Кожа и её значение.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Валентина Николаевна Олейникова

Урок окружающего мира. Тема "Кожа и её значение". 4 класс. УМК "Система Л.В.Занкова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okr.mir_kozha.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Класс –  4.

Учитель Олейникова В.Н.


Тема урока: Кожа и её значение.

Цели:

рассмотреть строение кожи, дать представление об органе осязания,  определить значение и функции кожи;

создать условия для развития у учащихся внимания, логического мышления, диалогической и монологической речи, памяти;

помочь осознать важность познания человеческого организма;

воспитывать бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих.

Оборудование:

учебник «Мы и окружающий мир» (авт.Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков; издательство «Учебная литература», 2004)

проектор, компьютер, диск с презентацией

индивидуальные карточки

лупа, зеркальце, карточки с цифрами

1 кв.см на листке

мешочек с холодным, теплым и колючим предметами

Ход урока

1. Организационный момент.

Ребята, мы с вами продолжаем изучать раздел «Человек познает самого себя». И сегодня на уроке мы расширим и углубим наши знания об организме. Каждый из вас хочет быть сильным, крепким и энергичным. Так и будет, если вы изучите свой организм и научитесь заботиться о нем.

- А что значит заботиться?

Д. Это значит выполнять все гигиенические правила.

2. Оздоровительная минутка. Дыхательная гимнастика. Эмоциональный настрой на урок.

- Ребята, давайте начнем урок с укрепления здоровья. Мы живем, потомучто мы дышим, а дышать нужно правильно.

Подняться на носки – вдох носом, опуститься выдох ртом. Это упражнение использовали ещё в Древнем Китае. Выполняя его, следует настраивать себя так: вдохнем все хорошее (радость, здоровье, хорошее настроение), выдохнем все плохое (злость, зависть, гнев).

На счет 1-4 – глубоко вдохнуть носом (рука на диафрагме), на счет 5 – задержать дыхание, на счет 6-10 – плавно выдохнуть через рот. Это упражнение поможет нам сосредоточиться и настроиться на работу.

(выполнение под музыку 3-4 раза)

- Итак, мы полны задора, энергии и оптимизма.

3. Актуализация знаний учащихся.

- Начнем работу. Я задаю вопрос, вы находите номер нужного ответа и показываете его с помощью карточки.

На слайде:   1. язык

                     2. глаза

                     3. уши

                     4. нос

- с помощью какого органа ты узнаешь о том, что залаяла собака, зазвенел будильник (3)

- с помощью какого органа ты видишь все, что тебя окружает (2)

- какой орган нам помогает почувствовать запах хлеба, аромат  цветка, духов (4)

- с помощью какого органа ты отличаешь сладкую пищу от горькой, кислую - от соленой (1)

- Какое общее название подойдет к этим словам

Д. Органы чувств

- Но каждому органу чувств соответствует свое название. У вас на столах есть карточка под номером 1. Соедините  на ней стрелками слова в правом и левом столбиках.

        Карточка №1.

 орган зрения           язык

 орган слуха             нос  

 орган обоняния      глаза

 орган вкуса             уши

- Проверим наши работы с помощью иллюстраций. Назовите ответы, которые у вас получились.

На слайде фотографии органов чувств.

4. Постановка проблемы.

- Ребята, подумайте, почему у нас осталось пустое место на карточке?

Д. Наверное, что-то мы не написали.

- Давайте попробуем это место заполнить, а поможет нам в этом мой волшебный мешочек.

5. Совместное «открытие» знаний.

- Расскажите нам о своих ощущениях

( прикладываю сначала тёплый предмет, потом холодный, затем слегка укалываю  еловыми иглами)

Д. Мне тепло. Мне холодно. Мне колко или больно.

- Какой орган нам помог ощутить все прикосновения?

Д. Рука. Щека.

- А точнее.

Д. Кожа.

-  Правильно. Мы ощущали, осязали. Эти слова близкие по значению. Как называются в русском языке такие слова?

Д. Синонимы.

- Как же называется это чувство?

Д. Осязание.

( на магнитную доску карточку «осязание»)

- Да, верно. Послушайте, как дает объяснение  «осязанию» Сергей Иванович Ожегов в толковом «Словаре русского языка».

Осязание – ощущение давления, тепла, холода, возникающее при прикосновении кожи к чему-нибудь.

- Сегодня ваш словарный запас пополнился ещё одним новым словом. Давайте научимся его правильно говорить.

Слайд с чувством «осязание».

- Теперь заполните в своих карточках недостающий орган чувств с его названием.

(ребята вписывают в карточку недостающие слова)

6. Постановка целей и задач урока.

- Итак, ребята, сегодня на уроке мы с вами будем разговаривать о нашем «скафандре». Как вы думаете, почему я сравнила кожу со скафандром?

Д. Кожа, как и скафандр, покрывает всё тело.

7. Практическая работа.

- Возьмите лупы и рассмотрите внимательно свою кожу на ладони, на кончике пальцев.

- Расскажите о своих наблюдениях.

Д. На коже видны маленькие отверстия. Много мелких волосков. На коже есть рисунок.

- Вы сказали, что увидели под лупой множество маленьких отверстий в коже. Кто скажет, как называются эти отверстия?

Д.  Поры.

- Совершенно верно. Но через лупу мы с вами смогли рассмотреть только первый поверхностный слой кожи. Я думаю, вам будет интересно увидеть нашу кожу в разрезе.

8. Работа с учебником.

- Откройте учебники на стр.70 и рассмотрите рисунок.

- Из чего состоит наша кожа?

Слайд «структура кожи».

Д. Кожа состоит из эпидермиса, в ней есть кровеносные сосуды, потовая железа, сальная железа, внутренние слои, волосы.

( на магнитную доску прикрепляю  карточки «эпидермис, внутренние слои, сальная железа, потовая железа, кровеносные сосуды, нервные волокна»)

- Посмотрите на рисунок и догадайтесь, что помогает коже чувствовать все прикосновения?

Д. Нервные волокна.

-Правильно. Эту работу выполняют нервные волокна, которые пронизывают всю кожу.

-  Но давайте начнем с начала. Как называется верхний слой кожи?

Д. Эпидермис.

- Подумайте, какую функцию он выполняет.

Д. Защищает наше тело от холода, ударов.

- Верно. Можно сказать, что кожа является защитным покровом.

Слайд «Функции кожи» - является защитным покровом

9. Практическая работа.

- Возьмите зеркальце. Проведите указательным пальцем по лбу и приложите его к зеркалу. Что вы увидели?

Д. Жирное пятно.

- Какая железа выделила жир?

Д. Сальная железа.

- Для чего жир нужен коже?

Д. Жир смягчает кожу, делает её эластичной.

 (Работа в парах)

- А теперь сравните свой рисунок на зеркальце с рисунком соседа. Что заметили?

Д. Рисунки разные.

- Верно. Кожа каждого человека имеет свой собственный рисунок. Этот рисунок на ладонях, подошвах, подушечках пальцев появляется у ребёнка задолго до рождения и остается неизменным на протяжении всей жизни.

- Где, как вы думаете, используют эту особенность кожи?

Д. В милиции. В суде.

- А что может выделять потовая железа?

Д. Пот.

- А что такое пот?

Д. Соленая вода.

10. Работа с учебником.

- Подробнее, что такое пот и зачем он появляется на коже мы узнаем из учебника. На стр.70 после рисунка прочитаем первый абзац.

- Итак, для чего служит  потовая железа?

Д. Охлаждает организм. Удаляет ненужные вещества-отходы.

- Можно сказать, что кожа участвует в обмене веществ.

Слайд «Функции кожи» - участвует в обмене веществ.

Рисунок  «мальчик поранил палец»

- Какую ситуацию вы видите на экране?

Д. Мальчик поранил палец.

- Что произошло в результате ранения?

Д. На пальце появилась капелька крови.

- О чем это говорит?

Д. В коже есть кровеносные сосуды.

- Прочитаем о них на стр.70  последний абзац и два абзаца на стр.71.

- Сделайте вывод.

Д. Кожа поддерживает нормальную температуру тела.

Слайд «Функции кожи» - поддерживает постоянную температуру тела.

- И ещё одну функцию кожи мы должны сегодня выделить. Найдите её самостоятельно в учебнике.

Д. Кожа участвует в газообмене.

Слайд «Функции кожи» - участвует в газообмене.

11. Первичное закрепление.

- Итак, о каком органе чувств мы ведем сегодня разговор?

Д. О коже.

- Сережа, ты не пожалел, что сегодня пришёл ко мне на урок?

С. Нет.

- Катя, тебе интересно было на уроке?

К. Да.

- Максим, ты узнал сегодня что-то новое?

М. Да.

- Школа – это большая книга знаний. Каждый день несет нам что-то новое. Давайте мы с вами теперь расскажем, что нового узнали о коже.

- Кожа это …

Д. Орган чувств.

- Это орган …(показываю на карточку на магнитной доске)

Д. Осязания.

- Строение кожи таково…

Д. Эпидермис, внутренние слои, потовая железа, сальная железа, кровеносные сосуды, нервные волокна.

- Функции кожи …       (по слайду)

12. Оздоровительная минутка. Массаж пальцев рук.

- Ещё я хочу научить вас простому упражнению, которое тоже поможет укрепить ваш организм.

- Правой рукой помассируйте каждый палец на левой руке. То же сделайте с правой рукой. Старайтесь уделить внимание каждому суставчику, тщательно его растирая. Пальцы рук связаны с мозгом и внутренними органами. Массаж большого пальца повышает деятельность головного мозга, указательного – улучшает работу желудка, среднего- кишечника и позвоночника, безымянного – печени, мизинец помогает работе сердца. То же самое делайте дома со стопами.

13. Творческая работа.

- Но все  функции кожа сможет выполнять, только если её содержать в чистоте.

- Что у меня в руке?

Д. Квадратик.

- Правильно. Это квадратный сантиметр. Знаете ли вы, что на 1 кв.см кожи находится до 40.000 микробов. Площадь кожи взрослого человека примерно 2 кв.м. Можете представить себе сколько на ней находится микробов.

- Что делать, как от них избавляться? (слайд с доктором)

Д. Соблюдать чистоту кожи.

- Правильно, надо соблюдать правила гигиены. А правила эти вы сейчас сами составите. Группа из 4 человек получает свой рисунок и составляет правило.

- Давайте послушаем, что у вас получилось.

14. Домашнее задание.

Подробная информация о домашнем задании есть в ваших индивидуальных карточках. Напоминаю, вы можете выполнить то, что вам наиболее интересно.

Карточка №2. Домашнее задание.Слайд.

 1. Прочитай учебник на стр.69-75. Ответь на вопросы.

2. Подбери к следующему уроку интересный материал по теме «Кожа и её значение».

3. «У него от страха волосы встали дыбом», «гусиная кожа». Найди другие выражения о коже и объясни их.

4. Составь кроссворд на тему «Человек».

15. Итог урока.

- А теперь я хочу поблагодарить вас за урок, за вашу работу. Вы были дружными, активными, проявляли смекалку, ум, творчество. Спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру в 4 классе по теме «Кожа, её строение и значение» по УМК «Начальная школа ХХI века»

На этом уроке  дети познакомятся со строением и свойствами кожи, узнают о  её значении для организма; убедятся в необходимости ухода за кожей....

Конспект урока по окружающему миру "Кожа и её значение".

Конспект урока по окружающему миру, 4 класс, система Л.В.Занкова "Кожа и её значение"...

Кожа и её значение

Урок-исследование. Открытие новых знаний...

Кожа и её значение

Конспект урока по окружающему миру , а также презентация к данному уроку....

Урок по теме "Кожа и ее значение"

Конспект урока по окружающему миру в 4-ом классе.УМК – система Л.В.Занкова.Тема: «Кожа и её значение».Цели: познакомить со строением и функциями покровного органа - кожей; формироват...

Окружающий мир. Тема: «Кожа и её значение.» 4 класс (3 класс)

Урок окружающего мира в  4 классе (3 классе) "Кожа и её значение" ....

Урок: «Окружающий мир», Тема: «Кожа и ее значение», Класс: 4

Познакомить со строением и функциями покровного органа-кожи, формировать потребность беречь своё здоровье.На основе самостоятельных наблюдений учащихся и информации, полученной при чтении дополнительн...