«Коррекционно-развивающая работа с ребенком и организация помощи родителей для учащихся с ОВЗ»
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Паньшина Алла Германовна

В статье описаны методические приемы и упражнения , направленные на преодоление трудностей в учебной деятельности детей с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsionnaya_rabota_v_nachalnyh_klassah_panshina_a.g.docx26.08 КБ

Предварительный просмотр:

«Коррекционно-развивающая работа с ребенком

и организация помощи родителей для учащихся с ОВЗ»

 « Я работаю не с трудными детьми,

 а с детьми, которым, трудно»

Ни для кого не секрет, что дети, которым требуется  помощь в преодолении затруднений в учебной деятельности, встречаются в каждом классе. Учащийся может отставать в обучении по разным объективным и субъективным причинам:

  • пропуски занятий по болезни;
  • слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний;
  • задержка психического развития. Часто  дети  с диагнозом  обучаются в общеобразовательных классах в связи с отсутствием  коррекционных классов или нежеланием родителей перевести ребенка в специализированный класс или школу;
  • педагогическая запущенность: отсутствие у ребенка наработанных общеучебных  умений и навыков за предыдущие годы обучения: низкая техника чтения, техника письма, счета, отсутствие навыков самостоятельности в работе и др.;
  • неблагополучная семья.

Это дети с разными типами отклоняющегося развития (различают биологические и социальные причины). Для них характерна низкая работоспособность, быстрая утомляемость, низкий уровень развития мышления.

В силу  особенностей своего  развития такие учащиеся требуют особенного подхода к организации учебного процесса. Они нуждаются  в особой поддержке со стороны учителя,  и при отсутствии должного внимания и контроля у них возникают серьёзные трудности  в обучении. Таким образом, эти дети без специально продуманной помощи и поддержки могут перейти в разряд  неуспевающих учеников.

Для меня, как учителя, главный смысл деятельности  состоит в том, чтобы  создать каждому ученику ситуацию успеха, обеспечить для учащихся с отклоняющимся развитием благоприятные условия для успешного обучения и личностного роста.

Для этого коррекционную работу в учебной и внеучебной деятельности я направляю на:

  • Формирование у школьников осознанного желания к учебной деятельности, потребности к познанию;
  • Развитие потенциала учащихся с ограниченными возможностями;
  • Развитие и активизация мыслительных операций;
  • Обучение путем рационального использования элементов личностно – ориентированной и развивающей технологий.
  • Психолого-медико-педагогическое сопровождение школьников, имеющих проблемы в обучении;

Очень хорошо если в учебный план школы включены индивидуальные занятия для детей, которым необходима помощь в преодолении их затруднений в учебной деятельности. На таких занятиях можно использовать готовые программы коррекционно – развивающих занятий и разработок О.А.Холодовой, А.Ф.Ануфриева, С.Н.Костроминой, Л.Ф.Тихомировой, А.В.Басова, Гавриной С.Е., Кутявиной Н.Л., Топорковой И.Г., Щербининой С.В. и др., которые  направлены на комплексное  развитие различных видов памяти, внимания, наблюдательности, воображения, быстроты реакции, помогают формированию мышления.

Но если такой возможности нет, я использую на уроках различные виды коррекционно – развивающих упражнений:

  • Мозговая гимнастика
  • Работа с пословицами, фразеологизмами
  • Веселая переменка или гимнастика для глаз
  • Логически – поисковые задания
  • Игры направленные на развитие мышления
  • Задания по перекладыванию спичек.
  • Работа с анаграммами и шарадами. (анаграмма– это слова (имена существительные, которые состоят из одних и тех же букв, расположенных в разном порядке, например: весна – навес, масло –    Шарадой называется загадка, в которой загаданное слово состоит из нескольких  частей, каждая из которых представляет собой отдельное слово. Например: «верх-ушки», «вол-окно», «град-ус» т.п.)

Особый интерес у ребят вызывает «Мозговая гимнастика» и корригирующая гимнастика для глаз (по О.А. Холодовой).

Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности и профилактики нарушений зрения является важной частью не только коррекционно – развивающих занятий, но и любых уроков. Исследования ученых доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы. А чем больше и чаще человек будет уделять время своим глазам , тем дольше он не столкнется с такими заболеваниями, как близорукость и дальнозоркость.

Предлагаемые упражнения «мозговой гимнастики»:

  • «Качания головой» (упражнение стимулирует мыслительные процессы): дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнять 30 секунд.
  • «Ленивые восьмерки» (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания): нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.
  • «Шапка для размышлений» (улучшает внимание, ясность восприятия и речь): «наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.

 

Предлагаемые упражнения корригирующей гимнастики для глаз.

  • Моргания (полезно при всех видах нарушения зрения): моргайте на каждый вдох и выдох.
  • «Вижу палец!» : указательный палец правой руки держите перед носом на расстоянии 25-30 см смотреть на палец в течение 4-5 сек, затем закрыть ладонью левой руки левый глаз на 4-6 сек, смотреть на палец правым глазом, затем открыть левый глаз и смотреть на палец двумя глазами. Проделать то же, но закрыть правый глаз. Повторить 4-6 раз.
  • «Палец двоится» (облегчает зрительную работу на близком расстоянии): вытянуть руку вперед, смотреть на кончик пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз, до тех пор, пока палец не начнет двоиться. Повторить 6-8 раз.
  • «Зоркие глазки»: глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке  и 6 кругов против часовой стрелки.
  • «Стрельба глазами»: двигайте глазами из стороны в сторону, смотря как можно дальше влево, затем вправо, затем вверх и вниз. Повторить 5-6 раз, не спеша.
  • «Письмо носом» (снижает напряжение в области глаз): закройте глаза. Используйте нос, как длинную ручку, пишите или рисуйте  что-нибудь в воздухе. Глаза при этом мягко прикрыты.

Данные упражнения не занимают много времени на уроке, но при этом вызывают живой интерес, формируют у школьников осознанное желание к учебной деятельности, потребности к познанию, развивают и активизируют мыслительные операции, создают у ученика ситуацию успеха.

Считаю, что коррекционная работа по преодолению трудностей детей с ОВЗ будет однобокой без взаимодействия с семьей. Исходя из этого, в своей работе использую коллективные и индивидуальные формы работы с семьями:

  • Тематические родительские собрания-практикумы с привлечением узких специалистов (социального педагога, психолога, дефектолога)
  • Открытые уроки для родителей, в которые включены коррекционно-развивающие упражнения.
  • Вечер вопросов и ответов, на которых после опроса родителей обсуждаются проблемные моменты, возникающие в процессе воспитания детей.
  • Индивидуальные консультации с психологом.
  • Организация детских праздников и досуговых мероприятий с привлечением родителей.
  • Выставки творческих работ учащихся, которые демонстрируют родителям успехи  их детей.

Таким образом, организуя комплексный подход к осуществлению психолого-педагогического сопровождения семей с детьми, имеющими сложности в освоении общеобразовательной программы, можно добиться успеха.  Успех в учении  - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей при изучении любого, даже трудного предмета. Даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребенка. Успех школьнику могут создать учитель и семья, которые сами переживают радость успеха.

Используемая литература:

Государственные образовательные стандарты второго поколения [Электронный ресурс] / Режим доступа: www.w3.org.

Холодова О.А/ Юным умникам и умницам, Задания по развитию познавательных способностей, 1 класс, Рабочая тетрадь /Холодова О.А., М.: РОСТкнига, 2012. — 60 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающие приемы работы при формировании моторных навыков в обучении учащихся с ДЦП

Начало обучения письму – очень важный момент в жизни ребенка. От того, насколько оно будет успешным, во многом зависит эффективность обучения в последующие годы. Одна из причин трудностей в овладении ...

Тетрадь для коррекционно-развивающих занятий по формированию устной и письменной речи у учащихся c ОВЗ (интеллектуальные нарушения, лёгкая умственная отсталость)

Данное пособие (методическая разработка) ориентировано на обучающихся c ОВЗ (интеллектуальные нарушения, лёгкая умственная отсталость), овладевающих процессом письма и чтения, разработано в ...

Рабочая программа курса коррекционно-развивающих занятий «Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы» для учащихся 1-5 классы

Пояснительная запискаОбщими чертами детей обучающихся в нашей школе являются тяжелый психофизический дефект и в большинстве случаев выраженные органические нарушения.Наблюдаются грубые нарушения всех ...

Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ

Коррекционная работа представляет собой систему психолого-педагогических средств, направленных на преодоление или ослабление недостатков в психическом развитии обучающихся с ОВЗ. В соответствии с тре...

Рабочая программа по коррекционно-развивающим курсам: сенсорное развитие и предметно-практические действия для учащихся 1 классов, 2 вариант УП (обучение на дому).

Рабочая программа по коррекционно-развивающим курсам: сенсорное развитие и предметно-практические действия предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста с нарушением интеллекта....

Рабочая программа по коррекционно-развивающим курсам: сенсорное развитие и предметно-практические действия для учащихся 4 классов 2 вариант УП (обучение на дому).

Рабочая программа по коррекционно-развивающим курсам: сенсорное развитие и предметно-практические действия предназначена для учащихся 4 классов 2 вариант УП для обучающихся на дому....

Коррекционно-развивающий курс дефектологических занятий по развитию познавательной сферы для учащихся с нарушением интеллекта и опорно-двигательного аппарата.

Данная программа – это курс специальных занятий, направленных на развитие и коррекцию психических процессов и моторной деятельности воспитанников с интеллектуальными нарушениями и НОДА....