Главные вкладки

    Урок по предмету окружающий мир. 2 класс
    материал по окружающему миру (2 класс) по теме

    Буздина Виктория Викторовна

    "Лекарственные растения"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_po_predmetu.doc64.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок по предмету  «Окружающий мир» во 2 классе.

    Тема: Мир растений: лекарственные растения.

    Цель: формирование у учащихся начальной школы знаний о разнообразии растительного мира, в частности, о лекарственных и ядовитых  растениях.

    Задача: - научить детей быть осторожными с незнакомыми растениями и их плодами;

                   - обсудить с учащимися, плоды каких растений можно пробовать;

               - узнать о свойствах лекарственных растений.

    Оборудование: фотографии лекарственных и ядовитых растений

    ХОД УРОКА

    I. Вводная часть.

    Учитель: «Ребята послушайте, пожалуйста, загадки:

    На полянке, у реки

    Гордо держат стебельки,

    Как фарфоровые чашки,

    Белоснежные….. (Ромашки)

    Душиста и на вкус приятна,

    Кладётся в чай. Да это….!  (Мята)

    На палочке – горшок,

    А в нём – сонный порошок.  (Мак)

    Расту в лесу под кустиком

    На длинном стебельке.

    Кругом четыре листика,

    А в самой глубине

    Чернее ночи – ягода

    Да сильный яд во мне.  (Вороний глаз)

    У тропы стоит неряха –

    На ней липкая рубаха,

    На плече кувшин узорный

    До краёв с отравой чёрной.  (Белена)

    Тонкий стебель у дорожки,

    На конце его серёжки.

    Нам он – как хороший друг,

    Лечит ранки ног и рук.  (Подорожник)

    «Кошачья травка» -

    Больным поправка:

    Корешок в аптечку,

    Чтоб помочь сердечку.  (Валериана)

              Ребята, вы знаете, что у каждого из нас есть множество друзей? Они всегда заботятся о нас, дарят нам красоту, чистый воздух и радость. Сегодня мы с вами обсудим лекарственные и ядовитые растения.

    К лекарственным растениям относятся: шиповник, подорожник, черника, валериана, ромашка, мята, белладонна, можжевельник, красавка.

    К ядовитым растениям относятся: белладонна, белена, дурман, мак, вороний глаз, болиголова, молочай, волчье лыко.

    II. Основная часть.

    Учитель: «Можно пробовать только те растения и их плоды, если точно знаешь, что они съедобны. Для этого мы сегодня изучим некоторые из съедобных растений, а так же те, которые таят в себе опасность.

    Кто может назвать растения, которые помогали вам или вашим родным?»

    (Ответы детей: подорожник, крапива, валериана и др.)

    «Правильно.  Ребята, есть много растений, из которых делают лекарства, отвары и лекарственные сборы. Например, шиповник помогает при простудных заболеваниях и их профилактике, так как в нём много витамина С. Валериана действует как успокоительное средство, черника укрепляет наше зрение, подорожник помогает при ранах, а ромашка является  антибактериальным средством, а сейчас мы с вами рассмотрим  каждое из этих растений и узнаем немного о них».

    Ромашка-аптечная: Настой цветочных корзинок ромашки оказывает противовоспалительное, кровоостанавливающее, антисептическое, слабое вяжущее, болеутоляющее, седативное, противосудорожное, потогонное, желчегонное действие. Эфирное масло ромашки обладает дезинфицирующим и потогонным действием, уменьшает образование газов, снимает боли, ослабляет воспалительные процессы, нормализует нарушенную функцию желудочно-кишечного тракта, возбуждающе действует на центральную нервную систему: усиливает и учащает дыхание, увеличивает число сердечных сокращений, расширяет сосуды головного мозга. Большие дозы эфирного масла вызывают головную боль и общую слабость.

    Мята перечная— Ментол, содержащийся в листьях мяты, обладает местнообезболивающим, спазмолитическим и антисептическим свойствами, вызывает рефлекторное расширение коронарных сосудов. Внутрь применяется при стенокардии, болях в областях желудка и кишечника. Наружно — при невралгических болях, зубной боли, как антисептическое и болеутоляющее средство при воспалительных заболеваниях верхних дыхательных путей, при бронхите. Раствор ментола в валерианово-ментоловом эфире (валидол) применяется при стенокардии; в смеси с парафином— при мигрени в виде карандашей; валокардина, в капли и мази от насморка. Мятное масло находит применение для ингаляций, входит в состав мятных капель, таблеток. Мятная вода используется в микстурах для улучшения вкуса и для полоскания рта. Настои и настойки из листьев мяты применяются как средство для улучшения пищеварения, повышения аппетита, против тошноты и рвоты.

    Подорожник большой Препараты подорожника показаны при лечении язвенной болезни желудка и кишечника, отвар — при дизентерии и диспепсии. Экспериментами на животных доказано, что -водные препараты оказывают регулирующее действие как при пониженной, так и при повышенной секреции желудка.Сок листьев подорожника большого рекомендуется для лечения больных хроническим колитом и острыми желудочно-кишечными заболеваниями (гастриты, энтериты, энтероколиты). Препарат назначается внутрь по 1 столовой ложке 3 раза в день за 15—20 минут до еды. Настой из листьев — одно из лучших отхаркивающих средств при бронхите и туберкулезе легких.

    Можжевельник обыкновенный— Плоды можжевельника обладают сильным диуретическим действием и применяются в качестве мочегонного средства, дезинфицирующего мочевые пути. Его рекомендуют при заболеваниях почек и печени. Кроме этого, настой плодов употребляют как отхаркивающее средство, а эфирное масло втирают при ревматических болях в суставах и мышцах. В ГДР, Польше, Болгарии плоды используют при желудочно-кишечных заболеваниях, а также при дерматитах, чесотке, лишаях, кожных сыпях.

    Валериана: Препараты валерианы оказывают на организм человека многостороннее влияние, обусловленное комплексом всех содержащихся в корневищах и корнях веществ. Они понижают возбудимость центральной нервной системы, стимулируют процессы торможения в коре головного мозга, улучшают коронарнoe кровообращение, регулируют деятельность сердца, действуя как непосредственно на миокард и проводящую систему, так и через центральную нервную систему. Кроме того, корневища и корни растения обладают спазмолитическим действием, усиливают секрецию железистого аппарата желудочно-кишечного тракта, несколько подавляют бродильные процессы в кишечнике. 

    Это, как вы поняли, были лекарственные растения, а теперь давайте посмотрим на ядовитые растения.

    Мак: Широко используются маки в медицине для производства лекарств (опиум и его производные продукты), а также в пищевой промышленности, где семена добавляются в выпечку, а ярко окрашенные лепестки используются для окраски продуктов. Выращивать маки очень легко. Всё, что им нужно, это много-много солнца. Некоторые маки смогут мириться с полутенью, но вряд ли они зацветут в тени. Многолетние маки развиваются в довольно крупное растение с массой зелени и только потом зацветают. Однолетние растения обычно зацветают через 2 месяца после посева. После окончания цветения зелень как многолетних, так и однолетних маков высыхает и исчезает. Маки обильно размножаются самосевом. Если вы хотите предотвратить это явление, то обязательно удаляйте отцветшие головки или опустошайте семенные коробочки до того, как они рассыпят свои семена вокруг.

    Вороний глаз: Одно из народных его названий — крест трава. В наших лесах довольно часто встречается это невысокое растение с четырьмя широкими листьями, расположенными крест  накрест, а в центре, где они сходятся — одна единственная лилово сизая ягода, чернеющая к поздней осени. Очень ядовитая ягода, как и все растение вместе с длинным и ползучим корневищем. Серьёзной травой, опасной для жизни, и болезни лечат серьёзные. Траву вороньего глаза, собранную во время цветения, используют при невралгии, мигрени, туберкулёзе лёгких, асците, судорогах, нарушении обмена веществ, а ягоды — при заболеваниях сердца и некоторых других заболеваниях.
    Самолечением заниматься не в коем случае нельзя!
     

    Белена: В народной медицине белена известна с древности как сильное болеутоляющее и противоспазматическое средство. Листья белены применяли от кашля, в смеси с листьями дурмана и шалфея- при бронхиальной астме, головной боли, спазмов желудочно-кишечного тракта, бессонницы, истерии, при болезненных менструациях. Водочная настойка листьев—как втирание при ревматизме, подагре, ушибах, а отвар в растительном масле закапывали в ухо при воспалении. Дым от сжигаемых семян вдыхали при зубной боли, а мазь из них использовали при туберкулезе костей. Растение ядовито! 

     III. Физ. минутка 

    Дети выполняют упражнение "Ёжик"        

    Вот свернулся ёж в клубок.

    Потому что он продрог.

    Лучик ёжика коснулся.

    Ёжик встал и потянулся.

    Поднимайте плечики,

    Прыгайте кузнечики.

    Выше, выше, высоко.

    Прыгать на носках легко.

    Вот мы встали, подышали,

    Урок дальше продолжали.

    Учитель: «Продолжаем наш урок. Ребята, а вы знаете, что есть и ядовитые растения, которые в малых дозах действуют как лекарственные, а в больших как яд. Например, белладонна, белена, волчий глаз, волчье лыко и дурман содержат яд. При этом, многие из них очень  красивые.

    Давайте вспомним сказки, где упоминаются лекарственные или ядовитые растения.

    (Ответы детей: В сказке «Волшебник  Изумрудного города» лев уснул на маковом поле; «Дикие лебеди», Элиза вязала из крапивы рубашки заколдованным братьям и др.).

    Детям предлагается разгадать кроссворд:

    Задание:

    Подставьте названия этих лекарственных трав в кроссворд:  белена, валериана, дурман, крапива, красавка, мак, мята, черника

    Р

    А

    С

    Т

    Е

    Н

    И

    Е

    Итог урока

    «Ребята! Только животные едят растения сами по себе и ни у кого не спрашивают, так как у них уже есть врожденный инстинкт, безошибочно позволяющий им находить полезную еду и избегать опасную.

    Мы, люди, лишены этого инстинкта и можем полагаться только на свои знания».

    VI. Домашнее задание.

    Ребята, нарисуйте лекарственные растения, которыми пользовались вы или ваши родители


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект урока по предмету "Окружающий мир", 3 класс, УМК "Школа России" Тема урока "Опасные места"

    Образовательная- выявить опасные места  для человека, соблюдать правила безопасности  при пользовании лифтом, играя во дворе, находясь на балконе, около подоконника  и т.д.Развива...

    Тема: «Жилище Древней Руси. Крестьянский дом». Тип урока: урок-путешествие. Предмет: «Окружающий мир», 3 класс. Автор учебника: Н.Ф. Виноградова, Г.С.Калинова. Образовательная программа «Начальная школа XXI века»

       Познакомить  учащихся с внутренним пространством старинного дома, подробно рассмотреть  его элементы и части: матицу, печь, печной угол, полати и гряды, значение вс...

    Конспект урока. Предмет: окружающий мир класс: 3 Тема урока: « Мир растений»

    Тема: « Разнообразие растений» Дидактическая цель:  создать условия для осознания и осмысления блока новой информации, используя приём проектного обучения.Цели:Познакомить учащихся с о...

    Конспект урока. Предмет: окружающий мир класс: 3 Тема урока: « Мир растений»

    Тема: « Разнообразие растений» Дидактическая цель:  создать условия для осознания и осмысления блока новой информации, используя приём проектного обучения.Цели:Познакомить учащихся с о...

    Предмет: Окружающий мир. Класс: 1 Б. Интегрированный урок по теме: «Твои помощники – органы чувств». Тип урока: урок-исследование.

    Предмет: Окружающий мир. Класс: 1 Б. Интегрированный урок по  теме: «Твои помощники – органы чувств».Тип урока: урок-исследование.Цели:·...