«Взаимодействие семьи и школы при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья».
консультация

В последние годы все большее значение в системе образования России занимают вопросы инклюзивного образования. Распространение процесса инклюзивного обучения  не только отражает тенденции современного времени, но и способствует реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) на образование.  Независимо от социального положения, физических и умственных способностей правильно организованное обучение в условиях инклюзии дает каждому ребенку возможность удовлетворить потребность в получении образования, адекватного уровня его развития.

Организация инклюзивного образования заключается не только в создании технических условий для беспрепятственного доступа детей с ОВЗ в общеобразовательные учреждения, но и в понимании нормально развивающимися детьми и их родителями важности участия детей с ОВЗ в общеобразовательном учебном процессе. Успешность реализации инклюзивной практики во многом зависит от культуры отношения субъектов образовательного процесса к детям с ОВЗ, от готовности педагогов и родителей к совместному взаимодействию.  Для эффективного учебно-воспитательного процесса в школе необходимо организовать качественное психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ОВЗ, а также создать особый морально-психологический климат в педагогическом и ученическом коллективах. Очень важно то, что и дети, и родители, и специалисты школы – это прежде всего партнеры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Взаимодействие семьи и школы при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья».

В последние годы все большее значение в системе образования России занимают вопросы инклюзивного образования. Распространение процесса инклюзивного обучения  не только отражает тенденции современного времени, но и способствует реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) на образование.  Независимо от социального положения, физических и умственных способностей правильно организованное обучение в условиях инклюзии дает каждому ребенку возможность удовлетворить потребность в получении образования, адекватного уровня его развития.

Организация инклюзивного образования заключается не только в создании технических условий для беспрепятственного доступа детей с ОВЗ в общеобразовательные учреждения, но и в понимании нормально развивающимися детьми и их родителями важности участия детей с ОВЗ в общеобразовательном учебном процессе. Успешность реализации инклюзивной практики во многом зависит от культуры отношения субъектов образовательного процесса к детям с ОВЗ, от готовности педагогов и родителей к совместному взаимодействию.  Для эффективного учебно-воспитательного процесса в школе необходимо организовать качественное психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ОВЗ, а также создать особый морально-психологический климат в педагогическом и ученическом коллективах. Очень важно то, что и дети, и родители, и специалисты школы – это прежде всего партнеры.

В работе педагога по установлению контактов с семьей необходимо учитывать следующие моменты:

- в основе совместной деятельности школы с семьей должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение роли родителей;                     - доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании;                                                   - педагогический такт, недопустимость грубого вмешательства в жизнь семьи;                                                                                                                                       - опора на положительные качества ребенка, на сильные стороны семейного воспитания.

Включение детей с ОВЗ в социум является для их родителей одной из важнейших задач. При обучении детей в условиях инклюзии родители видят необходимость образования в школе не столько для получения детьми новых знаний, сколько для социализации в обществе и коллективе сверстников.

Однако в рамках инклюзивного образования задачи школы намного шире:

‒ создать единую психологически комфортную образовательную среду для детей с разными возможностями усвоения знаний;                                                               ‒ осуществлять диагностирование эффективности учебно-воспитательного процесса и социализации детей с ОВЗ на момент школьного обучения;                          ‒ реализовывать эффективность психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивной практики через взаимодействие таких направлений деятельности как диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего и социально-трудового;                                                                              ‒ способствовать преодолению возможных нарушений эмоционально-личностной сферы посредством включение детей с ОВЗ в успешную деятельность;                                                                                                                      ‒ постепенно осуществлять повышение мотивации ребенка на основе его личной заинтересованности и через осознанное отношение к позитивной деятельности;                                                                                                                           ‒ охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;                                    ‒ обеспечить социально-трудовую адаптацию школьников с ОВЗ;                                                            ‒ способствовать изменению общественного сознания по отношению к детям с ОВЗ.

Реализация последней задачи в процессе организации инклюзивного образования является достаточно актуальной,  поскольку многие родители нормально развивающихся сверстников не желают обучать своих детей вместе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Родители считают, что ребенок с ОВЗ может причинить вред здоровью их ребенка; что при совместном обучении весь учебно-воспитательный процесс будет носить негативный характер и здоровым детям будет уделяться значительно меньше времени. Поэтому просвещение родителей занимает важное место в работе школы. Оно осуществляется через участие родителей в родительских собраниях, индивидуальных и групповых консультациях, оформлении стендов. Эти формы педагогического просвещения помогают формировать толерантное отношение к детям с ОВЗ, правильно организовать общение с ними.

Разница лишь в том, что вся работа с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ, направлена на преодоление их социальной беспомощности. Цели данной работы возможно реализовать посредством повышения педагогической компетентности, обучения навыкам взаимодействия и общения со своим ребенком, совместно выполняемых заданий, а также посредством общения с другими родителями в рамках групповой работы. Благодаря этому родители принимают на себя и увереннее несут ответственность за воспитание и развитие своего ребенка.

Соответственно, при организации работы школы с семьей  необходимо вовлекать родителей в образовательный процесс в качестве активных участников через их обучения приемам взаимодействия с детьми, организации совместной деятельности; содействовать изменению родительской позиции и вооружению родителей позитивными способами коммуникации; способствовать формированию у родителей воспитательной компетентности посредством обогащения их педагогических и дефектологических знаний; создавать условия для взаимодействия родителей друг с другом с целью расширения социального пространства семей.

Деятельность  нашего образовательного учреждения  направлена:

- на создание условий для получения доступного образования каждым ребенком с проблемами в развитии, независимо от уровня способностей, образовательных потребностей;

- на реализацию потенциальных возможностей детей с ОВЗ в доступных формах обучения, видах деятельности.

Общие принципы и правила коррекционной работы, которые используются нами в образовательно-воспитательном процессе:

 1. Индивидуальный подход к каждому ученику.

2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).

3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки, задания для работы в парах, задания для работы в группах.

4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

В процессе взаимодействия пользуемся эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с  ОВЗ в развитии:

- игровые ситуации;

- дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов;

- игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими детьми;

- психогимнастика и релаксация;

- творческая деятельность

В качестве мероприятий, направленных на формирование заинтересованности родителей проблемами школьного образования, проводятся  развлечения: «Папа, мама, я — спортивная семья», акция «Письмо солдату», «Посылка солдату», «Праздник первого каравая», изготовление проектов патриотической направленности, мероприятия различного направления,  литературная выставка, участие в социальном проекте «Ключи духовного наследия»,  сбор материала для школьного музея и т. д. Готовясь к мероприятиям, и учитель, и родители, и дети были в тесном контакте, что придавало особую атмосферу. Коллективная деятельность родителей, педагогов и детей способствовала ознакомлению родителей с жизнью и работой школьного учебного заведения, а участие в проведенных мероприятий показало, что родители могут быть не только не равнодушными наблюдателями, а и активными участниками педагогического процесса, и помощниками как своим детям, так и учителю.

В заключении хочется напомнить 8 принципов инклюзивного образования:

1. Целостность человека не зависит от его способностей и достижений.         2. Каждый человек способен чувствовать и думать.                                                   3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанными.                                                                                                                 4. Все люди нуждаются друг в друге.                                                                    5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.                                                                                         6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе родственников.                            7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.                                                                 8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Список литературы:

1. Инклюзивное образование: ключевые понятия / сост. Н.В. Борисова, С. А. Прушинский. М. ‒ Владимир: Транзит – ИКС, 2009.

2. Азлецкая Е. Н. «Мониторинг готовности образовательных организаций к реализации инклюзивного образования как фактор его развития» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015.

3. Савина Е. А. и др. «Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития» / Пособие для педагогов-психологов. — Москва — Владос.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Взаимодействие семьи и школы в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья"

Статья освещает организацию взаимодействия семьи и школы в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья....

Использование личностно-ориентированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы VIII вида для их адаптации в современное общество

Из опыта работы учителя коррекционной школы с учащимися младших классов. Современные требования общества к развитию личности детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость наиболее полно ...

Развитие связной речи детей на логопедических занятиях как условие успешного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в школе - интернате

В статье описаны особенности коррекционной логопедической работы по формировнию связной речи у детей с задержкой психического здоровья. Грамотно построенная речь невозможна без правильного прлизношени...

«ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.»

    Интеграция детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательную школу предполагает одновременное использование нескольких форм организации образовательного процесс...

Специфика работы учителя общеобразовательной школы в условиях интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

Характеристика класса, в котором обучается ребёнок с ОВЗ по основной образовательной программе ОУ в условиях инклюзии и нуждается в специальном сопровождении. Дается подробная характеристика данного у...

Специфика работы учителя общеобразовательной школы в условиях интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

Данный комплект рабочих материалов содержит психолого-педагогическую характеристику класса, календарно-тематическое планирование уроков русского языка во 2 классе с планируемыми результатами освоения ...

Рабочая программа для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на дому по русскому языку 2 класс УМК "Начальная школа XXI века"

Рабочая программа для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на дому составлена с учётом психофизических особенностей и возможностей таких обучающихся на основе Федеральных государ...