Как размножаются культурные растения (конспект урока по окружающему миру)
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Светлана Михайловна Деева

Урок по теме "Как размножаются культурные растения" проведён в рамках семинара "Системно- деятельный подход в обучении как средство формирования предметных результатов в рамках введения ФГОС". 2 класс. Учебник Клепининой З.А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx40.08 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:       Как   размножаются   растения  (по программе З.А. Клепининой)

Цели:     

1. Образовательные:

Формирование представления о размножении растений, знакомство со способами размножения. Формирование умения наблюдать за природными явлениями.

2. Развивающие:

Развитие умения сравнивать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации. Развитие умения анализировать и находить пути решения поднимаемой проблемы.

3. Воспитательные: 

Воспитание гуманного отношения к природе. Экологическое и нравственное воспитание. Воспитывать умение работать в парах и группе.

Оборудование: 

Сообщения о первоцветах. Презентация к уроку. Таблички деления на группы (Агрономы. Эксперты. Экологи. Экономисты. Растениеводы). Раздаточный материал (Контейнер №1: семена огурцов, тыквы, помидоров, фасоли, гороха. Контейнер № 2: клубни картофеля, обрезанные клубни картофеля с глазками, лук севок, луковицы гладиолусов). Образцы: черенок розы, усик хлорофитума. Словарь иностранных слов. Табличка «План для описания семян». Памятка «Способы размножения растений». Разноуровневые тесты. Табличка для этапа рефлексии (на листе ватмана нарисованы домик, солнышко, гусеница)

Ход урока

I. Организация   класса на работу Поздоровайтесь с гостями. Сели, проверим посадку.

II. Проверка д/з  (сообщения о первоцветах, подготовленные учениками помещены на  

                             доску)

                –Начнём с домашнего задания, что было задано на дом? (Д/з по выбору: ответы на вопросы

                                                                                                                  после статьи в учебнике или сообщение про перевоцветы)

                - Почему растения называются первоцветами?

                - При каком условии весной растения начинают расти?  (…Сокодвижение)

                - Верно. Вы знаете, почему подснежники не боятся холода?

                - Оказывается, у подснежников сок  необычайный,  он сахарный! А такие

                  растворы, с большим содержанием  сахара, во время  небольших морозов не

                  замерзают.
               - Дома вы подготовили сообщения о первоцветах нашего края.

                  Отгадав загадку, узнаем – о каком растении услышим сообщение.

                   На откосе, на лугу,

                   Босиком по снегу

                   Первые цветочки -

                  Желтые глазочки! (мать-и- мачеха)

                - Слушаем сообщение о мать – и мачехе.

                - Скоро станет теплее и мы сможем увидеть растения, о которых узнали  на

                  прошлом уроке, о чём надо помнить, бывая на природе весной?

III. Актуализация   знаний   - Только что мы как будто побывали в весеннем лесу, а что

                                                      же происходит ранней весной на поле или в огороде?

                                                    - Поднимите руку, кто из вас видел как растения      

                                                      высаживают в почву.

                                                    - Назовите части растений (лист, ствол, корень, плод, семя)

                                                    - Какое значение для растения имеет каждая его часть?  

                                                   - А вы знаете, какие части растения используют для  

                                                     посадки?

        

IV. Объявление темы и мотивирование    - Итак, читаем хором тему урока …

                                                                                      Слайд №1

Как размножаются культурные растения

                - Давайте представим, что все мы работаем в большом фермерском  хозяйстве, и  

                  все специалисты хозяйства собрались на конференцию  по поводу посевной.

                  Мы попытаемся с точки зрения людей разных профессий взглянуть на  

                  проблему размножения растений.

                -  Здесь присутствуют растениеводы, агрономы, экономисты, экологи, эксперты.

                  (выставляются карточки на парты).

                -  Расскажите, чем занимаются люди вашей профессии.

                - Какое слово не знакомо?   Слайд № 2 (АГРОНОМ)  -читаем хором.

                - Как узнать значение слова?

                - Прочитаем в словаре (Агроном-…)    

                - Открываем нашу конференцию, первый вопрос для экологов: - какое значение

                  имеет размножение растений?  

                - Агрономы, ответьте, почему на первом слайде фото огорода?        

                - Экономисты, подумайте, ради чего вы хотите сегодня работать на уроке?                        

                - Эксперты, попробуйте сформулировать цели урока.

                - Да, сегодня на уроке мы узнаем о способах размножения, проанализируем их и  

                  сравним, проведём практическую работу, будем отгадывать загадки,поработаем

                  в парах и группах.

                - По ходу изучения темы составим памятку. (Вывешивается табличка    

                 «Способы размножения растений»)

V. Работа по теме

     1)  Беседа о семенах.

               - Растениеводы, с чего предложите начать изучение темы?  При затруднении  

                  поможет загадка.

                 Слайд № 3                  Лежало на свету,
                (читает Витя)              Бросилось в темноту,
                                                     Да и там покоя нет:
                                                     Как бы вырваться на свет?

                 - Кто отгадал?

                 - Проверим.       Слайд №4. (Отгадка)

                 - По каким признакам догадались? (Вывешивается табличка «семенами».)                                              

     

       2)  (Слайд № 5. Горох, фасоль, огурцы,  помидоры, тыква)  

                 - Кто узнал растения?

                 - Как можно назвать одним словом?

                 - Что их объединяет? (Вспомните отгадку, при помощи чего могут  

                    размножаться?)

                 - Правильно, они действительно размножаются при помощи семян.

                 - Какие ещё растения могут так размножаться?

      3) - Практическая работа  №1

                 - Проведём практическую работу в парах. Цель работы: научиться различать,

                   описывать и сравнивать семена растений.

                 - Придвиньте контейнеры под № 1, рассмотрите содержимое. Каким словом

                   Можно назвать  содержимое контейнеров?                                  

                 - Семена каких растений вы смогли различить?

                 - Каждая группа опишет семена по плану, записанному на доске.( План:

                                                                             1. Форма. 2 .Размер. 3 .Поверхность. 4 .Цвет)

               

                а)  - Начнём с группы экспертов. Каким номером обозначены семена огурцов  

                         на слайде?    

                                                                        (Слайды № 6. Фото семян под номерами).

                       - Как вы догадались? Используйте для ответа план.

             

                б) – Группа экономистов, опишите семена помидоров по плану. (образец плана

                       на доске)

                в)-  Группа растениеводов, опишите семена тыквы.

                г) - Группа агрономов, опишите семена фасоли.

                д) - Группа экологов опишет семена гороха.

                    - Проверим, правильно ли вы описали семена овощей? Слайд №7

          4) Подведение итога практической работы № 1

                   - Эксперты, попробуйте сравнить  данные семена по плану. (…Размер, цвет,  

                      форма)

                   - Подведём итог практической работы: агрономы, что с чем познакомились?  

                   - Почему семена разные?

                   

VI. Физпауза – Проведём физкультминутку.  – Как стоишь? Вот так!

                                                                                  Как идёшь? Вот так!

                                                                                  Как бежишь? Вот так!

                                                                                  Ночью спишь? Вот так!

                                                                                  Как даёшь? Вот так!

                                                                                  Как берёшь? Вот так!

                                                                                  Как молчишь? Вот так!

                                                                                  Как сидишь? Вот так!

VII. Работа по теме урока

           1) Беседа   - Какие ещё способы размножения вы знаете?

                               - Если вашим мамам дарили розы, вспомните, как мама поступала с                  

                                 завядшим цветком?  (Показывается образец черенка розы)

                               - Проанализируем следующий слайд: как называется способ  

                                 размножения?                       (Слайд № 8.  Размножение черенками.)

                               - Расскажите, глядя на слайд как происходит размножение черенками?

                                           Вывешивается на доску табличка «черенками».

                               - Растениеводы! Какие ещё растения размножаются черенками?  

                               - Узнаёте?  (Слайд № 9. Размножение черенками смородины и традесканции)

                               -  А может ли смородина размножаться семенами?

         

           2)  - Практическая работа №2.- Цель: определить другие способы размножения  

            растений.

                   а)  - Придвиньте контейнер № 2  - Что вы видите?

                               - Как размножается картофель?

                               - Как происходит рост картофеля из клубня? (Глазок – почка)

                               - Как называется такой способ?

                               - Экономисты! А если для посадки мало клубней? (..Клубнями, частями  

                                 клубня) Вывешиваются соответствующие таблички.

           б)  - Что заметили ещё? – На что похоже? (маленькие луковички, зубчики чеснока)

                -  Как думаете, какие растения размножают такими луковичками?

                -  Как называется такой способ размножения?   Слайд № 10. (Фото: лук-репка,  

                                                    чеснок, тюльпаны и запись «размножение луковицами»)  

                Вывешивается табличка «луковицами»

                - Каким способом могут ещё размножаться эти растения? Почему так думаете?

        3)  Слайд № 11. (Фото: кустик земляники)- Обратим внимание на следующий слайд.

                - Узнали растения?

               –  Что вы заметили у этих растений общего?  (Показываю усы хлорофитума)

               -   Что вы знаете про размножение земляники и хлорофитума?

                Вывешивается табличка «усами»  - Проверим. Слайд № 12

               -    Подумайте, может ли земляника и клубника размножаться по другому?

VIII. Работа по учебнику 

          1)  Самостоятельная работа- Откройте в учебнике страницу 84. Найдите и

                                                           прочитайте о тех  способах размножения, которые мы

                                                           ещё не назвали.  (Ответы: частями корня, отводками)

                  Вывешиваются таблички «частями корня, отводками»

               - Какие растения размножаются частями корня и отводками? А могут ли они по  

                 другому размножаться?

           2) Работа по иллюстрации учебника с. 83

                - Переверните страницу назад, рассмотрите рисунок, определите, что за растение  

                   и какой способ размножения показан на рисунке.  

                - Проверим по следующему слайду.         Слайд № 13 (Фото из учебника: стр. 83

                                                                                                - способы размножения растений)                        

           3) - Викторина. Отгадайте загаданное растение, назовите способы его  

                 размножения.

Слайд № 14 (Отгадки)

  Щеки красные, нос белый,
 В темноте сижу день целый,
 А рубашка зелена,
 Вся на солнышке она.
             (Редиска)

             Сам алый, сахарный,
            Кафтан зеленый, бархатный
            (Арбуз)

Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла,
Здесь дрозды, скворцы снуют,
И, галдя, его клюют.
(Рябина)

Жёлтая лампочка висит,

скушать себя нам она велит

(Груша)

- Как вы думаете, какие из этих растений могут размножаться несколькими способами?

                                                                                  - А теперь отдохнём.

IX. Гимнастика для глаз. Для гимнастики используются цветные круги развешанные по    

                                               классу (Гимнастику ведёт один из учеников)

X. Закрепление. Работа в группах   - Мне кажется, что теперь вы готовы для              

                                                                   самостоятельной работы. Но сначала повторим:

             1) Актуализация знаний  - Что такое размножение?

                                                           - Назовите способы размножения растений.

                                                           - Какой способ самый распространённый?  

                                                           - Может ли одно и то же растение размножаться

                                                             разными способами, докажите.

                                                           - Почему люди размножают растения?    

            2) - Группы получают задания и обсуждают. Те, кто готов отвечать - выходят к    

                   доске.

Задание  для группы экспертов:      Задача: Как лучше сеять семена (например, помидоров  

                                                             или моркови): очень густо или на достаточном

                                                             расстоянии? Какие условия надо учитывать при  

                                                             посеве?

Задание  для группы экологов:        Как вы думаете, какими способами могут

                                                             размножаться дикорастущие растения? Приведите

                                                             примеры растений, называя способ размножения.

Задание  для группы экономистов: Назовите наименее затратные способы посева.  

                                                             Обоснуйте свой ответ.

Задание  для группы агрономов:      Какие растения и почему вы бы выбрали для

                                                             посадки на школьных клумбах? Какой способ

                                                             размножения для них подойдёт

Задание для группы растениеводов: Задание по учебнику: страница 85. Посмотрите на  

                                                             рисунок и скажите: какое растение захотели  

                                                             размножить зверюшки?    Как вы догадались?          

                                                             Правильно ли они это делают? Слайд № 15

             3) Выступления групп, обсуждение ответов.

XI. Контроль за усвоением знаний

                        1) - Проверим, как вы усвоили тему. Возьмите тесты, прочтите внимательно  

                               задания и выполняйте. Кто выполнит - руку на локоток.

                        3) – Проверим правильность выполнения по слайду, найдите образец  

                               выполнения своего варианта и сравните ответы. Слайд № 16

                        3) - Проверим результат: покажите, сколько у вас ошибок. У кого нет            

                              ошибок? Молодцы. Тем, кто ошибался, лучше поможет запомнить  

                              материал  выполнение домашнего задания.

XII. Домашнее задание по выбору: по изученной теме составить картинный план или      

                                                              кроссворд.

XIII. Итог урока. Рефлексия  -Что нового и интересного узнали на уроке?

                                                     - С какими способами размножения познакомились?        

                                                     - Добился ли наш урок поставленных целей?

                                                     - С каким настроением заканчиваете урок, почему?

                                                       Наклейте стикеры на солнышко, если настроение        

                                                       хорошее, на цветок - если что-то не получалось, на

                                                       гусеничку - если вы собой недовольны.

              - Оцените свою работу на уроке. Всё ли получалось. Если  

                                                       были затруднения, то на каких этапах урока?

                                              Слайд № 17 (У нас всё получилось! Молодцы!)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру 1 класс "Мои помощники-домашние животные и культурные растения"

урок в 1 классе по окружающему миру на тему: "Мои помощники-домашние животные и культурные растения"...

Конспект урока по окружающему миру для 1 класса "Культурные и дикорастущие растения" с применением сингапурской технологии

Конспект урока по окружающему миру для 1 класса по теме "Культурные и дикорастущие растения" с применением сингапурской технологии направленно для прочного усвоения учащимися растений леса, луга, поля...

"Охрана растений". Конспект урока по окружающему миру в 3 классе.

Урок формирований знаний об охране растительного мира....

План конспект урока по окружающему миру 1 класс. Дикорастущие и культурные растения.

Тип урока: Изучение нового материала.Технология урока: информационно-коммуникативные, игровые.Методический материал: Уроки по окружающему миру, 1 класс, А.А.  Плешаков, учебник " Окружающий мир" ...

Конспект урока по окружающему миру "Дикорастущие и культурные растения", 1 класс

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе, по программе "Перспектива".Урок составлен в соответствии с ФГОС, с применением сингапурской системы....

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Для чего люди выращивают культурные растения?" (УМК "Перспективная начальная школа")

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Для чего люди выращивают культурные растения?"Программа ПНШ...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: «Дикорастущие и культурные растения»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: «Дикорастущие и культурные растения»...