"Философия конкурса "Учитель года"
презентация к уроку

Трошина Татьяна Владимировна

В презентации рассмотрены идеи конкурса "Учитель года".

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Философия конкурса «Учитель года» Трошина Т.В., учитель гимназии №4 г.Брянска

Слайд 2

«Учитель года» - энциклопедия педагогической жизни

Слайд 3

«Учитель года» «Отыщи всему начало, и ты многое поймёшь» К.Прутков

Слайд 4

«Учитель года» «В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань» А.С.Пушкин

Слайд 5

«Учитель года» Учитель - профи Учитель - мастер Учитель -лидер

Слайд 6

«Учитель года» «И равен был неравный спор…» А.С.Пушкин

Слайд 7

«Учитель года» Нетиповая постройка

Слайд 8

«Учитель года» «А судьи кто?» А.С. Грибоедов

Слайд 9

«Учитель года» «Я напишу тебе письмо, это лучше, чем заполнять анкету.»

Слайд 10

«Учитель года» «Роскошь сойти с колеи рутины» Илья Демаков, абсолютный победитель конкурса «Учитель года – 2017»

Слайд 11

«Учитель года»

Слайд 12

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

«Философия конкурса»

Рассказывая о конкурсе «Учитель года», я позволю себе не касаться трогательной легенды о символе конкурса, а постараюсь поразмышлять о его смыслах и ценностях.

Классики всегда приходят на помощь. Роман в стихах Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» Белинский назвал энциклопедией русской жизни. 30- летнюю историю конкурса  можно  назвать энциклопедией педагогической жизни и, не побоюсь пафоса, настоящим народным педагогическим произведением.

Оснований для этого достаточно.

«Отыщи всему начало, и ты многое поймёшь» - Козьма Прутков.

Начался конкурс со светлой идеи, которая пришла в голову журналистам «Учительской газеты», с изучения подобного заокеанского проекта «Национальный учитель США» (50-е годы прошлого столетия). В 1989 году само время подсказывало: нужно искать таланты в педагогической среде, и о них должно узнавать общество. Предстояло увидеть и открыть не только учителя – профессионала в своём предмете, но педагога – личность с неординарным педагогическим мышлением, человека гуманного, демократичного, коммуникативного, думающего, с широким кругозором, способного расти в своей профессии и вдохновлять на развитие своих коллег. С другой стороны, конкурс должен оголять проблемы, дефициты, трудности в профессии учителя, требующие внимания и коррекции. И еще одна важная миссия конкурса – он должен доказать обществу, что в сфере образования есть звёзды педагогической сцены! Они наш золотой фонд! Атланты, как недавно назвал учителей года академик Александр Асмолов.

     Педагоги всей страны, тогда Советского Союза, живо откликнулись на призыв «Учительской газеты» и активно печатались в рубрике «Учитель года – каким я его вижу»

    Первый конкурс прошел в мае 1990 года.

     30 лет спустя все соглашаются с тем, что конкурс – это школа. И как настоящая школа, он постоянно меняется, развивается, отвечая вызовам времени.

«В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань» А.С.Пушкин                ?

     В первом положении о конкурсе был сделан акцент на творчестве и свободе учителя, на его самобытности, индивидуальности. На конкурсе должно быть больше импровизации, меньше домашних заготовок, чтобы увидеть и открыть учителей, работающих вне шаблонов, избегающих назидательности, морализаторства, в общем «трепетных ланей»

     Но конкурс развивается и, говоря словами Константина Георгиевича Паустовского, «в своём течении приобретает новые качества, усложняется, богатеет». Конкурс должен существовать в непрерывной связи с отечественным образованием, с теми «конями», в виде, например, педагогических технологий, ФГОС, без которых не обойтись.

       В 2014 году найден образ конкурсного учителя, три кита: учитель- профи (с высоким уровнем профессионально-предметных компетенций), учитель – мастер (обладающий умением публично представить своё мастерство педагогическому сообществу), учитель-лидер (голос учительства в обществе).

     То есть конкурс выступает способом решения государственных прагматических задач с романтическим уклоном, он пытается находить баланс, золотую середину, гармонию в прагматике и романтике при оценке мастерства и профессионализма учителя-конкурсанта.

Очевидно  еще и другое: конкурс – это еще и своеобразный прогноз, проецирование, вектор развития школы, установка на будущее.

     Конкурсные испытания менялись еще не один раз: межпредметное жюри, метапредметный урок, родительское собрание, выступление в Гос.Думе по проблемам образования… Всё это говорит о современности конкурса, о поиске смыслов и ценностей в образовании.

«И равен был неравный спор…»  А.С.Пушкин

Такая ёмкая и нужная для конкурса «Учитель года» строка из пушкинского стихотворения «Бородинская годовщина». Прямо в точку!

Конкурс не выбирает лучшего учителя, что сделать в принципе невозможно. Он определяет наиболее успешное представление мастерства, опыта, показывает индивидуальность и уникальность педагога, его личностные и профессиональные качества в рамках заданного формата и в сложившихся условиях (места, времени, обстоятельств). Конкурс – это в большей степени новая мотивация к развитию и творчеству, это школа профессионального и личностного роста, инструмент общественного признания.  Это особое нетиповое здание среди повседневных хрущёвок и новостроек. И поэтому на конкурс не представляют урок типовой постройки, а готовят урок, обращённый к сути предмета, наполненный искренним чувством. Таким невозможно и не нужно быть каждому уроку, он как открытие, как возникающий в спальном районе привычных уроков уголок неожиданно яркой жизни, полной эмоций и мыслей вслух.

«А судьи кто?» А.С.Грибоедов

     А жюри непременно рассмотрит педагогическое мастерство, заполнит оценочные листы, проставит баллы, произведёт арифметические подсчёты… Но ещё почувствует, разглядит незаурядного педагога, рассмотрит, помимо знания предмета, то самое «чуть-чуть», с которого по словам Станиславского начинается искусство. В нашем случае – педагогическое!

Академик Шалва Александрович Амонашвили, выдающийся педагог, философ, психолог, писатель, наш современный классик, автор гуманной педагогики, когда по завершении конкурса членам жюри нужно было заполнить анкету о критериях выбора победителя, написал: «Критерии, по которым выявляется победитель, в принципе приемлемы. Дело в том, что более объективные подходы разработать трудно. Формально я им подчиняюсь и даю свои оценки в баллах. По сути я пытаюсь почувствовать конкурсанта, понять его, вообразить его перед учениками, родителями, коллегами. В общем стараюсь создать в себе его личностный образ. Для этого у меня сложились свои критерии:

Как он общается с окружающими (на сцене и вне сцены);

Как движется, ведет себя, насколько аккуратен, учтив, как выражает свои мысли;

Насколько действительно свежее то, что он предлагает;

Не прослеживается ли гордыня, сверхсамоуверенность, насколько он скромен;

Чувствуется ли начитанность, знание новых направлений, насколько широк познавательный интерес;

Стараюсь почувствовать, любит ли он детей…

       «Идеальному» эксперту близки и понятны идеи конкурса и строки Пушкина «Ума холодных наблюдений и сердца горестных замет..»

«Роскошь сойти с колеи рутины»   Илья Демаков (абсол.победитель -2017)

Размышляя о философии конкурса «Учитель года», я понимаю, что участие в нём  - это роскошь сойти с колеи рутины, быть таким, каким сам себя видишь, каким представляют учителя в самых трогательных художественных образцах.

Ведь у учителя, прошедшего через это горнило, повышается градус самоуважения, он обретает больше свободы, внутренней уверенности и одновременно ответственности перед коллегами, детьми и родителями. А это верный путь к пониманию роли учителя, к способности зажигать других.

И ещё … участие в конкурсе  - это честь встать в один ряд с удивительными коллегами, настоящими учителями; это редкая привилегия называть себя одним именем с теми, по кому и определяют нашу профессию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя педагогическая философия

Каждому человеку рано или поздно приходится делать судьбоносный выбор – выбор профессии, дела жизни....

моя педагогическая философия

Каждый день я открываю дверь класса, и ко мне обращаются взоры моих учеников, их светлые, ясные глаза, любопытные, добрые, оценивающие каждый мой шаг. Они многого ожидают от меня. И я дарю им счастье...

Эссе "Моя педагогическая философия"

Эссе "Моя педагогическая философия"...

Бинарный урок в системе развивающего обучения (русский язык+философия)

Проведение бинарного (интегрированного) урока довольно часто в педагогической практике. В проведении бинарного урока принимают участие несколько учителей, обычно два преподавателя разных дисциплин. Оз...

Эссе «Моя педагогическая философия» на школьный конкурс «Учитель года»

в своей статье я рассказываю о себе, начале своей профессии, поделюсь своими впечатлениями и мечтами...