Рабочая программа по окружающему миру (3 класс)
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) по теме

Жукова Людмила Викторовна

В данном материале содержится рабочая программа по окружающему миру, приложение к рабочей программе (3 класс); (УМК « Школа России»)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Окружающий мир

Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе Федерального государ ственного образовательного стандарта начального общего обра зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи тания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Данная программа конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по темам, последовательность изучения материала с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредметных и внутрипредметных связей.

Рабочая программа призвана сохранить ведущую идею курса «Мир вокруг нас» – формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех  людей, для всего живого.

Курс «Окружающий мир» имеет экологическую направлен ность, которая определена особой актуальностью экологичес кого образования в современных условиях. С началом треть его тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В XXI ве ке их решение приобретает характер фактора выживания че ловечества. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе.

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе на правлено на достижение следующих целей:

  1. формирование целостной картины мира и осознание ме ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
  2. духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессиональ ного многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса явля ются:

1) формирование уважительного отношения к семье, насе лённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соеди няет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Знакомство с началами естественных и социально-гума нитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сде лать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гар монии с интересами природы и общества, тем самым обе спечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции есте ственно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особен ностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитив ных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообра зие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего раз вития личности.

Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными на уками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружа ющий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способ ных оценивать своё место в окружающем мире и участво вать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

Значение курса состоит также в том, что в ходе его из учения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возмож ностями для формирования у младших школьников фунда мента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей умений проводить на блюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила по ведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значитель ную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориента ции младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Содержание курса охватывает весьма широкий круг воп росов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом чело век, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.

Отбор содержания учебного курса «Окружающий мир» осу ществлялся на основе следующих ведущих идей:

  1. идея многообразия мира;
  2. идея экологической целостности мира;
  3. идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко прояв ляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе ин теграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действитель ности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внима ние уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существо вание человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последо вательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой при родой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется по ложительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого обще ства, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, со временной социальной жизни, которые присутствуют в про грамме каждого класса.

Уважение к миру – это своего рода формула нового от ношения к окружающему, основанного на признании са моценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к ру котворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «откры тие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-об разовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения за дач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планиру емых результатов имеет организация проектной деятель ности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

В соответствии с названными ведущими идеями осо бое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объек тов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологиче ских связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и пове дения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родите ли учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробужда емые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.

Ценностные ориентиры содержания курса

• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармо ничной жизни человека и общества.

• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятель ности во всём многообразии её форм.

• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стрем ление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости чело века, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспи тания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизне способности российского общества.

• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нрав ственно развитой личности.

• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здо ровье физическое, психическое, духовно- и социально-нрав ственное.

• Нравственный выбор и ответственность человека в отноше нии к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.

К концу 3 класса учащиеся должны знать:

  1. человек — часть природы и общества;
  2. что такое тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;
  3. основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе;
  4. основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии); группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы;
  5. взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);
  6. взаимосвязи между природой и человеком (значение при роды для человека, отрицательное и положительное воздей ствие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);
  7. строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;
  8. правила гигиены; основы здорового образа жизни;
  9. правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
  10. правила безопасного поведения в быту и на улице, основ ные дорожные знаки; правила противопожарной безопаснос ти, основы экологической безопасности;
  11. потребности людей; товары и услуги;
  12. роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; роль денег в эконо мике, основы семейного бюджета;
  13. некоторые города России, их главные достопримечатель ности; страны, граничащие с Россией (с опорой на карту); страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту).

Учащиеся должны уметь:

  1. распознавать природные объекты с помощью атласа-опре делителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
  2. проводить наблюдения природных тел и явлений, прос тейшие опыты и практические работы, фиксировать их ре зультаты;
  3. объяснять в пределах требований программы взаимосвя зи в природе и между природой и человеком;
  4. соблюдать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
  5. выполнять правила личного поведения в природе, обос новывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;
  6. выполнять правила личной гигиены и безопасности, ока зывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;
  7. владеть элементарными приемами чтения карты;
  8. приводить примеры городов России, стран – соседей Рос сии, стран зарубежной Европы и их столиц.

Тематический план

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

экскурсии

практические

работы

1

Как устроен мир

7

1

2

2

Эта удивительная природа

19

4

3

Мы и наше здоровье

8

4

4

Наша безопасность

9

1

1

5

Чему учит экономика

12

3

6

Путешествие по городам и странам

13

1

Итого

68

2

15

Большое значение для выполнения программы имеет организация учебного  процесса как сотрудничества и творческого общения учителя и ученика, а также обучающихся друг с другом.

Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий.

Организация сопровождения учащихся направлена на:

- создание оптимальных условий обучения;

- исключение психотравмирующих факторов;

- сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;

- развитие положительной мотивации к освоению учебной программы;

  - развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.

Формы организации работы при изучении курса мир вокруг нас разнообразны: уроки в классе и в природе, экскурсии, домашние работы. Разнообразны также методы, приемы и средства обучения. Так, значительная роль отводится наблюдениям в природе, практическим работам, демонстрации опытов, наглядных пособий.

В основе построения программы лежат принципы единства, преемственности,  вариативности, выделения понятийного ядра, деятельностного подхода, системности.

Планируемый уровень подготовки учащихся:

- наблюдение объектов окружающего мира, их устное описание, соотнесение полученных результатов с целью наблюдения (опыта);

- выявление с помощью сравнения отдельных признаков объектов;

- проведение простейших измерений разными способами с использованием соответствующих приборов и инструментов;

- работа с простейшими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов;

- работа с учебными и научно-популярными текстами и др.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

В соответствии с базисным учебным планом программа составлена из расчета  2 часа в неделю, 68 часов в год.

Как устроен мир (7 ч).

Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы.

Связи в природе. Роль природы в жизни людей.

Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память,

мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.

Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества.

Человечество.

Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу. Меры по охране природы.

Эта удивительная природа (19 ч).

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые, жидкие, газообразные тела и вещества.

Воздух. Свойства воздуха. Состав воздуха. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.

Вода. Свойства воды. Очистка воды от примесей с помощью фильтра. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для растений, животных, человека. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Необходимость экономии воды при ее использовании.

Разрушение твердых пород в природе. Почва. Состав почвы. Представление об образовании почвы, роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.

Разнообразие растений. Группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.

Разнообразие животных. Группы животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери или млекопитающие. Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.

Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.

 «Великий круговорот жизни». Основные звенья этого круговорота: организмы-производители, организмы-потребители и организмы-разрушители. Роль почвы в круговороте жизни.

Мы и наше здоровье (8 ч).

Организм человека. Органы. Их функции в организме. Системы органов.

Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств, их значение и гигиена.

Кожа, ее функции. Гигиена кожи. Первая помощь при небольших повреждениях кожи (порез, ожог, ушиб, обморожение

Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.

Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.

Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.

Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики – враги здоровья.

Наша безопасность (9 ч).

Огонь, вода и газ. Меры безопасности при обращении с огнем, газом. Действия во время пожара, аварии водопровода, утечки газа. Номера телефонов срочных служб.

Меры безопасности на улице, дороге, общественном транспорте. Дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные.

Опасные места в доме и ближайших окрестностях. Правила поведения при встрече с незнакомцем.

Меры безопасности при общении с природой. Опасные природные явления. Экологическая безопасность.

Чему учит экономика (12 ч).

Для чего нужна экономика. Потребности человека. Товары и услуги.

Природные богатства – основы экономики. Три кита экономики: природные богатства, капитал, труд. Труд – главная потребность человека.

Полезные ископаемые, их разнообразие, значение для человека. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.

Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность. Основные отрасли промышленности.

Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран. Заработная плата.

Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.

Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.

Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Промышленность и загрязнение окружающей среды. Экологические прогнозы.

Путешествие по городам и странам (13 ч)

Города Золотого кольца России. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.

Страны, граничащие с Россией - наши ближайшие соседи.

Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики. Основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.

Знаменитые места мира. Достопримечательности Азии, Африки, Австралии, Америки.

Бережное отношение к культурному наследию человечества.

Перечень обязательных практических работ
и экскурсий

Экскурсии:

№1 Многообразие природы.

№2 Дорожные знаки в окрестностях школы.

Практические работы:

№1   Посадка дерева или кустарника.

№2   Изготовление кормушек для птиц.

№3   Обнаружение крахмала в продуктах питания.

№4  Изучение свойств воды, очистка загрязнённой воды с помощью фильтра.

№5   Рассматривание плодов и семян растений, определение признаков их приспособленности к распространению.

№6   Распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя.

№7   Знакомство с внешним строением кожи.

№ 8   Подсчёт ударов пульса.

№ 9   Упражнение в оказании первой помощи.

№10  Изучение содержания питательных веществ в различных продуктах.

№11  Устройство и работа бытового фильтра для воды.

№ 12  Рассматривание образцов полезных ископаемых.

№ 13  Знакомство с культурными растениями.

№ 14  Современные российские монеты.

№ 15  Поиск и показ на карте изучаемых географических объектов.

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

Особенности организации контроля по окружающему миру

Специфичность содержания предметов, со ставляющих образовательную область «Окру жающий мир», оказывает влияние на содержа ние и формы контроля. Основная цель контро ля - проверка знания фактов учебного матери ала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приво дить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.

Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, мо делями, лабораторным оборудованием.

Фронтальный опрос проводится как беседа-полилог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материал (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.

Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках по предметам данной образовательной области. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.

Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстрированного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.

Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т. п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.

При письменной проверке знаний по предметам естественно-научного и обществоведческого направления используются также контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны поэтому тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др. Имеют большое значение и работы с индивидуальными карточками-заданиями: дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т. п. Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей.

Интересной формой письменной формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются графические работы. Здесь учитель проверяет осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком-схемой.

Специфической формой контроля, сочетающей в себе элементы как устного, так и письменного опроса, является работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями. Эта форма контроля используется в основном на уроках, формирующих естественно-научные представления детей. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу.

Учебно-методическое обеспечение.

Литература для учащихся:

  1. Плешаков А.А. Окружающий мир 3 класс, М.: Просвещение, 2007
  2. Плешаков А. А. Рабочая тетрадь к  учебнику «Мир вокруг нас» в 2-х частях: 3 класс. – М.: Просвещение, 2007
  1. Дополнительная:
  1. Еремеева Е. Ю. Растения: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2005
  2. Модестов С. Ю. Космос: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2005
  3. Модестова Т. В. Животные: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2005
  4. Модестова Т. В. Птицы: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2006

Литература для учителя:

  1. Брыкина Н. Т., Жиренко О. Е., Барылкина Л. П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2004
  2. Дмитриева О. И. и др. Поурочные разработки по окружающему миру: 3 класс. – М.: ВАКО
  3. Муковникова О. Г. Природоведение. 3 класс. Поурочные планы по учебнику А. А. Плешакова «Мир вокруг нас». – Волгоград: Учитель – АСТ, 2004
  4. Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2004
  5. Плешаков А. А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2005
  6. Плешаков А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: Книга для учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 2005

Лист корректировки учебной программы

№ урока

Тема урока

Причина корректировки

Способ корректировки

Страница



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

 по  предмету «Окружающий мир»

 в 3 классе

Учитель:  Жукова Л.В.

Количество часов: за год- 68 ч (10 ч региональный компонент (Р.К)); 2 часа в неделю.

Программа: Плешаков А.А.  Окружающий мир  (Школа России. Концепция и программы для начальных классов. Ч.1. М.: Просвещение, 2008, С. 126)

Учебник: Плешаков А.А. «Мир вокруг нас» 3 класс. Ч. 2. М.: Просвещение 2007;

Плешаков А.А.  Рабочая тетрадь к учебнику  для 3 класса Ч. 2. М.: Просвещение 2010

Практических работ – 15

Экскурсий – 2

№ с начала года

№ урока по теме

Дата

Тема урока

Практические работы, экскурсии

Деятельность учащихся

Форма контроля

Примерное домашнее задание

Как устроен мир (7ч) Э. 1; П.Р. -2

1.

06.09.

Инструктаж по Т.Б. и охране труда. Что такое природа?

  Оперировать  понятиями: неживая природа, живая природа организм, биология, царства, бактерии, микроскоп.  Различать  чем человек отличается от других объектов живой природы. Выделять  ступени познания: восприятие, память, мышление, воображение.

Фронтальная беседа

С. 4–7 Чит., вопр.

Инд.з. С.8-9

2.

08.09.

Многообразие природы.

Экс. №1

тематический

Р.Т.

3.

13.09.

Человек.

  Различать  понятия государство,

территория. Определять  герб, флаг России.

 Фронтальный

С10-15. Вопр.

4.

15.09.

Общество.

 Отличать  экологию от других похожих наук.   Определять  экологические связи.

Фронтальный

С.20-21 . В.опр.

Инд. З. с 21 №3

5.

20.09.

Мир глазами эколога.

 

Применять  правила поведения в природе,   правильно вести себя в зелёной зоне. Различать некоторые виды растений и животных, занесённых в Красную книгу.

 Фронтальный

С.22-26 вопр.

6.

22.09.

Природа в опасности. Охрана природы.

П.Р. Р.К. №1 Посадка дерева или кустарника

Фронтальный

С. 27-32 вопр.

7.

27.09.

Проверочная работа

П. Р. №2 изготовление кормушек для птиц

Тематический

Эта удивительная природа (19 ч) П.Р. – 4

1.

29.09.

Тела, вещества, частицы.

 Определять  понятия: тело, вещество, частица.

Фронтальная беседа

С 34-38

2.

04.10.

Разнообразие веществ.

П.Р. №3 обнаружение крахмала в продуктах питания

Распознавать вещества: соль, сахар, крахмал, кислота.   Правильно  пользоваться этими веществами.

тематический

С 39-43 вопр.

3.

06.10.

Воздух и его охрана.

Определять  состав и свойства воздуха.

 Фронтальный

С 44-48.

4.

11.10.

Вода. Свойства воды.

П.Р.№4 Изучение свойств воды, очистка загрязнённой воды с помощью фильтра

Определять  основные свойства воды. Знать о значении воды для живых существ.   Очищать  воду с помощью фильтра.

Фронтальный

С 49-52

5.

13.10.

Превращения и круговорот  воды в природе.

Увязывать  круговорот воды с её свойствами. Применять понятия: испарение, круговорот воды.

 Фронтальный

С 53-56

6.

18.10.

Берегите воду!

 Р.К.

Распознавать причины загрязнения водоёмов, меры охраны водоёмов от загрязнения.

Фронтальный

С. 57 -61

7.

20.10.

Как разрушаются камни!

 Определять  причины разрушения твёрдых тел.

 Фронтальный

С. 62–64, задание 2

8.

25.10.

Что такое почва?

Распознавать основные свойства почвы, состав почвы.  Определять  наличие разных компонентов в почве.

Фронтальный

С 65-70

9.

27.10.

Разнообразие растений. 

 Отличать  растения одной группы от другой, Знать основную классификацию растений.

 Фронтальный

С 71 -75

10.

08.11.

Солнце, растения и мы с вами.

 Устанавливать  взаимосвязь солнца, растений и человека.  Составлять  схему дыхания и питания растений.

Фронтальный

С 76-79

11.

10.11.

Размножение и развитие растений.                    

П.Р. №5 рассматривание плодов и семян растений, определение признаков их приспособленности к распространению

Распознавать  этапы развития растения из семени, способы размножения растений.

 Фронтальный

С80-83

12.

15.11.

Охрана растений.

 Р.К.

П.Р. №6 распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя.

  Объяснять, почему многие растения становятся редкими. Применять  основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе.

Фронтальный

С 84 -88

13.

17.11.

Разнообразие животных.

Распознавать  классификацию животных и их групповые признаки.   Относить  животное к определённой группе.

 Фронтальный

С 89-95

14.

22.11.

Кто что ест?

 

Применять классификацию животных по типу пищи.   Составлять  цепи питания.

Фронтальный

С 96-99

15.

24.11.

Невидимая сеть и невидимая пирамида.

 Устанавливать  взаимосвязи между растениями и животными дубового леса. Узнавать  обитателей дубовых лесов.

 Фронтальный

С.100-104

16.

29.11.

Размножение и развитие животных.

Знать способы размножения животных.

Фронтальный

С. 105-111

17.

01.12.

Охрана животных.

 Р.К.

  Определять  причины исчезновения животных. Применять экологические правила, которые должны выполнять люди.

 Фронтальный

С. 112 -117

18.

06.12.

В царстве грибов.

 

Распознавать  съедобные и несъедобные грибы.  Определять  строение шляпочного гриба. Выполнять  правила сбора грибов.

Фронтальный

С. 118 -123

19.

08.12.

Великий круговорот жизни.

Распознавать  основные звенья круговорота жизни.   Устанавливать  взаимосвязь между ними.

С. 124 -126

Мы и наше здоровье (8 ч) П.Р.- 4

1.

13.12.

Организм человека.

Иметь представление: внутреннее строение организма человека.   Показывать внутренние органы на модели человека.

 Фронтальный

С 128 - 131

2.

15.12.

Как человек вос принимает окру жающий мир 

Иметь представление: органы чувств и их значение для человека. Беречь  органы чувств.

Фронтальный

С 132 -135

3.

20.12.

Надёжная защита организма.

П.Р. №7 знакомство с внешним строением кожи

   Оказывать  первую помощь при небольших повреждениях.

 Фронтальный

Индивидуальный

С 136 -139

4.

22.12.

Опора тела и движение.

 

  Показывать  основные кости скелета. Применять  правила посадки за столом и выполнять их.

Фронтальный

С. 140 -143

5.

27.12.

Наше питание. Ор ганы пищеварения

  Соблюдать  правила питания.  Устанавливать  взаимосвязь продуктов питания и пищеварительной системы.

 Фронтальный

С.144 -147

6.

10.01.

О дыхании, о дви жении крови

П.р. № 8 Подсчёт ударов пульса

Заботиться о своём здоровье.

Фронтальный

Тематический

С 148 -150

7.

12.01.

Это зависит от тебя

П.Р. № 9 Упр. в оказании первой помощи

  Закаливать  свой организм.

 Фронтальный

С.151 - 153

8.

17.01.

Здоровый образ жизни.

 

П.Р. №10 изучение содержания питат. вещ. в различных продуктах

Применять  главные правила здорового образа жизни, выполнять их.

Фронтальный

С 154 -157

Наша безопасность (9 ч) Э.- 1; П.Р. - 1

1.

19.01.

Огонь, вода и газ.

 

  Выполнять  правила пожарной безопасности, правила обращения с газовыми приборами.

С 4-7

2.

24.01.

Чтобы путь был счастливым.

Эк..№2 Дорожные знаки в окрестностях школы

 Выполнять  правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

3.

26.01.

Чтобы путь был счастливым.

С 8-13

4.

31.01.

Дорожные знаки. ПДД

Узнавать основные дорожные знаки,  ориентироваться на дороге.

С 14 -17

5.

02.02.

 Опасные места.

Узнавать опасные места для человека.  Предвидеть  опасность, избегать её, при необходимости действовать решительно и чётко.

С.18 -21

6.

07.02.

О молниях, змеях, собаках

и прочем

Соблюдать  правила безопасности при общении с природой.

С.23 -28

7.

09.02.

Экологическая безопасность.

П.Р.  №11 Устройство и работа бытового фильтра для воды.

 

  Выполнять  правила личной экологической безопасности.

С.29- 31

8.

14.02.

Экологическая безопасность.

С 32-34

9.

16.02.

Проверочная работа.

Чему учит экономика (12 ч) П.Р. - 3

1.

21.02.

Для чего нужна экономика?

  Определять  понятие экономика, главную задачу экономики.

С 36-39

2.

28.02.

 Три кита экономики.

Применять  основные составляющие экономики.

С 40- 47

3.

01.03.

Полезные ископаемые. Р.К. 

П.Р. № 12 Рассматривание образцов пол. ископаемых

Распознавать основные полезные ископаемые, их значение в жизни человека.

С 48-52

4.

06.03.

Растениеводство

  Отличать  культурные растения от дикорастущих.   Различать  культурные растения.

С 53 -59

5.

13.03.

Р.К. Растениеводство.

П.Р. № 13 Знакомство с культурными растениями

Познакомиться с растениеводством Гатчинского района.

6.

15.03.

Животноводство.

 

Иметь представление: особенности разведения и содержания домашних животных.

С 60 -63

7.

20.03.

Какая бывает промышленность?

   Различать  продукцию каждой отрасли промышленности.

С.64-67

8.

22.03.

Р.К. Промышленность края

Познакомиться с предприятиями  Гатчинского района

9.

03.04.

Что такое деньги?

П.Р. № 14 Современные российские монеты

 Определять  роль денег в экономике. Распознавать современные российские монеты.

С. 68 -72

10.

05.04.

Государственный бюджет.

 Оперировать  терминами: бюджет, доходы, налоги, расходы.

С 73 -76

11.

10.04.

Семейный бюджет.

  Основы  семейного бюджета.

С 77 -80

12.

12.04.

Экономика и экология. Р.К. «Наш край сегодня»

  Составлять  простейшие экологические прогнозы.

 С 81-86

Путешествие по городам и странам (13 ч) П.Р. -1

1.

17.04.

Р.К. Путешествие по Серебряному поясу России

Познакомить с культурными памятниками  Ленинградской обл. и городами, входящими в Серебряный пояс России

2.

19.04.

Р.К. Путешествие по Серебряному поясу России

3.

24.04.

Золотое кольцо России.

Распознавать некоторые города Золотого кольца России и их главные достопримечательности,   показывать их на карте.

С. 88 -90

4.

26.04.

Золотое кольцо России.

С 91 -99

5.

03.05.

Наши ближайшие соседи.

распознавать государства – ближайшие соседи России,   показывать их на карте.

С 100-103

6.

08.05.

Наши ближайшие соседи.

С. 104 -107

7.

10.05.

 На севере Европы.

Распознавать  северные европейские государства.  Показывать  их на карте.

С 110-114

8.

15.05.

На севере Европы.

С 115-119

9.

17.05.

 Что такое Бенилюкс?

Иметь понятие: страны Бенилюкса, особенности их экономики.  Показывать  страны на карте.

С. 120-126

10.

22.05.

 В центре Европы.

Иметь понятие: страны, расположенные в центре Европы,   показывать их на карте.

С.127-133

11.

24.05.

Путешествие по Франции и Великобритании.

Иметь понятие: страны, расположенные в центре Европы,   показывать их на карте.

С 134-143

12.

29.05.

 На юге Европы.

   

П.Р. № 15  Поиск и показ на карте изучаемых географических объектов

Иметь понятие: страны, расположенные в центре Европы,   показывать их на карте.

С.144-150

13.

По знаменитым местам мира.

Иметь понятие: страны, расположенные в центре Европы,   показывать их на карте.

С.151-155

Страница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "начальная школа XXI века"

Рабочая программа окружающий мир  4 класс  составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе А.А. Плешакова

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе А.А. Плешакова....

рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе "Школа России"

календарно-тематическое планирование по программе "Школа России"...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой

Рабочая программа написана в соответствии с требованиями, соблюдена структура....

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...