Урок по предмету окружающий мир. 2 класс
материал по окружающему миру (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок по предмету «Окружающий мир» во 2 классе.
Тема: Мир растений: лекарственные растения.
Цель: формирование у учащихся начальной школы знаний о разнообразии растительного мира, в частности, о лекарственных и ядовитых растениях.
Задача: - научить детей быть осторожными с незнакомыми растениями и их плодами;
- обсудить с учащимися, плоды каких растений можно пробовать;
- узнать о свойствах лекарственных растений.
Оборудование: фотографии лекарственных и ядовитых растений
ХОД УРОКА
I. Вводная часть.
Учитель: «Ребята послушайте, пожалуйста, загадки:
На полянке, у реки
Гордо держат стебельки,
Как фарфоровые чашки,
Белоснежные….. (Ромашки)
Душиста и на вкус приятна,
Кладётся в чай. Да это….! (Мята)
На палочке – горшок,
А в нём – сонный порошок. (Мак)
Расту в лесу под кустиком
На длинном стебельке.
Кругом четыре листика,
А в самой глубине
Чернее ночи – ягода
Да сильный яд во мне. (Вороний глаз)
У тропы стоит неряха –
На ней липкая рубаха,
На плече кувшин узорный
До краёв с отравой чёрной. (Белена)
Тонкий стебель у дорожки,
На конце его серёжки.
Нам он – как хороший друг,
Лечит ранки ног и рук. (Подорожник)
«Кошачья травка» -
Больным поправка:
Корешок в аптечку,
Чтоб помочь сердечку. (Валериана)
Ребята, вы знаете, что у каждого из нас есть множество друзей? Они всегда заботятся о нас, дарят нам красоту, чистый воздух и радость. Сегодня мы с вами обсудим лекарственные и ядовитые растения.
К лекарственным растениям относятся: шиповник, подорожник, черника, валериана, ромашка, мята, белладонна, можжевельник, красавка.
К ядовитым растениям относятся: белладонна, белена, дурман, мак, вороний глаз, болиголова, молочай, волчье лыко.
II. Основная часть.
Учитель: «Можно пробовать только те растения и их плоды, если точно знаешь, что они съедобны. Для этого мы сегодня изучим некоторые из съедобных растений, а так же те, которые таят в себе опасность.
Кто может назвать растения, которые помогали вам или вашим родным?»
(Ответы детей: подорожник, крапива, валериана и др.)
«Правильно. Ребята, есть много растений, из которых делают лекарства, отвары и лекарственные сборы. Например, шиповник помогает при простудных заболеваниях и их профилактике, так как в нём много витамина С. Валериана действует как успокоительное средство, черника укрепляет наше зрение, подорожник помогает при ранах, а ромашка является антибактериальным средством, а сейчас мы с вами рассмотрим каждое из этих растений и узнаем немного о них».
Ромашка-аптечная: Настой цветочных корзинок ромашки оказывает противовоспалительное, кровоостанавливающее, антисептическое, слабое вяжущее, болеутоляющее, седативное, противосудорожное, потогонное, желчегонное действие. Эфирное масло ромашки обладает дезинфицирующим и потогонным действием, уменьшает образование газов, снимает боли, ослабляет воспалительные процессы, нормализует нарушенную функцию желудочно-кишечного тракта, возбуждающе действует на центральную нервную систему: усиливает и учащает дыхание, увеличивает число сердечных сокращений, расширяет сосуды головного мозга. Большие дозы эфирного масла вызывают головную боль и общую слабость.
Мята перечная— Ментол, содержащийся в листьях мяты, обладает местнообезболивающим, спазмолитическим и антисептическим свойствами, вызывает рефлекторное расширение коронарных сосудов. Внутрь применяется при стенокардии, болях в областях желудка и кишечника. Наружно — при невралгических болях, зубной боли, как антисептическое и болеутоляющее средство при воспалительных заболеваниях верхних дыхательных путей, при бронхите. Раствор ментола в валерианово-ментоловом эфире (валидол) применяется при стенокардии; в смеси с парафином— при мигрени в виде карандашей; валокардина, в капли и мази от насморка. Мятное масло находит применение для ингаляций, входит в состав мятных капель, таблеток. Мятная вода используется в микстурах для улучшения вкуса и для полоскания рта. Настои и настойки из листьев мяты применяются как средство для улучшения пищеварения, повышения аппетита, против тошноты и рвоты.
Подорожник большой Препараты подорожника показаны при лечении язвенной болезни желудка и кишечника, отвар — при дизентерии и диспепсии. Экспериментами на животных доказано, что -водные препараты оказывают регулирующее действие как при пониженной, так и при повышенной секреции желудка.Сок листьев подорожника большого рекомендуется для лечения больных хроническим колитом и острыми желудочно-кишечными заболеваниями (гастриты, энтериты, энтероколиты). Препарат назначается внутрь по 1 столовой ложке 3 раза в день за 15—20 минут до еды. Настой из листьев — одно из лучших отхаркивающих средств при бронхите и туберкулезе легких.
Можжевельник обыкновенный— Плоды можжевельника обладают сильным диуретическим действием и применяются в качестве мочегонного средства, дезинфицирующего мочевые пути. Его рекомендуют при заболеваниях почек и печени. Кроме этого, настой плодов употребляют как отхаркивающее средство, а эфирное масло втирают при ревматических болях в суставах и мышцах. В ГДР, Польше, Болгарии плоды используют при желудочно-кишечных заболеваниях, а также при дерматитах, чесотке, лишаях, кожных сыпях.
Валериана: Препараты валерианы оказывают на организм человека многостороннее влияние, обусловленное комплексом всех содержащихся в корневищах и корнях веществ. Они понижают возбудимость центральной нервной системы, стимулируют процессы торможения в коре головного мозга, улучшают коронарнoe кровообращение, регулируют деятельность сердца, действуя как непосредственно на миокард и проводящую систему, так и через центральную нервную систему. Кроме того, корневища и корни растения обладают спазмолитическим действием, усиливают секрецию железистого аппарата желудочно-кишечного тракта, несколько подавляют бродильные процессы в кишечнике.
Это, как вы поняли, были лекарственные растения, а теперь давайте посмотрим на ядовитые растения.
Мак: Широко используются маки в медицине для производства лекарств (опиум и его производные продукты), а также в пищевой промышленности, где семена добавляются в выпечку, а ярко окрашенные лепестки используются для окраски продуктов. Выращивать маки очень легко. Всё, что им нужно, это много-много солнца. Некоторые маки смогут мириться с полутенью, но вряд ли они зацветут в тени. Многолетние маки развиваются в довольно крупное растение с массой зелени и только потом зацветают. Однолетние растения обычно зацветают через 2 месяца после посева. После окончания цветения зелень как многолетних, так и однолетних маков высыхает и исчезает. Маки обильно размножаются самосевом. Если вы хотите предотвратить это явление, то обязательно удаляйте отцветшие головки или опустошайте семенные коробочки до того, как они рассыпят свои семена вокруг.
Вороний глаз: Одно из народных его названий — крест трава. В наших лесах довольно часто встречается это невысокое растение с четырьмя широкими листьями, расположенными крест накрест, а в центре, где они сходятся — одна единственная лилово сизая ягода, чернеющая к поздней осени. Очень ядовитая ягода, как и все растение вместе с длинным и ползучим корневищем. Серьёзной травой, опасной для жизни, и болезни лечат серьёзные. Траву вороньего глаза, собранную во время цветения, используют при невралгии, мигрени, туберкулёзе лёгких, асците, судорогах, нарушении обмена веществ, а ягоды — при заболеваниях сердца и некоторых других заболеваниях.
Самолечением заниматься не в коем случае нельзя!
Белена: В народной медицине белена известна с древности как сильное болеутоляющее и противоспазматическое средство. Листья белены применяли от кашля, в смеси с листьями дурмана и шалфея- при бронхиальной астме, головной боли, спазмов желудочно-кишечного тракта, бессонницы, истерии, при болезненных менструациях. Водочная настойка листьев—как втирание при ревматизме, подагре, ушибах, а отвар в растительном масле закапывали в ухо при воспалении. Дым от сжигаемых семян вдыхали при зубной боли, а мазь из них использовали при туберкулезе костей. Растение ядовито!
III. Физ. минутка
Дети выполняют упражнение "Ёжик"
Вот свернулся ёж в клубок.
Потому что он продрог.
Лучик ёжика коснулся.
Ёжик встал и потянулся.
Поднимайте плечики,
Прыгайте кузнечики.
Выше, выше, высоко.
Прыгать на носках легко.
Вот мы встали, подышали,
Урок дальше продолжали.
Учитель: «Продолжаем наш урок. Ребята, а вы знаете, что есть и ядовитые растения, которые в малых дозах действуют как лекарственные, а в больших как яд. Например, белладонна, белена, волчий глаз, волчье лыко и дурман содержат яд. При этом, многие из них очень красивые.
Давайте вспомним сказки, где упоминаются лекарственные или ядовитые растения.
(Ответы детей: В сказке «Волшебник Изумрудного города» лев уснул на маковом поле; «Дикие лебеди», Элиза вязала из крапивы рубашки заколдованным братьям и др.).
Детям предлагается разгадать кроссворд:
Задание:
Подставьте названия этих лекарственных трав в кроссворд: белена, валериана, дурман, крапива, красавка, мак, мята, черника
Р | ||||||||||
А | ||||||||||
С | ||||||||||
Т | ||||||||||
Е | ||||||||||
Н | ||||||||||
И | ||||||||||
Е |
Итог урока
«Ребята! Только животные едят растения сами по себе и ни у кого не спрашивают, так как у них уже есть врожденный инстинкт, безошибочно позволяющий им находить полезную еду и избегать опасную.
Мы, люди, лишены этого инстинкта и можем полагаться только на свои знания».
VI. Домашнее задание.
Ребята, нарисуйте лекарственные растения, которыми пользовались вы или ваши родители
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по предмету "Окружающий мир", 3 класс, УМК "Школа России" Тема урока "Опасные места"
Образовательная- выявить опасные места для человека, соблюдать правила безопасности при пользовании лифтом, играя во дворе, находясь на балконе, около подоконника и т.д.Развива...
Тема: «Жилище Древней Руси. Крестьянский дом». Тип урока: урок-путешествие. Предмет: «Окружающий мир», 3 класс. Автор учебника: Н.Ф. Виноградова, Г.С.Калинова. Образовательная программа «Начальная школа XXI века»
Познакомить учащихся с внутренним пространством старинного дома, подробно рассмотреть его элементы и части: матицу, печь, печной угол, полати и гряды, значение вс...
Конспект урока по предмету «Окружающий мир» в 1 классе УМК «Школа России» Тема урока: «Что это за листья?»
Этот конспект составлен по требованиям ФГОС...
Предмет: Окружающий мир. Класс: 1 Б. Интегрированный урок по теме: «Твои помощники – органы чувств». Тип урока: урок-исследование.
Предмет: Окружающий мир. Класс: 1 Б. Интегрированный урок по теме: «Твои помощники – органы чувств».Тип урока: урок-исследование.Цели:·...
Конспект урока по предмету Окружающий мир, 1 класс по программе «Школа России» А. А. Плешаков Окружающий мир 1 класс
Урок постороен в форме игры - спектакля. Информация наглядна и доступна....
Предмет: окружающий мир Класс: 1 класс Тип урока: урок получения новых знаний Вид урока: урок-исследования
План урока (этапы)УУД1. ОрганизационныйЛичностные-самоопределение2. Мотивационный Познавательные:логические (сопоставление) расширение кругозора, умение находить ответы на вопрос...
Предмет: окружающий мир Класс: 1 класс Тип урока: урок получения новых знаний Вид урока: урок-исследования
План урока (этапы)УУД1. ОрганизационныйЛичностные-самоопределение2. Мотивационный Познавательные:логические (сопоставление) расширение кругозора, умение находить ответы на вопрос...