технология ТРИЗ
методическая разработка (4 класс)

Ознобишина Ксения Сергеевна
Использование элементов технологии ТРИЗ для активизации познавательной деятельности учащихся начальных классов на уроках 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta.docx20.33 КБ

Предварительный просмотр:

8 минут теория

Использование элементов технологии ТРИЗ для активизации познавательной деятельности учащихся начальных классов 

Василий Александрович Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти…хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире».

Слайд 2

     Личность ребенка, его неповторимость и уникальность, его интеллектуальные и творческие возможности - вот те основные ценности, которые необходимо учитывать  в работе с детьми.

    Ребенок с раннего детства  должен находиться в среде развивающего обучения:

-наблюдать, сравнивать, искать решения, додумывать, придумывать, фантазировать,

т.е. быть включенным в деятельность поиска и творчества. 

                 При традиционном обучении и воспитании на материале, лишенном образности и эмоций, возникает опасность потери способности детей открывать, творить, создавать, изменять окружающий мир.

     К сожалению, в современных   УМК   не всегда предусмотрено развитие способностей детей к творчеству.     Поэтому в своей работе я применяю ТРИЗ-технологии, так как они позволяют решить задачи, поставленные пред учителем Федеральным государственным образовательным стандартом.

ТРИЗ — теория решения изобретательских задач.

Слайд 3                      Цели и задачи ТРИЗ - технологии:

  • целенаправленное развитие навыков системного мышления и творческого воображения;
  • обучение способам решения творческих задач;
  • обучение способам коллективной познавательной деятельности;
  • формирование открытого мышления, не скованного стереотипами;
  • формирование познавательной активности и интереса;
  • воспитание терпимости при соприкосновении с отличающейся точкой зрения;
  • воспитание позитивного и конструктивного отношения к окружающей действительности.

ТРИЗ-педагогика ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности.

Слайд 4

    Данную теорию начал разрабатывать в СССР  Генрих Саулович Альтшуллер вместе с коллегами в 1946 году.
 В основе используемых в ТРИЗ-педагогике средств изначально лежит проблемно-поисковый метод, что сближает эту технологию с развивающим обучением.        Ее отличие от известных средств проблемного обучения - в использовании мирового опыта, накопленного в области создания методов решения изобретательских задач. Конечно, этот опыт переработан и согласован с целями педагогики.

    При «тризовском» обучении перед учащимися не только ставятся проблемы, но предлагаются инструменты для их решения, что помогает достижению успешности в решении проблемных задач. Если цель ТРИЗ можно кратко определить как решение изобретательских (творческих, открытых) задач, то целью ТРИЗ-педагогики является обучение способам решения творческих задач,  воспитание «решателя», живущего в динамично меняющемся мире, обладающего сильным мышлением, готового к столкновению с новыми нестандартными проблемами, знающего, как разрешать противоречия, и умеющего анализировать и прогнозировать развитие любых систем.

Слайд 5

ТРИЗ формирует:

  • стиль мышления, направленный на самостоятельную генерацию знаний;
  •  умение видеть, ставить и решать проблемные задачи в своей области деятельности;
  •  умение выделять закономерности;
  •  воспитание мировоззренческой установки восприятия жизни как динамического пространства открытых задач.

 

Слайд 6

Применение ТРИЗ способствует формированию универсальных учебных действий:

 регулятивных УУД:

прогнозирование, самоконтроль, саморегуляция;

 познавательных УУД:

анализ и синтез объектов, сравнения, поиск информации;

 коммуникативных УУД:

постановка вопросов, разрешение конфликтов, умение выражать свои мысли;

личностных УУД:

  самоопределение, смыслообразование.

    Слайд 7       Что же такое ТРИЗ? Ответ прост – это уникальный инструмент для:

-поиска идей,

- выявления и решения многих творческих проблем, через активизацию познавательной деятельности,

-выбора перспективных решений,

-развития творческого мышления, формирования творческой личности.

       

   

Кроме того, ТРИЗ имеет ряд других ценностей:

  • Обучение детей методикам ТРИЗ подразумевает воспитание нравственности, т. к. каждая идея проверяется на нравственность и на возможность воплощения в реальных условиях.
  • Систематическое изучение  тризовских методик и использование их на практике способствует разностороннему развитию личности дошкольника. Ребята, умеющие применять методы и приемы ТРИЗ, обладающие нестандартным мышлением, более успешны в освоении знаний в разных видах деятельности.
  • ТРИЗ - педагогика призвана учитывать интересы ребенка, это педагогика сотрудничества.
  • Методики ТРИЗ – идеальные инструменты для проблемного, развивающего обучения. Позволяют сделать и традиционное обучение развивающим.
  • ТРИЗ - педагогика помогает воспитать у детей стремление к самосовершенствованию.

Слайд 8

     На уроках с использованием ТРИЗ знания, умения и навыки не транслируются от учителя к детям, а формируются в результате самостоятельной работы с информацией. 

Таким образом, ТРИЗ, с одной стороны, — занимательная игра, с другой — развитие  умственной активности ребенка через творчество. Что дает творчество ребенку?

  Дает возможность проявить себя, стремиться получать новую информацию об окружающем, развивать потребность в познавательной деятельности.

    Дает возможность созидать, творить, формировать умение развивать и доказывать свою точку зрения, способствует развитию аналитических способностей.

Предлагаю вам рассмотреть некоторые примеры приемов и методов, которые я использую в педагогической деятельности.

Слайд 9-20 читаю с распечатки

      Методов и приемов в ТРИЗ - педагогике очень много.  Перечисленные и многие другие приемы  успешно применяются на уроках в начальной школе. Чтобы понять какой прием или технику использовать на уроке, необходимо представить каждый этап урока в виде законченного модуля с четко определенными целями и задачами, а также планируемыми результатами. Такой подход дает возможность отслеживать результаты  деятельности каждого ученика в течение  всего урока на каждом этапе, а также позволяет соблюдать принцип непрерывности обучения в рамках одного занятия.
   Включение в уроки подобных заданий создают возможность включить учащихся в посильную для них творческую деятельность.

   Задания такого характера побуждают учащихся к самостоятельности, учат ставить цели, достигать результатов, а значит активизируют познавательную деятельность учеников.

    Применение ТРИЗ позволяет учителю вдохновлять своих учеников на открытие новых знаний, на поиск ответов на вопросы, на желание  изобретать, мыслить, а значит, АКТИВНО ТВОРИТЬ, а не созерцать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности использования приёмов технологии ТРИЗ в начальной школе.

Методы и приёмы технологии ТРИЗ РТВ, используемые на уроках в начальной школе...

Развитие универсальных познавательных учебных действий с использованием технологии ТРИЗ.

А.В.Воробьёва МБОУ «Гимназия № 216 «Дидакт» г. Заречный Пензенская областьЕ.А. Карпушкина МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 225» г. Заречный Пензенская область Для успешного обучени...

Использование элементов технологии ТРИЗ на уроках развития речи в начальной школе.

В данной статье рассматриваются игры и творческие задания для подготовки детей к составлению текстов сказочного содержания....

Мастер-класс по теме «Технология ТРИЗ как средство формирования творческих способностей учащихся»

Цели:1)    актуализация личностного смысла педагогов к использованию в опыте работы  приёмов технологии решения изобретательских задач; 2)    создание условий д...

Технология ТРИЗ как средство формирования творческих способностей учащихся

В основе используемых в ТРИЗ-педагогике средств изначально лежит проблемно-поисковый метод, что сближает эту технологию с развивающим обучением. Однако при «тризовском» обучении перед учащимися не тол...

Мастер-класс "Технология ТРИЗ-как средство формирования творческих способностей учащихся"

Всё о теории решения изобретательских задач, применении  методики на практике. Мастер-класс по технологиям системы ТРИЗ, представленный на конкурсе "Учитель года 2014"...