Методическая разработка по курсу "Окружающий мир.4 класс"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

Дубакова Наталья Александровна

Комбинированный урок в 4 классе по курсу "Окружающий мир", тема "В пустыне". Урок включает в себя практическую работу учащихся, анализ репродукции картины, презентацию, музыкальное сопровождение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc39.5 КБ
Office presentation icon prezentaciya_microsoft_powerpoint.ppt2.96 МБ

Предварительный просмотр:

Комбинированный урок по курсу «Окружающий мир. 4 класс»

Тема «В пустыне»

Цели:

  1. Ознакомить с климатическими условиями зоны пустынь;
  2. Формировать представление учащихся об особенностях животного и растительного мира пустыни;
  3. Показать влияние деятельности человека на природу пустынь;
  4. Расширять кругозор, развивать логическое мышление;
  5. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование:

  1. Карта природных зон;
  2. Атласы для учащихся;
  3. Презентация;
  4. Гербарий растений пустыни;
  5. Репродукция картины И.Крамского «Христос в пустыне»;
  6. Музыка Дж.Вентуры «Летний зной».

Ход урока.

  1. Введение в тему, словесное рисование.

- Ребята, закройте глаза и попробуйте представить образ, который возникает у вас при слове «пустыня».

- Теперь расскажите, что вы себе представили.

2. Мотивация.

- Существует такое выражение-утверждение «Пустыня- мёртвая местность».(слайд) Вы с этим согласны?

Сейчас мы поговорим с вами о пустыне, узнаем её особенности и в конце беседы вы ещё раз ответите: согласны ли вы с этим утверждением.

  1. Работа по карте.

 - Найдите на карте зону пустынь. В России пустыни занимают небольшую площадь: по берегам Каспийского моря, к западу и к востоку от низовьев Волги.

- Какую зону сменяет зона пустынь?

- Каким цветом обозначена пустыня?

- Почему?

  1. Характеристика  зоны пустынь. (слайд)

                                                    Пустыни

Песчаные                                      Глинистые                                            Каменистые

Песчаные (слайд)- более благоприятны для развития растительности, т.к. в песках на разной глубине есть грунтовые воды.

Пески легко перевеваются ветром, если они не закреплены растительностью. Но в основном песчаные пустыни неподвижны. Горы песка называются барханами (демонстрация макета бархана).

Каменистые (слайд) пустыни располагаются на возвышенности. Скалы под действием ветра растрескиваются, ветер выносит из трещин и сдувает тонкий материал, скалы приобретают причудливые формы.

Глинистые пустыни (слайд)тоже растрескиваются из-за палящего солнца и недостатка воды, а ветер ещё усиливает эти трещины.

Вообще, ветер практически постоянный спутник пустыни. Иногда он достигает огромной силы и движется с огромной скоростью. Тогда возникает одно из самых страшных явлений пустыни – песчаные бури – смерчи. (слайд)

Растения пустыни.

В пустыне есть травы, кустарники и даже деревья. Все они по-разному борются с недостатком воды. Есть среди них такие, которые научились жить особой, ускоренной жизнью. Весной они пёстрым ковром устилают пустыни, а как только летний зной высосет из почвы всю влагу, они умирают.

Одно из самых известных растений пустыни – верблюжья колючка. (слайд, гербарий)

Колосняк (слайд, гербарий)

Джузгун (слайд, гербарий)

-Рассмотрите растения пустыни. Как они приспособились к условиям жизни?

     У растений, которые растут в пустыне есть ряд приспособлений. Например, юкка коротколистная может сохнуть без всякого вреда для себя: ее старые листья высыхают и отмирают, а молодые, тоже высыхают и буреют, но при этом они продолжают расти, когда выпадает очередная порция осадков.

     Самый распространенный способ защиты – это, конечно же, засухоустойчивость. Если одни растения сбрасывают листья, то другие отращивают очень длинные корни, чтобы доставать влагу из глубин. Например, мескитовое дерево, саксаул и акация может развить корни до 15-21 метра. А еще у некоторых пустынных растений, развивается обширная поверхностная корневая система, которая быстро усваивает влагу кратковременных дождей, а также предутренней росы. Например, австралийская еж-трава имеет очень длинные корни, а ее листья покрыты жесткой кутикулой, которая препятствует испарению. Многие растения могут делать так, чтобы у них отмирали наземные части, а оставались лишь клубни и луковицы, например, амариллисовые тюльпаны, и многие другие.
    Есть такие растения, которые запасают избыток влаги в своих листьях, например, алоэ, или в стеблях, например, кактусы. Кстати, у последних цилиндрическая или шаровая форма растения, а листья редуцированные в шипы, которые, вместе с комочками и ворсинками, предохраняют кактусы от травоядных животных, а также уменьшают испарение.

Животные.

- Каждое животное пустыни по-своему интересно: Долгоног, песчанки, сайгаки, верблюды, пресмыкающиеся: песчаный удавчик, кобра, ящерица – круглоголовка (слайд)

- Приспособленность животных пустыни к условиям жизни заметна не только в их внешности, но и в поведении. Днём многие животные прячутся в норах или зарываются в песок, а по ночам выходят на поиски пищи. Те животные, которые всё-таки кормятся днём, обычно держатся в тени растений.

Животные пустыни могут подолгу обходиться без воды, а некоторые совсем не пьют. Им достаточно той влаги, которую они получают, поедая растения.

- Теперь мы вернёмся к утверждению, которое прочитали в начале урока. Согласны вы с ним? Поднимите карточки со знаком «+» или «-».

- Давайте сделаем вывод. Что мы можем сказать о пустыне? (В пустыне вовсе не пусто. Она населена разнообразными живыми существами, приспособленными к трудным условиям жизни.)

 

  1. Пустыня и человек. 

Ни весна, ни зима в пустыне не приносят новых картин – кругом только бледно-серые или желтые пески. Кстати, согласно мнению ученых, пески приходят в движение, только из-за бесхозяйственности людей, например, если долго пасти скот на одном месте – на закрепленных песках, то они съедят всю траву, а поверхностный слой песка растопчут. Песок унесет ветер, корни оголятся, а растения погибнут – вот поэтому надо правильного использовать пастбища и не истреблять саксауловые леса на дрова, иначе появятся сплошные голые подвижные барханы.

  1. Закрепление (слайд). Тест «Пустыни».
  2. Анализ и рисование картины.

- Итак, мы рассмотрели ещё одну природную зону – зону пустынь. Но о пустыне можно узнать не только из книг и учебников, её изображение можно увидеть не только на картах и рисунках, но и на картинах великих художников. Одной из таких картин является работа Ивана Крамского «Христос в пустыне» (слайд), написанная во второй половине 19 века.

Художник написал сидящего на камнях человека. Картина даёт увидеть панораму бескрайней каменистой пустыни, по которой в немом молчании день и ночь брёл одинокий человек. Только под утро усталый и измученный опустился он на камень, всё ещё ничего не видя перед собой.

 Уже горизонт затеплился утренним солнцем, природа готовится встретить восход и только человек этот безучастен к окружающей его красоте, какая-то неотступная мысль преследует его…

- Какая пустыня здесь изображена?

- А теперь, ребята, вы попробуете сами побыть художниками. На листе бумаги попробуете сами нарисовать пустыню. Вернее, вы начнёте это делать, а закончите работу дома.

Рисовать мы начнём под чудесную музыку Дж.Вентуры «Летний зной».

Самостоятельная работа уч-ся.

  1. Подведение итогов.

Д/з: составить 2-3 цепи питания в зоне пустынь.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка 2 класс. Тема:«Состав слова».

Урок разработан по теме "Состав слова" по учебнику С.В. Иванова по программе "Начальная школа ХХI век"...

Методическая разработка урока русского языка 2 класс"Парные звонкие и глухие согласные"

Урок с элементами игры и разнообразным дополнительным материалом....

Методическая разработка внеклассного мероприятия в 4 классе "Прощай, начальная школа!"

Внеклассное мероприятие "Прощай начальная школа!" проводится в 4 классе в виде выпускного вечера с целью обесечения психологического контакта и сотрудничества педагога, детей и их родителей; с целью ф...

Методическая разработка урока ИЗО для 1 класса "Ожившая клякса"

Методическая разработка урока по изобразительному искусству для 1 класса общеобразовательной школы по модифицированной программе.Автор разработки: Микоян Анастасия СергеевнаМесто работы: НОУ СОШ...

Методическая разработка родительского собрания в 1 классе на тему: «1 класс- это сложно?»

Конспект и презентация родительского собрания в 1 классе на тему: «1 класс- это сложно?»...

Методическая разработка: «Динамический час в младших классах групп продлённого дня». Разработка : Сурковой Е.В. воспитателя группы продлённого дн

Динамическая пауза - это актуальный отдых у детей.Двигательная активность - биологическая активность организмаю\....