Рабочая программа по предмету "Человек".
рабочая программа (1 класс)

Кырбыик Алла Саргисовна

Рабочая программа по предмету "Человек" разработана для детей 1 (дополнительного) класса с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),  тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chelovek_1_dop.docx24.11 КБ

Предварительный просмотр:

Человек.

1 (дополнительный) класс.

Рабочая программа по учебному предмету «Человек» составлена  на основе следующих нормативно-правовых документов:

-  Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014г. № 1599;

- Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР  (вариант 2);

- Учебный план ГКОУ «Школа № 142» на 2022-2023 учебный год.

Проблема социализации обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью является наиболее значимой в процессе их образования. Практическая направленность всего образовательного процесса, ориентированного на индивидуально-типологические особенности каждого обучающегося - важная составляющая обучения учебному предмету «Человек». Содержание обучения в рамках  учебного предмета «Человек» включает формирование представлений о себе и своем ближайшем окружении, повышение уровня самостоятельности в процессе самообслуживания.

Цель: формирование представлений о себе самом и ближайшем окружении.

Задачи:

- формировать представления о себе, представления о собственном теле;

- формировать умения определять своё самочувствие (как хорошее, или плохое), локализировать болезненные ощущения и сообщать о них взрослому;

- формировать умения соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром, вечером, мытье рук перед едой, после посещения туалета), следить за своим внешним видом;

- формировать умения решать возникающие жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей.

В Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта учебный предмет «Человек» обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ.

На его изучение в 1 (дополнительном) классе отведено 99 часов, 3 часа в неделю, 33 учебные недели.

Планируемые результаты освоения Программы.

Личностные результаты:

- осознание  себя учеником, заинтересованным посещением школы, обучением, занятиями;

- проявление навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками во всех видах деятельности;

- умение адекватно взаимодействовать с партнером по коммуникации;

- использование доступных средств коммуникации для выражения собственных потребностей и желаний в разных ситуациях взаимодействия;

- выполнение инструкции взрослого в знакомой ситуации.

Предметные результаты:

Минимальный уровень:

- представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других;

- умение воспринимать собственное тело как целое;

- умение узнавать части тела, как части своего собственного тела;

- умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться и др.;

- умение определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому;

- представления о своей семье, взаимоотношениях в семье; знание своего ближайшего окружения;

- умение показать (назвать) членов семьи на фотографии.

Достаточный уровень:

- соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале;

- умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилию, возраст, пол, место жительства, интересы доступными средствами;

- умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания доступными способами;

- проявление максимально возможной самостоятельности в самообслуживании: приеме пищи и питье, пользовании туалетом, выполнении гигиенических процедур, одевании и раздевании;

- умение определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому;

- умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка зубов утром и вечером, мытье рук перед едой и после посещения туалета);

- умение следить за своим внешним видом;  

- представления о членах семьи, родственных отношениях в семье.

Базовые учебные действия.

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

- умение входить и выходить из учебного помещения со звонком;

- умение ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;

- умение адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- умение принимать цели и произвольно включаться в деятельность;

- умение передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

Содержание.

Представления о себе.

Узнавание (различение) мальчика и девочки по внешнему виду. Идентификация себя как мальчика (девочки). Узнавание (различение) частей тела: голова (волосы, уши, шея, лицо), туловище (спина, живот), руки (локоть, ладонь, пальцы), ноги (колено, ступня, пальцы, пятка).

Назначение частей тела. Узнавание (различение) частей лица человека (глаза, брови, нос, лоб, рот, губы, язык, зубы). Назначение частей лица.

Вредные привычки. Сообщение о состоянии своего здоровья. Называние своего имени и фамилии. Называние своего возраста (даты рождения). Виды деятельности для организации своего свободного времени. Сообщение сведений о себе.

Семья.

Узнавание (различение) членов семьи. Узнавание (различение) детей и взрослых.

Гигиена тела.

Различение вентилей с горячей и холодной водой. Регулирование напора струи воды. Смешивание воды до комфортной температуры. Вытирание рук полотенцем.

Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании рук: открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, намачивание рук, намыливание рук, смывание мыла с рук, закрывание крана, вытирание рук.

Вытирание лица. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании лица: открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, набирание воды в руки, выливание воды на лицо, протирание лица, закрывание крана, вытирание лица.

Чистка зубов. Полоскание полости рта. Соблюдение последовательности действий при чистке зубов и полоскании полости рта: открывание тюбика с зубной пастой, намачивание щетки, выдавливание зубной пасты на зубную щетку, чистка зубов, полоскание рта, мытье щетки, закрывание тюбика с зубной пастой.

Очищение носового прохода.

Расчесывание волос. Мытье ушей. Чистка ушей.

Вытирание ног. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании ног: намачивание ног, намыливание ног, смывание мыла, вытирание ног. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании тела: ополаскивание тела водой, намыливание частей тела, смывание мыла, вытирание тела.

Туалет.

Сообщение о желании сходить в туалет. Пользование туалетной бумагой. Соблюдение последовательности действий в туалете (поднимание крышки (опускание сидения), спускание одежды (брюк, колготок, трусов), сидение на унитазе, пользование туалетной бумагой, одевание одежды (трусов, колготок, брюк), нажимание кнопки слива воды, мытье рук.

Обращение с одеждой и обувью.

Узнавание (различение) предметов одежды: пальто (куртка, шуба, плащ), шапка, шарф, варежки (перчатки), свитер (джемпер, кофта), рубашка (блузка, футболка), майка, трусы, юбка (платье), брюки (джинсы, шорты), носки (колготки). Назначение предметов одежды.

Узнавание (различение) деталей предметов одежды: пуговицы (молнии, заклепки), рукав (воротник, манжеты). Назначение деталей предметов одежды.

Узнавание (различение) предметов обуви: сапоги, ботинки, кроссовки, туфли, сандалии, тапки. Назначение видов обуви (спортивная, домашняя, выходная, рабочая). Различение сезонной обуви (зимняя, летняя, демисезонная).

 Узнавание (различение) головных уборов (шапка, шляпа, кепка, панама, платок). Назначение головных уборов. Различие сезонных головных уборов. Различение по сезонам предметов одежды (предметов обуви, головных уборов). Выбор одежды для прогулки в зависимости от погодных условий. Различение видов одежды (повседневная, праздничная, рабочая, домашняя, спортивная). Выбор одежды в зависимости от предстоящего мероприятия. Различение сезонной одежды (зимняя, летняя, демисезонная).

Расстегивание (развязывание) липучки (молнии, пуговицы, ремня, кнопки, шнурка).

Снятие предметов одежды (например, кофты: захват кофты за край правого рукава, стягивание левого рукава кофты).

Снятие обуви (например, ботинок: захват рукой задней части правого ботинка, стягивание правого ботинка, захват рукой задней части левого ботинка, стягивание левого ботинка).

 Соблюдение последовательности действий при раздевании (например, верхней одежды: снятие варежек, снятие шапки, расстегивание куртки, снятие куртки, расстегивание сапог, снятие сапог).

 Застегивание (завязывание) липучки (молнии, пуговицы, кнопки, ремня, шнурка). Надевание предмета одежды (например, брюк: захват брюк за пояс, вставление ноги в одну брючину, вставление ноги в другую брючину, натягивание брюк).

 Обувание обуви (например, сапог: захват двумя руками голенища правого сапога, вставление ноги в сапог, захват двумя руками голенища левого сапога, вставление ноги в сапог).

 Соблюдение последовательности действий при одевании комплекта одежды (например: надевание колготок, надевание футболки, надевание юбки, надевание кофты). Контроль своего внешнего вида. Различение лицевой (изнаночной), передней (задней) стороны одежды, верха (низа) одежды. Различение правого (левого) ботинка (сапога, тапка). Выворачивание одежды.

Прием пищи.

Сообщение о желании пить. Наливание жидкости в кружку. Сообщение о желании есть.

 Еда ложкой: захват ложки, зачерпывание ложкой пищи из тарелки, поднесение ложки с пищей ко рту, снятие с ложки пищи губами, опускание ложки в тарелку.

 Еда вилкой: захват вилки, накалывание кусочка пищи, поднесение вилки ко рту, снятие губами с вилки кусочка пищи, опускание вилки в тарелку. Использование салфетки во время приема пищи. Накладывание пищи в тарелку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...