Урок-исследование
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

 Данный урок является заключительным в серии уроков – исследований по данной теме. Проблема, над которой работали дети, – найти признаки наступающей весны в живой и неживой природе; научиться видеть опасности, которые таит в себе окружающая природа весной, а также защитить природу от опасности, которую несёт неразумная деятельность человека. Исследование проводилось в малых группах. Цель исследования: учиться умению получать знания, исследуя изучаемый материал. Задачи исследования: обучать умению наблюдать, задавать вопросы  и находить ответы; обучать работе с различными источниками при поиске информации. На уроке дети обменивались приобретённой информацией, учились работать в группах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Окружающий мир ,2 класс

УМК «Школа России»

Олейникова Нина Александровна,

учитель начальных классов

МОУ «Майская гимназия»

Данный урок является заключительным в серии уроков – исследований по данной теме. Проблема, над которой работали дети, – найти признаки наступающей весны в живой и неживой природе; научиться видеть опасности, которые таит в себе окружающая природа весной, а также защитить природу от опасности, которую несёт неразумная деятельность человека. Исследование проводилось в малых группах. Цель исследования: учиться умению получать знания, исследуя изучаемый материал. Задачи исследования: обучать умению наблюдать, задавать вопросы  и находить ответы; обучать работе с различными источниками при поиске информации. На уроке дети обменивались приобретённой информацией, учились работать в группах.

Урок-исследование

Тема: Когда придёт весна

Цели. Формировать знания признаков весны в неживой  и живой природе в сравнении с зимними признаками; установить причину наступления весенних изменений в неживой природе; расширить представления о взаимосвязи весенних изменений в неживой природе с изменениями в жизни растений и животных; развивать логическое мышление, умение детей сравнивать (признаки весны с признаками зимы); обобщать (на основе конкретных наблюдений делать выводы); объяснить последовательную зависимость между изменениями в природе.

Оборудование: карточки (признаки весны, характеристика погоды,); модель лесной поляны , шапочки (зайцев, каркуши), фонограмма Сен-Санс «Лебедь»,презентация к уроку.

Ход урока:

1.Эмоциональный настрой.

-Я рада сегодня приветствовать вас,

Как в классе светло от сияющих глаз.

Давайте урок поскорее начнем, чтоб исследовать мир, в котором живём.

-Сядем тихо, очень дружно, это в школе очень нужно,

Не болтать и не лениться, мы пришли сюда учиться.

Ход урока:

Звучит мелодия Сен-Санса «Лебедь». 

2. Постановка учебной задачи. Инсценировка 

На доске открывается изображение лесной поляны. Появляются Каркуша и два Зайца.

Каркуша и Зайцы (хором). Здравствуйте, ребята! 

Учитель. Здравствуй, Каркуша! Здравствуйте, Зайчата! А что это вы так дрожите! Замерзли?   

Каркуша. Такая пакостная погода! Просто ужас!

Заяц 1. Не поймешь, то холодно, то жарко. Что надеть на себя — не знаешь.

Заяц 2. Вот именно, не знаешь! Хоть бы кто-нибудь сказал нам заранее, тогда другое дело. Ведь какая будет погода — никто не знает и нам не подскажет.

Учитель. Как это не подскажет? А радио, телевидение, газеты все время сообщают прогноз погоды.

Каркуша. Так нет у нас в лесу ни радио, ни телевидения.

Заяц 1. Газеты тоже к нам не приходят, про погоду не сообщают.

Заяц 2. Вчера на нашей поляне состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение: пора ли нам менять белые шубки на серые?

Каркуша. Получилось так, что одна половина поляны считала, что пора, а другая — что еще рано.

Заяц 1. Одни кричали, что снег еще лежит, а другие — что небо уже голубое.

Заяц 2. Одни говорили, что весна уже наступила и скоро начнется лето, а другие думают, что весна еще только собирается в наши края.

Каркуша. Мы не знаем, что делать. Подскажите нам, пожалуйста. Ведь вы учитесь в школе и, наверное, сможете определить — наступила ли весна?

Заяц 1. Говорят, что идет она к нам через ваш город. Расскажите нам, далеко ли она, когда будет на нашей поляне?

Заяц 2. Только заячье собрание просит представить убедительные доказательства. Ведь менять шубки — для нас, зайцев, дело непростое. Надеемся на вашу помощь.

Учитель. Да, тяжело, конечно, жить без радио, телевидения, без газет, но и у вас в лесу можно найти очень много примет, которые смогут рассказать вам, какая завтра будет погода. Конечно, приметы предсказывают погоду приблизительно. А нам в жизни нужен точный прогноз. Здесь одними приметами не обойдешься. Такой прогноз составляют люди, которые называются синоптиками. (Обращается к Зайцам и Каркуше.) Вот они вам и помогут. А вы садитесь, да слушайте внимательно.

3.Обмен информацией

Каждая группа представляет собранные в ходе исследования материалы.

Тема исследования

Весенние изменения в неживой  и живой природе.

Проблемный вопрос (вопрос для исследования)

Когда зайцам пора менять шубки? 

Гипотеза исследования

Мы предполагаем ,  что когда приходит весна зайцы меняют зимние шубки на летние, потому что цвет больше подходит к весенней и летней окраске леса.

Чтобы  ответить на вопрос зайцев мы должны:

Познакомиться весенними изменениями в неживой природе.

Провести наблюдение за погодой (температура, облачность, осадки).

Наблюдать за изменением долготы дня в течение марта месяца.

Познакомиться с изменениями в живой природе.

Выступление группы синоптиков

Результаты исследования

В течение  февраля и марта мы ежедневно вели наблюдения за                                                   температурой воздуха, облачностью,  фиксировали восход и                                                             заход солнца, вычисляли долготу дня, тем самым наблюдая за                                                  изменениями в неживой природе. График температуры.

Положение солнца на небосклоне летом, осенью, зимой и весной

Зимой о солнце говорили: « Светит да не греет» Но сейчас уже так не скажешь. Солнце все выше поднимается над линией горизонта, поэтому дни становятся длиннее, солнце греет землю, поэтому тает снег и лед. А  как изменилось небо! Оно теперь голубое, высокое, плывут по нему белые, белые, лёгкие облака.

           (На доску с изображением лесной поляны учитель помещаю солнце).Синоптики нам помогли увидеть изменения в неживой природе.

Задание научной группе юных ботаников

Ребята, докажите  что и в жизни растений с потеплением произошли  изменения  Какие первоцветы вы знаете? Где растут первоцветы? Группа ботаников расскажет нам о первоцветах. Каждый  ребёнок выходит с рисунком первоцвета и помещает его на полянку)

Всем знакомо невысокое скромное растение, которое  первым оживает после зимы в наших садах и лесах. Ему не страшны ни снег, ни зимние морозы, ни весенние заморозки. И вот уже множество белых колокольчиков украшают первые проталины. Это верный знак- весна совсем близко! Белый подснежник – редкий. Он занесён в Красную книгу и его можно найти ,  не во всех лесах. Другой вид подснежника - встречается чаще и это сине-голубой подснежник. Местами ещё лежит снег, а там, где пригревает солнце, появляются золотые лучики одуванчика, но они мельче. Название растение получило за свои листья. Нижняя часть листа покрыта нежными, пушистыми волосками, на ощупь она кажется  мягкой и тёплой. Это-мачеха. Вот и получилось мать-и-мачеха.  Это лекарственное растение.

Медуницу называют цветок-колдунья. Наверное, из-за того, что растение от весны до осени меняет свою окраску: сначала она розовая, потом пурпурная, затем фиолетовая, и в конце синяя. Иногда можно увидеть на одном растении  цветки сразу четырёх  оттенков. Медуницу любят шмели и пчёлы. Но посещают они цветки розового , красного цвета, как будто знают ,что только в них много нектара.

Хохлатка- знаменитый первоцвет. У этого небольшого растения один  стебель, заканчивающийся кистью цветов. Эти цветки напоминают хохолки. Хохлатки бурно разрастаются. Они могут покрыть  всю поляну своими цветами. Цветёт хохлатка несколько дней, а потом исчезает.

 Почему произошли все эти изменения в жизни растений?

Охрана первоцветов

Посмотрите, какие первые весенние цветы украсили нашу полянку. А они — смелые. Вырастают после долгой зимы, когда еще не везде снег растаял. В народе говорят: подснежники — это первая улыбка весны. Очень многие растения становятся редкими из-за того, что люди рвут их, совсем не жалея. Сорванные растения быстро вянут, а, оставаясь в природе, они еще долго могли бы радовать людей!

4.Работа в группах:

Каждая группа получает следующий материал:

1 группа(собрать строчки стихотворения)

На земле исчезают цветы,

С каждым годом заметнее это

Меньше радости и красоты

Оставляет нам каждое лето.

Откровенье цветов луговых

Нам понятно было едва ли,

Беззаботно топтали мы их

И безумно безжалостно рвали.

В нас молчало волшебное «стой!»

Нам казалось всё мало и мало,

А потом в толчее городской

Мы охапки тащили устало.

И не видели как из под ног,

молчаливо дыша еле- еле

Обречённо глазел василёк

Безнадёжно гвоздики глядели.

Давайте сделаем вывод: так хорошо это или плохо нарвать букет  первоцветов? Конечно, беречь надо не только редкие и исчезающие растения, но и те, которые еще встречаются в наших лесах. Давайте сделаем листовки и подарим своим друзьям!

2 группа: составить плакат «Берегите первоцветы»

3 группа: Заполнить таблицу


Весной природа просыпается от зимнего сна.



Солнце поднимается  _________ над горизонтом и день становится __________.



Люди снимают зимние шубы и шапки, потому что на улице становится ___________.



Солнце греет сильнее, на реках начинается  ________.



По весеннему льду ходить ______________!



От растаявшего снега и льда водоемы переполняются и затапливают сушу, это явление называется _________________


4.Обмен информацией

5.Работа по учебнику:

Докажите: изменилась ли жизнь животных с потеплением и почему? С чем связаны эти изменения? Какие изменения произошли в жизни птиц? Почему произошли эти изменения в жизни птиц? Какие изменения произошли в жизни животных?

6.Подведение итогов

Вывод: гипотеза исследования подтвердилась. В ходе наших наблюдений за температурой воздуха выяснилось, что в марте воздух стал теплее, чем в феврале, больше дней стало с плюсовой температурой. Солнце поднимается выше, чем зимой. Дни становятся длиннее, а ночи короче. Снег стал рыхлым, почва оттаивает. К концу марта появились первые проталины. Наблюдались ледоход и половодье, в жизни растений и животных  произошли значительные изменения, что подтверждает наступление весны

Доказали ребята, что весна наступила? У полянки появились настоящие друзья. А эти правила давайте перенесем в жизнь, в природу, которая нас окружает. Как хорошо будет, если ты, Данил, никогда не будешь рвать цветы на полянке. А ты, Дима, никогда не разоришь гнездо с птенчиками, а повесишь скворечник, и его заселят птицы — и ты услышишь их благодарное пение. А ты, Олег , остановишь мальчишку-хулигана, который ломает ветку...Вы стали настоящими друзьями природы. Сегодня каждый из вас получит вот такой знак в форме солнышка. Ребята, а почему именно солнышки вы решили подарить? Ну как, Зайчата и Каркуша, вы согласны с тем, что весна уже наступила? Пора менять шубки?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по математике в 1 классе. Тема: «Величина. Длина. Сантиметр.» (урок - исследование по системе Л.В. Занкова.)

Цели: - познакомить с понятиями: величина, измерение величин, единица измерения (мерка), с различными единицами измерения длины (шаг, локоть, сантиметр); - совместно установить общий принцип...

Предмет: Окружающий мир. Класс: 1 Б. Интегрированный урок по теме: «Твои помощники – органы чувств». Тип урока: урок-исследование.

Предмет: Окружающий мир. Класс: 1 Б. Интегрированный урок по  теме: «Твои помощники – органы чувств».Тип урока: урок-исследование.Цели:·...

Урок - исследование "Что рассказало нам слово? Исследование слова "снег"

Урок проводится в устной форме, что является абсолютно новым подходом в обучении русскому языку....

Урок «Окружающий мир» в 4 классе. Тип урока: урок-исследование. Тема урока: «Органы чувств».

Данный урок является первым в теме»Органы чувств». Учащиеся исследуют при помощи каких органов чувств они познают окружающий мир.. - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поиск...

Урок-исследование по природоведению 5 класс Тема: «Исследование свойств глины и песка»

Цель: формирование понятий о полезных ископаемых нерудного происхождения....

Предмет: окружающий мир Класс: 1 класс Тип урока: урок получения новых знаний Вид урока: урок-исследования

План урока (этапы)УУД1. ОрганизационныйЛичностные-самоопределение2. Мотивационный  Познавательные:логические (сопоставление) расширение кругозора, умение находить ответы на вопрос...


 

Комментарии

Дубровина Наталья Валерьевна

Молодец, Ниночка, так держать!