Календарно-тематическое планирование по окружающему миру, 3 класс
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) по теме

Сибирева Вера Сергеевна

 

"Начальная школа XXI века"

Программа "Окружающий мир"

3 класс, 2011-2012 уч.год

Автор: Виноградова. Н. Ф.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл окружающий мир, 3 класс.docx39.51 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Основная цель предмета – формирование социального опыта школьника, осознание элементарного взаимодействия в системе «человек-природа-общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.

Особое значение изучения образовательной области «Окружающий мир» состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность.

 «Окружающий мир» - предмет интегрированный. При его изучении младший школьник:

  1. устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни;
  2. осознает необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок; получает начальные навыки экологической культуры;
  3. подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознает возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни;
  4. подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе.

В программе представлены следующие содержательные линии:

- человек как биологическое существо;

- человек и другие люди;

- человек и мир природы;

- человек и общество;

- история родной страны.

Интегрированный и культурологический характер курса позволяет учитывать особенности восприятия младшим школьником окружающего мира, развивать их общую культуру, эрудицию, творческие способности; основанием для интеграции природоведческих и обществоведческих знаний является рассмотрение места и роли человека в природе и в обществе, а ведущей идеей обновления содержания - отбор наиболее актуальных для ребенка знаний, позволяющих формировать его готовность к разнообразному взаимодействию с окружающим миром.

В методике обучения преобладают поисковая и творческая деятельность: дети поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать знания, применять их в нестандартных ситуациях, размышлять, фантазировать, играть (рабочие тетради «Учимся думать и фантазировать», «Учимся познавать окружающий мир»).

Данная программа соответствует образовательным стандартам начального общего образования и базисному учебному плану образовательного учреждения. В авторскую программу внесены изменения: на изучение темы «Грибы» отводится 2 часа, добавляется ещё 1 час на тему «Бактерии» (изменения в учебнике 2010 г.), на изучение темы «Земля – наш дом» - 9 часов. Учитывая особенности класса, считаю необходимым дополнить темы материалами, позволяющими расширить кругозор третьеклассников, формировать элементарную эрудицию, общую культуру, овладеть знаниями, превышающими минимум содержания образования. Эти материалы отнесены в графу «Элементы дополнительного содержания» учебно-тематического плана.

Изучение предмета «Окружающий мир» требует использования нетрадиционных форм организации, усиления роли занятий, которые проходят вне класса (на пришкольном участке, в парке, музее, спортивном зале и пр.).

Программа предусматривает проведение уроков обобщения. Цель их – оживить знания школьника, которые он получил не только на данном уроке, но и за предыдущие годы обучения, и на основе этого систематизировать  и обобщить полученные представления, создать стройную картину определенного исторического периода развития нашего государства.

Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).

Формой итоговой проверки знаний учащихся является тестирование.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

  1. Виноградова. Н. Ф. и др. Окружающий мир: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – 2-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 144 с.: ил. – (Начальная школа XXI века);
  2.  Виноградова. Н. Ф, Калинова Г.С. Окружающий мир: 3 класс: Рабочие тетради № 1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2010. – 48 с.: ил.- (Начальная школа XXI века);
  3. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: Методика обучения: 1-4 классы – М.: Вентана-Граф, 2007. – 240 с.: ил. - (Начальная школа XXI века).
  4. Окружающий мир: итоговая аттестация: 3 класс: типовые тестовые задания/О.Н.Крылова. – М.: Издательство «Экзамен». – 48 с.
  5. CD Окружающий мир. Интерактивные карты для начальной школы + 1С: конструктор интерактивных карт, фирма «1С», 2010.
  6. CD Мир природы. Познавательные материалы об окружающем мире.: наглядное пособие по естествознанию для младших школьников, - М. изд. «Новый диск», 2010.
  7. CD Основы безопасности жизнедеятельности. Образовательная коллекция / Учебник TeachPro для учащихся начальной школы, фирма «1С», 2010.
  8. CD и DVD Безопасность на улицах и дорогах. Учебно-методическое пособие для начальной школы, - студия «Премьер-УчФильм», 2010.

СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ (68 ч)

  1. Введение (1 ч), авторская программа – 1 час

Где ты живешь. Когда ты живешь. Историческое время. Счет лет в истории.

  1. Земля — наш общий дом (9 ч),  авторская программа – 10 часов.

Солнечная система. Солнце — звезда. Земля — планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе.

Изображение Земли. Глобус — модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, услов ные обозначения карты. Карта России.

Условия жизни на Земле. Солнце — источник тепла и света.

Вода. Значение воды для жизни на Земле. Разные состоя ния воды в зависимости от температуры воздуха. Свойства воды. Источники воды на Земле. Водоемы, их разнообразие.

Растения и животные разных водоемов. Охрана воды от за грязнения.

ОБЖ: правила поведения на водоемах в разные времена года.

Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух — смесь газов. Охрана воздуха.

Человек познает мир. Наблюдения, опыты, эксперимен ты — методы познания человеком окружающего мира. Изо бражение Земли. Глобус — модель Земли. План. Карта (гео графическая и историческая). Масштаб, условные обозначе ния карты. Карта России.

Расширение кругозора школьников. Представления людей древних цивилизаций о происхождении Земли. История воз никновения жизни на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты.

  1. Растительный мир Земли (11 ч), авторская программа – 11 часов.

Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек. Разнообразие растений: во доросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цвет ковые, их общая характеристика.

Растения — живые тела (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, мно голетние. Питание растений. Роль корня и побега в пита нии. Размножение растений. Распространение плодов и семян.

Охрана растений.

Расширение кругозора школьников. Разнообразие расте ний родного края. Ядовитые растения. Предупреждение от равлений ими.

  1. Грибы (2 ч), авторская программа – 1 час

Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съе добные и несъедобные грибы.

Расширение кругозора школьников. Правила сбора грибов. Предупреждение отравлений грибами.

  1. Животный мир Земли (11 ч), авторская программа – 11 час

Животные — часть природы. Роль животных в природе. Животные и человек. Разнообразие животных: одноклето чные, многоклеточные, беспозвоночные, позвоночные (на примере отдельных групп и представителей).

Животные — живые тела (организмы). Поведение живот ных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных.

Расширение кругозора школьников. Животные родного края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих дете нышей. Как человек одомашнил животных.

Каким был человек в разные времена (исторические эпохи) (14 ч)

Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи).

Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в Рос сии. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство — основные качества славянина.

Крестьянское жилище. Городской дом. Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические вре мена. Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и кресть ян, представителей разных сословий (князя, боярина, дво рянина).

Расширение кругозора школьников. Происхождение имен и фамилий. Имена в далекой древности. Во что верили сла вяне. Принятие христианства на Руси.

  1. Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи) (20 ч), авторская программа – 20 часов.

Человек и растения. Культурные растения. Что такое зем леделие. Хлеб — главное богатство России. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права.

Рыболовство и охота на Руси и в России.

Ремесла. Возникновение и развитие ремесел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное и др.). Знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов. Появление фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты. Торговля. Возникновение денег.

Развитие техники в России (на примере авиации, авто строения). Освоение космоса. Строительство. Первые славянские поселения, древние города (Великий Новгород, Москва, Владимир).

Расширение кругозора школьников. Орудия труда в раз ные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особенности труда людей родного края. Как дом «вышел» из-под земли.

Уроки-обобщения. Древняя Русь (повторение материа ла 2 класса); Московская Русь (основные исторические со бытия, произошедшие до провозглашения первого русского царя); Россия (основные исторические события, произо шедшие до 1917 года).

Экскурсии. В природные сообщества (с учетом местных условий), на водный объект с целью изучения использова ния воды человеком, ее охраны от загрязнения. В краеведче ский (исторический), художественный музеи, на предпри ятие (сельскохозяйственное производство), в учреждение быта и культуры.

Опыты. Распространение тепла от его источника. Смена сезонов, дня и ночи. Роль света и воды в жизни растений. Состав почвы.

Практические работы. Работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради). Работа с живыми растения ми и гербарными экземплярами.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

К концу обучения в 3 классе учащиеся должны: называть (приводить примеры):

  1. тела живой и неживой природы;
  2. планеты Солнечной системы (2-3);
  3. свойства воздуха, воды;
  4. состав почвы;
  5. древние города и их достопримечательности;
  6. имена отдельных руководителей государства, деяте лей, просветителей Руси и России (в соответствии с про граммой);
  7. причины исчезновения растений и животных, отдель ных сообществ;

различать (соотносить):

  1. год, век, арабские и римские цифры;
  2. названия русского государства и их соответствие исто рической эпохе;
  3. растения разных групп (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые);
  4. животных разных групп (одноклеточные — многокле точные, беспозвоночные — позвоночные);
  5. приспособления животных к среде обитания;
  6. особенности внешнего вида, строения животного в за висимости от среды обитания;
  7. понятия «земледелие», «ремесло», «торговля», «деньги»;

решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:

  1. объяснять значение Солнца для жизни на Земле;
  2. объяснять необходимость бережного отношения чело века к окружающей среде;
  3. характеризовать условия жизни на Земле; природные зоны России;
  4. характеризовать основные процессы жизнедеятельно сти животных;
  5. раскрывать значение растений и животных в природе и жизни человека;
  6. составлять описательный рассказ о животном (расте нии) по плану учителя и самостоятельно составленному;
  7. соблюдать правила поведения в природе; участвовать в работе в уголке природы, на пришкольном участке;
  8. характеризовать некоторые важнейшие события в ис тории российского государства (объединение славян, принятие христианства, крепостное право, возникновение ремесел, развитие городов);
  1. рассказывать об особенностях жизни людей в Древней Руси, Московской Руси, России разных эпох;
  2. сравнивать картины природы, портреты людей, одеж ду, вещи разных эпох;
  3. работать с географической и исторической картой, глобусом (в соответствии с заданиями рабочей тетради), ра ботать с контурной картой по заданию учителя;
  1. высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Вид контроля

Элементы дополнительного содержания

Проведение по плану

Проведение фактически

1 часть.

Введение (1 час)

1

Где и когда ты живешь?

1

Текущий

Тысячелетие. прошлое, настоящее, будущее. Счет лет в истории.

1.09

Земля – наш общий дом (9 часов)

2

Солнечная система

1

Текущий

названия планет. Астроном Коперник. Языческие верования.

6.09

3

Земля – планета Солнечной системы. Изображение Земли.

1

Текущий

Меридианы и параллели. Полюса, экватор, Северное и Южное полушария. Линия горизонта.

08.09

4

Условия жизни на
Земле. Солнце – источник тепла и света

1

Текущий

Экваториальный пояс. Арктический пояс

13.09

5-6

Значение воды для жизни на Земле.

Вода – источник жизни на Земле

2

Текущий

Картинная галерея.  Айвазовский «Девятый вал».

15.09,

20.09

7

Воздушная оболочка Земли

1

Текущий

Кислород, углекислый газ. Проектная деятельность: Как защитить воздух от загрязнения.

22.09

8

Человек познает мир. Как изображают Землю.

1

Текущий

27.09

9

Карта и план.

 О меридианах и параллелях.

1

Текущий

29.09

10

Практическая работа с географ. картой

1

Текущий

4.10

Бактерии и грибы (2 часа)

11

Бактерии

1

Текущий

6.10

12

Грибы. Какие бывают грибы.

1

Тематический

Отличие грибов от растений. Съедобные и несъедобные грибы (узнавание). Правила сбора грибов Проект: Тихая охота.

11.10

Растительный мир Земли (11 часов)

13

Распространение растений. Растения дикорастущие и культурные.

Ядовитые растения.

1

Текущий

Лекарственные растения. Языческие верования славян о силе растений.  Проект: Растения прекрасные, но опасные.

18.10,

20.10

14-15

Разнообразие растений на Земле.  Водоросли, мхи, папоротники,

хвойные и цветковые растения

2

Тематический

Картинная галерея. П. Кончаловский «Сирень в корзине».

25.10,

27.10

16-17

Растения – живые существа (организмы)

2

Текущий

Организм. Признаки организма (питание, дыхание, рост, размножение) Побег

1.11,

3.11

18

Размножение растений

1

Текущий

Практич. работа: размножение фиалки и бегонии.

8.11

19

Продолжительность жизни растений

1

Текущий

Проект. деятельность: книжка в картинках «Как человек использует плоды и семена растений»

10.11

20-21

Культурные растения в жизни человека.

Хлеб – всему голова.

2

Текущий

Путешествие в прошлое «Хлеб – всей жизни голова».

15.11,

17.11

22

Красная книга России. Охрана растений.

1

Текущий

Картинная галерея. А. Саврасов «Лосиный остров в Сокольниках»

29.11

23

Правила поведения на природе.

1

Тематический

Составление памятки: «Правила поведения на природе».

1.12

Животный мир Земли (11 часов)

24

Животные – часть природы. Роль животных в природе

1

Текущий

6.12

25-26

Разнообразие животных .

Животные – живые существа (организмы)

2

Текущий

Фауна. одноклеточные, многоклеточные. насекомые – беспозвоночные животные. Жабры, легкие, трахея. Органы выделения

8.12,

13.12

27

Жизнедеятельность животных

1

Текущий

15.12

28

Беспозвоночные животные.

Разнообразие насекомых. Пауки.

1

Текущий

Ролевая игра, напр., «Я-муравей».

20.12

29

Позвоночные животные: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.

1

Текущий

Рыбы, земноводные, пресмыкающиеся – позвоночные животные

22.12

30

Птицы.

1

Текущий

Картинная галерея. А. Рылов «В голубом просторе».

27.12

31

Млекопитающие (звери)

1

Текущий

29.12

32

Природные сообщества

1

Текущий

Цепи питания. Место животных и растений в цепи питания

10.01

33

Красная книга России. Охрана животных.

1

Текущий

Заповедники России. Картинная галерея. А. Пластов «Витя-подпасок»

12.01

34

Урок - обобщение. Проверка знаний.

1

Тематический (тест)

17.01

2 часть

Каким был человек в разные времена (исторические эпохи) (14 часов)

Наша Родина: от Руси до России (6 часов)

35

Древняя Русь

1

Текущий

Происхождение названия «Русь»

19.01

36

Древнерусское государство

1

Текущий

Возвышение Киева среди других городов

24.01

37

Московская Русь

1

Текущий

Венчание на царство. Картинная галерея. И. Глазунов «Иван Грозный».

26.01

38-39

Российская империя.   Российские императоры.

2

Текущий

Создание русского флота. Верфь.  Картинная галерея. В. Серов «Петр 1», А. Антропов «Портрет Екатерины 2».

31.01,

2.02

40

Советская Россия. СССР. Российская Федерация

1

Текущий

Большевики. Президент. Федеральное собрание (парламент). Правительство

7.02

Как жили наши предки (8 часов)

41

Из истории имен. Имя, отчество, фамилия

1

Текущий

Прозвище. Из истории имен. Проектная деятельность: «Что означают имена членов твоей семьи?»

9.02

42-43

Какими людьми были наши предки?

2

Текущий

Легенда. Летопись. Пядь. Вершок. Картинная галерея
А. Рябушкин «Боярышня 17 века»
, Г.К. Михайлов «Игра в жмурки»

14.02,

16.02

44-45

Какие предметы окружали русских людей?

2

Текущий

Картина А.М. Васнецова «В горнице древнерусского дома московских времен», А.Г. Венецианов «Гумно»,
К.П. Брюллов «Портрет княгини
Е. П. Салтыковой»,
П. А. Федотов «Сватовство майора», Н. Ярошенко «Деревенский хор»

28.02,

1.03

46

Русская трапеза

1

Текущий

Проектная деятельность: Составление древне-русского меню. Картина

И.И. Машков «Снедь московская: хлебы»

6.03

47-48

Боги древних славян.

Принятие христианства на Руси.

2

Тематический

Религия. Язычники. Православие. Картинная галерея. В. Суриков «Взятие снежного городка», В. Васнецов «Крещение Руси». Проектная деятельность: Христианские праздники.

8.03,

13.03

Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи) (20 часов)

49

Что создавалось трудом крестьянина?

1

Земледелие. Земледелец

15.03

50

О крепостных и помещиках

1

Крестьяне, помещики

20.03

51–53

Что создавалось трудом ремесленника?

Что такое ремесло? Ремесла в России XVII-XVIII веков.

 3

Текущий

Ремесло, ремесленники. Умелый, талантливый, творческий

22.03,

27.03,

29.03

54

Русская ярмарка (экскурсия)

1

Текущий

3.04

55

Урок – театрализация. Русская ярмарка.

1

Текущий

5.04

56

О гончарном круге, керамике и фарфоре

1

Текущий

10.04

57

О веретене, прялке и ткацком станке

1

Текущий

17.04

58

Русские оружейники

1

Текущий

19.04

59-60

О фабриках, заводах, капиталистах и рабочих

2

Текущий

Фабрики, заводы, капиталисты, рабочие. Товар

24.04,

26.04

61

О первых железных дорогах

1

Текущий

03.05

62

Открытия, которые совершил человек в XIX-XX веках (пароход)

1

Текущий

Картинная галерея.

И. Е. Репин

«Бурлаки на Волге»

08.05

63

Открытия, которые совершил человек в XIX-XX веках (автомобиль)

1

Текущий

Проектная деятельность: Автомобиль будущего.

10.05

64

Открытия, которые совершил человек в XIX–XX веках (самолет)

1

Текущий

Картинная галерея. А Дейнека «Никитка – первый русский летун».

15.05

65

Время космических полетов

1

Текущий

17.05

66–67

 

Россия ХХ –XXI веков

Проверка знаний (тест)

2

Итоговый

 

22.05,

24.05

68

Урок обобщения знаний.

1

29.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование по Окружающему миру 1 класс

Календарно - тематическое планирование по Окружающему миру в 1 классе "Школа России"  по новым стандартам с УУД...

Календарно- тематическое планирование по окружающему миру. 3 класс.

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру. 3 класс. 2011-2012 учебный год.Учитель: ……………………………………………………………………… Пояснительная записка.   Данное планир...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 4 класс

Представлено планирование уроков по учебнику Поглазовой О.Т. (комбинированный курс) в 4 классе...

Календарно - тематическое планирование по окружающему миру (3 кл) к учебнику "Окружающий мир" (авт. Е.В.Саплина, А.И.Саплин, В.И.Сивоглазов).. й

Календарно - тематическое планирование по окружающему миру (3 кл) составлено к учебнику "Окружающий мир" (авт. Е.В.Саплина, А.И.Саплин, В.И.Сивоглазов)....

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру к учебнику Плешакова А. А. «Окружающий мир» 4 класс

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру к учебнику Плешакова А.А. "Окружающий мир" 4 класс ФГОС...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе (1-4) по учебнику «Окружающий мир» Плешаков А.А.

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе (1-4) по учебнику «Окружающий мир» Плешаков А.А.  ч.1, ч.2. из расчета 2 часа в неделю, всего в год  66 часов...