Главные вкладки

    Программа духовно-нравственного воспитания
    методическая разработка по окружающему миру (1 класс) по теме

    очень пригодилось для работы при составлении рабочих программ

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon programma_duhovno-nravstvennogo_vosp..doc80 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПРОГРАММА

    ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

    Нормативно-правовой и документальной основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования являются Закон «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

    Задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

    Понимание современных условий и особенностей развития и социализации обучающихся позволяет конкретизировать содержание общих задач по каждому из основных направлений их духовно-нравственного развития и воспитания.

    Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

    1. элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;
    2. представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
    3. элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;
    4. элементарные представления о правах и обязанностях

    гражданина России;

    1. интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
    2. уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;
    3. ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;
    1. начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
    2. элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;
    3. интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, населённого пункта;
    4. стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города;
    5. любовь к образовательному учреждению, своему селу, городу, народу, России;
    6. уважение к защитникам Родины;
    1. умение отвечать за свои поступки;
    2. негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

    Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

    •        первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;

    1. различение хороших и плохих поступков;
    2. представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;
    3. элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;
    4. уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
    5. установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
    6. бережное, гуманное отношение ко всему живому;
    7. знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;
    8. стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и анализировать его;
    9. представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
    10. отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.

    Воспитание  трудолюбия,   творческого   отношения   к  учению, труду, жизни:

    1. первоначальные представления о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
    2. уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
    3. элементарные представления об основных профессиях;
    4. ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;
    5. элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
    6. первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
    7. умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
    8. умение соблюдать порядок на рабочем месте;
    9. бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
    10. отрицательное отношение к лени и небрежности в трудe и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.
    11. бесконфликтное, конструктивное взаимодействие человека с другими людьми.

    Формирование ценностного отношения  к здоровью  и здоровому образу жизни:

    1. ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;
    2. элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного);
    3. элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;
    4. понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
    5. знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;
    6. интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
    7. первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека;
    8. первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
    9. отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.

    Воспитание ценностного отношения к природе,  окружающей среде (экологическое воспитание):

    1. развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
    2. ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
    3. элементарный опыт природоохранительной деятельности;

    •        бережное отношение к растениям и животным.

    Воспитание  ценностного  отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

    1. представления о душевной и физической красоте человека;
    2. формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;
    3. интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;
    4. интерес к занятиям художественным творчеством;
    5. стремление к опрятному внешнему виду;

    отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

    Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в перспективе достижения национального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям.

    Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

    Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

            Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

    Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни;

    справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

    Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

    Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие.

    Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

    Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, нервно-психическое и социально-психологическое.

    Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

    Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

    Воспитание  ценностного  отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

    Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

    Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.

    Виды деятельности и формы занятий с обучающимися:

    Воспитание гражданственности,  патриотизма,  уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

    1. получение первоначальных представлений о Конституции Российской Федерации, ознакомление с государственной символикой — Гербом, Флагом Российской Федерации, гербом и флагом Республики Татарстан;
    2. ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина (в процессе бесед,  экскурсий, просмотра кинофильмов, путешествий по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых игр гражданского и историко-патриотического содержания);
    3. ознакомление с историей и культурой родного края, на родным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России (в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий, путешествий, туристско-краеведческих экспедиций);
    4. знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников (в процессе бесед, проведения классных часов, просмотра учебных фильмов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвящённых государственным праздникам);
    5. знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина (в процессе посильного участия в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детско-юношескими организациями);
    6. участие в просмотре учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов, проведении бесед о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, подготовке и проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими;
    7. получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми — представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни (в процессе бесед, народных игр, организации и проведения национально-культурных праздников);

    •        участие во встречах и беседах с выпускниками своей школы, ознакомление с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма.

    Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

    1. получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов (в процессе бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки и др.);
    2. ознакомление по желанию обучающихся и с согласия родителей  с деятельностью традиционных религиозных организаций;
    3. участие в проведении уроков этики, внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия;
    1. ознакомление  с  основными  правилами  поведения  в школе, общественных местах, обучение распознаванию хороших и плохих поступков (в процессе бесед, классных часов, просмотра учебных фильмов, наблюдения и обсуждения в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей);
    2. усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и образовательного учреждения — овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим детям, взрослым, обучение дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности;
    3. посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, других живых существах, природе;
    4. получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье (участие в беседах о семье, о родителях и прародителях);
    5. расширение опыта позитивного взаимодействия в семье (в процессе проведения открытых семейных праздников, выполнения и презентации совместно с родителями  творческих проектов, проведения других мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями).

    Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

    В процессе изучения учебных дисциплин и проведения внеурочных мероприятий обучающиеся получают первоначальные представления о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества:

    1. участвуют в экскурсиях по микрорайону, городу, во время которых знакомятся с различными видами труда, различными профессиями в ходе экскурсий на производственные предприятия, встреч с представителями разных профессий;
    2. узнают о профессиях своих родителей и прародителей, участвуют в организации и проведении презентаций «Труд наших родных»;
    3. получают первоначальные навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками,  старшими детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности (в ходе сюжетно-ролевых экономических игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий, проведения внеурочных мероприятий (праздники труда, ярмарки, конкурсы, города мастеров, организации детских фирм и т.д.), раскрывающих перед детьми широкий спектр профессиональной и трудовой деятельности);
    4. приобретают опыт уважительного и творческого отношения к учебному труду (посредством презентации учебных и творческих достижений, стимулирования творческого учебного труда, предоставления обучающимся возможностей творческой инициативы в учебном труде);
    5. учатся творчески применять знания, полученные при изучении учебных предметов на практике (в рамках предмета «Технология», участия в разработке и реализации различных проектов);
    6. приобретают начальный опыт участия в различных видах общественно полезной деятельности на базе образовательного учреждения и взаимодействующих с ним учреждений дополнительного образования;
    7. приобретают умения и  навыки  самообслуживания в школе и дома;
    8. участвуют во встречах и беседах с выпускниками своей школы, знакомятся с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни.

    Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

    1. приобретение познаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья (в ходе уроков физической культуры, бесед, просмотра учебных фильмов, в системе внеклассных мероприятий, включая встречи со спортсменами, тренерами, представителями профессий, предъявляющих высокие требования к здоровью);
    2. участие в беседах о значении занятий физическими упражнениями, активного образа жизни, спорта, прогулок на природе для укрепления своего здоровья;
    3. практическое освоение методов и форм физической культуры, здоровьесбережения, простейших элементов спортивной подготовки;
    4. составление здоровьесберегающего режима дня и контроль его выполнения, поддержание чистоты и порядка в помещениях, соблюдение санитарно-гигиенических норм труда и отдыха;
    5. получение навыков следить за чистотой и опрятностью своей одежды, за чистотой своего тела, рационально пользоваться оздоровляющим влиянием природных факторов (солнца, чистого воздуха, чистой воды);
    6. получение элементарных представлений о взаимосвязи, взаимозависимости здоровья физического, нравственного (душевного),   психологического,   психического   и   социально-психологического в ходе бесед с педагогами, психологами, медицинскими работниками образовательного учреждения, родителями;
    7. получение знаний о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека (в рамках бесед с педагогами, психологами, медицинскими работниками, родителями.

    Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

    •        усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, традициях этического отношения к природе в культуре народов России, других стран, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой;

    1. получение первоначального опыта эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе (в ходе экскурсий, прогулок, туристических походов и путешествий по родному краю);
    2. получение первоначального опыта участия в природоохранительной деятельности (в школе и на пришкольном участке, экологические акции, десанты, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц и т. д.), участие в создании и реализации коллективных природоохранных проектов;
    3. усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с природой, расширение опыта общения с природой, заботы о животных и растениях, участие вместе с родителями в экологической деятельности по месту жительства.

    Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

    1. получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России, культур народов России;
    2. ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами;
    1. обучение видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в том, что окружает обучающихся в пространстве образовательного учреждения и дома, в природе в разное время суток и года, в различную погоду; разучивание стихотворений, знакомство с картинами, участие в просмотре учебных фильмов, фрагментов художественных фильмов о природе; обучение понимать красоту окружающего мира через художественные образы;
    2. обучение видеть прекрасное в поведении и труде людей, знакомство с местными мастерами прикладного искусства, наблюдение за их работой;
    3. получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества (на уроках художественного труда);
    4. участие вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров, в экскурсионно-краеведческой деятельности,   реализации  культурно-досуговых  программ, включая посещение объектов художественной культуры с по следующим представлением в образовательном учреждении своих впечатлений и созданных по мотивам экскурсий творческих работ;
    5. получение элементарных представлений о стиле одежды как способе выражения внутреннего душевного состояния человека;
    6. участие в художественном оформлении помещений.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся.

    ФГОС. Содержательный раздел ООП НОО. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования....

    Система деятельности по программе духовно- нравственного развития, воспитания обучающихся « Путешествие к успеху и мечте» : проблемы и пути решения».

    Современная педагогика не может существовать без концептуальной идеи инновационного мышления, определяющей направления развития духовности, нравственности и базовых ценностей в условиях образовательно...

    ПРОГРАММА ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

    СОДЕРЖАНИЕПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………………..3 I.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ,ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ……………………………………………6  II. СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГ...

    Программа духовно – нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

    Программа духовно – нравственного  развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.Цель программы: воспитание  ответственного, инициативного и компетентного граждан...

    Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

    Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся MБОУ «Лицей №121» разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного станд...

    Программа духовно - нравственного развития, воспитания обучающихся 3 класса

    Программа используется для внеурочной деятельности в 3 классе....

    Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся "Семь-Я"

    Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся «Семь-Я» на ступени начального общего образования  направлена на приобщение обучающихся  к ценностям семьи, своей этнической...