экскурсионную работу, связанную с «литературными объектами» своего города.

Способствует воспитанию уважительного отношения к городским достопримечательностям, формирует целостную картину культуры.

В рамках данного проекта проходят экскурсии в различные библиотеки, встречи с писателями города, просмотр спектаклей не только городских   коллективов, но и театральных коллективов других городов. Посещение театров детьми и родителями.

Проект «Художественное слово»

Направлен на формирование эстетических чувств школьников, овладение навыками смыслового чтения, творческого осмысления прочитанного.

Выступление на различных конкурсах чтецов, реклама прочитанной книги, выступление по авторам – юбилярам и их произведениям среди учащихся своей параллели и других классов, участие в городских конкурсах.

 Проект «Чтение и искусство»

Направлен на творческую самореализацию школьников, родителей, педагогов, способных увидеть и запечатлеть художественный образ чтения.

Участие в конкурсе рисунков по книгам-юбилярам и писателям-юбилярам, фотографий «Я - литературный герой».

Это примеры наиболее крупных проектов, но есть и краткосрочные проекты по другим направлениям.

Применение метода проектов в начальной школе на современном этапе актуально, т.к. новые учебные программы средней и старшей школы требуют от выпускников 1 ступени не только прочных знаний, но и умений организовать самостоятельную исследовательскую работу. Традиционный урок не дает таких навыков.

Организовать в начальной школе такой сложный вид работы с учащимися, как выполнение ими проектов, весьма непростая задача, требующая сил, значительного времени, энтузиазма. Каждый учитель начальной школы должен понимать, что проектная деятельность в начальной школе позволяет всесторонне развивать личность ребенка, способствует его социализации.

Список использованных источников и литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Основные положения.  
  2. Голицина Н.С., Сенновская И.Б. Проектный метод. Пособие для учителя. М., 2006.
  3. И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская. Педагогическое проектирование. М., 2005.
  4. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: Использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов Изд. 1-е/ 2-е, стереотип. – Волгоград, - В помощь администрации школы, - 2008, 91 с.
  5. Педагогические технологии / Под общей ред. В.С. Кукушкина. – Ростов н/Д., 2002.
  6. Сальникова Т.П. Педагогические технологии. Уч.пос. – М.: - 2003 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация групповой работы на уроках Окружающего мира как один из способов формирования универсальных учебных действий» ( на примере УМК «Перспективная начальная школа»

«Организация групповой работы на уроках Окружающего мира как один из способов формирования универсальных учебных действий» ( на примере УМК «Перспективная начальная школа» ...

Презентация "Требования ФГОС к написанию программы отдельного учебного предмета на примере УМК "Перспективная начальная школа"

Перечень нормативных документов, требования к написанию пояснительной записки, примет составления тематического планирования ппо предмету, характеристика УУД....

Обобщение опыта по теме: "Реализация системно-деятельностного подхода в обучении на примере урока в начальной школе".

презентация материала по обобщению опыта по теме: "Реализация системно-деятельностного подхода в обучении на примере урока в начальной школе"....

ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ПРИМЕРЕ УМК "ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА"

УМК                «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА» - это принципиально новый УМК, включающий элементы компетентностного подхода.  У     ...

«Организация групповой работы на уроках Окружающего мира как один из способов формирования универсальных учебных действий»( на примере УМК «Перспективная начальная школа»

laquo;Организация групповой работы на урокахОкружающего мира как один из способов формирования универсальных учебных действий»( на примере УМК «Перспективная начальная школа»...

Пример мероприятия в начальной школе

В данной разработке представлен пример воспитательного мероприятия...

Мастер-класс «Создание лэпбука как пример использования метода проектов в начальной школе»

Мастер-класс "«Создание лэпбука как пример использования метода проектов в начальной школе»...