Урок окружающего мира по теме "Бабочки" 4 класс
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

Красюкова Людмила Ивановна

 ЦЕЛЬ: 
  познакомить с насекомыми, их разнообразием, показать многообразие видов и жизненных форм насекомых на примере бабочек.
Задачи образовательные: 
1. Расширить представление детей о животном мире нашей планеты, т.е. об одной из наиболее удивительной группе животных – о насекомых;
2. Создать условия для укрепления интереса к познанию окружающего мира, приобщения учащихся к детской научно – художественной, справочной, энциклопедической литературе и развитие самостоятельной работы с ней; 
4. Воспитывать бережное отношение к насекомым, прививать любовь к окружающей среде.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ Топчихинская средняя общеобразовательная школа № 1

 имени Героя России Дмитрия Ерофеева

с. Топчиха, Алтайский край

Урок окружающего мира  в 4  классе

                             Бабочки.

Традиционная программа обучения

УМК «Школа России»

Учебник окружающего мира

                                                   для 4  класса, автор: А.А. Плешаков

Подготовила

учитель  начальных классов

Красюкова Людмила Ивановна

                                               с. Топчиха  2011

 ЦЕЛЬ:

       познакомить  с насекомыми, их разнообразием,  показать многообразие      видов и жизненных форм насекомых на примере бабочек.

Задачи образовательные:

1. Расширить представление детей о животном мире нашей планеты, т.е. об одной из наиболее удивительной группе  животных – о насекомых;

2. Создать условия для укрепления интереса к познанию окружающего мира, приобщения  учащихся к детской научно – художественной, справочной, энциклопедической литературе и развитие самостоятельной работы с ней;

4. Воспитывать бережное отношение к насекомым, прививать  любовь  к окружающей среде.

 Задачи развивающие:

  1. Развивать навыки самостоятельности при работе с дополнительной литературой.
  2. Развитие воображения, мышления, памяти.
  3. Развитие  интеллектуальных качеств детей: грамотную речь, внимание.

Задачи воспитательные:

1. Воспитывать любознательность, активность.

2. Воспитывать бережное отношение к насекомым, самостоятельность, самоконтроль.

3. Создать эмоциональный и психологический климат в классе, для восприятия учебного материала.

 Форма урока: Урок –  получения новых знаний.

Формы работы:

1. Коллективная

2. Фронтальная

3. Индивидуальная

4. Групповая

Методы:

  1. Словесные (беседа, сообщение детей)
  2. Практические (работа с коллекциями и иллюстрациями)
  3. Наглядные: мультимедийная слайдовая презентация, коллекции насекомых, Красная книга России (том V), рисунки, иллюстрации с изображением бабочек.

План  урока:

  1. Повторение материала предыдущих уроков.
  2. Сообщение темы и цели урока.
  3. Выступление детей по теме урока:
  1. сообщение детей о разновидностях бабочек;
  2. исследовательская работа (работа с коллекциями бабочек и иллюстрациями)
  1. Вывод. Работа с Красной книгой.
  2. Домашнее задание.

Ход урока:

  1. Организационный момент: (1 мин)
  2. Сообщение темы и целей урока.    (Слайд № 1, 2)

(На слайде иллюстрации с изображением бабочек, мух, ос, шмелей, жуков; у детей на столах коллекции, энциклопедии, книги с сообщениями о бабочках)

- Посмотрите внимательно, скажите, что объединяет все эти иллюстрации?  (На них изображены насекомые) (Слайд 3)

- Исследуйте,  и скажите, что характерно для отряда насекомых?  - работа по группам  (у них 3 пары ног, туловище состоит из 3 члеников – голова, брюшко, грудь. Внизу на брюшке имеются насечки, из – за которых эти существа названы – насекомые).

- Как называется эта наука, которая изучает насекомых?

(Энтомология  –  наука о  насекомых, а «лепидоптерология» - раздел энтомологии, изучающий представителей отряда Чешуекрылые насекомые (бабочки))

- Как вы думаете, с чем или с кем мы сегодня познакомимся?

( С насекомыми)

    - Какую цель вы себе поставите на урок? (познакомиться с группой животных – насекомые; узнать,  какие бывают бабочки; чем они питаются; как размножаются)

- А теперь посмотрите, на столах у вас лежат иллюстрации бабочек, коллекции. Исследуйте, скажите, чем они похожи, что общего у них. Дома вы готовили сообщения о насекомых. Расскажите, что вы знаете.

(Дети работают в группах, готовят небольшие сообщения)

III. Сообщение детей.

- Отряд Чешуекрылые или бабочки (Слайд 4)

- Бабочки схожи с перепончатокрылыми тем, что у них три членика груди срослись и резко отделяются от брюшка, на голове всегда хорошо развитые сяжки, тело удлиненное.

-Имеются четыре крыла, с помощью которых бабочки хорошо летают.

- Питаются соком цветов.

- Три стадии развития.

- Рот бабочки приспособлен к сосанию, нижняя челюсть вытянута и загнута в желобок, что вместе с желобком другой челюсти составляет длинный сосущий хоботок.

- Передняя пара крыльев развита лучше задних, и как те, так и другие имеют скелет из хитиновых жилок. Снаружи крылышки эти в большинстве случаев ярко раскрашены, что зависит от разноцветной пыли, которой они усыпаны сверху. Окраска самцов более яркая, чем у самок.

- У бабочек три стадии развития. (Слайд 5,6, 7)

-Личинки бабочек, называемые гусеницами, имеют твердую голову, а туловище их состоит из 20 члеников, на трех передних помещаются настоящие ноги, а на конце имеются ложные ноги.

Таким образом, у гусеницы бывает 16 ног, или менее – до 8. Кожа гусениц часто бывает голая, иногда с волосками, редкими  или густыми и длинными.

- Образ жизни гусениц – разнообразен; иногда они встречаются в одиночку, или же собираются целыми массами.

Для отдыха гусеницы располагаются или на самом листе, или на соседней веточке растения.

Известно более 150.000 видов дневных и ночных бабочек.

- Какие же вам известны бабочки?

(Дети перечисляют названия бабочек, затем идет сообщение о каждом виде бабочек) (Слайд 8)

– Самая известная бабочка – капустница (репница) (стр. 204  по иллюстрированной энциклопедии животных)

– Что вы знаете о ней? (Дети показывают на рисунке эту бабочку, затем подготовленные  дети выступают с докладом об этой бабочке)

Сообщение 1 группы. (Слайд 9)

 - Летом, если понаблюдать за этими бабочками, можно увидеть интересную картину. Летают бабочки над капустой, затем садятся под листик, через минуту посмотришь, а там уже желтые яйца.

  Капустницу можно встретить повсеместно в пределах Европы, Северной Африки и Азии, например, в сельскохозяйственных зонах, равнинах и парках Гималайских гор. Она довольно вынослива в полете, и европейская популяция регулярно мигрирует по всему континенту. Размах крыльев бабочки от 5 до 6,5 сантиметров.

     Крылья имеют белую окраску с черными кончиками на передних крыльях и самцов и самок, но у самок есть еще по дополнительному белому пятну на переднем крыле. Нижняя сторона крыла бледно-зеленого цвета: она исполняет роль качественного камуфляжа, когда бабочка отдыхает. Черные отметины обычно выглядят более яркими у бабочек, появившихся летом.

     Самка откладывает партии по 20-100 желтоватых яиц на растения семейства капустных, поэтому эти бабочки считаются вредителями сельскохозяйственных культур.

 Питаются они группами,  объедая листья растений. От хищников они защищаются при помощи неприятных на вкус горчичных испражнений, хотя поголовье регулярно уменьшается благодаря сельскохозяйственному опрыскиванию и червячку-паразиту.

     Куколки также имеют желтовато-зеленую окраску с черными пятнышками. Перезимовывают капустницы в виде куколок. Потомство производится дважды в год: первый раз в мае-июне, второй – в августе.

Сообщение 2 группы.     (Слайд 10)

  Белый адмирал-  это бабочка из семейства Нимфалиды. Найти ее можно в лесистых местностях в северной Британии, большей части Европы и Азии. Зона распространения этого вида протянулась вплоть до Японии.

     Взрослые особи белого адмирала имеют черные крылышки с белыми полосками. Этот контраст цветов помогает как бы «разбить» линию крыла, тем самыми, камуфлируя бабочку от хищников. Размах крыльев у них составляет приблизительно 60-65 миллиметров. Полет очень интересный, элегантный, состоящий из коротких периодов взмахов, за которыми следует долго парение.

     Белый адмирал питается на цветках ежевики и мускатной дыни. Самки откладывают яйца на пучки жимолости, растущей в заросших лесистых местностях. Гусеницы зеленые, с красновато-коричневыми волосками, хорошо подстраиваются по окраске под лист, прикрепляясь к нему смесью своих выделений и шелковой нити. По мере приближения осени гусеницы формируют убежище, напоминающее палатку из листков, известное как место зимней спячки, которое они накрепко привязывают к стволу, прежде чем уйти на покой. Гусеница проснется следующей весной и после короткого периода откармливания, полиняет, отбросив чешуйчатую зеленую кожицу. В течение лета она пройдет еще один этап, превратившись в золотисто-зеленоватую куколку, и приблизительно через две недели после этого сформируется взрослая особь.

Сообщение 3 группы.   (Слайд 11)

Махаон -  это большая бабочка из семейства Papilionidae. Эта бабочка известна также как махаон желтый обыкновенный или махаон европейский. Ее вполне можно считать самым распространенным представителем семейства Papilionidae: махаона можно встретить повсеместно.

     Эта яркая бабочка имеет желтую окраску с черными крылышками и сеткой сосудов. Размах крыльев составляет 8-10 сантиметров. Задние крылья и у самцов, и у самок имеют пару торчащих хвостов, благодаря которым бабочка получила в некоторых языках название ласточкохвостой. Сразу под каждым хвостом находится красное глазное пятно.

     Махаон населяет альпийские равнины Гималайского хребта, встречаясь на высоте от 2 тысяч футов в районе Кашмирской долины до 16 тысяч футов в Гарвальских Гималаях. В штате Хималач Прадеш его можно найти только на высоте 4 тысячи футов, а в Сиккиме – только на 8 тысячах. В более низкие районы эти бабочки перелетают с марта по сентябрь. В верхних областях бабочки проводят только короткий летний сезон. Европейские популяции в этом плане оказываются более мобильными, но предпочитают проводить время недалеко от своего постоянного места проживания.

Сообщение 4 группы.   (Слайд 12)

Павлиний глаз (павлиноглазка)

Дневной павлиний глаз

     Бабочки этого вида — одни из самых крупных бабочек в мире. Например, размах крыльев индийской павлиноглазки, — четверть метра. У нас живет несколько разновидностей павлиньего глаза, в том числе, самая крупная в Европе бабочка — ночной павлиний глаз. В сумерках ее нетрудно перепутать с птицей или летучей мышью: расстояние от кончика одного крыла до кончика другого — 15 сантиметров.

Но более известен у нас дневной павлиний глаз. Эту бабочку вы наверняка видели: крылья такой необычной окраски не дадут перепутать ее ни с одной бабочкой в мире. На них, как на хвосте павлина, переливаются яркие большие пятна, похожие на глаза. Это роднит ее со всеми представителями этого семейства.

Но бабочка дневной павлиний глаз имеет и свои уникальные особенности. Например, цвета на ее крыльях меняются в зависимости от того, при какой — повышенной или пониженной — температуре сформировалась куколка. Отраженный свет, воздействуя на гусеницу, превращает ее в куколку цвета окружающих предметов — удивительная приспособляемость!

Гусеницы павлиньего глаза живут на крапиве, ежевике, малине. Только что вышедшие из яиц, они ползут вверх, к молодым побегам, где плетут общее гнездо

Физминутка. (Слайд 13)

- Чем же питаются бабочки?

Сообщение 5 группы.

  ПИТАНИЕ

   - Как только протеин, накопленный гусеницей, заканчивается, бабочка теряет способность к размножению. Поэтому она вынуждена, используя хоботок, поглощать жидкую пищу.

Для всех бабочек характерно наличие длинного подвижного хоботка. Он образован сильно изменёнными и удлинёнными нижними челюстями и приспособлен для высасывания нектара из цветов. С его помощью бабочки достают нектар из цветков или высасывают сок, вытекающий из поврежденных - деревьев и плодов. Дневные и ночные бабочки питаются жидкой пищей, которую они всасывают при помощи трубчатого хоботка. Когда бабочка не питается, она держит хоботок свернутым в спираль под головой. Он разворачивается, когда насекомое сосёт пищу или воду.

Страничка  « Это интересно!»

(Рассказывают заранее подготовленные ученики).

1. Бабочки не только украшают наши луга и поля, но и приносят человеку пользу.

Бабочки тутового шелкопряда, которые питаются листьями тутового дерева, дарят людям тончайшие нити, из которых получают натуральный шелк.

Шелководство известно человечеству уже более 4500 лет. Из Китая оно пришло в Индию, а оттуда в Японию, Персию и Среднюю Азию.

Гусеницы тутового шелкопряда живут большими семьями и строят паутинные гнезда в виде коконов. Люди научились разматывать коконы и получать из этих нитей тончайшие натуральные шелка.

2. Улетели бабочки на юг. Правда это или выдумка?

О том, что птицы улетают зимовать на юг, знают даже малыши. А вот то, что есть бабочки, улетающие на зиму в тёплые края, слышали немногие. И ещё меньше людей видели это.

В  первые осенние дни стаи репейниц улетают на юг. Они зимуют в Турции, Иране, Африке. Назад они возвращаются к нам в июне. Отложив яйца, репейницы погибают. В конце лета появляются молодые бабочки. Осенью они отправляются в далёкий путь.

Улетают зимовать на юг и бабочка адмирал, и желтушка луговая и бражник "мёртвая голова".

Летят эти бабочки за сотни, а то и за тысячи километров. Причём летят не стаями, а в одиночку. Отважные бабочки!

Перелёты бабочек - сплошные загадки. Куда они летят? Почему? Как находят дорогу? Какова их скорость в полёте? Учёные ищут ответы на эти вопросы.  И они начали изучать перелёты бабочек. А как это сделать: на бабочек ведь колец, как на птиц, не наденешь. Вот и придумали - метят бабочек особой краской. Поймают, мазнут легонько кисточкой и отпускают. У каждой страны - определённый цвет, а у каждой станции по изучению перелётов бабочек (сейчас есть и такие) ещё и особые знаки в виде точек и тире, вроде азбуки Морзе.

IV. Итог урока.

- Что нового узнали сегодня на уроке?

(Мы познакомились с многообразием видов и жизненных форм бабочек, узнали, чем питаются бабочки)

-  Какой вывод можно сделать?  (Слайд 14)

Вывод: Нельзя на лугу уничтожать гусениц. Большинство гусениц  не приносят вреда. Со временем эти гусеницы превращаются в красивых бабочек, которые опыляют растения. Они не только украшают природу, но и поддерживают природное равновесие.

- Ребята, скажите, что вы знаете о  бабочках, которые занесены в Красную Книгу?

(Красная Книга - это аннотированный перечень редких и исчезающих видов растений, животных и грибов с указанием их современного и былого распространения, численности и причин ее сокращения, уже принятых и необходимых мер охраны. Первым официальным изданием такого типа была Красная Книга МСОП (Международного союза охраны природы при ООН), вышедшая в 1966 году.  В нашей стране первая Красная книга вышла в 1978 году. В ней содержатся сведения о редких и исчезающих видах животных и растений обитающих на территории СССР. В 1983 году вышла в свет Красная книга РСФСР, которая и сегодня действует на территории России.)

- Назовите виды бабочек, занесённых в Красную Книгу.

(Махаон, адмирал, аполлон, капустница)

V. Домашнее задание. (Слайд 15)

 - Найти в энциклопедиях интересный материал про бабочек, насекомых и оформить реферат, буклет, выступление. Подготовить сообщение о редких и исчезающих насекомых. Нарисовать эмблему «Насекомые просят защиты»

VI. Рефлексия. (Слайд 16)

Литература.

  1. А.Э. Брэм «Жизнь животных». Том II – Санкт – Петербург. Издательство П.П. Сойкина, 2002.
  2. Дэвид Берни. Энциклопедия «Животные». Издательство: АСТ  Астрель,2009.
  3. А. Ликум «Всё обо всём». Том III.: Издательство АСТ.1997.
  4. Мир вокруг нас – А.А.Плешаков, учебник окружающего мира для 4 класса -13 изд. – М.: Дрофа, 2009.
  5. И.П. Сосновский. «Редкие и исчезающие животные» - По страницам Красной книги России. Том V. Издательство М.: Энергоатомиздат. 1987.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 1 классе по теме «В подводном мире. Многообразие животного мира водоёмов.

Урок строится в виде путешествия по сказочному подводному царству, в котором учащиеся становятся главными исследователями мира водоёмов. Применение компьютерной техники, приёмов и элементов сказкотера...

Урок окружающего мира во втором классе по теме «Моря». ОБЖ Правила поведения на воде. Интерактивная доска при изучении окружающего мира

Конспект урока по теме "Моря". Окружающий мир 2 класс. В приложении представлена презентация и печатный материал: кроссворд и правила поведения на воде....

Урок окружающего мира в 1 классе Тема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»

Урок окружающего мира в 1 классеТема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»...

Урок окружающего мира в 1 классе по теме "В лес за грибами" (УМК «Гармония», учебник «Окружающий мир 1 класс», авторы О. Т. Поглазова, В. Д. Шилина)

Урок окружающего мира по теме "В лес за грибами" проводится во 2 полугодии 1 класса. Это 3-й по счёту урок-закрепление по теме "Грибы". Проводится в форме урока-путешествия. На дан...