Краеведческий курс в начальной школе "Мой город и край"
рабочая программа по окружающему миру по теме

 Галина Васильевна Недоводиева

В «Концепции модернизации российского образования»  перед школой была поставлена задача: создать условия доступа всех учащихся «к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями».   Предпосылкой для создания  Курса по краеведению  стало  отсутствие  в Федеральных Государственных образовательных стандартах в рамках базисного учебного плана  подобной учебной дисциплины, нет разработок аналогичных учебных программ  для  начальной школы  федерального и местного значения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kraevedcheskiy_kurs.docx66.8 КБ

Предварительный просмотр:

Краеведческий курс в начальной школе

"Мой город и край "

Как же возникла идея создания такого проекта?

              Нам всегда кажется, что о своей малой родине мы знаем всё или почти всё. Отправляясь в путь,  нам хочется поскорее вернуться домой, в тот дом, где мы родились, на ту улицу, где выросли, в тот край, что мы зовём «Малой родиной».  Поверьте, изучая историю Дальнереченска и Приморского края, я сделала для себя много открытий. А также решила рассказать о родном городе тем, кто только начинает свой жизненный путь, моим ученикам. Так была разработан курс краеведения.

Пояснительная  записка.

          В «Концепции модернизации российского образования»  перед школой была поставлена задача: создать условия доступа всех учащихся «к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями».   Предпосылкой для создания  Курса по краеведению  стало  отсутствие  в Федеральных Государственных образовательных стандартах в рамках базисного учебного плана  подобной учебной дисциплины, нет разработок аналогичных учебных программ  для  начальной школы  федерального и местного значения.

Актуальность данного курса заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного города. Одной  из  главных  ступеней   духовно-нравственного  развития  ребёнка,  определённых  в  «Концепции  духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»  является  «осознанное принятие обучающимся традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного  города.  Здесь наполняются конкретным, чувственно-выразительным содержанием через семью, родственников, друзей, школу, природную среду и социальное окружение такие  понятия, как  «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «моя семья и род»,  «мой дом».

               Изучение краеведения в начальной школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном городе, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.

        Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.

           Изменения,  произошедшие  в  общественном  строе,  внесли  изменения  в  нравственные  ценности.  В  младшем  школьном  возрасте  происходит  формирование  характера,  мышления,  речи  человека,  начинается  длительный  процесс  формирования  нравственных  ценностей,  которые  лежат  в  основе  любви  к  Родине.  Любовь  к  родине  подрастающего  поколения  начинается  с  ощущения  родного города,  родной  земли.  Материал  по  краеведению  является  богатым  источником,  дающим  возможность  восполнить    пробелы  в  нравственном  воспитании  учащихся,  которые  возникли  в  последнее  время.  

            Настоящий    курс  краеведения  «Мой город и край»  предусматривает  реализацию  регионального  компонента  содержания  образования  по  предмету  «Окружающий  мир».   Принципиальной особенностью  краеведческого курса  является то, что установление причинно-следственных связей в окружающем мире проходит на многообразном материале природы, истории и культуры родного края: микрорайона  проживания,  города Дальнереченска.

Содержание  предмета  отражает  комплексно-системный  подход  к  изучению  родного  города,  что  позволяет   учащимся  увидеть  свой  город  как  сложный,  многообразный,  противоречивый,  но  целостный  компонент  в  структуре  единого  государства.  Такой  подход  даёт  возможность   рассматривать  природные, экономические,  социальные  и  культурные  факторы,  формирующие  и  изменяющие  состояние  родного  города.

Курс  призван  дать  достаточно  полное  и  целостное  представление  об  историческом  прошлом края и  Дальнереченска (Иман),  его  настоящем.  Практические,  частично-поисковые  и исследовательские  методы  и  приёмы  организации  учебной  деятельности  нацелены  на  выработку  у  учащихся  навыков  работы  со  всевозможными  источниками  краеведческой  информации:  справочными  и  учебными  пособиями,  рукописными  материалами,  иллюстрациями,  фотоматериалами,  средствами  телевидения,  радио  и  печатными  периодическими  изданиями,  а  также  художественной  литературой.

Цели  курса.

           Воспитание  гражданина  России,  патриота  своей  малой  родины,  знающего,  любящего  свой   город,  почитающего  его  традиции,  испытывающего  гордость  за  вклад  своей  малой  родины  в  жизнь  огромного  государства.  

           Воспитание  деятельного  гражданина, с активной жизненной  позицией,  желающего  принять  непосредственное  участие  в  развитии  и  процветании  своего  города.

                             

                                            Задачи   курса.        

         Ознакомление  учащихся  с  историческим  прошлым  и  современной  жизнью  населения Приморского края и  Дальнереченска,  участием  и   значением  родного  края  в  исторической,  политической,  экономической  и  культурной  жизни  России.

         Развитие  гражданских  качеств  личности  младшего  школьника;  его  патриотического  отношения  к  России  и  своему городу;  формирование  личностно-ценностного  отношения  и  побуждение  деятельной  любви  к  родному  месту  проживания.

         Укрепление  родственных  и   семейных  связей  через  погружение  в  историю  жизни  своей  семьи,  почитание  семейных  традиций  для  укрепления  отношений  между   представителями  разных  поколений.

         Развитие  познавательных  интересов,  интеллектуальных  и  творческих  способностей  учащихся.

         Формирование  способности  и  готовности  к  использованию  краеведческих  знаний  в  повседневной  жизни.

         Профессиональная  ориентация  при  решении  вопросов  дальнейшего  образования,  выбора  профессии  и  места  работы.

         Овладение  начальными  формами  исследовательской деятельности,  включая умения  поиска и работы с информацией.

         Ознакомление   учащихся  с технологией  проектной деятельности, умению применять данную технологию в самостоятельной работе.

            Курс  предусматривает  организацию  активных  форм  проведения  занятий с учащимися.  Это и традиционные уроки с применением иллюстративных и  презентаций, с применением индивидуальных, парных и групповых творческих работ, тематические консультации.  А также устные журналы, диспуты, выставки, коллективные игры, встречи с интересными людьми, конкурсы и викторины, тематические и обзорные экскурсии,  выход в кинотеатр и библиотеку города.

           Освоение курса, помимо посещения коллективных занятий, предполагает  выполнение внеурочных (домашних) заданий. Это всевозможные практические и творческие задания.  Изучение дополнительной литературы,  поиск  иллюстративного  материала   и  фотоматериалов. А также выполнение письменных творческих  и проектных  работ.

Требования к уровню подготовки учащихся  в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами

Данный курс ориентирован не на запоминание обучающимися информации, которой в изобилии снабжает учитель, а на активное участие самих школьников в процессе ее приобретения.

В основе реализации курса  «Мой город и край» лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие таких качеств личности как: патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и настоящему родного края.

В результате обучения по курсу «Мой город и край» у младших школьников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

Предполагается, что в результате формирования личностных УУД к окончанию начальной школы у ребенка будут сформированы:

Личностные действия:

Выпускник научится и приобретет:

  1. научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
  2. приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
  3. научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
  4. приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения.

Выпускник получит возможность для формирования:

  1. основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин Дальнереченска, чувства сопричастности и гордости за свой город..
  2. мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебнопознавательные, внешние  и внутренние мотивы;
  3. эстетических чувств на основе знакомства с  национальной  культурой Дальнереческа;
  4. чувства гордости за свой город,  за успехи своих земляков;
  5. эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.

Регулятивные действия:

Выпускник научится:

  1. планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
  2. выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
  3. проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
  4. самостоятельно оценивать правильность выполнения  задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;
  5. использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.

Выпускник получит возможность:

  1. уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
  2. в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;
  3. самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;
  4. вносить необходимые изменения  в исполнение, как по ходу его реализации,  так и в конце действия.

Познавательные  действия:

Выпускник научится:

  1. используя дополнительные источники информации, находить факты,  относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
  2. на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
  3. узнавать символику  города;
  4. описывать достопримечательности г. Дальнереченска;
  5. использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем городе, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
  6. осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;
  7. использовать знаковосимволические средства, в том числе модели и схемы  при работе с картой контурной, картой Приморского края и атласом;
  8. работать с атласом, глобусом и картой;
  9. находить на карте свой край и  город;
  10. устанавливать причинноследственные связи;
  11. строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  12. устанавливать аналогии.

Выпускник получит возможность:

  1. самостоятельно подбирать литературу по теме;
  2. осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов  и  Интернета;
  3. работать в семейных архивах.

Коммуникативные действия:

Выпускник научится:

  1. понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
  2. ориентироваться на позицию партнера в общении;
  3. учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

Выпускник получит возможность:  

  1. готовить и выступать с сообщениями;
  2. формировать  навыки  коллективной и организаторской деятельности;
  3. наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края;
  4. аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.

Курс ориентирован на систематическую проектную деятельность младших школьников, он органично сочетает творческую проектную деятельностью и  систематическое освоение содержания курса. Формы организации занятий по курсу «Мой город и край» во внеурочной деятельности могут быть разнообразными.  Все это способствует развитию интеллекта и сферы чувств детей.

В целом в проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:

мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);

планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);

информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);

рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

Учащиеся должны уметь составлять и защищать проекты по заданной теме,  готовить сообщения, использовать при работе над  историческим материалом атлас России, карту Приморского края, контурные карты.

Данный курс интегрируется с предметами: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир.  Так, взаимосвязь с русским языком происходит при знакомстве учеников с новыми словами, их лексикой морфологией и орфографией, что расширяет словарный запас учеников, развивает их орфографическую зоркость.

Навыки осознанного, выразительного беглого чтения формируются при знакомстве учащихся с литературными произведениями (повестями, рассказами, стихами и т.д.).

Математические умения и навыки закрепляются при работе с числами, а здесь числа носят исторический характер. Отрабатываются и графические умения, и навыки при составлении кроссвордов.

Курс внеурочной деятельности «Мой город Дальнереченск и край» в начальной школе включает в себя пояснительную записку, тематическое планирование на четыре года обучения, формы подведения итогов, учета знаний, перечень ключевых слов, хронологическую таблица важней событий Приморского края и Дальнереченска

.

Отслеживание результатов

Подведение итогов деятельности  по каждому разделу рекомендуется организовывать в форме:

  1. викторин, игр, составления и разгадывания кроссвордов и ребусов;
  2. создания и защиты собственного  проекта;
  3. создания презентаций -  представлений  по изученной теме;
  4. конкурсов  исследовательских работ-соревнований, имеющих  целью выявить лучших из числа  всех участников;
  5. участия в конференциях разного уровня.  

Содержание курса «Историческое краеведение»

и примерное тематическое планирование

1 класс

Курс содержит четыре раздела: «Моя маленькая родина», «Наш город», «Наш край», «Люди нашего края».      

№ раздела

Название раздела

Всего часов

  1.

Моя маленькая родина

5 часов

  2.

Наш город

5 часов

  3.

Наш край (история, рельеф, полезные ископаемые, водные ресурсы, растительность, сельское хозяйство, животный мир).

18 часов

  4.

Люди нашего края

4 часов

  5.

Итоговое занятие

1 часов

                                                                              итого

33 часа

Каждый раздел поделен на темы, которые ежегодно будут расширяться  и конкретизироваться в соответствии с возрастными особенностями учащихся начальной школы.

Курс первого года обучения предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живешь. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, достопримечательности города). Содержание раздела содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых. Курс предполагает формирование первичных понятий об истории, достопримечательностях Приморского края, о богатстве растительного и животного мира.

№ занятия в учебном  году

№ урока в теме

Тема занятия                                              

Содержание занятия (теория и практика). Форма проведения

Моя маленькая родина (5ч)

1.

1.

Моя школа – мой дом

Рассказ - экскурсия о нашей школе. Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали.

2.

2.

Из истории школы. Традиции школы

Беседа о школе, история школы. Правила поведения, бережного отношения.

3.

3.

Мой дом. Мой двор. Моя улица, почему так названа.

Фронтальная беседа. Проект «Наш дом» (нарисовать и придумать сказку о том, кто в домике живет)

4.

4.

Достопримечательности нашей улице. За что люблю, что бы изменил

Беседа по содержанию. Практическая работа: викторина «Знаешь ли ты свою улицу?» Работа в группах.

5.

5.

Мой район

Дать  представления  об  истории  названий  улиц нашего района. Практическая работа:  индивидуальная, самостоятельная работа по составлению безопасного маршрута из дома в школу и из школы домой.

Наш город (5ч)

6.

1.

Где мы живем (Россия, город Дальнереченск) Имя моего города

Заочное путешествие по городу. Практическая работа:  фронтальная и индивидуальная работа с картой.

7.

2.

Символы нашего города

Беседа. Наблюдения. Практическая работа: раскрашивание герба города  Дальнереченска. Работа в парах.

8.

3.

Культурно – просветительные учреждения нашего города

Беседа. Работа в парах: вопросы по содержанию.

9.

4.

Профессии города. Где работают родители

Беседа по содержанию. Работа в парах: где работают мои родители. Практическая работа: Общение с родителями как способ получения информации об их профессии.

10.

5.

Конкурс рисунков «Наш город»

Практическая работа: организация конкурса рисунков. Проектная деятельность. Подведение итога конкурса

Наш край(18 ч)

11.

1.

Географическое положение Приморского края. Наш край на карте России

Беседа. Сформировать  представление   о  территории  края и города. Практическая работа: Дальнереченск на карте России, обучение умению находить и показывать на физической карте. Практическая работа: раскрашивание герба, флага нашей страны Фронтальная и индивидуальная работа с картой.

12.

2.

История возникновения Приморского края

Сформировать  представление   об  истории возникновения Приморского края. Работа в парах: вопросы по содержанию

13.

3.

Символика Приморского края

Практическая работа:  раскрашивание герба Приморского края. Работа в парах.

14.

4.

Коренные жители нашего края

Беседа: первичное представление о коренных жителях нашего края. Познакомить  с  национальным  составом  населения  Приморского края. Работа в парах: «Какими ты представляешь коренных жителей нашего края?»

15.

5.

Богатства нашей земли.

 Беседа:  важнейшие   богатства нашего края. Как  добывают,  где  используют. Практическая работа: рассматривание  образцов  полезных  ископаемых.

16.

6.

Традиционные ремесла моего края

Беседа:  познакомить  с  народными  и   художественными  промыслами  края.

17.

7.

Растительность. Растительность нашего края. Разнообразие растений

Беседа: создать  у  учащихся  представление  о  флоре  и  фауне  края. Разнообразие  растений. Практическая работа: рассматривание  гербарных  экземпляров  растений  встречающихся  на  территории  края.

18.

8.

Растительность. Растительность нашего края. Значение растений в жизни человека

Беседа: значение  растений  в  жизни  человека. Практическая работа: передача своих впечатлений об окружающем мире в рисунках, устных рассказах

19.

9.

Животный мир. Животный мир Приморского края. Разнообразие животного мира

Беседа: животные, обитающие на территории Приморского края.

Практическая работа:

20.

10.

Животный мир. Животный мир Приморского края. Охрана и значение животного мира

Беседа: живые организмы, занесённые в Красную Книгу Приморского края, обитающие на её территории. Практическая работа: организация конкурса рисунков о животных нашего края. Конкурс рисунков Подведение итога конкурса.

21.

11.

Водные ресурсы. Водоемы нашего края. Реки и озера

Фронтальная беседа. Обучение работы с картой умению находить и показывать на физической карте реки, озера. Практическая работа:  составление правил  поведения  на  водоемах.

22.

12.

Водные ресурсы. Водоемы нашего края. Растительный и животный мир водоемов

Беседа: значение  и  охрана  водоемов. Практическая работа: работа с энциклопедией, составление рассказа о растении или животном нашего края. Фронтальная и индивидуальная работа с картой.

23.

13.

Полезные ископаемые. Какие полезные ископаемые добывают в нашем крае

Беседа: первичные  сведения  о  полезных  ископаемых  края.  Рассматривание образцов полезных ископаемых. Фронтальная и индивидуальная работа с картой.

25.

15.

Сельское хозяйство. Сельское хозяйство в Приморском крае

Фронтальная беседа. Практическая работа: рассматривание  гербарных  экземпляров  культурных растений  встречающихся  на  территории  края

26.

16.

Сельское хозяйство. Что растет на полях нашего края.

Практическая работа: разгадывание загадок о растениях, которые выращивают на полях и огородах  нашего края. Устное описание растения (по выбору обучающих)

27.

17.

Сельское хозяйство. Чем занимаются люди на селе. Значение сельского хозяйства.

Фронтальная беседа: труд  людей на селе  в  разное  время  года. Организация конкурса рисунков. Конкурс рисунков. Подведение итога конкурса.

28.

18.

Викторина «Почемучек»

Викторина «История города Дальнереченска»

Люди нашего края (4ч)

29.

1.

Труд людей нашего  края

Фронтальная беседа: Дать  первичные  сведения  о людях, работающих в нашем крае.

30.

2.

Люди, прославившие наш край. (Герои – земляки)

Знакомство с людьми прославивших наш край. (Пригласить, почетных тружеников)

31.

3

Экскурсии на предприятия города

Экскурсия. Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали. Наблюдения.

Практическая работа: организация конкурса рисунков о предприятия   нашего края. Подведение итога конкурса.

32.

4.

Профессии и предприятия, на которых работают наши родители

Индивидуальная (подготовка сообщений, презентаций на тему: «Моя мама (папа) работает - …) Защита проекта.

Резервные занятия

1 час

33.

1.

 Мы хотим Вам рассказать…

Индивидуальная (подготовка сообщений, презентаций на тему, показавшуюся самой интересной). Выступление.

2 класс

Курс второго класса содержит три  раздела: «Наш город», «Наш край», «Люди нашего края».

Название раздела

Всего часов

 1.

Наш город

8 часов

 2.

Наш край (история, рельеф, полезные ископаемые, водные ресурсы, растительность, животный мир).

18часов

3.

Люди нашего края

5часов

4.

Итоговое занятие

3часа

                                                                             Итого

34 часа

Курс  второго года обучения  имеет историческое направление и нацелена на расширение знаний ребенка о Приморском крае и городе Дальнереченске.  Дети продолжают знакомиться с символикой края, города, с этапами становления города Дальнереченска, с историческими событиями, повлиявшими на становление города, продолжат знакомство с животным и растительным миром Дальнереченска. Во втором классе более углубленно изучается  рельеф, полезные ископаемые, водные ресурсы  нашего края.

№ урока в теме

Тема занятия

Содержание занятия (теория и практика). Форма проведения

На город (8ч)

1.

1.

Дальнереченск

Фронтальная беседа: продолжить знакомство   и  углубить  знания учащихся  об  истории  города,  в котором  живут. Практическая работа: конкурс рисунков «Мой любимый уголок города»

2.

2.

Из истории образования города

Работа в парах: вопросы по содержанию.

3.

3.

Главные исторические и культурные памятники

 Беседа: «Памятники нашего города». Диспут: «Если я был бы мэром, то кому поставил памятник?»

4.

4.

Достопримечательности нашего города

Беседа, сопровождающая слайд презентацией «Достопримечательности нашего города».

Практическая работа: выставка книг и фотографий достопримечательностей  нашего города.  Рассматривание и обсуждение.

5.

5.

Главные исторические и культурные памятники, обзорная экскурсия по городу

Рассказ экскурсовода. Обзорная экскурсия по городу. Практическая работа: картинные описания – устное изложение материала для воссоздания картин исторических и культурных памятников города.

6.

6.

Знакомство с районами города. Район, в котором я живу

Создание целостного представления о расположении районов города, улиц и площади. Познакомить с архитектурой города.

.

7.

7.

Предприятия города. Значение для края и страны

Знакомство  с  предприятиями  края, дать  представление  об  их  роли  в  экономике  страны.    Познакомить  с  продукцией  предприятий. Практическая работа: рассказ обучающихся..

8.

8.

Игра – викторина

Практическая работа: Викторина «Почемучек»

Наша область

(18ч)

9.

1.

Географическое положение Приморского края. Наш край на карте мира. Символика края (флаг, гимн, герб)

Фронтальная беседа об истории своего  края, символах  края. Сформировать  представление   о  территории края, географических  объектах

Практическая работа с контурной картой: обозначить Дальнереченск  на  карте  России, наших  соседей.

10.

2.

Приморский край в древности

Фронтальная беседа: Какой был наш край в прошлом. Практическая работа: сравнить Приморские землю в древности и до наших дней.

11.

3.

История создания и исследования Земли Приморской(проектная деятельность)

Индивидуальная работа (подборка литературы, сбор информации, подготовка сообщений презентаций). Групповая работа (выступление обучающихся на уроке города)

12.

4.

Народы Дальнего Востока. Национальный состав Приморского края

Фронтальная беседа. Практическая работа: рисование элементов национального костюма одежды.

13.

5.

Игры, праздники, элементы фольклора и народного творчества

Беседа по содержанию. Практическая работа: разучивание игр.

14.

6.

Экскурсия в краеведческий музей

Рассказ экскурсовода о народах нашего края, национальном  составе,  коренных  жителях  края,  особенностях их быта, народного творчества.

Практическая работа: обобщение и оформление материала.

15.

7.

Город Дальнереченск (Иман). История возникновения города

Беседа по содержанию. Индивидуальная поисковая, групповая  деятельность; работа,  в группах, в парах (участие обучающихся в классной конференции). Фронтальная и индивидуальная работа с картой.

16.

8.

Водные ресурсы. Реки Приморского края на карте России.

Фронтальная беседа. Практическая работа:  обучение работы с картой и умению находить и показывать на физической карте реки, озера

17.

9.

Водные ресурсы. Реки Приморского края и море. Откуда берут начало и где заканчиваются

Фронтальная и индивидуальная работа с картой. Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований. Защита собственных исследовательских проектов.

18.

10.

Водные ресурсы. Озера Приморского края . Флора и фауна

Практическая работа: Описание и определение флоры и фауны озер. Фронтальная и индивидуальная работа с картой. Меры, предпринимаемые местным населением  по охране водных объектов

19.

11.

Рельеф. Уникальность Приморского края

Фронтальная и индивидуальная работа с картой. Практическая работа: извлечение (по заданию учителя) необходимую информацию из словарей, хрестоматий, справочников об уникальности Приморского края.

20.

12.

Растительность. Растительный мир нашего края. Что такое тайга. Растения тайги

Знакомство  учащихся  с  яркими  представителями  растительного  мира  тайги.

Практическая работа: рассматривание  гербарных  экземпляров  растений  встречающихся  на  территории  края.

21.

13.

Растительность. Растительный мир нашего края. Что такое «Красная книга». Растения нашего края, которые занесены в «Красную книгу»

Знакомство  с  «Красной  книгой»,  заповедниками  края. Оценка своего и чужого поведения в природе. Как  сохранить  растения.  Отрицательное  влияние  людей  на  природу, сбор букетов, вырубка лесов, обламывание веток.

Практическая работа: придумать и нарисовать обложку для Красной книги Приморского края.

22.

14.

Животный мир. Животный мир Приморского края . Птицы нашего края. Перелетные и зимующие.

Знакомство  учащихся  с птицами нашего  края.

Практическая работа: описание и определение  перелетных и зимующих птиц обитающих на территории Приморского края.

23.

15.

Животный мир. Насекомые нашего края Охрана и значение животного мира

Фронтальная беседа о насекомых, обитающих на территории нашего края. Практическая работа: описать внешний вид, характерные особенности насекомых.

24.

16.

Экскурсия в краеведческий музей.

Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали. Наблюдения, обобщение и оформление материалов.

25.

17.

Полезные ископаемые. Полезные ископаемые, которые добывают в нашем крае.

Практическая работа: работа с контурной картой. Обучение  умению  находить  и  показывать  на  физической  карте  Приморский край  месторождения  полезных  ископаемых места  и  способы  добычи. Выделить  основные  свойства  полезных  ископаемых. Значение   полезных   ископаемых для  края  и  страны

26.

18.

Игра «Цветик - семицветик»

Игра «Цветик - семицветик»

Люди нашего края

(5ч)

27.

1.

Н.Н.МУРАВЬЕВ-АМУРСКИЙ – первооткрыватель Земли Приморской

Беседа по содержанию. Практическая работа: Работа в парах: вопросы по содержанию.

28.

2.

Герои – Дальнереченцы в годы Великой Отечественной войны

Беседа по содержанию. Индивидуальная поисковая, групповая поисковая деятельность; работа,  в группах, в парах (выступление обучающихся на уроке города)

29

События на острове Даманском

Беседа по содержанию. Индивидуальная поисковая, групповая поисковая деятельность; работа,  в группах, в парах (выступление обучающихся на уроке города)

30.

4.

Поэты, писатели Приморского края (участие обучающихся в классной конференции)

Познакомить  со  знаменитыми  людьми  Приморского края. Практическая работа:  конкурс стихов поэтов

31.

5.

Художники нашего края

Практическая работа: собрать и оформить информацию из разных источников о художниках Приморского края

Резервные занятия

(3ч)

32.

1.

Игра – викторина «Это было интересно»

Викторина «Страницы истории родного края»

33.

2.

«Город будущего». Организация исследовательской работы

Беседа по содержанию. Индивидуальная поисковая, групповая поисковая деятельность; работа,  в группах, в парах (участие обучающихся в классной конференции)

34

3.

Выставки и защита проекта  «Город будущего» (пригласить  родителей, учителей школы)

Определение проблемы и выбор темы собственного исследования.

Курс третьего класса содержит четыре раздела: «Наш город», «Наш край», «Путешествие вглубь веков», «Люди нашего края».

Название раздела

Всего часов

  1.

Наш город

7 часов

  2.

Наш край (история, рельеф, полезные ископаемые, водные ресурсы, растительность, животный мир).

14 часов

  3.

Путешествие вглубь веков.

6 часов

  4.

Люди нашего края

6часов

  5.

Итоговые занятия

1часа

                                                                              Итого

34 часа

Основное направление внеурочных занятий по историческому краеведению в третьем классе - развитие интеллектуальных и поисково-информационных умений в ходе изучения местного материала. Школьники знакомятся с творчеством выдающихся людей нашего края – поэтов, писателей, художников. Главная цель – расширение кругозора учащихся, пополнение знаний об истории  нашего края, его людях. Продолжается и конкретизируется работа по изучению рельефа, полезных ископаемых, водных ресурсов нашей области.

4 класс

№  занятия в учебном  году

№ урока в теме

Тема занятия

Содержание занятия (теория и практика). Форма проведения

Наш город (7ч)

1

1.

Появление города

Дальнереченска (Иман) и станции

Практическая работа: собрать и оформить информацию из разных источников о появлении станции Иман

2

2.

Истории названий улиц  города

Практическая деятельность по созданию иллюстративного текста об истории названий улиц  города. (выступление обучающихся на уроке города)

3

3.

 Церковь нашего города

4

4.

Экскурсия. в церквь нашего города

Практическая работа: подготовить в группах рассказ о  полученной информации во время экскурсии.

5

5.

Итоги и уроки событий на острове Даманском

Практическая работа: просмотр  презентации Работа в парах: вопросы по содержанию.

6

6.

Брейн - ринг «Мой город»

Практическая работа:  Брейн - ринг «Мой город»

7

7.

Защита проекта на тему «Что я бы сделал для своего города, если бы был мэром города»

Беседа по содержанию. Индивидуальная поисковая, групповая поисковая деятельность; работа,  в группах, в парах (участие обучающихся в классной конференции)

Наш край (8ч)

8

1.

Приморье в древности

Беседа по содержанию. Практическая работа: собрать и оформить информацию (текст, набор фотографий) о Приморской Земле в прошлом.

9

2.

История создания и исследования Земли Приморской

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа. Защита собственных исследовательских проектов.

10

3.

Рельеф. Знакомство с рельефом  Приморского края

Беседа по содержанию. Фронтальная и индивидуальная работа с картой.

11

4.

Рельеф. Особенности рельефа

Беседа по содержанию. Практическая деятельность по созданию рельеф. Фронтальная и индивидуальная работа с картой.

12

5.

Полезные ископаемые. Знакомство с полезными ископаемыми Приморья

 Практическая работа: рассматривание образцов полезных ископаемых.

13

6.

Тайга Значение тайги в народном хозяйстве.

Беседа по содержанию. Практическая работа: умение находить и показывать на физической карте Приморский край

14

7.

Тайга Вклад Уссурийской тайги в хозяйство страны.

Беседа по содержанию. Фронтальная и индивидуальная работа с картой. Определение проблемы и выбор темы собственного исследования

15

8.

Водные ресурсы. Реки, озера, водохранилища на территории нашего края

Практическая работа над проблемой: чем загрязняется вода. Как река защищается от загрязнений. Как охраняют водные ресурсы.

16

9.

Водные ресурсы. Характеристика основных водных объектов

Практическая работа: Тест « Реки, озера нашего края». Работа в группах: дать характеристику о водных объектах.

17

10.

Растительность. Разнообразие растительного покрова в нашего края. Мир растений тайги и лесов

Фронтальная беседа. Практическая работа: Игра «Аукцион»

18

11.

Растительность. Мир растений Уссурийской тайги

Формирование  представлений об особенностях природных комплексов края.   Тайга.

19

12.

Животный мир. Разнообразие животного мира в нашего края

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа. Защита собственных исследовательских проектов.

20

13.

Животный мир. Распространенные и редкие животные нашей фауны

Фронтальная беседа. Практическая работа: причины сокращения численности редких организмов, необходимые меры охраны. Работа в группах.

21

14.

Самое интересное о природе Приморского края

Беседа по содержанию. Практическая работа: конкурс «Самое интересное о природе Приморского края» Индивидуальная поисковая, групповая деятельность; работа,  в группах, в парах

Путешествие вглубь веков (6ч)

22

1.

Средневековое королевство Бохай.

Беседа по содержанию.

23

2.

Исторические памятники

Беседа по содержанию. Практическая деятельность по созданию иллюстративного текста рисунков

24

3.

Экскурсия в музей

Практическая работа: описать (по результатам экскурсии) о  достопримечательностях музее

25

4.

Коренное населения Уссурийского (Приморского) края, появление удыгейцев

Беседа по содержанию. Практическая работа: найти и показать на карте первые кочевые племена.

26

5.

Жилища народов, проживающих на территории края

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа. Защита собственных исследовательских проектов.

27

6.

Обрядовые праздники, национальная одежда, предметы быта коренных жителей Приморского края

Фронтальная беседа. Определение проблемы и выбор темы собственного исследования.

Люди нашего края (6ч)

28

1.

Г.Уткин-первый редактор местной газеты "Красное знамя"

Беседа по содержанию. Практическая работа: собрать и оформить информацию (текст, набор фотографий)

29

2.

Дальнереченск  в годы Великой Отечественной войны (на фронте и в тылу)

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа. Защита собственных исследовательских проектов.

30

3.

Экскурсия в музей  Боевой славы

События на острове Даманском

Экскурсия. Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали. Создание иллюстративного текста (лист, презентация).

31

4.

Великая Отечественная война в истории моего края, моего города, моей семьи (выступление обучающихся на уроке города), (участие обучающихся в классной конференции)

Беседа по содержанию. Индивидуальная поисковая, групповая деятельность; работа,  в группах, в парах (участие обучающихся в классной конференции)

32

5.

Защита проекта «Великая Отечественная война в истории моей семьи» (участие обучающихся в классной конференции)

Определение и выбор темы собственного исследования (обмен литературой, рассматривание, обсуждение)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Об опыте работы по реализации задач краеведческого курса окружной программы «Люблю тебя, мой край родной» и апробации регионального курса «Наш край»

Выступление на совещании ВИПКРО – «Реализация требований государственных образовательных стандартов в практике работы учителей начальных классов»...

Рабочая программа краеведческого курса "С азбукой по родному краю"

   Программа составлена на основе методических рекомендаций БИПКРО в соответствии с требованиями ФГОС....

Методические рекомендации к региональному краеведческому курсу «С азбукой по родному краю» 1 класс

Сегодня главной воспитательной задачей для учителей начальной школы, на наш взгляд, должна стать задача воспитания патриота. Только тот человек, который любит свою страну, будет думать о ее процветани...

Методические рекомендации к региональному краеведческому курсу «С азбукой по родному краю»

Современное начальное образование – обязательное звено в системе непрерывного общего государственного образования, развивающееся в соответствии с изменениями, происходящими в обществе. Любые глобальны...

Программа по краеведческому курсу "Наш край" 1-4 классы

Программа  по краеведческому курсу «Наш край» призвана дать достаточно полное, целостное представление об историческом прошлом нашего края, и нацелена на выработку у учащихся навыка работать со в...

Конспект Урока литературного чтения в рамках краеведческого курса «Морянка» в 4 классе. Тема урока: Природа родного края в произведениях Фёдора Александровича Абрамова.

laquo;Морянка» краеведческий курс.Раздел «Родом из поморской славной стороны». Биографические сведения о Ф.А. Абрамове. Анализ  рассказов о природе родного края. Изобразительны...

Методическая разработка краеведческого урока «Я люблю свою страну, свой край, свой город»

Методическая разработка позволит обобщить знания обучающихся по краеведению, развивать познавательную активность и воспитывать любовь к родному краю....